Доброго времени суток, уважаемые Дромовцы! И опять таки Чипер из далекой Якутии взялся за перо (тьфу, клаву), дабы поведать Вам, как и обещал в своем предыдущем отзыве о Батином Сузуки Свифт
Отзыв о Suzuki Swift) о моем железном тарантасе по имени Toyota Sprinter Carib, в небезызвестном кузове АЕ-95.
Но обо всем по порядку.
В конце лета прошлого, 2010 года меня стали посещать навязчивые мысли по поводу приобретения своей машины. Ни денег, ни прав у меня не было на тот момент, но была отчаянное желание купить старое корыто. Пара-тройка месяцев заначивания денег с получки + отцапал от отпускных + вернули =итого 35-40 косарей налички зашиты в портки)… Можно приступать к смотринам!
Конец сентября 2010 года. У нас уже дубаки начинают потихонечку вступать в свои права, а я, вооруженный карандашом, телефоном, местными газетами с объявлениями начинаю потихонечку обзванивать по вариантам, приемлемым для моего стройного кошелька. И понеслась карусель-свистопляска: всевозможные ВАЗы, из которых я осмотрел два экземпляра: сначала ВАЗ 2106 – договорились утром, парнишка приехал в назначенное время, смотрим: тех. состояние хорошее, но ЛКП и металл – просто ШВАХ! Вся покрылась рыжими трещинками, сколами, очень глобально, но думаю, для Шохи 1989 года это допустимо. Вторые смотрины были в Жатае, это пригород Якутска и чисто пацанский поселок по совместительству, ближе к вечеру с Батей пригнали к назначенному месту в поселок, нас встретили и провели в гараж, гляжу: ВАЗ-2107, 94 год, кузов ровный, не без косячков, конечно, движок сухой, все в норме, но передняя часть – просто финиш: передние крылья держатся на скотче и честном пионерском. Прикинув стоимость кузовных работ я извинился перед продавцами за причиненные неудобства и продолжил поиски. Придя домой вечером, в десятом часу в местной газетке натыкаюсь на объявление: Т-Кариб 90г.в. и номер телефона. Сразу звоню, несмотря на довольно поздний для звонков час, отвечает мужичок, мол все в порядке, завтра подъезжай, смотри, цена - полтинник. Я в последний момент спросил про цвет кузова, на что он ответил «ну, трехцветный», мне как-то стало не по себе, представил перед собой битый-перебитый тарантас с разноцветными дверями, на котором приветливые и не очень южане трудятся на ниве частного извоза. Но мысли мыслями, а завтра у меня – большой день. Спал провалившись в короткое забытье. И вот едем с Батей в район колонии-поселения, где и стоит наш экземпляр. И вот он – легендарный Карибас АЕ-95, стоит себе во дворе дома. Вышел хозяин, машину завели, послушали, все осмотрели. На холодную идет сизый дым, салон весь на кнопках, из которых мало что работает, люкатый, тоже сей девайс не функционирует, да и нафига он нужен – почти октябрь, подумал я. Ходовая – стойки спереди и амортизаторы сзади в состоянии полутрупов, зато коробка – пятиступая механика, имеется межосевой дифференциал, кстати таракан-то наш - 4 ВД, Full time. Кузов – при первом более пристальном взгляде его можно охарактеризовать как «ооочень сильно подержанный». На обеих задних крыльях имеются шматки шпакли, которые надо дунуть. Кстати о цвете: он комбинированный – низ и крыша темно-синие, середина – серебристо-голубая.
Вердикт: БЕРУ. Вопрос – зачем? (жена – крутит палец у виска в турборежиме, потом сказала: твори что хочешь, я устала с тобой бороться).
Начались хлопоты начинающего автовладельца.
