Приветствую всех автолюбителей! Хочу поведать вам небольшую историю в кото-рой есть место Карибу. Буду писать подробно, если кому-то лень читать все, то можно сразу переходить к итогам (или вообще не читать). В общем, не судите строго, но критика приветствуется (только конструктивная!).
Сначала о том, почему именно Кариб.
У моего отца была Нива 89-го года выпуска, которой он был, в общем-то, доволен. С 89 по 2005 годы она прошла всего-то 120 с небольшим тыс. км. За это время не подвела ни разу (видимо потому, что была сработана еще в СССР). Ездили и по дорогам и по на-правлениям. Вытаскивали из грязи легковушки разные. По сумме своих качеств это был хороший автомобиль (почему был – об этом далее). Но все равно со временем кое-что ло-малось. Причем заменяемая деталь (уже российского производства) ходила совсем мало. Возрос расход топлива, перестала удовлетворять размерами, тк семья выросла (я женился, родилась дочка), а выехать на природу все-таки хотелось всей семьей. И вот у отца появи-лось желание взять еще один автомобиль. Вначале рассматривался вариант шеви-нивы, но после осмотра вблизи у соседей по гаражу и в автосалоне и прочтения отзывов в разной литературе желание брать это творение пропало навсегда. Нужна была машина, которая бы не требовала к себе большого внимания, на которой приятно ездить в городе и при случае легко можно выбраться на природу (на Байкал в частности). Соответственно, кри-терии были такими: невысокая цена, кузов универсал, полный привод, небольшой расход, умеренные размеры, ремонтопригодность и доступность запчастей и одно из самых глав-ных – праворульная беспробежная тойота. Всем этим требованиям могли удовлетворить практически только две модели: калдина и кариб. Королла вагон не рассматривалась как более городская машина с менее мощным двигателем (в версии 4wd разумеется), да и внешне как-то не очень. Про филдер вообще забыли, но об этом я не жалею, тк внешне не нравится, а что там под капотом я не знаю, и знать не хочется. Стоит отметить, что карибу изначально было уделено больше внимания, тк нравился он еще с первого поколения. По-сле того как выяснилось, что у калдин в 210 кузове с полным приводом идет только 3S, так вообще калдина стала запасным вариантом типа: «если не будет нужного кариба», тк посчитали расход великоватым. Вот если бы 7А или 4S…
В общем, ориентиры были выбраны и начались разборы вариантов покупки, а их было ровно три: на базаре в рабочем, на заказ у перегона, на аукционе. Первым делом рас-спросили знакомых-владельцев калдин (правда все в 190 кузове). Затем посетили рынок в рабочем в Иркутске посмотреть ассортимент и прицениться. Что поразило – практически нет выбора! Да, вообще машин много, но как начинаешь искать что-то определенное, то оказывается, что почти ничего и нет. Может, мы такие особенные я не знаю, но факт оста-ется фактом. Теперь, когда я слышу мнение типа: «на рынке выбор какой хошь и можно купить дешевле на тыщу баксов, чем на аукционе за аналогичный авто» у меня возникают мысли типа «ну-ну…». Напомню, рассматривались только полноприводные варианты и только без пробега. Таковых было найдено только один черный 1999 года Z-Touring за 8800 американских денег. В принципе, его и можно было брать, вот только отцу категори-чески не хотелось черный цвет. Все остальные карибы либо 2ВД, либо конструкторы, да и то их можно по пальцам пересчитать. Калдин конечно же было больше. В общем, рынок пока отпадал. Остались два варианта: перегон или аукцион. Перегон был занят другими делами. Думали – ждать его или нет. Решили, что не стоит, тк во владике наверняка с ка-рибами примерно та же ситуация (что подкреплялось отзывами) – значит аукцион. К аук-ционам изначально было положительное отношение, тк имелись знакомые, купившие та-ким способом машины и весьма этим довольные. Взяли координаты двух иркутских фирм, занимающихся аукционными автомобилями: Гарант Авто и БТК. Первыми посети-ли Гарант Авто. Там нам поподробнее объяснили про аукционы, посмотрели статистку карибов. Понравилась легкость и непринужденность общения, нет ни капли высокомерия как бывает во многих фирмах. Что не понравилось: несколько дилетантский подход, чув-ствуется, что фирма работает недавно (так оно собственно и есть, они недавно открыли свой филиал в Иркутске, а сама фирма из Улан-Удэ), навязывание (а может, лучше bB возьмете, или вот это или вот то, зачем вам кариб?) и, самое главное, договор. Написан в общих чертах, не ясно как решать вопросы в случае форсмажора, а слова они есть слова, это не обязанности фирмы. Далее поехали в БТК. Там, сразу видно, подход более основа-тельный – народу гораздо больше. Нам сразу выделили агента, который все объяснил-разъяснил и с которым впоследствии контактировали. Понравилось: более профессио-нальный подход – видно, что все уже давно отработано и, самое главное, договор. Там было прописано все до мелочей, по содержанию он был раза в три больше гарантовского. Отрицательных моментов замечено не было. Изучив дома оба договора, окончательно решили брать через БТК.
