Началась сугубо городская эксплуатация Рафика, поэтому цифры пробега на одометре увеличиваются крайне медленно.
С момента последнего поста случилась поездка в Бурятию на Байкал с семьей. Итак, четыре человека, полный багажник скарба, загруженные фильмы в планшете, закрепленном на подголовнике переднего сиденья: теперь дети не ноют, мол, папа когда мы уже приедем. И отличное настроение. Для тех, кто не в курсе, от Иркутска до южного побережья Байкала идет живописная горная, но очень трудная и изобилующая поворотами дорога. Да, она покрыта хорошим асфальтом, расширяется на несколько полос, когда идет в гору, и снабжена свежей разметкой. Более того, кое-где даже наконец-то сделали профилированные повороты. Но это все не делает ее легкой. Именно в затяжных подъемах при обгонах медленных большегрузов сказывается недостаток мощности. Двигатель ревет, толку не много. Но надо сказать, что и 4-хлитровый прадик в таких режимах тоже не айс, ведь крутящего момента у него не так много. В остальном машина себя показала отлично. На интенсивных спусках тормоза не перегревались, тем более что я им активно помогал торможением двигателем. Разве что шины рано начинают скользить. Особенно в тех случаях, когда после быстрого спуска не успеваешь оттормозиться перед очередным резким поворотом.
Сравнивая аналогичную езду по этой же дороге несколько лет назад на новом VW Polo, скажу, что тормозов в нем не стало очень быстро: проваливающаяся педаль и никакого замедления. Страшно!
Средний расход по такой дороге составил примерно 9 литров. Неплохо для груженой под завязку машины. На бурятской стороне дорога поспокойнее в плане перепадов высот, но поворотов там тоже хватает. В общем в этой поездке машина абсолютно не обращала на себя внимание, а это, наверное, лучшая похвала. Придраться было не к чему: упругая, но не жесткая подвеска, прогнозируемое рулевое управление, хорошие тормоза, надежная управляемость, тишина в салоне. Бурятия порадовала песчаными пляжами и теплым Байкалом.
Теперь про вариатор. Его работа не заметна совершенно. Тойотовская трансмиссия имитирует переключение передач, поэтому при разгонах двигатель не зависает на одной ноте и не раздражает пассажиров. Имеется ручное переключение, но в автоматическом режиме машина настолько точно следует за нажатием педали газа, что «мануалом» я пользовался только в упомянутой поездке на Байкал в горных серпантинах.
Многие говорят, что вариатор менее надежен, нежели простой автомат. Проверить это нет возможности, поскольку пробег смешной, а в интернете особых претензий к надежности рафиков с вариаторами не встречал. Тем не менее, есть несколько правил, соблюдая которые, можно увеличить ресурс вариаторов. Например, не газовать с места с выжатой до упора педалью газа; не буксировать другие автомобили (некоторые даже не рекомендуют таскать прицепы); не включать и не выключать заднюю передачу до того, как автомобиль остановится; чрезмерно не буксовать и не соваться на тяжелое бездорожье. Кстати, насчет последнего - машина сама настроена так, что диагоналку вы не возьмете, а в тяжелой колее далеко не уедете.
В общем-то эти простые правила справедливы и для автомобилей с обычными автоматами - здесь никаких откровений. Ну и конечно, своевременно менять масло и только на оригинальное.
Эксплуатация Рафика с вариатором меня ничуть не смущает, наоборот, заметил большее удобство управления тягой даже в сравнении бывшей в моем употреблении БМВ с автоматом. Вариатору не нужно время, чтобы переключиться на пониженную передачу, он как бы постоянно держит обороты двигателя на уровне максимального крутящего момента или максимальной мощности. Кроме того, отсутствие в конструкции лишних шестерен и деталей позволяет существенно экономить топливо.
Зимой также рекомендуют прогревать вариатор перед поездкой, для чего, пока машина греется, нужно попереключать режимы коробки, задерживаясь в каждом из них на некоторое время. То же самое, кстати, я делал и на Прадике, и на Тундре.
В остальном машина не приносит никаких сюрпризов, да и о каких поломках можно говорить в случае с новой Тойотой? Салон не скрипит, подвеска не брякает, светодиодные лампы не перегорают в отличие от новых Ауди. Время от времени включаю Вебасто для профилактики. Мысли об улучшайзинге, кроме проведенной шумоизоляции, не появлялись. Ну разве что из разряда стремления к прекрасному: перетянуть бы мягкий кожзам на передней панели и потолок в черную замшу. Все-таки использующийся дерматин на передней панели выглядит дешево. А недавно подвернувшийся новехонький C-HR показал, как должен выглядеть черный потолок. Осталось добиться согласия основного эксплуатанта машины - жены.
Но проявились и недостатки. Спицы руля в районе хватов стали лосниться от прикосновений руками. Сами спицы сделаны из черного матового пластика, но в этих местах (на фото ниже видно) пластик стал блестящим, визуально увеличивая пробег машины на добрую сотню тысяч км. Подобное безобразие мы видели в 200-ках первых годов выпуска. Перед окончанием гарантийного срока надо будет подумать о замене руля.
Но закончим на хорошей ноте. В преддверии анонсированного Правительством очередного повышения с 19 года акцизов на бензин и надвигающегося экономического кризиса успешно продана Тундра. А взамен заказана более подходящая этому времени машина.
Как обычно, всем удачи на дорогах!