Здравствуйте, уважаемые читатели этого полезного и интересного ресурса!
Думаю, каждому автовладельцу есть что рассказать о своей машине, и наши впечатления об автомобилях кому-то помогут в выборе, кого-то просто развлекут, а кто-нибудь скажет «Да, была такая машинка и у меня…».
Расскажу об автомобиле, которым я владел больше пяти лет, проехав при этом более 100.000 километров и составив о нём более-менее полное представление. Скоростные рекорды меня не тревожат – все они были установлены мной ещё в детстве в песочнице, когда мы с другими детьми играли в гонки. Бездорожье тоже не моя стихия, поэтому и на роль вездехода эта машина не номинировалась. Так что экстремальных впечатлений здесь нет – скорее, отзыв о владении автомобилем, предназначенным для города и эксплуатирующимся в нём.
Краткая техническая характеристика
Тойота Спринтер, кузов АЕ-91, год выпуска – 1989
Двигатель 5А-FHE (буква Н ставила в тупик 99% продавцов запчастей)
мощность – 100 л. с. ровно (удачный налог)
использовалось масло Liqui Moly 10W-40 Optimal (о нём могу сказать только хорошее)
пробег подо мной – 225.600 – 328.000 км (сматывали спидометр раньше или нет – неизвестно)
История приобретения
Спринтер стал моим третьим автомобилем. Прежние машины были удачно объезжены и проданы, и уже около года я перемещался на своих двоих и на общественном транспорте. Между тем, приближалась зима. На работу ехать далеко. С первой попытки влезть в переполненный с утра автобус или маршрутку – большая удача, почти как выигрыш в лотерею. Стоять на остановках, согревая себя крупной дрожью, больше не хотелось. Накопления уже позволяли задуматься о лучшей доле. Периодически изучалась пресса с объявлениями о продаже авто. Компьютера на тот момент у меня ещё не было, интернета тоже, и про autodrom я пока не знал – приходилось использовать то, что было под рукой.
На новой машине хотелось впрыск (раньше были карбюраторы), хотелось коробку-автомат вместо механики (пробки уже вошли в нашу жизнь, и ежеминутно замешивать скорости желания не было), хотелось приятный на ощупь велюр вместо скользкого и холодного винила, хотелось, наконец, побольше комфорта и мощности.
Наиболее соответствующей моим эстетическим предпочтениям казалась Карина в 190м кузове, но за неё пришлось бы выложить всё до копеечки. Однако ж, я понимал, что машина достанется мне явно не с конвейера и даже не будет свежепригнаной с её родных островов. Скорее всего, кто-то уже подмазал-подкрасил кузов, пошебуршил в её потрошках и, возможно, сделал это не на совесть, а для продажи. Поэтому было решено брать аппарат подешевле, а часть средств оставить для приведения его в более-менее пристойный вид.
Выписав из очередной партии печатных изданий несколько заслуживающих внимания рекламных призывов (ОТС, суперсалон, ПЭП и т.п.), я арендовал для поездки машину друга и его самого – в качестве рулевого и помощника при осмотре. Цели были намечены, встречи – расписаны и согласованы. Ранее была удостоена внимания автобарахолка, скорее, в профилактических целях. По известным причинам (нехватка дензнаков VS откровенный утиль) этот вариант отпал. Конечно, и там попадаются жемчужины, но для этого надо перелопачивать остальной навоз часто и усердно, а это не каждому по плечу. Впрочем, я отвлёкся.
