Всем вновь привет!
Последний месяц выдался для нас с равушкой не из лёгких. Пройдено несколько тысяч километров по дорогам и направлениям Кировской области. Ну, как дорогам... Есть среди них и очень неплохие трассы. Например, Советский тракт, Вятка - сделаны очень хорошо. Направление на Нолинск тоже. А вот Киров-Пермь так себе. Оно и зимой было не очень. И за весну, видимо, окончательно убили. Но на её ремонт выделено какое-то небывалое количество денег и работы уже ведутся. Но речь не об этом.
Помятуя прошлый опыт, перед каждой поездкой готовился - давление в шинах, уровень масла и всё такое прочее, что должен проверять ответственный водитель перед выездом. Из всех поездок возвращался целым и невредимым. По асфальту дальняки переносятся куда лучше, чем зимой на всесезонке :)
Пришёл к окончательному выводу, что с рулевым тянуть больше некуда. Решил заняться ремонтом. В ходе него столкнулся с одной проблемой: если машина старая и её обслуживанию не уделяли должного внимания, готовьтесь, что некоторые запчасти стали единым целым с машиной :)
Так у меня и было с наконечниками рулевых тяг. В один относительно тёплый и погожий вечер (ну, как погожий... 3 раза меня окропляло какой-то моросью) я выгнал равушку на пятачок парковки, достал из багажника домкрат и сумку со всяческим инструментом, приступил к делу. Предстояло сменить наконечник рулевой тяги справа.
Поддомкратил, скинул колесо, даже вполне себе свободно открутил гайку наконечника, которой он крепится к поворотному кулаку. Расконтрил на тяге. Отметил для себя, что всё произошло вполне просто - видимо, когда-то, всё-таки, меняли. Но вот вынуть сам наконечник из кулака получилось не с первого раза и не без размышлений.
Облил WDшкой, походил вокруг, покурил, постучал молотком по шпильке с резьбой - 0 эффекта. Обстучал по кругу ухо поворотного кулака - 0 эффекта. Ещё WDшки, ключ на 19 под пыльник наконечника, пошатал, постучал - ни на миллиметр не сдвигается. Смерклось. А перспектива заночевать у машины не радовала никак.
Почесал репу, закинул под нижний рычаг подвески колесо, на него дощечку, опустил с домкрата на эту конструкцию. Беру сам домкрат, поднимаю, упираю в шпильку наконечника. Машина поднимается на этой конструкции. Аккуратно обстукиваю ухо кулака - без изменений. Потом пришла светлая мысль, что если наконечник выскочит, машина приземлится на домкрат ухом поворотного кулака. Ещё сломать его не хватало. Переставляю домкрат уже под наконечник рулевой тяги. Ближе к головке - там сужение технологическое. Поднимаю. Машина спокойно себе поднимается целиком - приросло же!
К слову, винтовой домкрат (да, где ты палкой влево-вправо ворочаешь шестерню на ноге, а из него выдвигается шток), который я материл на чём свет стоит, ибо у рава специально выделенных площадок под него нет - или лонжерон, или серьга рычага подвески - тут пришёлся очень кстати. И по конструкции, и по высоте вылета штока.
В итоге, снова WDшка, снова обстукивание кулака, даже на порожке попрыгал - ну ничего не берёт этот наконечник! После очередного перекура просто взял ключ на 19, вновь вставил между головой наконечника и кулаком, отогнув пыльник, хорошенько наподдал по этой конструкции балонником. И вуаля! Наконечник выскочил из кулака, а машина плавно приземлилась на колесо. Ура! Заменяем наконечник, закручиваем, шплинтуем, предварительно все места соприкосновения и резьбу обработав графитной смазкой, чтоб в следующий раз сделать эту работу не за 3 часа, а чуть побыстрее.
По ощущениям, правая часть подвески после этого стала работать как-то плотнее. И угол схода стал правильный. Зер гут. А то как раз-таки правое колесо по внутренней стороне хорошо пожрало. Та и фиг с ними - лето-осень докатаю и в клумбу.
Чаяния с левой стороной, которые из-за дождя удалось провести только через 2 дня, прошли раза в 2 быстрее. Ибо уже научен :) Попутно заметил, что на левой стойке треснул пыльник, а резинка под пружиной (хз, как по-научному зовётся) поистрепалась. Поставил галочку - всё равно собирался когда-то менять опорники передних стоек. Запишем в статью расходов.
