Lexus incognita
Однажды, три года назад, я гулял по «выставке достижения народного хозяйства Японии» – местной торговой стоянки праворульных бу машин, преимущественно годов конца 90-х. В тот момент такие машину у нас были в новинку, и каждая новая увиденная мной на стоянке модель была открытием: скай, мобилио, краун, виндом – дивный мир автомобильного разнообразия, поражающий воображение после удивительно однообразного (у нас) ассортимента немецких машин. И когда я уже пообвыкся, и стал разбираться в этих авто, увидел какую-то незнакомую машину, которая сразу приковала мое внимание. В голове мелькнула мысль «Эге, оказывается я не знаю чего-то важного в этой жизни». Это был седан средних размеров с необычным дизайном, но удивительным свойством - одного взгляда было достаточно, чтобы понять - это дорогая и престижная машины. Да, это была Toyota Progres, машина, которую владельцы считают – «Лексусом неизвестным».
Лягушка в колодце
Тойота Прогрес - это одна из тех машин, которые японские автожурналисты называют «лягушками в колодце» - машины предназначенные только для внутреннего рынка. Суть аналогии в том, что когда лягушка попала в колодец у ней нет шансов вылезти наружу, но она может жить у себя в колодце и эволюционировать своим собственным путем. Так и японские машины для внутреннего рынка – они никогда не увидят «белый свет» – но тут можно встретить поистине диковинный вещи (ну например, Вилл ВС «стелс»).
Прогресс - один из таких диковинных машин. Некоторые люди угадывают в его дизайне (и концепции) мерседесовские мотивы («Хочу быть мерседесом»). Другие говорят, что он вообще ни на что не похож. Да, дизайн чуток «психоделический» (в Японии оказывается тоже есть что покурить!) Но сбоку - линии совершенны и сзади машина выглядит гармонично.
Бывают в жизни вещи, к которым люди относится только полярно: одним это очень нравится, другие просто терпеть не могут (Вот Вы, например, любите или ненавидите пенку с парного молока?). Так и Прогрес – либо он нравится, либо «ИМХО дизайн страшный». Но, что же внутри?
Все это - JaZ!
Да, под капотом легендарный JZ и, поверьте друзья, это не последняя хорошая новость. Под капотом, и в машине в целом, собраны все самые надежные и передовые на тот момент технические элементы в семействе маркообразных. Подвеска сделана исключительно комфортной (правда, вам придется быстро узнать что такое плавающие сайлент-блоки того самого нижнего косого рычага и многое другое – но оно того стоит – если есть деньги, конечно). Электроника объединила в себе три важные вещи: антиблокировку, антипробуксовку, электронную эмуляцую блокировки межколесного дифференциала (электроника зажимает тормозом буксующее колесо) ну и все это объединено в единую «систему курсовой устойчивости», которую, впрочем, можно отключать. Я не верил, что все это помогает в реальной жизни, но мне пришлось забирать машину с торговой стояки в лютый гололед и на летней резине, и то что задние колеса практически не буксуют на льду и тронуться можно даже в горку – меня поразило. Я помню, как шлифовали в таких ситуациях мои прежние машины – это совсем другое дело, поверьте – эти штуки облегчают жизнь.
Отличные тормоза, машина встает как вкопанная. Очень приличный разгон и динамика. Проехался на 3-х литровом (не моем) – действительно просто «тепловозная» тяга. У меня раньше не было машин с двигателями с системой изменения открывания-закрывания клапанов – поэтому казалось удивительным, что вот уже 4000 оборотов - и двигатель должен уже «вянуть» - но нет - у двигателя открывается второе дыхание – он тянет и тянет. Но какой бы не была начинка Прогреса, самое главное в нем – это то, что вы видим и чувствуем в салоне.
Скромное обаяние японской буржуазии
Салоны бывают выполнены в двух темах – светлый и черный. Каждый из них – произведение интерьерного дизайна, в основе которого лежит гармония и некое «благородство». Светлые салоны в основном «тряпка» - но какая это «тряпка»! Я впервые увидел, чтобы некожаная обивка выглядела так «солидно». Да что рассказывать, смотрите фото.
Светодиодной приборкой уже нас не удивишь – но какая это приборка! Она хороша. Все комплектации досточно хороши, круиз (неактивный) – частая опция, ионизатор, камеры подключенные к встроенному экрану, поднимающаяся задняя шторка, тоже не редкость. Моя машина в «слегка спортивной» комплектации – затянутые аммортизаторы и кое-какие мелочи в дизайне.
В чем особенность этого авто именно как японского автомобиля. Престижные японские машины для внутреннего рынка – не редкость, но это машины для организаций или общественного пользования. Главный человек в них сидит на заднем сидении. Прогресс – это престижный личный автомобиль для японцев. Это машина для «главных японских людей» - которые сами хотят (или вынуждены) сидеть за рулем. Машина сосредоточена на комфорте для водителя. Я осознал эту мысль, когда стал замечать, что любые поездки по городу меня больше не утомляют. Раньше эта была работа и тряска – а сейчас стало отдыхом. Эх, к хорошему быстро привыкаешь.
В машине не бывает люка и задней метлы – вроде как «не формат» для престижной машины, у меня нет даже ветровиков – видимо предполагается, что для владельца никогда не будет необходимости открывать окна на ходу. Но есть подогрев зеркал, складывание их, загорается лампочка если перегорела лампа в каком-нибудь фонаре, выдвигается при зажигании руль, да много всего, все и не упомнишь.
Тут с недавних пор стало модным проводить аналогии между секасом и машинами. Аналогии, конечно спорные, так как секас в любом случае лучше, но если все-таки проводить аналогию Прогреса с девушкой, то это 30-ти летняя красавица – в ней нет звенящей молодости или «безбашенного» задора, но она пышет красотой и здоровьем, она уже все может и хочет, с ней комфортно, и нет проблем или неприятных сюрпризов, и даже если она вдруг «залетит» - пожалуй вы будете последним кто узнает об этом…
Если сравнивать, что лучше Марк или Прогрес и подойти к делу с практичной точки зрения, то какой разговор: Марк практичнее и больше. Если сравнивать Виндом и Прогрес, то опять таки – Виндом тоже комфортен и более распространен. Тойота Прогрес – это история не о том, что в жизни практичнее или быстрее. Это история о том, что ты на наших дорогах наконец- то можешь чувствовать себя легко, во время движения можешь отдыхать и вообще думать о других более важных вещах. Прогрес – машина на любителя, как описал его один японский журналист «дорогой костюм с узким воротничком» (машина узкая, но высокая) – но мне он пришелся впору.
Не могу много написать о технических проблемах с машиной - их у меня не успело возникнуть, срок владения не большой. Вся техническая сторона этой машины - единая с другими маркообразными - все это не новость для дромовцев - Вы все это знаете. Главное в этой машине - это ощущения и эмоции, которые ты испытываешь при вождении. Плавность, комфорт и гармония. В этом отличие. Это я и пострался показать вам.
Сейчас мой Прогрес стоит в гараже, ибо я вынужден был уехать в мир иной. Я знал, что покупаю эту машина всего на пару месяцев, и все это уже ни к чему. Но я купил его. Хотел попробовать машину, к которой присматривался два года, и попробовал.
Мне понравилось.
(на фото: мой Прогрес – зеленый и с черным кожаным салоном; голубая машина со светлым салоном – не моя, но тоже хороша, купил бы жене, если бы не перемены).