Первым делом воздушные замки разбились в хлам о скалы Управления ГАИ. После набора стандартных мытарств получил номера, прикрутил их. В радиаторе была вода – заменил на Тосол, поменял аккумулятор, ибо старый сыграл в ящик, масло в двигателе – черное, как ночь, жор – конкретный, шкив коленвала – восьмерит, нет защиты снизу, нет крышек на ремни сбоку, все на скрутках, все в масляно-грязной «шубе». Жена всегда права, подумал про себя… Но я уже перешел точку невозврата, начался новый виток истории в учебнике «Моя жизнь». Перелопатив кучу тем на местном форуме, на Дроме и перестав обманывать себя я принял решение – капремонт или контрактный ДВС 4А-ФЕ старого образца. Или или. Но тут внезапно в мои планы вмешалась суровая якутская зима, окутав их густым туманом и трескучим холодом. Но до ее наступления, успел-таки поездить на нем, хоть и без прав, хоть и по окольным путям, по дворам, особо в центр не совался, так и двигался потихоньку, без приключений. Стоит отметить, что несмотря на усталое состояние двигатель 4А-ФЕ показал себя как достаточно надежный, заводился всегда с пол пинка, коробка работает четко, успевай только клацать, ходовая очень усталая, висела на костях, особенно сзади, пробивает конкретно. Ничего толком не сделал в итоге, поставил машину на зиму. Зимой время зря не терял, изучал форумы, специализированные сайты, копил по мелочи на запчасти, без ущерба для кошелька каждый месяц покупал по цацке…
Весна! – вот оно, медленное пробуждение от зимней спячки, густой туман расстрелян скромными лучами весеннего солнца. И вот, в день «Д», время «Ч» взяв в руки свежий аккумулятор, ключи и веру в японский автохлам я иду заводить своего любимца: прогрел проводку пару раз по 5-8 секунд и ключ на «Start»… и в одно мгновение чрево гаража наполнилось густым едким бело-синим дымом. Моторчик работает немного громко, но ровненько так тарахтит. Остаток дня дожигал остатки бенза прошлогоднего))) Сильно машину не эксплуатировал, решал вопрос с правами, с запчастями, и вот летом – есть права (можно легально ездить). Двигатель разбирали сами, на даче, но поскольку ездить туда-сюда на пригородном автобусе в дикую жару было не айс, сборку двигателя я доверил механикам, знакомым моего старшего брата, за полтора для и 10 тысяч рубликов движок обрел новую жизнь. Таким образом, механики поставили ремкомплект «КАДА» (Тайвань), стоит 3500 (все сальники, прокладки, маслосъемные колпачки), поршневые кольца, коренные вкладыши. Но оставались еще недочеты, в соответствии с ними надо было приобрести и установить следующие детали: температурный датчик, шкив коленвала, шестерня коленвала, целых 2 дроссельных заслонки (все это мне досталось за 500 рублей от погибшей Карины с аналогичным сердцем – Саня, благодарю от души, без этого конец коленвала бы разбило к чертям), шпонка (полумесяц мелкий капец, а стоит 250 рубликов, китайский, змееныш). И вот, все установлено – машина шепчет, один хороший электрик взялся поправить мне электропакет, центральный замок, люк, установить потеху, колонки – все за 3500, еще и колонки от магнитофона «Sony» старые подогнал, мне самому заниматься было просто некогда, график такой, что будь здоров! Пока электрик латал проводку я с чистой совестью решил предаться обильным возлияниям и плотским утехам (в понедельник, блин), на следующий день забрал с похмара машину и радовался жизни: музончик долбит, люк открытый – что еще надо молодому пацанчику? (К тому моменту я был уже в разводе, поэтому Карибас стал для меня своего рода отдушиной – всегда есть чем заняться). Так и весь остаток лета я катался по ночному городу, рубил капусту, таксуя по вечерам, катаясь с друзьями. И вот, недавно катался по ночному городу, таксовал, приехал домой. Наутро завел машину, торопясь на работу, и заметил повышенные обороты движка, потом они начали скакать от 2000 до 2500, но надо срочно гнать на работу! Так и доехал, как дебила кусок газуя-отпуская на перекрестках, когда едешь – вроде нормально. Звоню своему механику, говорит – приезжай, посмотрим. Оставил у него машину. Звонок через 2 дня: компостировала мозги дроссельная заслонка – поставил загушки; маслонасос почти схоронился – контрактный от 5А-ФЕ, встал как надо; цена – 4 косаря. Но, грит – радиатор течет сильно, дыра образовалась – надо менять. Почти ночью после работы забираю машину – с новым масляным насосом стал лучше, ровнее работать на холостых, прозорливо набрал воды с колонки и поехал на заправку, на обратном пути машина резко глохнет, встает колом, мазафака! Смотрю – стрелка спидометра на красной отметке, воды в радиаторе осталась лишь половина. Быстренько остудил машину, долил воду и вцепившись в руль доенхал домой. Машина простояла неделю, денег на новый радиатор (от 3000-4850 денег) нет. По объявлениям нашел мужика, который продает запчасти от Спринтера 90 года, продал всего за рубль, вчера в ванной отмочил и промыл под душем, соты были все в комьях грязи, почти ночью его поставил, завел – часики. Стрелка температуры всегда на одном уровне.