Покупка.
Выбрав подходящий день, поехали в Иркутск на своей ниве. По дороге «туда» про-изошел очень неприятный инцидент – попали в аварию. На подъезде к Иркутску на пово-роте нас «придавил» колесом МАЗ-полуприцеп. Хорошо, что под прицеп не затащило, а всего-лишь правый бок помяло. На месте решили, что никто не виноват. Дело в том, что на повороте налево, прицеп смещается ближе к осевой, сами понимаете почему, но это еще пол-беды и можно было бы увернуться, но возникло дополнительное обстоятельство – при выходе из поворота дорога в том месте сужается (точнее разделительный газон рас-ширяется для организации места разворота). Вот и получилось, что налево невозможно было уйти из-за бордюра. Пишу об этом столь подробно, поскольку думаю, что это все же имеет некоторое отношение к дальнейшим трагическим событиям.
Итак, выяснив последние детали, заключили договор на поиск на аукционах и дос-тавку в Иркутск автомобиля Toyota Sprinter Carib 1999…2002 годов, комплектации Z-Touring с двигателем 1.8 литра (7А), 4WD, цвета любого, кроме черного, за ~10 тыс. дол-ларей уже на месте. БТК работает таким образом, что после заключения договора не толь-ко твой агент ищет тебе нужную машину, но и ты сам можешь смотреть выставляемые лоты при наличии доступа в инет. В случае если обнаруживаешь нужную тебе машину, сообщаешь своему агенту, что нравится лот такой-то. Понятно, что при таком подходе процесс покупки становится более прозрачным. Знаю, что во многих фирмах ищет только агент и приходится всецело доверять только ему, что аукционный лист не липовый. Жда-ли появления нужных лотов что-то около двух недель (точно не помню). Карибов вообще продается не очень много, а Z Touring’ов из них лишь небольшая часть, поэтому при-шлось подождать. Не очень любят японцы полный привод. Были найдены хорошие экзем-пляры 99го и 2001го годов. Как раз в то время вводились какие-то новые правила на вла-дивостокской таможне, поэтому были неясности с пошлинами. Вследствие этого ставки были сделаны по самому минимуму (365 тыс. йен), с учетом наихудших вариантов изме-нения таможенных правил. Эти ставки не прошли (хотя по статистике было видно, что аналогичные машины в принципе можно было купить за такую цену). Машина 99го года ушла покупателю за более чем 600 тысяч. Максимальная ставка на 2001го составила око-ло 400 тыс. йен, но японец видимо не согласился на такую цену, и она осталась не про-данной. Купить эту машинку удалось со второго раза. Ко времени очередных торгов про-яснилась ситуация с пошлинами и стало возможным поднять ставку до 500 тыс. японоде-нег, за которые и был куплен наш карибас. Окончательная стоимость авто уже в Иркутске составила почти 300 тыс. рублей.