После проделанного в передке пропали постукивания при проезде через мелкие препятствия, и я услышал, что отгуляли своё стойки стабилизатора (линки, если угодно). Но не удивлён - сдуру заказал в прошлый раз подешевле, и они оказались как-то сильно тоньше и меньше тех, что стояли. Ну.. на год хватило - и хрен с ними. Закажем другие. Тем более, что их замена - дело 20 минут с перекурами и разговорами за жизнь.
Далее предстояло ответственное дело - замена нижней крестовины рулевого вала. Понимая, где она находится, в каком могут быть состоянии всяческие соединения, и вообще степень предстоящего геморроя, на работе договариваюсь с начальником транспортно-хозяйственной части о том, что в субботу забурюсь в рампу и хочу попасть в мастерскую. Охрана предупреждена, зелёный свет дан, к 8-00 субботы уже стою в рампе и начинаю процесс.
Чтобы хоть как-то попасть к валу рейки, куда крепится рулевой вал, скидываю воздухан с кожухом и трубой до дросселя, наблюдаю знакомую грязь и ржавчину, обливаю всё WDшкой и иду в салон - там с разболчиванием рулевого вала вообще никаких проблем не было, с пол тычка всё открутилось. Правда, очень неудобно человеку ростом 188 ворочаться в ногах водительского места и педали мешаются)))
Поняв, что моей мелкой трещёткой болт на месте крепления рулевого вала к валу рейки не сдвинуть, вспомнил, что у водителей есть набор инструмента. Взял в мастерской, оценил - шикарный набор со всеми мыслимыми и немыслимыми чудо-штуками на все случаи жизни. Обязательно себе такой куплю. Наставил на большую трещётку 2 удлинителя и головку - хоба, повернулся болт. Выкручиваю. Но рулевой вал не хочет сниматься. Как обычно - ключ на 19 и аккуратно поддеваем снизу, чтоб не прорвать сальник на рейке. Радость - вал снят (с салонным карданным сочленением тоже пришлось поковыряться, но ничего такого незаурядного).
Всё это дело тащу в мастерскую, по пути прихватив головки на 10 и (вроде) 19, чтоб выпрессовать/запрессовать крестовину. Оттираю вал металлической щёткой, чтоб уж если и работать, то с чистой деталью. Самому приятнее, знаете ли. Выпрессовываю старую крестовину, беру новую - оцениваю, что китайцы молодцы, хорошую и много смазки заложили в подшипники. Прикидываю по размеру - подходит. Прикидываю чашку подшипника... она меньше! Твою мать.. Уже потом вспомнил - чёрт знает, как меня обнесло, но вместо нужной мне 1640 зачем-то заказал 1539. Ну естественно, она по ширине почти идеально подходила, а вот диаметр чашки на миллиметр меньше (так понимаю, маркировка как раз указывает на размеры).
Фигня! Не пропадём! Вспоминаю, что в паре километров от работы есть магазин автозапчастей для ВАЗов. Вспоминаю, что где-то читал, что идеально подходит рулевая крестовина от ВАЗа. Ну, собственно, вариантов у меня не сильно много - запираю машину, бегу. С собой взял хвостовичок рулевого вала. Когда я зашёл в магазин, наверняка по мне было понятно, что я чиню машину - руки по локоть в грязюке и масле :) Спросил у продавщицы (да, что интересно, там работают две милые женщины, покупаю там всякую мелочёвку, безразличную к марке и модели авто) - говорит, да, есть крестовина. И она на все ВАЗы идёт одна и та же. Прошу посмотреть. Да, чёрт возьми, она идеально подходит! И цена всего 160 рублей. Хвала небесам. Бегу обратно, запрессовываю новую крестовину, мажу всё это дело графитной смазкой. Ей же - все шлицевые соединения и резьбовые, чтоб в следующий раз меньше ковыряться. А следующий раз будет - порвалась манжета, то на рулевом валу отделяет салон от моторного отсека. Фигня, заменим!
Соответственно, сборка в обратном порядке, проверка. Ехал домой - нарадоваться не мог. Реакция на руль острая и чёткая как у болида формулы 1. Правда, не помешает на сход-развал записаться - углы установки, судя по всему, давно и далеко уехали от номинальных значений. Но это уже другая история.
Всем спасибо за внимание, приключения меня и весёлого бегемотика (именно его спереди мне и напоминает первый дорестайловый рав) продолжаются. Нас ждёт ещё много тысяч километров и много ремонтов на много рублей :) Машиной доволен. Уверен, что лучшего за те же деньги вряд ли смог взять.