Все доброго времени!
Видимо пришло и мое время писать об авто, которое мне послужило верой и правдой.
История…
Автомобильная моя жизнь начиналась с 2106, по тем временам, крутой тачки, красного цвета, принадлежавшей моим родителям. Затем была самостоятельная пешеходная жизнь, т.к. финансовое состояние молодой советской семьи не позволяло приобрести авто. Как ни крутись, но мечты всегда сопровождали меня, как автолюбителя, и я видел себя сидящим за рулем собственной машинки. С детства «крутился» с отцом в гараже и устройство автомобиля было уже в некоторой степени известно, затем институт и мое первое высшее – инженер-конструктор автомобильной техники. Работа конструктором на крупном известном советском автомобильном заводе не сделала меня счастливым обладателем автомобиля. А немного позже я становлюсь сельским жителем на родине своих прапредков. Итак, я - житель Горного Алтая и владелец «Запорожца -968М». Это было круто – поездки за 400 верст к родителям в Барнаул, удерживая при этом четвертую передачу (вылетала, зараза), запуск двигателя с толкача при дохлом аккумуляторе и т.п. – замечательное время! Вот оно - счастье! После ЗАЗа еще ТАЗы, но настало время знакомства с буржуйской техникой…
Покупка…
ВАЗ-2103 в качестве транспорта, мой шурин (Славик) и старший сын (Артем) - помощники, в кармане 90000 рублей – это стартовый комплект на поиски нового «друга». Мой папа позвонил и сказал, что сосед по гаражу продает «Carib» в 95-ом кузове, но денег мне не хватало и мы начали поиски «на что хватит». Барахолки Барнаула, Новосибирска, красные глаза и припухшие усталые рожи нашли более-менее подходящую «королку»-универсал по имеющимся деньгам. Хочется отметить, что по наследству от отца я получил некоторую педантичность и постоянство (на Москвиче только 7 лет ездил), из-за чего мне трудно угодить и сложно расставаться с привыкшими мне вещами. Мне хотелось, очень хотелось, купить универсал на механике и желательно с полным приводом. «Неожиданно» сумма в кармане увеличилась на N тысяч рублей и мы решили попробовать «взять» хозяина кариба – соседа по гаражу. В гараже его не было, дома никто не открывал. Разделились. Отец караулил в гараже, а мы с шурином дежурили у подъезда. К вечеру появился и сам Carib. Особо мы его и не рассматривали, на тот момент я уже хотел только что либо купить, приехать домой, «расслабиться» и выспаться. «Сосед», поняв, куда он вляпался со своим языком, долго чертыхался, не желая отдавать тачку, но под нашим давлением медленно вытаскивал из машины свое имущество. Я, удивляясь, откуда он все вещи выколупывает, старался запомнить потайные места, которые мне и по сей день служат верой и правдой. Попытка сбросить ценник на треснувшее стекло, было встречено «шквалом огня неприятеля» и я отсчитал требуемую наличность.
Что это…
Оформив мало-мальски документы и слегка познакомившись с приборами, я выдвинулся в сторону дома. Что я имею: Toyota Sprinter Carib, 1990 г.в., МКПП, 1600 см.куб., в кузове AE95 красного цвета с серебристыми обводами, руль «в бардачке». Все! Больше ничего не знаю! Родители пожелали мне счастливого пути и я, не показывая своего волнения, выехал из родного двора. Двигаясь в мощном городском потоке, я, по «леворульной» привычке, чуть не выломал правую дверь в поисках рычага КПП. Голова крутилась вслед за глазами, которые блуждали в поисках зеркал заднего вида. Жаль, что не было тогда видеорегистраторов, да водителя бы записать, т.е. меня, Ютуб с ума бы «спрыгнул» от такой ржачки. Приехав домой еще раз открыл капот, но только для того, чтобы проверить уровень масла. На все остальное подкапотное пространство смотреть было страшно и не очень понятно. Капот я вообще старался не открывать до тех пор, пока не купил талмуд от Легиона по Carib. Почитав книжку, я уже не церемонился и в полной мере удовлетворил свое любопытство.
