При покупке машины, когда изучал отзывы, к сожалению не нашел толкового отзыва, что некоторое время спустя меня с подвигло написать свой отзыв, без соплей и восхваления своей машины, и изложить свою парадигму и накопленный жизненный опыт, попытаюсь это сделать в виде размышления. Обещаю, стараться не утомлять техническими деталями, в которых все равно подавляющее количество людей не разбирается. Надеюсь когда вы будете читать сие повествование, у японских криворуких инженеров будет икаться, и гореть уши, и если повезет, возможно даже, какой-нибудь неумный инженер подавится ролой. Для тебя читатель, надеюсь сие повествование будет полезным кладезем знаний, и мои потраченных 3 часа, не будут потрачены зря :)))
На машинах своих я езжу, как правило, долго, поэтому в них разбираюсь досконально, и внимательно слежу за ними. Так уж случилось, что в основном я ездил на Тойотах, и с точки зрения эксплуатации, расходов, доступности и распространенности запчастей, я считаю, что по крайней мере, в суровых условиях Сибири и резко-континентального климата при суточном перепаде в 20 градусов, Тойота не имеет равных в плане надежности и неприхотливости. Т.к. есть много друзей, знакомых, случайных знакомых на СТО, с которыми обсуждаешь, сравниваешь машины, и если резюмировать все дискуссии и споры в одном предложении, то оно будет выглядеть примерное так: Если берешь машину с реальным пробегом свыше 90 000км и старше 3лет, и планируешь на ней отъездить не менее 100 000км 5 лет, то это однозначно Тойота. Если ездишь мало, или машина новая, почти новая, то тогда уже непринципиальна марка, т.к. основной ремонт, как правило, начинается в диапазоне 150-200тыс км, когда массово начинают умирать сальники, различные подшипники, ролики. Если есть свой гараж, руки, время, то можно также экспериментировать с другими марками, сейчас в интернете можно найти пособие по ремонту любо марки :)
Изначально планировал брать Toyota Fielder 2008-2009г. Т.к. это универсал, очень распространенный, сравнительно недорогой, настолько простой, что в нем особо нечему ломаться :)))) Но после поездки на свою первую охоту, на открытие сезона в конце августа, я понял, что надо что-то повыше.
В бюджете до 700тыр выбор был Ssang Yong Rexton, Action, Nissan Xtrail, Pathfinder, Toyota RAV4. После изучения темы, корейцы быстро отвалились, т.к. рехтон это шаровые которые отваливаются при езде, и в целом качество сборки, покраски корейцев очень сильно уступает японцам. После изучения систем полного привода, а особенно Part Time, я окончательно открестился от корейцев, т.к. инженерные решения которые они реализуют очень спорные с точки зрения надежности и неприхотливости. Никому не советую брать корейский Part Time :) Если берете, то тогда уже лучше TOD или AWD. Я не скажу, что все так плохо, но процент владельцев, которые имеют проблемы с системами полного привода Part Time весьма высок :))))) Хотя кто-то может долго ездить и не знать проблем, но такая рулетка не по мне:)))) Pathfinder не захотел, так как чересчур большой. Я все таки хотел что-то бензиновое, с перспективой установки ГБО, а Pathfinder бенз, это около 250 л.с. и налог в районе 20 000р год, либо дизель, который я очень не хочу в связи с неизученностью вопроса и общего страха с ним связываться, и перспективами дорогостоящего ремонта аппаратуры, или как минимум установкой вебасты 50тыр + нормальной сигнализации 50тыр :))) В общем дизельного поселенца надо брать, свежее 2007г, либо иметь в запасе 200тыр, на всякий случай :)))) Xtrail всем хорош, но по сути аналог RAV4, и в итоге решил брать RAV4, т.к. как не крути это все таки Тойота :) и по сути единственный недорогой SUV у тойоты, с претензией на внедорожность.
