Люди - странные создания, а люди, обитающие на дроме - странны вдвойне. Во-первых удивительно, что отзывы об автомобилях обычно пишут либо сразу после покупки, либо к моменту продажи. Поэтому честных отзывов мало. Первые ничего еще не знают об авто, вторые стремятся приукрасить свой унитаз, чтобы продать подороже. Скажу сразу, на авто я катаюсь год, продавать не планирую еще года 2.
Кроме этого, меня всегда удивляло, что люди пишут отзывы о новых или беспробежных машинах. Ну что о них писать? Пробег минимальный, качество салона-обивки-отделки любой здравомыслящий человек может оценить при первом взгляде. Пробег моей пробки подбирается к 190 тысячам, бралась с пробегам чуть больше 180 - опыт эксплуатации пока невелик, но многое уже понятно.
Сам я технарь, поэтому меня больше всегда интересовали технические аспекты. А о них в интернете информации мало, в основном эмоции. Постараюсь это поправить.
Автомобиль этот создавался, да и создается для коммерческого транспорта, а это очень сильно отличает его от прочих. Редко кто покупает такой авто сердцем, обычно его берут именно разумом.
Начнем издалека. В чем стоит задача разработчика современного авто на рынке копроэкономики?
Правильно, сделать красивую конфетку, за которой потребитель побежит вставать в очередь, брать кредит на 5 лет, чтобы через 5 лет машина начала сыпаться и раздражать автовладельца, чтобы он продал старый хлам и купил новый, более дорогой и другой марки.
В чем задача разработчика коммерческого авто? Создать надежное средство передвижения, чтобы это средство работало в довольно тяжелых условиях, под нагрузкой и требовало минимального ухода, чтобы после прошествия определенного срока владелец авто его продал как можно выгодней и купил себе новое, желательно такое же авто. Улавливаете разницу?) Поэтому модельный ряд тойота (да и других диллеров) меняется раз в 3-5 лет, а пробоксы выпускают с 2002 года. Уже 12 лет, удивительно для зарубежного автопрома, правда? Не надо себя обманывать - в японии никто не берет такие авто для себя, все они наматывают не одну сотню км в виде развозного и легкого коммерческого транспорта. Это неприятный момент, об этом надо помнить, выбирая себе подобный аппарат.
И еще. Опыта эксплуатации иномарок у меня немного - ездил немного на уазе 3741, ака Лэнд-УАЗ, волге газ 3110 ака Ласточка, катался на отечественных тазах, пересидел практически во всех япошках до 2000г - хонда, ниссан, тойота. Стоимость данной машины у нас на рынке 200-400 тысяч, в зависимости от года и ушатанности, посему сравнивать буду преимущественно с аналогичным, в том числе отечественным автопромом. Покупки автомобиля до 2000 года не вижу смысла, ибо целую машину найти практически невозможно, а битый хлам с пробегом к пол миллиона меня не интересует
Начнем по порядку - двигатель 1nz-fe. Городской овощ, скажут стритсракеры. Всего полторашка, скажут они. Никакой динамики, ага. Смысл спорить?
Просто по факту мы имеем самый беспроблемный двигатель всей семейки nz в частности и всей третьей волны вцелом. Тот самый, который стоит на филдерах, ранксах и прочих авто "классом выше" К слову, ценник на эти авто того же года на 70-100 тыс выше пробоксовских, по крайней мере у нас. Благодаря системе VVT-i, двигло тянет и на низах, и на верхах крутится прекрасно. Но все равно это авто не для гонок, оно заточено под перевозку грузов, об этом ниже. Рядная четверка, свечки меняются в гараже за 5 мин, компоновка двигателя идеальная, рука пролазит везде. На любом форуме написано детально, как менять свечи, где искать фильтра, куда лить какую жижу. Расход в смешанном цикле город-межгород у меня составляет 6(!) литров на 100 км. Да, я не гоняю, в городе 60, со светофоров не рву, по трассе моя скорость 105 км/ч, на обгонах до 130, права мне нужны :) проверял несколько раз, при езеде по городу, расход литра на 2 больше. Динамики в пределах города хватает, от потока не отстаешь, до 120 км/ч разгон довольно резв, в любой момент можно ускориться - что еще нужно? Если менять вовремя масла, свечки, не гонять за 180 км по трассе - двигатель послужит верой и правдой, по слухам, вплоть до полумиллиона км.