Спустя некоторое время, шурин тоже купил Кариба, черного. Механику не нашли, взяли автомат. Так, на двух Carib мы объехали весь Горный Алтай и не только. Забирались в такие «каки», что самим не верилось. Разница в коробках сказывалась только на трассе. Автомату явно не хватает приемистости, особенно на обгонах в жестких условиях кривых дорог, но мы приспособились. Зато на автомате легче проходить разного рода говны, особенно когда дорога идет на подъем. Так как, эти два Carib практически постоянно «ходили» вместе, то и из его жизни тоже что-то ниже впишу, да и фотки, конечно, пАрные. ))
Итак, вернусь на начало…
400 километров проскочил практически на одном дыхании (по нашим меркам – это «за углом»). Сгорела куча лампочек в подфарниках, в панели приборов, подсветка пепельницы, стоп-сигнала и адаптер для радио. Первая мысль – «невезуха», значит бывший хозяин, сцуко, жалеет что продал (позже выяснили, что вроде как так оно и было). По приезду домой определил, что окислилась клемма АКБ, а т.к. аккумулятор в машине играет роль некоторого стабилизатора, то от скачков напряжения и начались проблемы.
По дороге домой медленно, не отвлекаясь от вождения, изучал обстановку «кабины пилота», приборы и чувствовал себя, как в ракете. Жутко радовала даже подсветка клавиш стеклоподъемников на двери водителя, как сейчас помню свой щенячий восторг от этаких зелененьких инопланетных огоньков… Мелочь, а приятно . «Глазастый» тахометр радует, я привык к тахометру еще с «шестерки» и здесь просто наслаждался, как стрелка меняя свое положение, меняет приятно урчащий звук двигателя. Удобное сиденье с регулировками и боковой поддержкой позволяли мне чувствовать себя очень и очень комфортно, особенно на кривых горных дорогах, что подстегивало на явное превышение скорости при прохождении поворотов. Стрелка указателя уровня топлива не дрыгается, а как бы замерла в ожидании какого-то «чуда». Литье на 14 и резина с соотношением на 70 приподняли Carib, что меня радовало еще больше. Да много к чему я испытывал тот самый щенячий восторг, сейчас всего-то и не вспомню. Конечно, спустя 10 лет, все уже привыкшее и кажется обыденным, но тогда…
Были и небольшие «косячки». Например, стеклоподъемник левой передней двери не работал. Это немного настораживало, но сущность радиолюбителя (в прошлом) подсказывала, что это, скорее всего фигня, так оно и было – обрыв провода между кузовом и дверью. Смущала вторая передача, все признаки подношенного синхронизатора. Ничего делать не стал, просто езжу и все.
Начиналось все это в далекий день 27 июля 2003 года. Тогда же в чистом новом блокноте появились графы «работа – сумма - пробег» и первая запись о покупке. В дальнейшем (и по сей день) все, что я делал с машиной и покупал для нее, я регистрировал в этом «бортовом журнале». А немного позже перенес все это в «электронный вид».
Экстерьер, интерьер…
Формы авто, лично мне, нравятся и сегодня. Не рубленный и не надутый, оригинальный внешний вид. В потоке машин спутать его практически ни с чем невозможно. Меня частенько огорчает, когда я вижу Carib на 13’’ резине – ну совсем пузотер. Цвет тоже мне по нраву, но еще я люблю, когда машина приобретает цвет местности или, правильнее будет, цвет дороги (когда по говнам поездишь). Те есть либо грязный по уши, что бы только дырки прошкрябаные дворниками, либо чистый, только из под мойки. Естественно на кузове есть сколы и царапины, но не кидаться же на рекламируемый «Скрейч Фри», пока это не трогаю.
