Прошло 2 года с момента эксплуатации авто. Проблем с эксплуатацией не возникло. Писать в принципе особо и нечего, но может кому и интересно, как ведет себя эта машина со временем. Тем более на дорогах их становится все больше. Так вот: ходовая в порядке (ничего не бренчит), движок тянет так же (масло не жрет), варик без вопросов отрабатывает, расход топлива не изменился (95-й круглый год). Техобслуживание машины сводится к замене масла и фильтров. Топливный пока не менял. Свечки замены тоже не требуют. Единственная стоящая заметка: летом были установлены полиуретановые проставки под стойки/пружины толщиной 2 см. Клиренс увеличился на 3 см. Исчез пожалуй единственный недостаток Рактиса - он перестал цеплять неровности дороги. Жена осталась очень довольна. Пожалуй опишу процесс установки, может кому пригодится.
Проставки устанавливал сам - особых навыков не требуется, но пару ключей специально для этой операции пришлось прикупить. Помимо стандартного набора головок/ключей потребовался изогнутый накидной на 17-19, чтобы снять передние стойки, ну и стяжки для пружин. Ах да, неплохо иметь трубу метра 2 длиной и компаньона для подавания инструмента и выслушивания комментариев про эволюцию японского автопрома. На предыдущих моих машинах снятие передних стоек сводилось к откручиванию верхних гаек на стакане стойки и нижнего крепления к рычагу. На более поздних машинах добавлялся датчик ABS на стойке и крепление тормозного шланга. На Рактисе надо сперва добраться до верхнего крепления. Для этого снимается куча панелек из-под капота, дворник, крепления проводки. Потом изогнутым накидным (и только им) можно открутить единственную гайку верхнего крепления стойки к стакану. Внизу помимо обыкновенных операций нужно еще открутить передний стабилизатор от стоек и аккуратно вытащить из проушин линки, дабы не покоцать их резьбу. Здесь требуется помощь компаньона в наушниках и с трубой. Если бы был подъмник, надо было бы просто ослабить втулки стабилизатора, но в условиях "машина на земле" подошла труба (хотя правильнее, конечно же, ослабить и потом заново затянуть втулки). (Из-за того, что втулки не были перетянуты правильно, иногда из ходовки слышатся поскрипывания. Совет: делайте сразу правильно.) После этого стойку аккуратно вытаскиваем из недр. Далее сам тюнинг: на шток амортизатора накручиваем удлинитель и одеваем резиновую проставку. Разбирать стойку не требуется. Комплект проставок не продуман до конца. Удлинители штоков не имеют пазов для фиксирования стойки при креплении её к кузову (в родном штоке паз под шестигранник). Пришлось стачивать под рожковый ключ (кстати, крепление задних стоек именно так и оформлено стоково). Установка на место в обратном порядке. С задней частью попроще: снимаются лючки в боковых панелях багажника и откручиваются две гайки со штока амортизатора. Снизу стойку можно не откручивать (если есть труба и напарник). Рычаг принудительно отжимается и вытаскивается пружина. Для удобства можно пружину предварительно стянуть стяжками. Сверху пружины устанавливаем проставку и обратном порядке на место. С учетом поездки за покупкой ключа (недостаток инструмента обнаружился уже после разборки всего подкапотного пространства - готовьтесь заранее) установка пружин заняла около 4 часов с перекурами. Экономия средств на hand maid составила в переводе на валюту около 20 литров пива. Оформлено было 10% валютой, остальное осталось в семейном бюджете. Фотки работ прилагаю. Заранее извиняюсь за внешний вид машины - мойка производилась на следующий день.
Как и говорил выше, жена осталась очень довольна. Сейчас спокойно ездит по проулкам нашего города. А с приходом зимы и снега актуальность поднятых бамперов еще больше подтвердилась. В общем советую данную процедуру провести изначально при приобретении авто. На поведении машины на трассе данная процедура никак не повлияла - все по прежнему стабильно и без раскачивания. Проставки большей толщины не требуются, многие говорят, что столкнулись с проблемами износа и раскачивания (на других марках машин). А 30 мм в добавок к имеющимся 135 - уже вполне приемлемый общий клиренс. Арки сейчас правда смотрятся не так гармонично - кажется колесики маловаты. Если бюджет позволит на следующий год поставим колеса покрупнее. А может и так оставим - разница бросается в глаза только когда смотришь на фотки "до" и "после".