Далее последовало ожидание длиною почти в 2 месяца. В самом конце ноября по-звонили из конторы и пригласили забирать. Поехали за машиной 1-го декабря вечером после работы и, как дежавю, попали в аварию на подъезде к Иркутску… На этот раз отде-латься вмятиной и легким испугом не удалось. …вылетев с дороги мы совершили про-дольный переворот и еще бог знает сколько кувырков. У меня ни царапины (меня выбро-сило из машины), а отец через 4 часа умер в больнице. Недалеко работали дорожники, ко-торые позвонили в скорую и помогли с носилками. Говорю им огромное человеческое спасибо! Съездили за машиной… Вот с такого очень невеселого момента началось мое знакомство с карибом.
Несмотря на то, что документы уже успели оформить на отца, никаких проблем с передачей машины у меня не возникло, за что фирме отдельное спасибо. Хотелось, конеч-но, чтобы они переоформили документы на меня, но им видимо не хотелось уже этим за-ниматься, да и законных путей для этого, видимо, нет, но это уже отдельная история.
Эксплуатация.
Когда приехали забирать машину, обнаружилось, что во владике (или где-то в ок-рестностях) поменяли аккумулятор. Тот, на который поменяли, постояв на 35 градусном морозе неделю, умер. Фирма без проблем поменяла на поношенный панасоник. Сразу по-ехали покупать новую зимнюю резину – та что на машине лысая летняя, а у нас гололед бывает случается. Хотел сперва брать бу, но меня заверил сотрудник БТК (который с на-ми возился), что 14ти дюймовую резину не выгодно брать бу, тк разница между новой и бу в нормальном состоянии не столь существенна. Поехали потихоньку до ближайшего магазина и купили Dunlop Graspic DS-2 как наиболее лучшую по соотношению цена-качество в том магазине из буржуйских. Приехав в Ангарск, поменял масло в двигателе (Шелл 10в40) и антифриз (родной за неделю простоя на морозе подернулся шугой). При замене спросили какой антифриз лить – японческий или отечественный тосол. Я задумал-ся сперва, но все-таки решил буржуйский.
Активно эксплуатировать авто начал только через полгода (и то пришлось решать этот вопрос в суде из-за злобного нотариуса, но это тоже длинная отдельная история). По-ставил на учет в ГАИ в июне. Через неделю съездил на братское море с полной загрузкой (пять взрослых и один ребенок да еще с багажом) после чего заметил, что пружины про-сели (стали более мягкими).
Про подвеску.
После поездки почувствовал, что машина ведет себя как-то не так. Стала раскачи-ваться на каждой неровности, сильно проседала даже при небольшой загрузке. Решил, что просели пружины и амортизаторы вышли из строя. Поехал перетряхивать подвеску в Ир-кутск к знакомому парнишке-автомеханику. Он залез под машину и сказал, что подвеска почти в идеальном состоянии, что амортизаторы целые, а вот пружины, скорее всего, на самом деле просели. Но я же самый умный – думаю раз машина раскачивается, значит амортизаторы уже убились, но не начали еще даже потеть. Поехал в автоград и прикупил два задних амортизатора каяба и усиленные пружины килен. Они, кстати (амортизаторы) на «выдовый» кариб идут либо токико (которые, вроде, к нам не возят), либо каяба без альтернатив, поэтому цена на тыщу больше. Когда сняли штатное, то никакой разницы в работе амортизаторов (стояли токико) я не заметил – абсолютно с одинаковым усилием и одинаково плавненько ходят. А вот пружины на самом деле оказались очень уставшими, так как даже под моим небольшим весом достаточно легко сжимались. Лучше бы я купил четыре пружины жестких. После замены зад поднялся, машина стала намного устойчивей. Хотел еще поменять передние, но все как-то руки не доходят.
Про противоугонку.