А вот в салоне, как и все, люблю чистоту, вот только не всегда получается, как и у всех. Щиток приборов для меня удобен был изначально (а за 10 лет еще и стал привычен), посадка удобная. Руль по высоте не регулируется, обтянут кожей и очень удобен (руль и педали спортивного типа). Есть одна проблемка, в длинных поездках в жару, если руки начинают слегка потеть, то от руля их не оторвать, залипают. Пользуюсь перчатками, привык и даже нравится. На заднем диване места маловато, но там ездит обычно кто-то один, реже двое. Спинки заднего ряда складываются, причем одна больше, другая меньше. Очень удобно, если едешь втроем и везешь приличный объем груза. Слабовато освещение салона и хотелось бы ящички под передними сиденьями... и не только. Ящички я очень люблю и пустым ни один бы не оставил. Обивка велюр и здесь появилась проблемка, над которой ломаю голову. Моя задница часто одета в джинсы, которые в свою очередь имеют всякие клепки, железки и другую хрень, стремящуюся порвать обивку. В конце концов это произошло и теперь угол сидушки требует ремонта. Подобная ситуация и на обивке водительской двери возле ручки. Кто-то может знает как это чинится? Киньте ссылку, буду признателен.
Что менял…
Ремонтом своего великовозрастного «мальчика» я занимаюсь сам. За 10 лет эксплуатации успел:
• «попрыгать» с датчиком давления масла. Лампа давления гасла только при повышенных оборотах. Замена датчика все «вылечила»;
• Заменил помпу. Нафига я это сделал, сам не знаю. Старая была еще вполне работоспособна;
• Возвращаясь в очередной раз от родителей каким-то образом «разбил» подшипник полуоси. Заменил;
• Заменил задние амортизаторы. Купил оригиналы, работают долго и без нареканий. Нижние втулки амортизатора меняю ежегодно, ставлю «жигулевские», подходят идеально, но качество… бе-бе-бе;
• Передние стойки также менялись, как без этого;
• Двигаясь по Чуйскому тракту с явным нарушением ПДД (превышая разрешенную скорость) сжег передние тормозные колодки. Поток машин был достаточно плотный, а я очень торопился. Колодки были установлены какие-то странные – наклепанные от какой-то хрени. Так как купить было негде, подогнал Нивовские (практически такие же). Ох и дерьмо! Заменил при первой же возможности;
• Однажды, по приезде в Барнаул, загорелась лампа отсутствия зарядки генератора. Износились щетки. Заменил щеточный узел;
• Заменил лобовое стекло. Старое было с трещиной. А на тот момент было время и были деньги, почему бы и не порадовать машинку;
• Лопнула пружина задней подвески. Заменил на б/у. После поездки в Татарстан (туда-обратно 6500 км) лопнула вторая пружина. Заменил обе, поставил новые, оригиналы;
• «Подложил» под задние пружины жесткую резину толщиной около 10 мм. На передние стойки положил проставки для «девятки» на 15 мм. Машинка еще немного приподнялась. С резиной на 14’’ и так пузом уже не шкрябал, а с проставочками стало еще «вкуснее»;
• Обнаружив однажды лопнувший пыльник ШРУС, временно натянул от «девятки». Чуть позже купил оригинал и заменил;
• Естественно, менял ШРУСы;
• Однажды ночью, выходя из машины, вступив в коровью лепешку, быстро принял решение и сделал светодиодную подсветку на нижней части дверей. Два дня разбирал все двери, засверливал отверстия и, пропустив провод, закрывал герметиком. Светодиодная лента хорошо приклеилась, уплотнителям не мешает и хорошо освещает то место, в которое «вступаешь», выходя из авто. Подключено параллельно освещению салона;
• За время эксплуатации заменил «полведра» лампочек подсветки приборов. Процедура замены не из легких. Нужно на руке иметь еще пару суставов, тогда легко можно менять.
• Carib был куплен с простенькой сигнализацией (APS 3100). Поменял на APS 9000. Целый день ползал вдоль проводов, но поставил. Через два месяца перестал срабатывать запуск по температуре. Обиделся. Уволил APSку и, после множества консультаций, выбрал Alligator (от любимой многими Star отказался сразу – брелок неудобный в эксплуатации);
• Колодки задних барабанных тормозов наклепываю тоже сам. Накладки беру от ручного тормоза УАЗа;
• Трос ручника порвался, точнее «рубашка» грыжами пошла. Подобрал от какого-то Российского ТАЗа.