Холодным осенним вечером, невзирая на падающий мокрый снег мы выдвинулись к месту нахождения первого объекта из моего списка. Машина стояла в тёмном тупике возле пожарной части и первый беглый взгляд в её сторону вдохновения не принёс. Вышедшему из дежурки хозяину намекнули, что фонарик был бы кстати. В его тусклом свете мы увидели двигатель, покрытый толстой масляной коркой. Впрочем, завёлся он сразу и никаких подозрительных звуков не издавал. В салоне я был приятно удивлён широкой, похожей на самолётную, панелью, усеянную множеством приборов (см. фото). Почти все лампочки на ней горели. Помимо обязательного джентльменского набора здесь присутствовал тахометр (почему то раньше мне его не хватало). Также присутствовали часы, указатель давления масла и вольтметр. Да, - подумал я, - такие штучки есть не у каждого! При этом я чуть не упал, потому что на водительском кресле можно было сидеть только как на табуретке – спинка не держалась в нужном положении и при малейшем усилии наклонялась назад. Откинуться на неё не представлялось возможным – следовал мгновенный переход в горизонталь. Но то, что хорошо для попутчицы, для водителя, увы, не подходит. Однако эта эквилибристика не прошла бесследно – я увидел на потолке пластиковый короб непонятного назначения. Он тянулся от лобового стекла до заднего ряда сидений и выглядел внушительно. Оказалось, что это – очиститель воздуха. Поймав логическую нить рассуждений японского инженерного гения, я представил струйку дыма от сигареты, зажатой в левой руке водителя, расслаблено лежащей на рукоятке АКПП. Встроенный вентилятор очистителя бесшумно втягивал воздух, содержащий продукты сгорания табака, прогонял его через проволочки электростатического блока, задерживающего мельчайшие частицы, и специальную кассету с ароматизирующим наполнителем. В район заднего дивана воздух поступал чистым, безопасным для детей, женщин и некурящих попутчиков. Мелочь, а приятно. Я обошёл машину ещё раз. В темноте задние габариты напомнили мне круглые сдвоенные стоп-сигналы Ниссана Скайлайн, похожие на раскалённые сопла истребителя ))). Несомненная удача дизайнеров, которая нравилась мне всегда. Что ж, кроме минусов – сплошные плюсы, сказал я себе. Впереди нас ждало ещё несколько машин, в том числе две Карины. Не посмотреть их я не мог, хотя они и были в предыдущем кузове, постарше, чем тот, который я хотел.
Следующая точка осмотра находилась прямо под фонарём уличного освещения. Мы подъехали чуть раньше продавца и вышли подышать. Улицы были безлюдны. Послышался нарастающий рёв мотора, синие лампочки, белый силуэт. Заскрипели тормоза, прошуршали по смешанным со снегом листьям заблокированные колёса. Несильный удар колесом о бордюр известил нас о том, что швартовка окончена. На капитана корабля появившийся молодец не был похож. Скорее, на паромщика.
Карина была шпаклёвана до состояния скульптуры. Некоторые лепные элементы уже отвалились. Двигатель, судя по звуку и внешнему виду, готовился на покой. Зачуханный, давно не убиравшийся салон с прилипшей к обивке грязью и резиновыми ванночками от отечественного авто резко контрастировал с гирляндой синих огоньков по периметру салона, видимо, призванных создавать эффект межгалактического звездолёта. Тюнинг, - сказал парень, - вещь! «Русский» тюнинг, бессмысленный и ужасный, - отметил я про себя. Об истории машины ничего внятного парень сказать не смог, просто не заморачивался этим никогда. Ясно одно - теперь её судьба была в его руках. Дальнейший осмотр не имел смысла, мы распрощались со «звездолётчиком», и он растаял в ночи.
Оставалась ещё одна Карина. Пока добирались до места встречи, хозяин, судя по всему, употребил что-то покрепче чая, и это его сломало. Я выслушал его невнятную версию по телефону, и понял, что этот вариант тоже отпал. Прокуковало десять вечера, друг от устроенной для него экскурсии начал скучать. По правде говоря, оставалась ещё белая Тойота Королла, также выпущенная в конце 80-х годов. Но я чувствовал, что Спринтер круче, и это определило дальнейший ход событий.
Пожарнику был предложен торг, небольшой, но встреченный с пониманием, после чего я оставил ему задаток и договорился о встрече на завтра.