А как он едет!
Мой Карибас.
Мотрочик 4А-ФЕ, старого образца, трамблерный, 4 цилиндра, 16 клапанов, инжекторный.
Коробка – механика.
Пробовал ездить на таком же Карибе, только на АКПП – мягко говоря, не едет. Овощ. Механика все-таки бодрит машину. Плюс к тому же 4 ВЕЗДЕ Фул тайм решают многое – в сильные какахи не лазил, но для своего класса ведет себя очень достойно. Есть такая хитрая кнопка – Center Diff Lock – межосевая блокировка, в боевых условиях ее не испытывал, но как-то нажал ее случайно, потом удивлялся, почему машина так тяжело едет и даже на маленькой скорости в поворотах шлифуют колеса. Вот идиот)
Закусывался ночью с перекрестка со Спринтером Труено, наказал его как надо, но скорее всего он был в овощной версии с 4А-ФЕ (если не 5А-ФЕ) и всяко на автомате. Да и не такая это машина, на которой можно гонять. На ней можно с ветерком из точки А до точки Б прокатиться, но не более.
Иногда задаю себе вопрос: а зачем оно мне? Вот иди в банк, возьми в кредит лупоглазый обмылок «БэПэ по ЭрЭф». Для себя на этот вопрос я ответил так: машина должна быть тебе по средствам, разумеется, буду двигаться от малого, сейчас смотрю в сторону седанов с объемом не менее 2 литров (Toyota Camry/Vista – SV30-е кузова как вариант). Маркообразных в 81-м кузове боюсь не вывезти, да и ходовая часть по моему мнению не самая лучшая для наших «дорог», хотя втайне мечтаю о 81-й Кресте, очень красивая, элегантная машина.
Royal Saloon «G»…
Это не про Карибас))) Салон в Карибоне добротный, синего цвета, матерчатые сиденья, которые протерлись до дыр (чехлы а-ля «можа-рожа» решили вопрос), люк – уже фурычит, но до следующего лета он отдохнет, «климод-кондроль» на ползунках, печка дует как положено. При детальном осмотре салона у меня было ощущение, что в нем возили дровишки – все щели в багажнике были в коре. Совок и щетка помогли мне навести порядок. Есть метла, к моему удивлению со скрипом, но работает, все щетки на дворниках надо заменить, короче. Салон интереснее, чем во всякого рода г/пшках, торпеда из приятного на ощупь пластика, конечно, годы-гады и предыдущие редиски ее не пощадили, есть трещины. Электропакет, центральный замок, электролюк – думаю неплохой набор ништячков и бодрячков для 21-летнего «дедушки».
Сейчас в процессе замена чашки левой передней стойки (чашку порвало к чертям собачьим) – есть нюансы, думаю, завтра вечером буду на ходу.
Подводя итоги моего отзыва, хочу отметить, что Тойота Спринтер Кариб в кузове АЕ-95, а именно мой экземпляр показал себя как отличный вариант для первой машины, альтернатива нашим «Жигулям», ведет себя очень предсказуемо, расход топлива приемлемый, коробка четкая, никогда не подведет даже при маломальском уходе, даже если подведет, то позволит доехать до дома. Железо очень качественное, все узлы и агрегаты предельно живучи. «Такие машины умирают долго», короче. Если брать такую, то годом посвежее (их до 1995-го выпускали), чтобы кузов был ровненький, и двигатель более-менее живой – все остальное делается без глобальных вложений и крутых «специализированных» сервисов.
P.S. несмотря на распространенность данной модели, на разборах запчастей не так много, движков «старого образца» в Якутске почти нет. Только по старьевщикам если, по объявлениям, то еще можно найти – много из них тихо погибают на дачах, в оградах.
Chercez la Caribe!
Всем мира, братья!
Sincerely Yours,
Чипер.