Сразу хочу предупредить читателя, чтобы не кидали в меня тухлые помидоры, имхо все мои мысленные думы были сугубо субъективными, и являются лично моей точкой зрения, не претендующей на истину в последней инстанции, а скорее отражающий мой опыт владения различными машинами. Кстати очень показательны форумы автолюбителей по различным моделям, у корейцев это постоянные обсуждения проблем и путей их решения, в основном это системы подключения полного привода. В то время, как форум тойоты очень скучный, из разряда какие поставить пружины, не заводится, глохнет двигатель, или помогите хочу поставить ксенон в туманки :)))) Что в общем очень показательно в целом для Тойоты, а основные траблы, RAV4 имеет с системой зажигания, впрочем как и любая другая бу машина и с автоматом, как и любая другая машина 4wd :)
Начну собственно о моем собственном опыте эксплуатации.
Салон в рафе неплох, места много, потолок высокий, особенно мне нравится сидеть сзади, т.к. там по настоящему много места, а задние сиденья еще могут регулироваться также как и спинка. Места в салоне реально много. Но когда открываешь багажник, хочется заплакать, и наконец, проревевшись, ты понимаешь, что салон такой большой, за счет маленького багажника, типа за все надо платить. Единственно, что немного сглаживает впечатление, огромный ящик под багажником, который может вместить в себя кучу барахла. Но т.к. у меня туда поместился газовый балон на 80 литров, то пришлось пожертвовать хорошей сумкой под барахло, которая теперь лежит в багажнике. Сеточка в багажнике меня раздражает, т.к. она только мешается. Наверное, скоро наступит день, когда я ее выкину за бесполезностью. Шторка багажника также сделана совершенно бестолково, сама платформа, из которой разматывается шторка, дурацкие японские инженеры разместили посередине багажника, из-за чего вместе со шторкой эти две вещи только мешаются. Если бы у японцев хватило ума сместить крепление шторки ближе к задним сиденьям, то это, безусловно, сделало бы доступ в багажник удобнее. Хотя в защиту японцев, могу сказать, что сделано это было в жертву регулировки задней спинки по наклону. Но лично я бы предпочел более удобный багажник, чем регулировку спинки заднего сиденья, которая в целом нафиг не нужна. Механизм откидывания спинки в целом также гавно. Она отъезжает вместе с сиденьем. Например, я зачастую предпочитал бы какую-то мелочевку класть в багажник путем откидывания задней спинки сиденья, чтобы не дрочить заднюю, отвисшую, под весом запаски, дверь, но это делать не очень-то удобно. В целом эргономика багажника, его освещение и доступ к нему это полный капец. Я даже не стал упоминать про задний бампер, который чересчур выпирает на уровне колен, и непременно замарает Ваши брюки. Особо хочу отметить освещение багажника, точнее, его отсутствие, но я вожу с собой фонарь, меня это не парит…обидно просто. Задняя запаска также требует внимания, т.к. из-за нее отвисает задняя дверь, которую надо периодически регулировать, а саму запаску могут легко скоммуниздить, т.к. чехол закрывается на хлипкий засов, который может любой открыть, поэтому надо обязательно вешать секретки на колеса и замочки на чехол, а замочки в свою очередь 100% будут ржаветь, и в самый неподходящий момент, когда понадобится запаска, я просто уверен, что замочки не снимешь. Задняя дверь является пылесосом для всей грязи и соли на дороге, поэтому 100%, что замочки вешаются на чехол до первой весны, а зимой из-за коррозии и соли, они закиснут. Можете смеяться, но вожу с собой в сумке плату ножовки по металлу на тот случай, когда понадобится запаска. Т.к. изоляция замков в пакеты только ускоряет коррозию, единственный вариант, это смазать обильно замки маслом и потом еще баллистолом, возможно он проработает две зимы :))) Будь японцы поумнее, сделали бы бак плоским и по все ширине кузова, уменьшили бы глубину багажника, чуток удлинили бы кузов сантиметров на 10 (Long кузов определенно делал кто-то умнее своих предшественников) и запихали бы в нишу багажника банан. Но японцы как всегда решили пойти особенным путем, в результате чего их потребители в России, где принято воровать все, что плохо лежит, имеют из-за этой запаске на двери, кучу проблем. И вообще между запаской и дверью скапливается куча снега, и грязи, из-за чего дворник может залипать. Еще задний дворник не очень понятный, когда ездил к китайцам за новыми дворниками, лобовые поменяли без проблем, а задний не смогли снять, я их прогнал, как только увидел, что его начали уже ломать на излом :))) Поэтому пока езжу с родным дворником, который более менее скребет, и настраиваюсь на замену резинки, что очень гиморойно и грязно, привет японским инженерам. Зачем делать такой сложный дворник, когда все знают, что замена самого дворника в сборе гораздо проще, чем резинки.