Следующий день – 7 Ноября – раньше был праздником. Теперь же ГАИ работала, и процесс оформления документов занял немного времени. При свете дня ничего нового по кузову я не увидел, кроме того, что он подкрашивался в разных местах, достаточно качественно, правда, колорист только начинал оттачивать своё мастерство на этой машине. Глубже я не копал, и в общем авто меня устраивало.
Завершив бюрократические процедуры, мы рассчитались и, довольные каждый по-своему, разошлись. Я оглядел машину ещё раз, уже по-хозяйски. Заметил, что все колёса разные, как по модели, так и по размеру. Впереди стояли на 13 дюймов, сзади – на 14. Однако в кармане шуршали купюры. Я сразу понял, что сейчас куплю новую шипованную резину. Конечно же, на 14 дюймов. И пару стальных дисков впридачу.
Завестись я не смог. Полная тишина. Хорошо, что бывший владелец не ушёл далеко – ведь теперь он был безлошадным ). В его руках машина завелась сразу. Кстати, я спросил его, нет ли какой секретки, и угадал - он просто забыл мне о ней рассказать. На горящей лампочке указателя топлива я добрался до заправки. В тот же вечер купил и резину, шипованную зимнюю TOYO, 185/70R14. Размерность была больше рекомендованной производителем, но, забегая вперёд, скажу - встала на место без проблем. А вот штамповку я нашёл не сразу. Как оказалось, это редкая вещь в данном размере.
Удача улыбнулась мне на другом конце города. В частном секторе, за несусветную, на мой взгляд цену и не соглашаясь на торг, дядька продал мне пару нужных дисков по 650 рублей за каждый. Состояние, правда, было отличное. Родные японские колпаки от Марка, отданные мне другом, довершили картину (см. фото).
Доведение до нужной кондиции
Началась ежедневная эксплуатация нового четырёхколёсного друга. Первым делом сменил фильтры, масло, антифриз, свечи. В замене нуждалось всё. Масло по консистенции напоминало мазут, а антифриз, похоже, не раз разбавляли водой. Так как прежние мои машины демонстрировали изрядный масляный аппетит, я поставил это себе на заметку. Да, и этот Спринтёр тоже масло любил. Приходилось доливать граммов 500 на каждую тысячу километров. При запуске двигателя и на ходу синего тумана не наблюдалось, так что я не пугал окружающих. Зимой изредка замечал в зеркале небольшое облачко, но только когда ехал в горку.
Восстановление машины я начал со своего сиденья. К этому времени я уже ездил на Спринтере больше недели, и правильная осанка почти вошла в привычку. Но такая езда была небезопасна, поэтому, разобрав кресло, я отвёз его к сварщику, и он приварил уголки в нужных местах. Теперь спинка не наклонялась вообще, но её положение было выбрано удачно и это меня никак не напрягало, а натянутая на место обшивка скрыла всё безобразие.
Весной я решил заняться двигателем. Беспокоили потёки масла, выдающие неухоженность авто. Гараж к тому времени у меня уже был арендован на долгий срок, я договорился с другом, работающим на СТО и имеющим профессиональный взгляд на ремонт и, купив нужные запчасти, мы посвятили очередные выходные ремонту. Попутно мне пришлось купить лебёдку, чтобы поднять двигатель из моторного отсека, а коробку, отстыковав, опустить в подвал.
Ремень ГРМ был в порядке, но всё вокруг него было настолько замаслено (см.фото), что удивительно, как он не перескочил. На этом этапе восстановления заменили все сальники, маслосъёмные колпачки, помпу, ремень с натяжным роликом, уплотнители свечных колодцев, прокладку клапанной крышки, колечко под трамблёр, подушку двигателя и ещё кое-что по мелочи. Также заменил жидкость в АКПП, после чего коробка стала переключаться помягче. После ремонта расход масла упал до 400 граммов на тысячу. Поршневые кольца мы в этот раз не трогали, не было времени. Летом купил новые высоковольтные провода, крышку трамблёра и бегунок. Это подбодрило машину, да и в горку она стала взбираться порезвее – видимо, один из старых проводов был повреждён.
