Всем приветы! Вот уже второй год пошёл, как мой ленивый зад возит замечательная машинка Toyota Rav4 дорестайл первого поколения.
Почему выбор пал именно на него: с женой собирались приобрести дом за городом для постоянного проживания. А, что тут сказать, в Кирове и Кировской области в городах дороги так себе. Не говоря уже о пригороде и сельской местности. В общем, решено было брать что-то кроссоверного формата и желательно полноприводное. Бюджет был, мягко говоря, скромный. Поэтому посмотрел, что можно в регионе (не охота было далеко ехать) взять за имевшиеся деньги, проштудировал море отзывов здесь же на дроме.
Было очевидно, что в мой бюджет вписываются ровестники равчика: Honda C-RV, H-RV, Kia Sportage, Suzuki Vitara, Mitsubishi Pajero Pinin. Европейский рынок тех лет вообще ничего не предлагал нужного формата. Да, были Opel Frontera, но слишком он большой для меня показался тогда. Отсмотрел несколько машин. Ничего не хочу плохого сказать о других марках/моделях - просто душа не легла как-то к ним. Часть машин были откровенно ушатанные и сливались хозяевами. Естественно: каждой из них было уже лет по 10-15 и больше. Особо позабавил мужик с паджеро пинином. На фото всё супер. Как приехали смотреть (ехать пришлось в другой город), начал залечивать "Да у меня машина огонь, мне уже из другой области звонят, хотят купить бла-бла-бла". Но в итоге оказалось, что в салоне ещё только на приборной панели не (пардон) насрано, движок одной ногой в могилу метит, а морду после ДТП (очевидно было, но хозяин умолчал) даже собрать правильно не смогли. Ладно. Разъехались.
Через какое-то время попался на глаза равчик. Цена пристойная, хозяин в адеквате. После осмотра не возникло желания побыстрее уехать. А на 16-дюймовых BFGoodrich All-Terrain машинка смотрелась очень мужественно :) Что привлекло: как любят говорить, "честный" полный привод. То есть, без всяких подключений/отключений и прочего такого. Блокировка межосевого дифференциала. А, напомню, машина бралась для поездок в том числе по просёлкам. Внешнее состояние вполне ничего для своих лет (машине уже 22-й год идёт!). Да и хозяин не пытался лукавить - рассказал всё как есть, а при покупке скинул немного. В общем, как-то сразу понравился мне равчик. Куплено, ездим!
Первое, что поразило: до этого 2 года ездил на вазовской "пятнашке". В раве посадка примерно как на стуле, нежели легковушечная вразвалочку, как на кресле. Первое время никак не мог удачно поставить сидение, и то спину ломило, то ноги затекали :D Но потом подобрал правильное положение.
Машина более массивная по сравнению с теми же легковушками аналогичного "пятнашке" класса. Ход первое время казался таким степенным, типа как если на Волге ехать с дедушкой :) Однако потом более-менее привык к машине и стал ездить чуть резче, агрессивнее (в пределах разумного, конечно).
Несмотря на размеры, в салоне место распределено не совсем рационально: мой рост 188см. И приходится хорошо отодвигать сиденье назад. В итоге, сзади сможет нормально сесть человек небольшого роста или ребёнок. И посадка назад даже через отдельные двери (пока нет фоток - у меня 5-дверка) не сильно удобная из-за расположения сидений и геометрии дверного проёма. Но из плюсов: заднее сидение может складываться 50/50, а половины спинки независимо регулируются по наклону. Не везде такое встретишь.
Водительское место сделано удобно. Всё на своих местах, и уже через пару дней езды можно вслепую что-то включать/выключать/переключать. С этим вопросов не было. В "пятнашке", например, к рычагу КПП приходилось тянуться. Места между сиденьями вполне достаточно, чтобы лишь изредка сталкиваться локтями с передним пассажиром. Зато наподдать в коленку заднему - эт пожалуйста)))
Багажник большой, по бокам в пластике есть удобные ниши с крышками. У меня там, например, лежит домкрат, всякие тряпки/WDшки и подобные вещи, которые нужны, но просто так в багажнике не бросишь - будут болтаться и шуметь. Если полностью сложить задние сидения, вполне реально запихнуть даже какой-нибудь небольшой комод. Недавно надо было отцу в сад привезти обычную металлическую бочку 200л. Думал, опять всё сложить придётся. Нет, она спокойно залезла в багажник. Даже несмотря на то, что там же валяется запаска и сумка со всяким рабочим барахлом. Правда, при поездке ребром бочка поцарапала тонировку на стекле. Не страшно, но не приятно.