Ставил я противоугонную систему (попросту сигналку) в небольшом гаражном сервисочке по рекомендации от нескольких знакомых. Хотел MS-503, но установщик за-верил, что лучше Леопард – за ту же цену при тех же функциях качество выше. Плюс к этому иммобилайзер (проще электронная секретка). Но и тут вышло не все гладко. Когда пришел забирать, кариб мой ехал пару метров и глох. Полезли они исправлять сей косяк, а мне уже это не понравилось (но мне же рекомендовали, должно быть все круто). Вроде исправили. Ездил и радовался. Потом опять заметил косяк с иммобилайзером – дистанци-онный пуск не работает. Причем странно как-то – если заводить с пейджера сразу после выключения двигателя, то все работает, а если через некоторое время, то уже на заводит-ся, стартером вертит, но иммобилайзер не дает завестись. Все хотел заехать исправить это, но поехал все-таки по другой причине – авто не захотел сниматься с охраны, причем пе-ред этим не хотел ставиться (поставился после энной попытки). При попытках снять, слу-чайно включил антиразбой, а с ним даже аварийно снимается по-другому, о чем я как лох не догадался и пришлось тянуть на лямке до установщиков. Тот же перец мне заяснил, что либо рядом сильный источник помех, либо меня глушили. Да, действительно в Иркутске есть такие случаи – человек подъезжает к магазину, ставит на охрану, а оно не ставиться, он еще раз – та же канитель и тогда человек просто закрывает на ключ и идет в магазин, а в это время вскрывают и угоняют без шума и пыли. Так что, люди, секите. А запуск дис-танционный мне наладили.
Про расход, который составляет около 11 литров в смешанном цикле.
По ряду сложившихся обстоятельств выяснил, что мой авто «на горящей лампоч-ке» может проехать 77 км до полной остановки. До заправки идти далеко, не говоря уже о том, что до канистры, которая в гараже, еще дальше. Помог проезжающий уазик – слил с него 80-й и поехал. Динамика конечно никакая, но до заправки доехать можно. Во второй раз у меня бензин кончился недалеко от гаража. Ситуация осложнялась тем, что денег на бензин не было вообще (не знаю как у кого, но у меня иногда бывает так, что перед зар-платой деньги уходят в минус). Но я вспомнил, что у меня в гараже целая канистра бензи-на стоит. Только проблема – не знаю какого, а спросить уже не у кого. Пофиг, сходил, за-лил, поехал – еще хуже, чем на 80-м. Может, он очень старый? Но ехал! Последствий от такой езды пока не заметил, может позже проявятся.
Менял масло на зиму (Шелл 5в40), заодно менял воздушный, топливный, ну и мас-ляный фильтры, масло в раздатке и заднем редукторе (хотел еще тормозуху, но заменщик уверил, что она в порядке – не знаю, есть мнение, что нужно менять раз в два года в не зависимости от внешнего вида). В автомате еще в хорошем состянии. В раздатку перелили – пришлось грамм 150 сливать. Вывод – знать заправочные объемы, а то вам наменяют. В редукторе менял сам, для этого купил шланг 2 м и заливал через воронку Мобил 80в90. Геморрой заключался в том, что шланг оказался явно коротковат (жалко было отдавать по 150р за метр), но масло залил-таки. Вывод – проще, наверное, грушей (спринцовкой) через короткий шланг.
