Простой и надёжный.. неприхотливый и весьма самобытный (особенно для своего времени), верный друг и просто трудяга – это всё о нем, моём первом авто – Toyota Sprinter Carib!
Если Вы, уважаемый и вдумчивый читатель, фанат гламурных лимузинов или пацанских «точил», если автомобиль у Вас ассоциируется исключительно с воздухозаборником на капоте и мощной турбиной под, а количество копытных должно быть по Вашему мнению не менее табуна из 200 лошадей, то данный опус не для Вас, можете со спокойной совестью заняться другим делом...
Всем же, кто заинтересовался моей скромной заметкой, скажу: «Доброго времени суток, уважаемые автолюбители и просто почитатели данного сайта!»
Хотел бы прежде всего поделиться собственным опытом, впечатлениями и наблюдениями о своём первом четырёхколёсном друге. Именно друге, потому как я убеждён, что автомобиль – это совершенно «живой» организм, который очень чутко реагирует на Ваше к нему отношение. Считаю мне безгранично повезло, что: во-первых, моя первая машина – Кариб и, во-вторых, что я знал практически всю историю его пребывания в России (подробней об этом ниже). Надеюсь, кому-то будет не только интересно, но и полезно узнать какие-то новые грани этого чудо автомобиля.
Итак.. не буду утомлять Вас долгими рассказами о моём пути к покупке первого авто. Так уж сложилось, что с рождением сына этот вопрос встал особенно актуально. Аккурат в этот же период времени родители жены решили приобрести что-то более просторное и более мощное на смену верой и правдой служившего им Кариба. А служба была весьма продолжительной (с лета 1998 г.)!
ДО МЕНЯ
Первые 8 лет пребывания в РФ (до конца лета 2006 г.) главным и единственным пилотом Карибаса был мой тесть – аккуратный и заботливый водитель, регулярно – один раз в 5000 км – проходящий ТО и отслеживающий любые нежелательные скрипы и постукивания, которые, разумеется, появлялись время от времени, намекая на скорую замену какой-то детали ходовой.
В далёком 98-ом машину пригнал из Владика хороший знакомый семьи, который занимался какое-то время автоперегонами. Именно он и порекомендавал, звоня по телефону уже из Владика, брать именно Кариба, которого он отыскал на авторынке и лично «прощупал» взамен изначально планируемой переднеприводной Карине.
Японский стикер на внутренней стороне водительской двери говорил, что последнее ТО японец делал на 119 тыс. км., была залита полусинтетика Mobil S 10w40. С тех пор и мой тесть, а позже я сам, подкармливали двигатель именно этим маслом. К сожалению, не прошло и полугода, как Кариб разбил себе всю морду об задницу резко затормозившего грузовика. Передок, конечно, восстановили, а вот кондишн... эх, отказался работать нормально кондишн после аварии. В каком-то месте трубки были повреждены, так что после полной заправки фрион в кондиционере заканчивался уже через 3-4 недели. Это, пожалуй, одна из очень немногих ложек дёгтя в процессе владения данным авто.
Не хотел бы все-таки удаляться от реалий жизни, к моменту получения машины в собственность я был великолепно осведомлён о том, что за последние 8 лет в Карибе меняно было много чего, начиная от капота (столкновение с грузовиком по первому льду) и левой передней двери (на стоянке перед магазином какой-то идиот вьехал) и заканчивая ходовкой и карданым валом (будучи на Алтае, Кариб на скорости попал на приличный камешек). Перед передачей машины тесть загнал её к знакомым сервисмэнам, которые на совесть покалдовали над ней: замена кое-чего по ходовке, под двигом заменили «подушки», затонировали задние боковые и заднее стекло, разумеется заменили все жидкости (в двигатель – как обычно Mobil S 10w40, в коробку – дикстрон, антифриз залили новый), заменили ремень ГРМ, ну и так, по мелочам (ремонт дверной ручки, полки).
На момент передачи авто пробег составлял 272000 км. – как говорит один из знакомых сервисмэнов: «И не известно, сколько ещё было скручено перед продажей Кариба во Владике!» :)
ОПЫТ ВЛАДЕНИЯ
В самом конце лета 2006 года я стал обладателем прав и незамедлительно стал практиковаться на своём первом собственном авто, которое стояло под окнами с самого начала августа! Т.к сравнивать особо не с чем просто опишу свои первые и последующие впечатления о Карибе.
САЛОН
От класса авто никуда не уйти, так что внутри – как ни крути – всё достаточно скромно и компактно, я бы сказал – по-спартански. Водитель для своего удобства имеет возможность менять только угол наклона своего кресла и положение относительно руля (вперёд/назад). Руль и кресло по высоте не регулируется. Всё это, однако, не стало для меня головной болью, и я достаточно быстро определил для себя оптисальные установки водительского кресла даже при своём росте (191 см). Задние пассажиры при мелких/средних габаритах никогда не жаловались на неудобства при небольших перемещениях (до 100 км за один присест), а вот при путешествии на Алтай летом 2007 г. после почти 600 км в один конец некоторые пассажиры, а именно – задние, сетовали на затёкшие спины.
Салон – тёмно серого цвета, пластик – чёрный и местами тёмно серый. Ничего особенного о терпедо или панели приборов сказать не могу. Тахометр расположен классически под рулём, обзор панели весьма удобный и комфортный. При встречном солнце показаний часов практически не видно. Обзорность хорошая, но от «мёртвой» зоны никуда не деться. Звук – штатный, менять не стал, т.к. не гурман авто музыки. Радио меня полностью устраивало.