Про запаску, кстати: это тот же 16-дюймовый гудриш вседорожный на стандартном заводском литье. Но будучи установленным на штатное место задней двери, вся эта конструкция здорово осложняла её открытие/закрытие, а петли любую тряску встречали громким жалобным скрипом. После снятия колеса всё там забрызгал WDшкой - открывается и закрывается отлично, и петлям легче.
После некоторого времени и некоторых проблем я начал применять народный опыт на своём конкретном экземпляре. В частности, заглушен EGR. Не скажу, что мощей дико приросло. Но вроде да, как-то порезвее машина стала. Динамика для своих габаритов у рава неплохая. При желании вполне можно делать со светофора всякие пацанские девятосы, которые надрывно газуют рядом. Правда, из-за короткой первой передачи и длинной тяговитой второй, бенз вылетает в трубу прямо на глазах - движок приходится в таком режиме крутить до 4-5 тыс оборотов. А если есть ещё и проблемы с прокладками - масло полетит вместе с бензином))) Поэтому не участвую в подобных состязаниях.
В городском движении даже на почти сдохшем сцеплении можно ехать вполне адекватно потоку. На трассе - тоже. Правда, 110 км/ч у рава - это уже за 3000 об/мин. То есть, не самый экономичный режим. Компромиссный вариант скорости по трассе у него, скорее, 70-90 км/ч. Впрочем, мне этого достаточно для поездок по межгороду. Длинных прямых хайвеев у нас тут отродясь не было. Указанный интервал скоростей - вполне обычный. И при этом ещё остаётся запас прыти для обгона: на 3-й передаче при газе в пол можно недолго ехать до 100 км/ч с хорошим ускорением без риска, что сейчас движок выскочит из-под капота. На 4-й при рывках вполне нормально набирается до 120 км/ч. Ради интереса один раз разгонял до ~155 км/ч. Но так как подвеска далеко не в самом лучшем состоянии (сайлентблоки уже немного побиты, но походят; шаровые и нижнюю рулевую крестовину скоро менять), дальнейшее увеличение скорости мне показалось опасным) Да на за 140 км/ч было уже немного некомфортно. Оговорюсь, опять же, что лично мне и на моей машине (объективно, пока состояние 4-).
Ещё из плюсов кроссовера: спокойно заезжал зимой в нерасчищенные дворы даже не на зимней резине. На "пятнахе" там сел бы наглухо. Пару раз объезжал поворачивающих налево на узких улицах по бордюру. Благо, клиренс и ходы подвески вполне позволяют. В городе на раве едется легко и непринуждённо. Даже по не самым ровным просёлкам - вполне хорошо. Грязь не месил, снежную целину не штурмовал - не было нужды. Один раз пришлось проехать по жидкой глине - прёт уверенно вполне.
Постоянный полный привод позволяет машинке хорошо держаться на дороге. Пару раз возникали щекотливые моменты, когда с полного хода приходилось дико оттормаживаться и активно маневрировать (ну, встречаются по дороге водятлы, куда ж без них). Всё прошло отлично как летом, так и зимой. Отмечу, что предыдущую зиму отъездил всё на тех же вседорожных гудришах.
Один раз, правда, на этих же гудришах залетел слегка: стащило в ледяную колею. В итоге диагоналка. И левым передним углом толкнул стоявшую рядом "четырку". Себе расколол бампер, "четырке" разбил фару и замял крыло. Ну, тут сам дурак - надо было тихо ехать по колее. Нет, решил пролететь, не съезжая в неё. Гудриши продольно вполне хорошо держат машину (даже несмотря на то, что это ни разу не зимняя резина). Но от поперечного сноса, увы, не спасают. Боком на них машина скользит как на лыжах. Если же машину понять и аккуратно ездить, то и зимой на таких колёсах дискомфорта особо не испытаете. Был у нас день жестянщика по весне прошлой: температура сплясала вокруг нуля и пошёл снег. В итоге, утром жуткий гололёд, хорошо присыпанный снегом. Там и на зимней резине машины бились. У меня ничего. Один раз понесло под уклон, когда разворачиваться начал. Но вырулил, без последствий.
