Тернистым и долгим был мой путь к звезде по имени Toyota. Может быть, я бы занимался поисками машины до сих пор, если бы не некоторые обстоятельства. Иномарки давно будоражили воображение. Была накоплена некоторая сумма, которую хотелось правильно направить. Согласитесь, что построить домик в деревне важнее. Но после того как местные сельсоветчики предложили купить землю по спекулятивной цене 15 т.р. за сотку (в то время как у населения земля скупается по 15 т.р. за 3,4 гектара) на душе стало тяжело и тоскливо. Был автомобиль ВАЗ-2109, поедавший 6,6 л на 100 км в среднем (20 л хватало ровно на 300 км летом в смешанном режиме). Пока была "9"-ка можно было спокойно выбирать. Хотелось минивен, чтобы ездить на море всей семьёй. Но море - раз в год, а катать полторы тонны за 30 км на работу накладно. Как минимум кузов универсал. Привлекала внимание Caldina, имеющая родную сестрёнку Carinу E Wagon и, тем самым, плюс - возможность переделки на левый руль в случае необходимости.
Про правый руль скажу сразу. Байки про его сложности - в значительной степени вымысел. Езда на ТАЗах создаёт гораздо больше проблем с повышенным уровнем шума, вибрации, утомляемости и постоянного внимания ко всем узлам (исключение составляют КПП-4, задний мост, генератор и стартер, мне показалось, что эти вещи почти вечные на Жигулях; ШРУСы, кстати, тоже - пройдя до меня + 90 т. км они остались в первозданном виде). Худшие воспоминания остались о червячном рулевом управлении, крестовинах кардана, успокоителе цепи, передних тормозных цилиндрах, закисающих после зимы. Переднеприводные Жигули намного прогрессивнее, но на сегодняшний день всё это позапрошлый и прошлый век.
В городе правый руль - даже предпочтительнее. Во-первых, лучше контролируешь припаркованные по краю машины, а во-вторых, припарковался - и вышел спокойно на тротуар. Двигаться по многополосной трассе - никаких проблем. А ехать за тихоходом по двухполосной дороге с интенсивным движением так же неприятно и на левом руле, во всяком случае с маломощным мотором 1 200 - 1 300.
Основные проблемы на дороге создают тихоходы со скоростью менее 60 км/ч и отморозки на предельных скоростях. Неискушённому человеку правый руль в диковинку. А тем, кто против него, скажу следующее: "плохому танцору всегда eggs мешают".
Поначалу вызывал интерес джипчик Toyota Cami. Понравилась его приподнятость. Но несмотря на малый объём 1 300, полный привод создаёт расход 10 л на 100 км. Очень импонировал Prius. Электромобиль совсем недавно был фантастикой и расход 3 л - серьёзный прорыв в технике. Как ни странно, очень многие до сих пор не слышали о существовании гибридов.
Важным фактором была стоимость. Никак не более 10, желательно 8. Отвалить все деньги на средство передвижения я не собирался.
Нравились VW Passat и Audi, но это самые угоняемые модели, наряду с крутыми Toyotами.
Daewoo, Hyundai, Renault, Сhevrolet местной сборки не внушали доверия. Китайские ширпотреб наглядно продемонстрировал качество и надолго оставил негативное отношение.
Отпали все машинки с задним сидением в виде скамейки: T.Probox, BB, Mits. Mirage и др. Самое главное в салоне - это подголовники. Прошу принять это за аксиому.
Toyota - мировой производитель, значит, проблем с запчастями будет меньше. Поэтому машины других фирм не получили пристального внимания с моей стороны.
Я был удивлён, почему Raum не сразу попал в моё поле зрения. Минивенистый кузов, несильный мотор 94 л.с., высокая посадка - это было то, что я искал. А сдвижные задние двери и распашная 5-ая очаровали навсегда.
Так, как в Raumе совмещены положительные моменты, я не видел ещё нигде:
1. Внутренне объём кажется больше чем снаружи. Это, пожалуй, достоинство всех Toyot без исключения. Удобно и просторно и спереди и сзади.
2. Тип кузова небольшого минивена весьма прогрессивен (недаром существует его родное название: универсал повышенной вместимости). Это удобно для городских условий в смысле парковки. А будет длина 4,60 - будет вес полторы тонны - будет расход 10 л по трассе.
3. Очень продуманным является положение задних фонарей. Там, наверху, они - вне досягаемости грязи и травматических моментов. Правда, задние стойки создают довольно большой сектор зоны плохой видимости, но панорамное зеркало прекрасно исправляет положение и отпадает необходимость постоянно стрелять глазами то в левое зеркало, то в салонное.
4. Невероятно удачное решение сделать задние двери сдвижными, а 5-ую дверь распашной, как в джипах, делают его неотразимым и придают респектабельность.
5. Высокая посадка актуальна для наших дорог.
6. Хороший обзор, свойственный для всех Toyot, совместно с высокой посадкой водительского сиденья.
7. Если я правильно оценил фотографии краш-тестов, то мне показалось, что удар гасится в месте столкновения, не передаваясь на весь кузов. Но, думаю, что это для несильных ударов, так как краш-тесты производятся на скорости 60 км/ч.
8. Поражает изобилие приятных мелочей: рычажок крышки бензобака, пластмаски на порогах, зеркальца на солнцезащитных козырьках, 2 лампочки салона, подстаканники, электропривод зеркал.
Некоторые авторы писали про плохую шумоизоляцию, дребезжание задних дверей, громкий и слабый мотор. Не согласен. Шумоизоляция - на уровне. Двери чётко фиксируются, наверняка - при желании регулируются. Двигатель тихий и на своём уровне 1,5. Видимо, over drive забыли включить. Кого не устраивает, берите Camry или Ipsum, там один и тот же 2,0 и расход под десятку.
Конечно идеального ничего нет, кое что и не понравилось:
1. На приборной панели лучше бы сделали индикаторы охлаждающей жидкости и зарядки, чем тахометр. Зачем тахометр, если автомат переключится сам? По звуку перегруженного мотора можно догадаться не ехать 40 км/ч на "L"(первой передаче) и 90 без включения "over drive"(повышенной).
2. Не очень уверенно входит в повороты на скорости. Но это за счёт высокой посадки, малого веса 1090 кг и мягкой подвески. Не надо забывать, что Raum семейный городской и пригородный автомобиль, а не гоночный. При желании стойки можно заменить на чуть более жёсткие.
3. Замечания по форме, которые учтены в новом кузове: покатый капот и высокие боковые окна, которые спасает тонировка. Но, думаю, покатым капот сделан для безопасности пешехода.
4. Расход топлива 8,5 на 100 км в смешанном режиме. За счёт кондиционера и автомата. Наверняка существует ремень покороче только на шкив коленвала и ГУР. И убеждён, должна найтись механическая коробка от другой модели. Как правило, я езжу по ненапряжённой дороге по 30 т. км в год, поэтому автомат для меня не актуален.
5. Колёса на 15` смотрелись бы эффектнее. С низкопрофильной резиной, как у Priusа.
Raum в принципе - легковой автомобиль среднего класса, но с большими амбициями. Дизайнеры поработали отменно.
Автомобиль понравился всем без исключения. Отзывы были такими: я ценю твой вкус, я рад за тебя, хороший выбор, "c` est un joli choix"-написал Рено из Парижа.
Отдельное спасибо хочу выразить Ларисе Балабановой и Виталию Куркину. Во многом мой выбор сформировался в ходе долгой переписки с ними. А также разработчикам этого сайта, как наиболее информативного.