• Пробил каким-то странным образом КПП (на «мальчике» установлена защита, указанная в допопциях родной книжки-мурзилки). Зимним темным вечером, совсем не медленно спускаясь с перевальчика, после очередного поворота вижу на дороге нечто. Это нечто в свете фар было похоже на комок снега. При попытке объехать пришлось бы руль довернуть еще круче и машину удержать было бы совсем сложно. Пускаю этот хренов «комок» по себя и слышу перекатывающийся удар... Торопиться сразу же стало некуда (( Пришлось прибегнуть к сварочным работам с аргоном;
• Заменил диск сцепления и выжимной подшипник (на 283 тысяче км). Заодно снял маховик и поменял коренной сальник, которому давно уже пора было на пенсию. Работу такую делали с шуриным впервые и неспешно. Снимали коробку три дня, ставили два. Показалось, что КПП больше двигателя и очень хотелось найти бубен, т.к. процесс сопровождался постоянными упоминаниями япониной мамы и напоминал танец шамана, а шаманы танцуют с бубном. Некоторые болты откручивали-закручивали вдвоем, один из смотровой ямы ключ направляет, второй из под капота этот ключ двигает;
• Естественно менял ремень ГРМ, ролики. На черном Carib ремень ГРМ лопнул и хорошо, что всего в 60 км от дома. «Красным» притащили «черного» в гараж. Вечером поработали, а утром боец был опять в строю;
• На черном Carib коробка заменена. Интересно, что «новая» коробка быстрее. По крайней мере на четвертой передаче машина идет с большей скоростью при меньших оборотах.
• В середине лета запахло чем-то паленым, типа сгоревшего трансформатора. Выяснилось быстро – генератор. Притащил еще два гены б/у и из трех собрал один. Температура генератора достаточно высокая, рука не терпит. Пощупал гену на «черном» и еще на двух других машинках (Toyota) – тоже горячие, хоть яичницу жарь. Пока езжу.
• В одной из покатушек «черный» налетел на камень поддоном АКПП. Неприятная ситуация. По приезду сняли родную защиту с «красного» и, как по шаблону, сделали стальную, но длиннее, что бы коробку перекрыть. В добавок приварили трубу спереди по низу бампера (хорошо видно на одном из фото).
• На задней двери появились следы коррозии. Печальный факт, который преследует большинство машин с вертикальной попой. Лечится легко на ранней стадии, вот только краску мне подобрали какие-то дальтоники, в результате получилась просто красная полоса.
Однажды… (коротенькие истории)
Попробую описать несколько ситуаций, просто примеры из нашей с «мальчиком» жизни. Так как покатушки практически всегда были совместно со вторым экипажем Славика (черный Carib), то и из его жизни тоже.
* Зимний вечер. Днем шел сильный снег. Едем в бассейн (частенько так делали) в соседний регион. Через перевал чуть больше 100 км. С нашей стороны дорогу слегка почистили до границы (верх перевала), а в соседнем регионе еще «конь не валялся». Жму на газ. Первый раз чувствовал себя идиотом, потому как бампером снег резал и он, перелетая через капот, уходил сразу на крышу. Включенные дворники сотрясали воздух между стеклом и снежной пеленой. Ни черта не видно. Скорость пришлось снизить, обочины - двухметровые сугробы, тяжело вылазить. Проходимость Carib всегда радовала…
* Зима. Дорога домой. Прямой участок дороги километров 15 с чистым льдом – жуткий гололед. Я практически круглый год езжу на резине Bridgestoune серии MZ, не шипую. Машина то виляет, то пытается в сторону уехать и практически не управляется. Включаю блокировку. Carib стал держать курс, как лодка, немного плавая вправо-влево всем корпусом. Вообще блокировкой пользуюсь редко, но на гололеде, как оказалось, здорово помогает…