Добрался я и до подвески. Под замену пошли передние тормозные шланги, чехлы ШРУСов, усохшие резинки на яйцах и сайлентблоки передних рычагов. Также поменял передние и задние стойки на новый тайваньский дубликат. На разборе купил передние б/у пружины, так как при снятии выяснилось, что стоят разные по высоте. Пластиковые 20мм проставки под передние и задние стойки я также не счёл роскошью. Демонтаж старых стоек потребовал изрядных усилий – прикипели они весьма прочно, а поржавевшие гайки пришлось срубать. Сзади уже стояли проставки, вырезанные из двух слоёв транспортёрной ленты. Над удалением этих кусков резины тоже пришлось попотеть. Но труды не прошли даром – теперь я в полной мере наслаждался комфортом, бесшумно преодолевая дорожные стыки, трамвайные пути и небольшие выбоины. Так я отъездил ещё год.
Пришло время поменять поршневые кольца. Купив необходимые запчасти (кольца, вкладыши, прокладку головки и т.п.), я отдал машину в руки знакомых. На этот раз я в самодеятельности не участвовал, доверившись спецам. После снятия головки увидели, что поверхность цилиндров в хорошем состоянии, без царапин, хон сохранился, кое-где есть незначительные потёртости. Ребята управились за два дня. Мелкие недочёты вроде слабо затянутых гаек я впоследствии устранил сам. После этой операции масляный аппетит пропал совсем, и это – фактический факт! Не веря своим глазам, время от времени я доставал щуп и смотрел на уровень. Теперь он не менялся ни за тысячу километров, ни за две. После двух тысяч, помня напутствие моториста, я вновь сменил масло и теперь ездил совершенно спокойно, меняя масло каждые 7-8 тысяч километров и радуясь тому, что уровень стоит на месте. Итак, сердце машины было в полном порядке, как и всё остальное, перешедшее в разряд текучки. Далее я занимался, в основном, эстетикой.
Красиво жить не запретишь
Хорошо вписался в интерьер руль от Короны, случайно замеченный мной в гараже знакомого. Он был со стреляной подушкой и лежал без дела в дальнем углу. Изъяв остатки подушки, я аккуратно запаял разорванную накладку изнутри. Получилось неплохо.
Просиженные передние сиденья мозолили глаза. Хотя я разбирал их и стирал чехлы (грязи было, как с картофельного мешка), первоначального вида придать им не смог. Наполнитель был частично разрушен, и поролоновые вставки не могли это скрыть. Вскоре я нашёл по объявлению пару передних сидений. Цвет был не серый, как у меня, а бордо (см. фото), зато на спинках красовалась вышивка Limited, и это придавало моей машине индивидуальности. Старые сиденья отошли знакомым, занимавшимся на тот момент постройкой катера.
Всегда хотел приобрести литьё и, видимо, это время пришло. Поискав в интернете диски, подходящие по стилю, распечатал себе шпаргалку с адресами и изображениями и поехал на шопинг. В первом же адресе не нашёл ничего из представленного на сайте. Продавец сослался на то, что магазин только открылся и не все модели ещё перевезены со склада. Я уже повернулся на выход, но он остановил меня, сказав, что есть диски серого цвета (я первоначально хотел купить серебристые), и можно будет посмотреть их и ещё одну модель, не представленную на витрине, и даже бесплатно примерить на машину. Психолог! Он не хотел отпускать меня. У меня были его деньги. У него были мои диски. Просто мы не поняли этого сразу.
Я заехал в бокс. Колесо сняли и поставили диск, тот самый, серый. Цвет практически совпадал с цветом моей машины. Я улыбнулся до ушей – БЕРУ! Второй комплект даже не стал смотреть. Тут же переобули все колёса и я уехал, довольный и ими, и самим собой))).