Кнопочки в салоне это тоже полный пипец, пока найдешь куда ткнуть, пока ткнешь, это все отвлекает от дороги. Почему на более дешевых машинах сделаны удобные крутилки, а тут голимые кнопки. Даже температуру нельзя изменить, если выключен вентилятор, для этого надо включить вентилятор, изменить температуру, и опять выключить вентилятор, на предыдущей машине 2000г было также, но ведь прошло 6 лет, и ничего не изменилось. Зачем выключать? спросите вы. Когда едешь по трассе не медленнее 90кмч, поток набегающего воздуха достаточный, чтобы и без вентилятора создавать поток воздуха в машине, чтобы обогреть или чуток охладить. Единственный плюс в климате, это двухзонный климатконтроль, т.к. у меня есть друзья, которые любят делать в машине минисауну, в то время время как я не люблю потеть, а люблю комфортную прохладу. В общем, немного облегчает мои страдания, в ноги ставлю прохладный воздух, и не так сильно парюсь. Хотя в целом конечно раздельные зоны, это очень условно, я бы сказал, что зоны заканчиваются на уровне колен, все что выше, это уже общая зона, и никакие "раздельные" регулировки это не исправят, т.к. пространство очень маленькое. Поначалу жутко раздражал интеллект климат-контроля машины, которая целую неделю после покупки, при заводке упорно включала внутреннюю рециркуляцию (так любил ездить предыдущий владелец), а я упорно переключал забор воздуха снаружи, чтобы не задохнуться, но при следующей заводке все повторялось с начала. Целую неделю, я боролся с машиной, которая думала, что лучше меня знает, что мне надо, и под конец недели уже был готов молотком расколотить электронные мозги, но в итоге, все таки человек победил, а машина поняла, что мне нравится свежий воздух, и перестала самовольно включать рециркуляцию, видимо адаптировавшись под меня. В остальном ничего особенного, все как у всех, штатный CD который читает только диски которые ему нравятся, и то не до конца, а нравится ему, ну очень мало дисков. Регулятор наклона фар, штука безусловно удобная, и самое главное, что она ручная, т.к. на предыдущей машине был автокорректор, который регулярно и довольно быстро выходил из строя, т.к. на задней балке стоял моторчик, который управлялся линком из дюраля соединящий между собой кузов и рычаг, который дольше года не ходил по нашим дорогам, был жутко хрупкий, постоянно обламывался, и стоил 2000р, в итоге я его вывел в нейтральное положение и забил. Есть еще омыватель фар, в целом фигня полная, зимой может зависнутьзамерзнуть и поэтому лучше не пользоваться без крайней нужды, а летом не так сильно нужен, тряпка style в целом эффективнее. Если бы у нас зимой не было так много грязи, то может быть и работал бы как надо :))))
Приборный блок весьма красив, особенно когда заводишь, красиво загорается, и все такое, русифицированный бортовой компьютер также приколен, но в целом бесполезен, т.к. точный расход он показать не в состоянии, почему то когда заливаешь полный бак, всегда вылезет погрешность расхода 1-2л100км, а неточный расход как бы и не сильно нужен. В общем, побаловавшись пару месяцев, быстро потерял к нему интерес, теперь обнуляю только одометр при заправке, для точного рассчета расхода, и смотрю температуру за бортом, больше никакой полезной информации он не дает.