* Город. Светофор. Мой «мальчик» грязный, уставший. Рядом Caldina, чистенькая, беленькая, с обвесом. Водила, посматривая на меня, вызывающе рычит мотором. Когда краем глаза я увидел, что Caldina начала трогаться (на светофор я уже не смотрел), я бросил сцепление и раскрутил движок на первой ближе к «красной зоне», затем воткнул третью и педаль газа в пол. Caldina так и осталась в зеркале заднего вида. На следующем светофоре водила уже не рычал двигателем и смотрел куда-то в сторону. Его уже не интересовал грязный Carib с номерами из чужого региона. Машинка молодец, но вот только она спринтер, если бы продолжили «бороться», то Caldina «сделала» бы меня однозначно. Механике респект…
* Идем «в паре» по ущелью, два Carib. Глухомань, связи нет, впереди подъем с серпантином 3,5 км практически в одну колею, подняться нужно примерно на 600 метров. Дорога единственная. Моноприводы обычно здесь подняться не могут. Начало подъема с тяжелыми здоровыми валунами на дороге. Объехать никак, с разгона – подвеску можно на камнях оставить. Ждем пока Toyota Ist, как Павлик Морозов, кидается на амбразуру и «тренируется в прыжках на камни», после очередной его попытки, просим подождать пока мы проедем. Я иду первым, в зеркало вижу, как шурин тоже «спокойно» проходит гадкий участок и все, вперед и вверх. Поднявшись наверх и вытерев пот со лба, вижу, что черный Carib стоит на третьем повороте с открытым капотом (бОльшую часть подъема видно сверху). Видимо не сработал клапан пробки радиатора и от повышенного давления в системе охлаждения и от верхнего бачка радиатора оторвало патрубок. УАЗиком вытащили машину на перевал и сухой сваркой мало-мальски прилепили патрубок. Все «полтарашки» заполняем водой (благо ручьев и речушек в достатке) и движемся с остановками каждые 15 минут на доливку воды до ближайшей деревни – около 70 км. В деревне находим магазин и покупаем эпоксидную смолу. До асфальта еще километров 60 через перевал (высота примерно 2200 м над уровнем моря). Тем же макаром, по 15 минут добираемся до асфальта, спускаемся к реке и ставим палатки. Дальше все просто: медицинские бинты + эпоксидная смола и оставляем до утра. А до дома еще около 500 км кривой дороги с перевалами. Утром заливаем воду, запускаем двигатель – полный порядок. Клапан из пробки радиатора зверски вырываем и в путь. Дома заменили радиатор, пробку, промыли систему охлаждения и залили нормальную ОЖ. Ремонт в полевых условиях вполне возможен.
* Увез сына на учебу. Обратный путь домой в одиночку, машина пустая. С супругой оговаривали возможность приобретения нового холодильника, решил попробовать купить. Подъезжаем с отцом к магазину и между мной и продавцами произошел диалог примерно следующего содержания:
- Мужики, холодильник хочу.
- Какие проблемы? Покупай.
- Так вот не знаю, войдет в машину или нет…
- Ну мы видели идиотов, которые наверх на багажник укладывали, но что бы в салон… А не проще заказать машину?
- Да мне 400 верст везти.
После некоторого раздумья продавцы подошли и предложили:
- Мужик, давай так: ты выбираешь, мы его проверяем, упаковываем и пробуем погрузить в твой «грузовик». Если входит, идем в кассу, если не получится, мы его на место ставим. Просто нам уже самим интересно.
Стоит заметить, что холодильник я выбрал не маленький, а с морозилкой, выше меня ростом, высоту холодильника сейчас указать не могу. Пока проверяли и упаковывали, папа в машине разложил все, что смог, включая переднее пассажирское сиденье. Упакованный холодильник четыре молодых здоровых парня засунули в машину легко и запросто. Я попытался тихонько прикрыть заднюю дверь, вроде закрывается. Хлоп! Запас до стекла задней двери сантиметра 4-5. Нормально, газовать не буду, а тормозить… коробка с холодильником вперед поедет (если еще и поедет). Сел за руль – как в танке. Видно только вперед и правое боковое зеркало. Если наклониться ближе к рулю, то можно и в левое боковое зеркало посмотреть. По городу проезжал осторожно, движение плотное, а с моим обзором… ну понятно, надеюсь. Оставшийся путь – без приключений. Естественно, был бы магазин рядом с домом – не пришлось бы заниматься мазохизмом, но вместимость кузова поразила.