БАГАЖНИК
... не скажу, что сильно вместительный, но полноразмерную запаску, инструменты и багаж в несколько сумок аккуратно уложить – без проблем! Замечу, что при последней поездке на Алтай багажник был до отказа заполнен вещами на 2 семьи. Зад Кариба и не думал сильно проседать! К слову, в салоне было 4 взрослых человека. Всё-таки суммарный вес сразу дал о себе знать, особенно часто я вспоминал о нем при обгонах. Так мы незаметно подошли к вопросу о динамике моего полноприводного друга.
ДИНАМИКА
Так вот, при полной загрузке вес даёт о себе знать, и это особенно приходится учитывать при обгонах на трассе. При выборе «окна» для обгона автоматически нужно добавлять пару секунт на реакцию автомата при нажатии педали газа. Самая комфортная скорость на нормальной трассе – 120-130 км/ч. Я, разумеется, не считаю те направления, по которым приходится двигаться в Новосибирской области за нормальную трассу. Стоит пересечь границу Новосибирской обл. и начинаешь понимать, что хорошие дороги в России всё-таки есть! На нескольких участках разгонял гружёный Карибас до 155-160 км/ч, но это был скорее эксперимент, чем рекомендуемый стиль езды на трассе. Хотел бы отметить один момент, который подметил при равномерном разгоне (без тапки в пол). До 70-80 км/ч динамика разгона вполне приличная, а вот потом наступает какой-то провал. Вроде бы и педаль газа медленно притапливаешь, а авто «стоит» как вкопанный, но это длится недолго, после 3 тысяч автомат переключает на более высокую передачу и до 120 км/ч скорость набирается достаточно равно, после чего следует опять притупление реакции автомата на давление педали газа. В городском режиме я не сторонник состязаний в скорости, хотя иногда приходилось пользоваться быстрым стартом (особенно по зиме) со светофора, но это скорее заслуга полного привода и новой шипованной резины. Кстати, о резине. Этой осенью переобул Кариб со всесезонки на шипы и остался ОЧЕНЬ доволен. Ощущение уверенности не покидало меня всю зиму, и это при том, что выбор был сделан в пользу весьма бюджетного варианта – Nordman+. После одной зимы – все шипы на месте. Отличные шины – рекомендую!
РАСХОД
Не скажу, что я был им доволен, но сильно и не напрягался. Летом в режиме «город» расход не опускался ниже чем 12 л. на сотню. На трессе – приблизительно 9,5-10. Ну, а уж лютой зимой и до 15.5 доходило, что было обусловлено и полным приводом и ночным автопрогревом по времени (1 раз в 3 часа) и активным использованием печки и небольшими ежедневными расстояниями, которые приходилось покрывать.
ТО и вынужденные замены
Каждые 5000 км. в двиг заливал масло Mobil-S 10w40 + ER-ка (кондиционер); разумеется менял масляный и воздушний фильтры. Ремонтом особо был не загружен. Напишу то, что помню наверняка: заменил радиатор на новый тайваньский, поставил контрактный стартёр (1500 руб.), заменил рулевую рейку (2500 руб.) и наконечники (??) + ходовку (??), поставил новый акум на 45 А/ч (1900 руб.), менял габаритный фанарь (500 руб.), свечи (600 руб.). Всё.
Непобеждённые недоразумения
Есть один момент, который для меня так и остался загадкой, а именно: на скорости 55-60 км/ч появлялся непонятный звук похожий на гул или завывание, которое проходило как только скорость достигала 65 км/ч. Обязательное замечание – это явление наблюдалось далеко не всегда! Приблизительно в 50% случаев. Где-то уже читал в отзывах, что есть такая проблема именно у Карибасов, но в чём суть трабла так и не понял. Мож кто в курсе? И ещё один момент меня напрягал: достаточно хрупкие (особенно зимой) ручки дверей!
Это интересно
Двигатель и коробка вскрытию или замене НЕ ПОДВЕРГАЛИСЬ – поводов не было! Напомню, что пробег на момент расставания с Карибом составил 324000 км (помним также при этом, что «..неизвестно, сколько ещё было скручено во Владике»)!!! Это меня поистине впечатляет до сих пор, тем более что речь идёт не о мощном движке, ресурс которого по определению должен быть большим (500000 км. и более), а о простом 4A-FHE объёмом 1,6 л. Думаю, что по ресурсу (читай – по качеству) таких двигов, как в 90-ые сейчас просто не делают. Видимо, япам это стало экономически не выгодно. J
Заключение
В конце 2008 г. пришло время расставаться с моим "четвероногим другом". Ранее вставал вопрос о возможной замене Кариба. Требования были приблизительно такие:
Клиренс – не менее 18-20 см.
Объём – не более 2.0 л.
Непременно постоянный (не подключаемый!) полный привод.
Расход – соизмеримый с Карибом.
Недорогая в обслуживании.
Желательно 2002-2004 г. выпуска.
Бюджет – в пределах 500 т.р.
Рассматривались варианты Suzuki Escudo, Toyota Voltz и Subaru Forester. По разным причинам победил последний! Но это уже совсем другая история...
Скажу одно – Кариб навсегда останется для меня особенным авто и не только потому что это мой первый автомобиль!
Всем удачи на дорогах.