У кошки девять жизней
Следующий год я ездил без приключений, пока однажды меня не зацепила выезжающая со второстепенной дороги Волга ГАЗ 2410, пробороздив весь бок, как айсберг проходящему «Титанику». Впрочем, ей тоже досталось (см. фото). Пострадавших, к счастью, не было, а страховка покрыла мои расходы (правда, пришлось ждать почти три месяца). Но нет худа без добра. Давно хотел установить себе капот и решётку от Кариба (тем более, что образовавшаяся на кромке моего капота трещина всё равно означала необходимость его восстановления), а тут вон как сложилось. Опять же по объявлению нашёл нужный капот, требующий покраски. В первый раз забрать его мне не удалось – он не влезал ни в салон, ни, тем более, в багажник. Пришлось попросить соседа по гаражу, ездящего на Камри (универсале), поспособствовать в доставке негабарита. Решётку я нашел на авторазборе.
Какое-то время пришлось поездить в разноцветной машине – крыло белое, дверь чёрная, машина серая (см. фото). Не хватало только маячков и значка шерифа на двери для полного сходства с какой-нибудь американской патрульной машиной. Покраску пришлось разбить на два этапа – сначала бок, затем капот. После покраски и полировки, с новым капотом и решёткой, Спринтер стал выглядеть агрессивнее и мощнее (см. фото). Можно сказать, началась вторая (хотя, кто знает, какая по счёту на самом деле) жизнь.
Практически идеал
Не раз при движении в пробках мне махали рукой, мол, опусти стекло. Продаёшь? Кто-то из легковушки кричал, а кто-то и из большегруза интересовался. Но на тот момент я её не продавал, хотя понимал, что рано или поздно придётся нам расстаться. И, хотя год выпуска не вызывал у окружающих трепета, внешний вид и состояние всё же обращали на себя внимание, а меня и вовсе полностью устраивали. Без ложной скромности я оценивал её на четыре с плюсом.
Как то, уже по осени я подвозил друга до дома, и он заметил, что стоечки то - стучат. Я предпочитаю спокойную езду, поэтому криминальных шумов не слышал. Но зерно сомнения было посеяно, и осенью я демонтировал одну из передних стоек для диагностики. После того, как я снял пружину, шток стойки плавно упал. Она была практически пуста. Пришлось озадачиться и вложиться в подвеску ещё раз. У меня уже были разборные передние стойки – я купил их вместе с машиной и после первой замены они так и лежали в подвале. Хороший знакомый предложил установить в них картриджи MONROE Sensatrak, которые, в свою очередь, прозябали в гараже у него. Назад я купил родные KYB, а также поменял все пружины на новые. От проставок я не отказался, ибо они зарекомендовали себя только с лучшей стороны. Сзади поставил 20мм, спереди – 12мм (пришлось чуть подпилить после первой примерки).
К постепенному износу деталей подвески привыкаешь – это не внезапная поломка, которая бросается в глаза. Машина становится более валкой, начинаешь притормаживать перед «полицейскими» или трамвайными путями. А вот после замены сразу чувствуешь разницу. Где вчера был вынужден притормозить, сегодня проезжаешь не задумываясь. Подсознательно замечаешь, что дороги вдруг стали получше. И при резком объезде внезапно возникшей ямы ты уже не чувствуешь себя цветком в проруби (несмотря ни на что, ям в нашем городе очень много). Машина идёт в буквальном смысле как по рельсам.