Ходовка. Жесткая до неудобности подвеска, скажут марководы.
На пустую машинка ведет себя чересчур легко, на рифленке зачастую начинает "козлить" - однако это замечается, когда налетаешь на рифленку на скорости 120 км/ч, при скорости 90 характер покрытия значения не имеет, машинка за землю держится уверено, зачастую позволяет вваливать в поворот на большей скорости, чем требует разум. Однако это одна из немногих машин третьей волны, в которую грузится 450+ кг и везется спокойно.
Обычный человек не понимает - зачем ему везти такой вес? Попробую объяснить.
Вес среднестатистического человека 80 кг. К сожалению, вес среднестатистической тещи составляет 100 кг. А учитывая, что она передвигается в направлении огорода с соседкой под стольник и таким же тестем (уже 300 кг), с собакой, корзиной и прочими ценностями а возвращается еще и с тремя мешками картошки, и все это по ухабистой дороге, где чуток просесть по клиренсу - значит шаркать все на свете и собирать пни. Здесь при загрузке 400 кг просадки по клиренсу визуально нет. Вообще нет! На пробоксе сзади на 2 вд независимая балка на пружинах. Ломаться нечему, стоек нет, амортизаторы отдельно от пружин. Замена простая, сами амортики копеечные. Думайте сами, я свой выбор сделал.
Ах да, чуть не забыл - водитель в основном испытывает на себе действие передней подвески, а она такая же, как у фанкарго/вица/короллы 120. И да, моя машина 2002 года, на ней полностью своя, японская, ходовка. И впереди, и сзади. Это 100%, никто туда не лазил. Повод задуматься.
КПП.
Не знаю, как на короллы/фанкарги, но на пробоксы устанавливается "грузовая" коробка классического гидромеханического типа фирмы AISIN. Из особенностей - короткая первая скорость, т.к. предназначение этого авто все-таки перевозить грузы. Соотвественно, трогается машинка всегда без проблем, хоть пустая, хоть груженая под завязку. Судя по форумам, это не тот узел, на который стоит обращать внимания. Купил, посмотрел, насколько цела жижа, и катаешься дальше смело. Коробка выносливая.
Прочий конструктив.
Здесь я хотел отдельно указать на гидроусилитель руля, тормоза с абс, кондиционер, встречаются варианты с автоматическими зеркалами, стеклоподъемниками, метлой сзади. Почему обращаю на это внимание? Многие слышали, что "тайоты уже не те", а почему не те, знают немногие. А сюжет в том, что на конвейере место относительно беспроблемных nz-fe и zz-fe давно заняли nr и zr, которые начинают канифолить мозги и жрать масло начиная с 50 тыс км, вместо классического гидротрансформаторного автомата с немереным ресурсом стали ставить простенькие и малоресурсные вариаторы, а то и вообще роботы, место гидроусилителя занял электроусилитель - и прочие мелкие радости, ни одна из которых не пошла на пользу ресурсу автомобиля.
Скажу сразу, у меня комплектация DX. Сзади нет метлы, салон на веслах. Весла неубиваемые, там простой реечный механизм. Он не будет любить вам мозг, проводки не будут перетираться (как на современных авто) и прочее. Простая надежная система. Меньше электроники - меньше проблем, на б/у авто это актуально. Но метлу советую вам найти. Без нее как-то не айс, особенно зимой. Приходится выходить и протирать. Кондиционер отличный, печка теплющая, ничего не запотевает. Классический гидроусилитель руля радует своей информативностью.
Салон. Архаично-примитивный дизайн интерьера, неудобный сиденья, скажут эстеты.
Я причисляю себя к среднему росту, 183 см. Ну дак вот, на передних сиденьях я чувствую себя изумительно. Регулировки угла наклона, водительское регулируется вверх-вниз, вперед-назад.. Что еще нужно простому человеку? То что надо. Руль, к слову, тоже регулируется вверх-вниз. Сзади - разговор отдельный. Всех пугает слово "скамейка". Во-первых, скамейка скамейке рознь. на этой скамейке могут разместиться 3 взрослых человека (рассказывая, как вчера они ездили в приоре и все уматерились потому, что там из-за особенности крыши приходилось поворачивать голову в бок, а коленки у них были на уровне ушей). Эти взрослые люди доставляются в любую точку города и ближний загород без проблем и без жалоб на неудобную посадку. Но если у вас планируются там постоянно ездить взрослые дети, либо уважаемые члены семьи - я бы посоветовал присмотреться к вариантам с кузовом 58 и 59, так называемые "Люкс". Там мягкий диван. Места в ногах при максимально отодвинутой сидушке водителя достаточно. Никто ни разу не жаловался.
