Здравствуйте, уважаемые читатели
drom.ru!
Моя водительская жизнь, если не считать велосипедов и компьютерных игр, началась с легендарного автомобиля Москвич-2140 цвета «магма». Навыки, полученные на этом авто, затем позволяют водить хоть современную иномарку, хоть груженый МАЗ. Тем не менее, отношусь к этому автомобилю с большим уважением и никогда не забуду тот запах паров бензина и замши в салоне. Но время шло. Отцовский Москвич все чаще стоял в гараже, и в один прекрасный момент брат совершенно неожиданно стал обладателем автомобиля Toyota Cresta 93 г.в. с двигателем 1JZ-GE. Про «Кресту» я уже практически написал отзыв и, надеюсь, в скором времени выложу его на страницы «Дрома». Через 2 года брат, оказавшись в сложном финансовом положении, решил менять авто на более простое и практичное. Результатом поисков стал обмен на деревянную «Короллу» 99 г.в. с доплатой нам в 35 тыс. рублей. При детальном осмотре после покупки стало ясно, что мы приобрели «сделай сам», т.к. машина была в убитом состоянии. Сегодня это уже совершенно другой автомобиль, верный друг и помощник, но люди, как говорится, на ошибках учатся.
Еще до наступления лета я, работая на двух работах, стал понимать, что мне просто необходимо приобрести небольшой экономичный автомобиль. Чем ближе наступало лето и примерные сроки покупки авто, тем больше я понимал, что денег попросту не хватает. После того, как в одном из банков меня «побрили» в выдаче кредита, я вообще смирился с мыслью, что придется покупать ни машину, а еще одну пару крепких кроссовок. Но, как это иногда бывает, судьба дала мне последний шанс. Позвонил брат, предложил посмотреть «Старлетку». Сказал, что продает знакомый (Славян, привет) и просит не более 120 тыс.
Осматривали машину в сумерках, но чем больше я пытался найти недостатки, тем больше я убеждался, что это моя машина. А когда мы на ней прокатились, стало ясно – беру! Машина блестела только что вымытыми боками, в салоне ни песчинки – идеальный порядок, двигатель тоже разве что не пах шампунем. Автомобиль уже был на литье, новой резине, с музыкой и частично замененными расходниками, но самое главное была цена – 100 тысяч!
Итак, что же мы имеем: Toyota Starlet 97 года: 5 дверей, двигатель 4E-FE (85 л.с.), передний привод, трехступенчатый автомат 3AT, пробег 130 т. км (по ощущениям вполне правдоподобный), электропакет, две подушки безопасности, гидроусилитель руля, ABS. Дальше начну описывать по разделам, рассказывая обо всем по порядку.
Внешний вид. На мой взгляд, машина довольно симпатичная, литье и воздухозаборник на капоте делают свое дело. Передок короткий, зад немного обрублен и смотрится довольно странно – напоминает ретро-машины. Изначально отсутствовала радиаторная решетка. Сначала хотел заказать родную, но когда увидел ее на других «Старлетках», то понял, что пока лучше поезжу с дыркой под капотом, чем буду портить внешний вид машины. Друзья даже посмеивались, типа, ставь – тебе какая разница)). Сзади интересно смотрятся фонари, заключенные в один плафон. Раньше думал, что это предыдущий хозяин так сделал, оказалось, что это такая комплектация. Темно-зеленый цвет неплох, но летом машина нагревается как духовка.
Салон. Панель в «Старлете» простая, без ухищрений. Часы, утопленные практически под стекло в солнечную погоду читаются плохо. Из приборов только уровень топлива, спидометр и температура ОЖ – все. Про удобство кресел что-то написать сложно. Боковой поддержки практически нет, под поясницей тоже провал – после долгой поездки ноет спина. В колхозной Королле мне все же менее удобно, поэтому будем считать, что у меня улучшенный деревянный вариант. Посадка достаточно удобная, не смотря на полное отсутствие регулировок рулевой колонки и всего 2-ух механических регулировок кресел: «вперед-назад» и наклон спинки. Но надо заметить, что при моих 170 см роста мне удобно в любой машине. Сзади места немного, за мной удобно сидеть таким же среднерослым людям. Двухметровые амбалы будут корячиться или просто не залезут. Задние кресла опускаются и увеличивают багажное отделение, но эту операцию пока не пробовал – просто не требовалось. Подставок и кармашков в салоне практически нет, разве что карман в водительской двери и углубление чуть ниже прикуривателя. Панели на дверях сидят плотно, пластик жесткий на ощупь, но под торпедой есть пару сверчков. В заднюю полку врезаны два динамика (наследство от бывшего владельца). Качество звучания довольно низкое, так как сами динамики ничем не изолированы, да и магнитола made in China. В общем, играет, на том и ладно, зато сабвуфер есть.
Багажник в машине небольшой, у меня половину съедает саб, остальное пространство заполнено парой бутылей с жидкостями и инструментами. В полу багажника утоплен «банан», чтобы его достать, необходимо вытаскивать вышеупомянутый сабвуфер и все остальное.