Автомобиль был поставлен на ноги и приносил удовольствие каждый день. Радовала надёжность, предсказуемость, приемлемый расход топлива. Подбив статистику, которую вёл с момента покупки, выяснил средний расход. Трасса, лето, 110км/ч – 6,1л/100км, по городу в среднем летом – 8,9л/100км, а зимой, с учётом прогревов – до 11л/100км. Простую сигналку с функцией автопрогрева я поставил в первую же осень. Форсунки, кстати, я промывал не раз. Первый раз – без снятия, путём подключения к аппарату с Wynns^ом. Было много дыма и вони. Кое-что внутри, видимо, очистилось, но заметного эффекта я не ощутил. В следующий раз форсунки промывали на стенде. Правда, меня туда не пустили. Прополоскали в ультразвуке и отдали мне. Внешне разницу я, конечно, увидел. Эффекта, правда, опять не ощутил. Спустя какое-то время я сам снял форсунки и привёз на промывку, уже в другое место. Их так же помыли в УЗ-ванне, поставили на стенд, сравнили производительность. Она была не одинаковой, но мастеровой человек заверил меня, что всё в допуске. Машина, впрочем, меня не беспокоила, и занимался я этим только из интереса. В дальнейшем, изучив этот вопрос, мы с другом соорудили свой промывочный стенд и я установил свои форсунки на него. Я смог оценить равномерность распыла, герметичность и производительность форсунок. А чтобы добиться одинакового наполнения мерных колб, пришлось промывать форсунки больше пяти часов. По крайней мере, я добился того, чего хотел, и понял, что вряд ли в каком нибудь СТО будут корпеть над твоим заказом столь продолжительное время. Стенд же сослужил добрую службу не только мне, но и нашим знакомым (и знакомым знакомых тоже).
Замена на поле
После того, как с машиной было сделано «не всё, но многое», я стал смотреть в будущее. Хотелось, как водится, перемен. Дальнейшее усовершенствование машины могло ей навредить. Мне уже предлагали поставить родное антикрыло (скорее всего, от Левина). А дальше могло дойти до обвесов и прочего. Этого я не хотел. Главное – вовремя остановиться.
Итак, было решено подыскать машине нового хозяина, отдать её обязательно в хорошие руки, пусть они растут не у самого владельца, но хотя бы у его знакомых. Ждать после подачи объявления пришлось недолго, дней пять. Претендент оказался дядькой лет за пятьдесят. Придирчиво осмотрел машину, выслушал мой рассказ и предложил проехать до ближайшей СТО, где работают его знакомые. Мы объехали четыре станции, но добро на диагностирование нам дали лишь на одной – остальные, возможно, не захотели пачкать руки.
Подтянулись с разных сторон спецы, осмотрели подвеску, покачали, потрясли. Выяснилось, что всё хорошо, но близится замена подушки двигателя. Затем подошёл пожилой моторист в очках, который отнёсся к задаче ответственно – всё же диагноз стоит денег, а клиент ждёт приговора. Хотя я и катался с дядькой почти час, не услышав ни одного нарекания, последнее слово должны были сказать знатоки. В процессе осмотра моторист качал головой вправо-влево, и я думал, что он сейчас что-нибудь отчебучит. Но он, сфокусировав на дядьке взгляд через свои линзы, с нажимом сказал – БЕРИ! Потом, уже обычным тоном, пояснил, что всё в порядке, а замена опоры – мелочь, делов, как говорится, на рыбью ногу. Вердикт мастеров был приятен и мне, так как, помимо всего прочего, это был плюс в мою пользу.
Сев в машину, дядька ещё раз изучил документы и произнёс сакраментальное « Ну, это…сколько скинешь?». Я только засмеялся. Говорю, в этой машине я про каждый узел могу рассказать, что да как, и диагноз ты слышал только что. Поэтому, как говорил Остап Бендер, торг здесь неуместен.
Тогда, сказал он, поехали до дома, хочу, чтобы и жена посмотрела. Если даст добро, то возьмём. Иначе я сейчас куплю, а ей не понравится - выгонит меня, скажет – вот и живи в машине! По счастью, жена оказалась милой женщиной, выбор одобрила. Я еще прокатил их вокруг дома – и ударили по рукам.
Так я расстался с надёжным другом, который за годы владения не подвёл меня ни разу. Рад, что не попала машина к какому – нибудь раздолбаю. Дядьке же напоследок я напечатал памятку, когда следующая замена расходников и положил её в бардачок.
Иногда вижу на дорогах все свои прежние машины и вспоминаю их добрым словом ))).
Спасибо всем кто читал этот рассказ. Удачи в пути!