Отдельно хочу рассказать, про то, какая машина умная, если вы еще не поняли этого из истории про климат-контроль. Встречаются такие люди, которые считают себя умными, и советуют всякую фигню, в то время как, на мой взгляд, опыт гораздо ценее ума, лучше один раз пережить, чем сто раз прочитать. Так вот машина как раз из разряда таких умников, которые советуют всякую фигню. Периодически выдает разные бессмысленные предупреждения, типа "опасно, за бортом может быть гололед" или проверьте то, проверьте се, в то время как на улице гололеда в принципе нет и вообще все нормально, что каждый раз заставляет ощущать себя блондинкой. В общем, у меня есть четкое ощущение, что машина заточена под блондинок, поэтому если ты сейчас читаешь мой отзыв, ты женщина и у тебя светлый цвет волос, то эта машина точно для тебя! Лично меня это поначалу забавляло, потом раздражало, а потом я перестал это замечать. Жена только периодически подкалывала, мол, смотри какой гололед на улице, в то время как асфальт был абсолютно сухой :))) Еще есть родовая болезнь, надпись "Проверьте систему торможения, ABS, VSC", которая возникает из-за потери контакта в лягушке, легко чинится за 5 минут. Но когда я увидел это первый раз, то порядком струхнул, пока не изучил тему. А представьте себе, что едет блондинка, и ей машина пишет такие вещи. Для любой СТО это повод развести на нормальные бабки, поменять тормозуху, поменять датчики абс и прокачать блок абс :)))) Так, что если вы доверчивая блондинка, все таки это машина не для тебя, если только у вас нет доверенных людей на СТО. Вообще, как правило, подобные глюки на тойтах лечатся за недорого, и это не повод для дорогостоящего ремонта.
Поговорим про подвеску. В целом все нормально, ездить можно, но назад надо однозначно ставить усиленные пружины NGK, они синего цвета, т.к. со штатными пружинами ход подвески очень маленький, и легко пробивает до отбойников, и в целом это родовая проблема. Я попытался найти усиленные на перед, но знающие люди отговорили, и я не стал заморачиваться. У меня стоят колеса 225х65х17, с таким радиусом это позволяет ездить по плохой дороге значительно быстрее машин с более мелкими колесами, т.к. колесо пролетает над ямкой там, где более мелкое колесо проваливается. Только единственный минус, что во время быстрой езды по плохой дороге, в салоне стоит дикий грохот пластика, подвески и чего-то там еще, что думаешь, как будто машина вот-вот развалится, в общем, комфорта маловато, особенно по нашим дорогам. И еще один минус это стоимость колес, хорошая зимняя, шипованная резина начинается от 7000р за колесо. Клиренс также позволяет съезжатьзаезжать на дорогу там, где ты захочешь, а не там, где можешь, можешь объехать пробку заехав за бордюры и так далее, что в целом лично мне очень нравится, прямо балдею от этого. И вообще сидишь повыше, видишь подальше, вместе с клиренсом, это, пожалуй, единственное преимущество в городе. Также надо тщательно затягивать болты на колесах, т.к. они на шайбах, не бойтесь сорвать, после самостоятельной замены колес на зимний комплект, я недостаточно сильно затянул (тянул как на старой машине), из-за чего через пару недель появился стук в подвеске, но в СТО вовремя заехал и вовремя определили, что причина в незатянутых колесах, иначе все могло закончится куда печальнее. Очень долго всем сервисом пытались определить причину стука, а когда затянули колеса, очень долго ржали. В тот момент я почувствовал себя блондинкой, поэтому если ты блондинка, то может быть все таки машина для тебя?