До меня на машине 4 года ездил дяденька за 50. И ездил очень немного - в сад, да по разным нечастым делам. Я же начал гонять машину каждый день. Работа разъездная тогда была + жену до работы отвезти и вечером забрать (+50 км к дневному пробегу). Естественно, в таком режиме начали у машины вылезать старые болячки. Два раза развалился выхлоп. Но это не его проблема, а заслуга какого-то неизвестного мастера, который его варил. Всё, что дальше выпускного коллектора - исключительно плод его инженерной мысли и импровизации :D Заварили, всё нормально.
Погибает сцепление. Если ездить спокойно - проблем нет, но иногда при активном ускорении оно пробуксовывает. На местных сервисах насчитали работы+запчасти на 20-30 тыр. Как станет совсем печально всё, поеду менять. Туда же приобщу замену всех прокладок в движке (поддона, крышки клапанов, свечных колодцев), ибо понемногу масло оттуда давит. И иногда через пару тысяч километров пробега приходится доливать литрушку.
Запищали скрипуны на передних колодках. Начал менять, попутно обслужил все передние тормоза целиком: поршни там подзакисли, направляющие еле двигались. После обслуги и на новых колодках машина стала тормозить гораздо лучше и не уходя с траектории. На очереди ещё и задние: иногда чувствуется, что машина тормозит уже только передом, а ручник приходится поднимать до упора, если стоишь на уклоне.
Стучит подвес заднего дифференциала. Судя по форумам, проблема частая, но не смертельная. Чаще слышно, когда на скорости приотпускаешь газ. Будто лёгкий пинок под зад))) И да, в первую активную зиму проржавели пороги. Видно было, что им уже недолго. Но я не думал, что настолько недолго :D
Если планируете частично обслуживать машину самостоятельно, то могу сказать, что даже для не самого крутого спеца в области машин (кое-что умею, но не профи) машина вполне понятная. Куда бы ни залазил - всё вполне очевидно и логично. Правда, не везде с первого раза и без предварительных размышлений можно залезть.
Машина исключительно терпеливая. Шаровые, как оказалось, постукивали с момента покупки. Я думал на стойки стабилизатора. Но после недавней их замены, стук не пропал полностью и усиливается на вывороте колеса. Шаровые. Заменим. Пыльники на всех возможных шрусах, карданах, рейке и т.д. до сих пор целые. Хотя видно, что стоят уже очень давно. Надо заменить топливный фильтр под капотом. Судя по всему, за всё время жизни машины его так и не меняли. А сделать это в полевых условиях не получилось - гайка нижнего фланца оказалась сорвана. Кто-то, видимо, уже пытался. Плюс, не мешало бы осмотреть фильтр на помпе в баке. А то в последнее время помпу стало реально слышно. И машина с первого раза не заводится. Очевидно, что не успевает давление в рампу нагнать (у рава помпа включатеся вместе со стартёром, в отличии от той же "пятнашки"). И после старта некоторое время движок очень тупо отзывается на газ. Надо чуть прогреть и прогазовать - дальше как танк прёт :) Комплектуха, кстати, вопреки моим ожиданиям на экзисте стоит недорого. Если мы говорим о всякой текучке и расходниках. Так что содержание рава, при условии, что вы купили не совсем убитый экземпляр, обойдётся вам вполне соизмеримо с какой-нибудь легковой иномаркой или нашими ВАЗами. Единственный момент, что тут уже, как к ВАЗам, не купишь любые запчасти в первой попавшейся хлебной лавке - надо заказывать и ждать. Так что приходится планировать заранее или брать что-то про запас.
В качестве итога: когда читал на дроме отзывы о раве, многие из них начинались "сначала даже и смотреть не хотел эту машину". И заканчивались "а теперь не хочется продавать". Вот и я так же. За год с лишним равчик стал практически родным. Многое мы вместе повидали, через многое прошли. И пока я не намерен от него избавляться. Лучше приведу в нормальное состояние и буду ездить. Всё же, если машина за почти 22 года ещё сохранила бодрость, в этом плане с ним вряд ли сравнятся современные одноразовые поделки, где метал пальцем мнётся, а ближе к 100 тык пробега начинаются, как некоторые считают, заложенные инженерами проблемы)))
Я пока всем доволен, и хочу восстановить равчика в состояние "на пятёрочку".