Заменщик масла заметил, что у меня повышенные холостые. Точнее они меняются – один раз заведешь 1000, поездишь 700, а иногда и 500 бывает – все на горячий двига-тель. Я раньше тоже замечал, но все как-то руки не доходили выяснить в чем дело. А сменщик этот сразу сказал, что причина в датчике давления во впускном коллекторе и вы-тащил с него разъем, работа не сменилась (типа это подтверждает его догадку). Говорит – «смени датчик, мы тебе зажигание выставим». Глянул я на экзисте датчик этот – 400 уёв. Да без проблем – пошел купил ;)… Стало интересно. Начал искать информацию по пово-ду холостых и повышенного расхода вообще (toyota-club.net, alflash.narod.ru, efisakh.narod.ru, autodata.ru раздел статьи). Некоторые ответы появились, но вопросов ста-ло еще больше, тк причин данной проблемы может быть очень много. Провел самодиаг-ностику. При неисправности этого датчика должен выходить 31 код, чего не наблюдалось. А вот совсем недавно съездил на диагностику в Иркутск в БТК-Эксперт. Там мне сказали, что скорее всего проблема в некорректной установке иммобилайзера. Такая проблема встречается довольно часто, даже если ставят в фирменных сервисах (типа мэджик сис-темс). А некорректность заключается в том, что иммо блокирует входные цепи компьюте-ра и питание его в том числе (а должен выходные) следствие – комп все время работает в режиме самонастройки, вот и обороты плавают. Подкючили сканер – вроде все в порядке, вот только действительно, когда в работу вмешивается иммо, то питание с компа исчезает. Поеду разбираться к установщикам – что они там блокируют вход или выход компа.
Насчет руля.
Есть два стука в руле:
1) довольно сильный стук при верчении руля когда двигатель не работает.
2) четко различимый стук при проезде по рельсам (и тп) в повороте. То есть если те же рельсы проезжать с рулем в среднем положении, то стука нет.
По поводу первого спец сказал, что это естественный стук, связанный с устройст-вом ГУРа. Типа для него необходим небольшой холостой ход и стуком проявляет себя зо-лотник в ГУРе. Странно, первый раз такое слышу – у всех вроде рейка стучит, то ли у ме-ня не такой стук, то ли развели как лоха. А если все-таки стучит рейка, то проблема – как подтянуть чуток? К гайке регулировочной никак не подлезть – мешает подрамник (или что-то похожее на него). Да и, как говорят, подтянуть можно только очень-очень немного. Может, люфт в крестовинах карданчика рулевого?
По поводу второго спец (я как пассажир) проехался по улицам Иркутска, создавая ситуации при которых он проявляется. Услышав стук спец однозначно сказал, что это стук в рулевой колонке, характерный для всех королл. А связан он с выработкой пласти-ковой муфты, в которую вставлен рулевой вал. Появился зазор и вал гуляет в муфте. Это-му я действительно склонен верить, поскольку слышно, что стук совсем рядом и не ме-таллический, а как будто о пластик.
Итоги.
Машина снаружи нравиться очень. Тем более, что карибов у нас не так много как калдин, королл, вингроудов и тд и «глаз не замылен». Внутри скучно и банально как в ко-ролле, но при этом все на месте, как надо. Хочется чуть побольше багажник и места на заднем диване. Есть желание поставить колеса с 15” дисками дабы увеличить просвет и улучшить внешний вид. Не знаю ставить для этого проставки или нет – как там ШРУСы, не умрут ли? Да и вообще как это повлияет на динамику, на ресурс подвески и тд.? Дина-мика как семейного универсала устраивает. Хочется шумоизоляцию колесных ниш полу-чше, а то шум колес и гравия несколько надоедает. Летнюю резину, кстати, взял Pirelli P3000 – оказалась достаточно дешевой (1700 шт) и шумноватой. На данный момент имею несколько проблем, которые пока не победил:
1. Нестабильный холостой ход.
2. Стук в руле.
3. Передняя подвеска легко пробивается (лечится заменой уставших пружин на бо-лее жесткие).
4. Удар в трансмиссии при сбросе газа, а затем резком нажатии на газ без кикдауна. В форумах видел, что почти у всех людей с «выдовыми» карибами такой трабл.
5. Иногда вибрация на парковке + тормоз. Заметил, что наступлением холодов про-явилось сильнее. Может, просто совпадение.
6. Подпискивание генератора на холостых.
Вот, вроде, и все проблемы. За время моей эксплуатации (читай за лето) авто про-бежал всего около 7000. Из лишних расходов – только задние амортизаторы по собствен-ной глупости. Пока ничего не ломалось.