* Как-то зимой проткнул колесо, естественно поставил «банан» и как-то забыл про это. На повороте не сбросил скорость, а как обычно, забыв про «недоделанную» запаску на задке… короче, потащило меня. Сколько мог машину держать, держал, выруливал, но остановился в бампере 12-шки. Сразу осмотрели «боевые ранения» Лады - гордости отечества, после чего уже повернулся взглянуть на травмы своего японского хулигана-мальчугана. Стоимость бампера 12-шки узнали в ближайшем магазине, а мне пришлось весь вечер рихтовать передний номер. Бампер у Carib заслуживает уважения.
Условия эксплуатации: «вдали от цивилизации».
Этот факт заставляет что-то придумывать и выкручиваться, потому что быстро найти и купить нужную запчасть не представляется возможным. Sprinter Carib, по моему мнению, ремонтопригоден в гаражных условиях во многом. Стойки задней двери зимой практически уже не держат, но вот прочитал у djgoose из Алматы
Отзыв о Toyota Sprinter Carib) про стойки от Баргузина, возможно попробую. По поводу «шумки» тоже не заморачивался, а наверно есть смысл. Надо почитать в уважаемой и всезнающей сети наверняка есть. DIDIKOFF
Отзыв о Toyota Sprinter Carib) из Горно-Алтайска (сосед однако) хотел поставить 15 или даже 16 резину… Не знаю, не знаю… в таком случае нужно еще поднимать. У меня на 14’’ без проставочек цепляла в повороте до упора. Хотя тоже очень заманчиво было.
Двигатель 4А, известный многим, начал немного кушать масло. Компрессию недавно проверял, достаточно ровно по цилиндрам, но ближе к нижнему пределу. Маслосъемные колпачки на «красном» ни разу никто не менял, предполагаю «пора настала». Вот только как выбрать реально добротные колпачки и вопрос кто их будет менять. Хотелось бы самому, но… даже не знаю. Сам менял на Жигулях с использованием оправки, а здесь… еще раз «даже не знаю». Может кто менял, прошепчите какие там нюансы, оправку закажу токарю, выточит.
Что уж там говорить, машиной доволен, и попалась удачно, и потрудилась на славу. В России с 2001 года, я второй хозяин (первый хозяин два года машину юзал). Только все чаще меня мысли подлые посещают – а не пора ли поменять. Сколько не смотрю, сколько не читаю ничего аналогичного не нашел. Все больше какие-то жестяночки с хрусталиками.
Рассматривал Хонду CRV до 2000 года – салон хорош, просторный, но какой-то он… шум - будто окна открыты, да и гнилых машин очень много, а привод совсем не честный. Залез под машину насчитал на задней подвески полторы дюжины резинок, блоков и другой нечисти - ужаснулся. Давно известно – чем больше деталей, тем выше вероятность поломки. На наших дорогах менять часто придется. Люблю с фотоаппаратом полазить «где попало», а «туда» асфальт никто не уложит. Посмотрев на цены запчастей, вообще перестал в их сторону смотреть. Padjero IO (Pinin) – тоже попал в мое поле зрения. С приводом получше, но тесный и экземпляр был с турбиной… в общем не для закоулков цивилизации, мне так подумалось. Говорят «сибирский мужик должен иметь телефон Nokia и автомобиль Toyota» - пошел смотреть RAV4, но тоже тех лет. Понравился, но в машине теснее, чем в Carib, хотя с подвеской и приводом вроде поинтересней. Остались Suzuki Grand Vitara в районе 2000 года, по сути что-то типа ШНивы, только межосевого дифференциала нет, а это значит «классика», со своей спецификой вождения (хотя на классике много км накатал). Хотя именно этот вариант для меня показался более заманчивым. Со скромным бюджетом сложно что-то выбрать.
А вообще-то жалко с другом расставаться, все родинки на его теле знаю. Вот и ломаю голову, как дальше жить. Так и хочется оставить его при себе, но уже 10 лет и пора захотеть чего-то еще…