Теперь поехали, поговорим про трансмиссию и полный привод. Если у вас стоит металлическая защита, и вы поехали менять масло в раздатке или коробке, то приготовьтесь, что стошники будут Вас материть, т.к. защиту надо снимать, а делать это не очень удобно. Если вы проезжали брод дольше 10секунд, и делали это более 3-х раз зараз, то вам однозначно менять масло в раздатке и возможно в редукторе. Дело в том, что там есть сапуны, в которые попадает вода, в результате чего образуется эмульсия, и как в любой эмульсии масло выдавливается в сапун наверху, затем масло остается немного, а много воды и начинается масленое голодание и как результат ускоренная выработка зубьев, вы это можете заметить по магнитному болту и ошметках на нем :)))) В целом по сравнению с другими машинами, надежность и неприхотливость коробки и всего прочего у рафа на высоте, надо только не забывать менять каждые два года масло в автомате с прокачкой, фильтр также, и масло в раздатке и редукторе, одновременно контролируя выработку на магнитных уловителях. Если много не буксовать и не отжигать, можно очень долго ездить без проблем. Есть у Рафов родовая болезнь, связанная с дефектом планетарного механизма, который проявляется гулом на первой передаче. Если вы слышите гул, напоминающий гул от троллейбуса на первой, который пропадает при переключении на вторую, это означает начало-конца планетарного механизма. Но не надо бояться, если не отжигать на машине, то есть примеры, когда с таким гулом ездят по 3-5 лет, и дальше продают машину. Если вы перфикционист, то можете за 30 000р перебрать коробку, но имейте в виду, что контракт будет стоить в районе 50 000р. Лично я езжу и не парюсь, надо только мониторить фильтр в коробке, и само поведение коробки. Симптомы для немедленного вмешательства это пинки, букс, плохая тяга, и резкое увеличение расхода. Качество коробок 140-х таково, что можно очень долго ездить до момента экстренного вмешательства :)))) Также есть фирменная болячка в виде поломки подшипники в редукторе, что подвод для разводил, развести потерпевшего на целый редуктор, который стоит от 15 000р. Узнать о том, что подшипник умирает, можно по характерному гулу. В салоне будет ощущение, что ты летишь в самолете. Очень легко локализовать, надо только поднять на подъемники и поехать, если стошники нормальные, то сразу определят место гула. Пугаться не надо, у нас научились вполне успешно колхозить, и разбирать неразборный узел, меняя только подшипник (лучше на японский), стоить это будет в районе 5000р. Гудеть до более серьезной поломки может очень долго, не услышать очень сложно :)))) Вообще все подшипники в трансмиссии как правило начинают сыпаться при пробеге в районе 150 000км, т.к. к сожалению японцы не догадались делать на них пыльники, сделав которые можно было бы легко продлить ресурс вдвое! И еще есть родовая проблема с рулевым механизмом, который стучит, это все очень подробно расписано в инете, поэтому не буду углубляться. Это поломка из разряда эмоциональных, т.к. если руль будет стучать, а вы ничего не будете делать, то ничего страшного не случится, кроме неприятных ощущений, стук на управляемость не влияет, если только стучат не наконечники, но это легко определят на любом сервисе. Но если руль начинает закусывать, то это уже другая тема, и надо ее лечить срочно заменой карданчика.