И да, про задний диван. Куча статей в интернете об установки вместо задней скамейки сидушек от мазды демио, хонды срв.. И других машин. Благо место позволяет. Цена вопроса - 3тыс сидуха с разборки +2тыс установка. Из недостатков - при этом не останется ровного пола длинной метр 90 при сдвинутых передних сидушках, при котором можно в машине спать. Лично я не стал заморачиваться - мне больше по душе прямой, ровный пол.
Что еще сказать? все пишут "нет тахометра на приборной панели!" вопрос на миллион - а он зачем? Машина автомат, педальки две, ЗАЧЕМ тахометр? Сразу складывается ощущение, что все водители мира настолько педантичны, что всегда эксплуатируют двигатель на оптимальных оборотах.. Мне кажется, это не всегда так:) Можно решить это конечно установкой бортового компа импортного, или китайской примочки в обд2 за 300р + телефон с блютус - но зачем?
Это же Б класс, скажут интернет-тролли.
По поводу принадлежности к классам. Я сам испытал легкий культурный шок, когда узнал, что тойота пробокс - это класс Б. Добавило баттхерту то, лада приора - класс C. Но про посадку я уже писал - в приоре ты сидишь как на кортах и с согнутой головой, здесь же чувствуешь себя человеком. И да, еще немного о посадке. Катался я на хондах - там вот ты лег в ванну и лежишь, рулишь. Здесь же посадка ближе к минивеновской, скорее как в тойота спасио. Да и по ширине места не меньше, чем в рав-4 в свежем кузове. Эдакий упрощенный филдер, королла в вуали, если хотите. Одним словом, мне автомобиль очень нравится, и я считаю его весьма технически совершенным.
Чуть не забыл - машина недорогая, поэтому многие автовладельцы не гнушаются залезть и покопаться в ней собственными ручками, при этом создавая подробнейшие фотоотчеты, которые можно найти на probox-club.ru, drive2 и прочих ресурсах. Человек, малознакомый с техникой может проводить ВСЕ техническое обслуживание просто по букварю и фотографиям на форуме, вплоть до легких усовершенствований, типа установки проставок и прочего. Очень классно для любителей покопаться в гараже и сэкономить копейку, не имеющих особого технического образования и глубоких знаний.
Для тех, кто НИАСИЛИЛ, постараюсь собрать все плюсы и минусы в одном месте
Плюсы
+Классический и распространенный двигатель, высокий по современным меркам ресурс, нет проблем с зап.частями
+Классический автомат, гидроусилитель руля, абс, кондиционер, неубиваемая но мягкая подвеска
+Огромный багажник, большая грузоподъемность, кузов универсал
+Удобная компоновка узлов и агрегатов, возможность самостоятельного ремонта, либо ремонта "у дяди Вано в гаражах занидорага"
+Автомобиль до сих пор на конвейере, практически в неизменном виде
Минусы
-Простой по современным меркам дизайн салона, достаточно невзрачная внешность
-Неудобные задние сиденья грузопассажирской версии(в кузовах 58 и 59 этих проблем нет)
-Совершенно не подходит для бросания понтов и съема телочек, но это отдельная тема
Четко решите для себя, что Вы хотите от авто. Если вам нужно простое, без изысков, неприхотливое авто, крепкое, выносливое и надежное, при этом недорогое - я думаю, это оптимальный выбор. Если Вы готовы чуточку уступить комфорту и немного сэкономить - присмотритесь к Toyota Probox. Если Вы будете знать о всех его недочетах, и готовы мириться со всеми его минусам и радоваться плюсам, Вы никогда не будете разочарованы. Если же за комфорт задних пассажиров Вы готовы переплатить 50-100 тыс, если внешний вид автомобиля для Вас имеет имиджевое значение - присмотритесь лучше к другим автомобилям. К тому же филдеру, например. Спасибо за внимание, удачи на дорогах!
з.ы. никогда не понимал, какой смысл фотографировать стоковые авто? Но если народ просит.. На здоровье