Ну и наконец, самое сладкое это система полного привода, теперь момент и силу подключения берет на себя электроника, что лично мне не нравится вообще. Для любителей не сильно серьезного гaвнoмeca, читать сильно активного и без башенного отдыха, на завышенных универсалах, лучше взять subary, т.к. я считаю, что у них наиболее продвинутая реализации автоматического распределения момента по осям, что им обеспечивает безусловное преимущество на бездорожье, и возможность проехать чуть дальше чем другие машины, другое дело, что машины довольно капризные, и все эти системы не всегда работают у нас так, как должны. Дело в том, что когда все подключается механически, как это было на предыдущем поколении машин до 2002г, это было более понятно. Например, на предыдущей машине у меня была вязкостная муфта, график, подключения которой был абсолютно линеен, понятен и прозрачен, и зависел от пробуксовки передних колес, которые взбивали жидкость в муфте, в результате чего плотность ее делалась выше, и зацепление с шестеренками возрастало, чем больше пробуксовка, тем больший момент шел на зад. Зимой, же муфта застывала, и обеспечивала более плотное зацепление уже изначально, что меня в первую зиму приятно удивило. Я всегда понимал поведение машины, если хотите, была некая обратная связь. А когда имеешь дело с электроникой, то она может придушить двигатель уже, когда ты, буксуя почти доковылял до пятака твердой земли, или может включиться, когда она совсем не нужна. Самый характерный случай, когда я ехал по раскисшей дороге со скоростью 10кмч, и просто решил поменять колею, но неожиданно, и весьма некстати включился задний привод, из-за которого меня боком протащило метров 20 по дороге. Следующую колею колеса не преодолели, газовать я не решился, чтобы меня никуда не выкинуло неожиданно с дороги, тормоз таки нажимать не стал, чтобы не застрять, а просто неспешно ехал боком 20 метров пытаясь корректировать траекторию рулем, матеря про себя электронику. Еще из-за интеллектуального распределения момента по колесам, когда система притормаживает буксующие колеса, то лично на мой взгляд, машину начинает сильнее таскать поперечно. Не пинайте сильно, но это личное имхо. Поэтому нет ничего круче Full Time :)))) Но есть и свои плюсы, мой рекордный расход по трассе 7,5л100км, в новосибирской области, где дороги ровные, и кругом равнина и есть газпромнефть :)))) В Икрутской области, с перевалами и холмистой местностью, и плохим бензином уже меньше 9л100км не получается :))))
Расскажу немного про расход и ГБО, возможно мое искушенное мнение кому-то поможет в выборе. На газе расход по трассе 10л100км(1,7р1км при стоимости газа 17рл), в городе 14л100км(2,3р1км). Лично у меня стоимость одного километра не очень высокая, для примера товарищ на новом, дизельном прадике, который безумно экономичен для своего веса, в городе расходует 11л100км или 3,46р1км при стоимости солярки 31,50р. Эталон экономичности Toyota Fit при расходе 6л100км, обходится 1,83р1км, при стоимости бенза 30,5р, по трассе расход у него не падает. :))). Т.е. можно расписать так: Rav4 на газу дороже на 1км в % Fit на 25%, Prado дороже fit на 90%, и дороже RAV4 на 50%. :))) Вообще, такая математика довольно занимательная, когда начинаешь все считать. Так, например, на предыдущей машине, которая стоила 300 000р, за время пока я ездил на ней на газу, я съэкономил 150 000р, т.е. 50% машины. Затем ГБО перекочевало на RAV4, где я планирую также съэкономить прилично (тут раньше были рассчеты цифрами, но после редактирования решил удалить) Можно конечно долго спорить, что газ убивает двигатель, и еще что-то там такое страшное. Но лично у меня газ ничего не убил, напротив, на газу двигатель работает гораздо мягче, если в бензине есть куча присадок, свинца и серы, то газ сам по себе абсолютно чист, и выхлоп после газа менее токсичен. Если на бензе у меня ЕВРО-4, то на газу ЕВРО-5 :))) Единственный минус ГБО, это т.к. пары газа менее электропроводны, чем пары бенза, то повышенные требования к системе зажигания, это замена проводов каждые 100 000км, в не зависимости от состояния проводов, и замена иридиевых свечей каждый 60-70тыс км. А также т.к. газ горит дольше, то нужно масло получше. Я лью кажется Mobil ER 5-30 у него высокая температура вспышки. Также за экономичность расплачиваешься потерей динамики, и неизбежный запах газа, от которого, к сожалению, не избавишься, но я к нему привык :))))) Пахнет сильно только после заправки, и когда с холода заезжаешь в тепло. Крайне не рекомендую ставить газ тем, кто ездит в год меньше 15 000км, и кто планирует на машине проездить меньше 2-х лет, т.к. это бессмысленно.
В конце надо написать что-то о машине, типа она хорошая, я ее люблю и все такое. Но пожалуй пока оставлю это место пустым, для возможного продолжения, второй части повести. Когда я более основательно поезжу по бездорожью, переживу зиму.