Ходовые качества. Начнем с ДВС. Старый добрый 4E-FE объемом 1,3 литра тянет машину неплохо с подхватом в районе 3000 об/мин (на слух, конечно, так как тахометр отсутствует). Для «Старлета» его хватает, но хотелось бы хотя бы 1,6. Тем не менее, двигатель сухой, масло не жрёт, работает тихо. На зиму уже установлен электро-подогрев.
По городу при активной езде расход топлива: 10-12 л/100 км., при маршруте дом-работа-дом – 11-15 л, а по трассе при скорости 80-100 км/ч – 5-6 литров и не больше! Всегда заливаю 92-ой, т.к. по слухам 95-ый у нас это набор свинца и сернистых соединений. Гонять на машине совершенно не хочется в виду слабости мотора и тупости 3-ступенчатого автомата. Передачи переключаются не очень плавно, но их всего три. Недостатком трансмиссии, на мой взгляд, является отсутствие кнопки «О/D». Автомобиль все время притормаживает двигателем на спусках, в том время как на той же Короле, включив «овердрайв» можно спокойно катиться, экономя топливо. Одному ездить на этой машине милое дело, а втроем или четверым уже не то - теряется динамика, как двигателя, так и тормозов. Переключение с первой на вторую в зависимости от режима езды может происходить на скорости от 15 до 45 км/ч, со второй на третью от 50 до 85 км/ч и дальше до победного. По трассе всегда еду не больше 120 км/ч, но самый смак – 95 км/ч по спидометру: и двигатель еще не так шумит и вроде уже более-менее едешь. Шумоизоляция отсутствует впринципе, после 60 уже нужно повышать голос. В основном мешает шум ветра и шин, но с этим буду бороться: проклею арки и двери, когда буду дорабатывать акустику. Характеризуя динамические качества машины, опишу случай, который произошел со мной недавно. Подъезжаю к перекрестку, останавливаюсь на одной из полос. Красный свет. Никого. Справа подкатывается старенький квадратный «Инспаер» без заднего бампера и в наклейках от крупных компаний, производящих топливо-смазочные материалы. За рулем молодой парень. У меня еще до этого мелькнула мысль попробовать стартануть «в пол». Просто на этой машине еще не пробовал. Инспаер немного погазовал и слегка дернул машину вперед – меня это еще больше раззадорило. Загорается зеленый – газ в пол! К моему удивлению «Старлетка» слегка задрав нос, резво полетела вперед, выиграв пару метров у «Хонды». Я четко слышал, как «хондовский» двигатель работал на максимальных оборотах каждый раз перед переключением на следующую передачу. В результате на первой и второй ступенях «Старлет» нисколько не уступил, но после перехода на третью машина осеклась, и неплохой разгон превратился в обыденный набор скорости. После этого соперник начал плавно меня обходить (дело было под «сотню»), но тут уже пришлось тормозить перед затором и прекратить эту бессмысленную гонку. Вывод таков, что «Хондарь» был сильно ушатан или загружен.
Теперь расскажу об органах управления. Педали расположены удобно, но в зимней обуви места маловато. Развернуться можно в один присест практически везде, от крайней левой точки до крайней правой примерно 3,5 оборота рулевого колеса. Сама баранка довольно обычная, ничего особенного, а вот сигнал вынесли на спицы, т.к. в середине установлена подушка безопасности, и, причем поставили сразу 2 кнопки. Я привык к одной центральной кнопке, поэтому такое расположение мне неудобно. Тормоза неплохие. Спереди дисковые вентилируемые, сзади барабанные. В целом по силе замедления – это уровень колхозной «Короллы», до «Маркообразных» ему далеко – не хватает цепкости. ABS оставила двоякое ощущение. Однажды на торможении левой стороной попал на песок, а правую оставил на асфальте – машина пошла как по льду, хотя зимой к антиблокировочной системе нареканий нет. Свет по интенсивности довольно средний, что ближний, что дальний. Но благодаря нашему государству, скоро придется ставить евро-фары, поэтому особенно к свету не придираюсь. Щетки стеклоочистителя регулируются по частоте крутилкой – удобно, на заднем стекле тоже есть дворник с форсункой омывателя.
Подвеска в целом нареканий не вызывает, очень жесткая, но очень простая. Спереди ничего лишнего: стойка, стабилизатор, шаровая; сзади одна маленькая стойка и балка – все. Мелочь проглатывается неплохо, но ямы покрупнее отдаются ощутимым ударом. Зато в поворотах автомобиль практически не кренится. Сразу после покупки на компьютерном стенде отрегулировал развал-схождение.
По кузову особых нареканий нет, не гниет, но сколы есть. Металл в буквальном смысле слова прогибается пальцем. Хорошо хоть не прозрачный.
Теперь опишу косяки, которые присутствовали в машине на момент покупки.
Первое время полка прыгала на ямах вместе с динамиками, с грохотом падая обратно. Сняв все это хозяйство, обнаружил, что все штатные крепления поломались, и чья-то заботливая рука уже намотала несколько кусков резины и скотча. Сорвал все эти навороты и просто вкрутил 2 самореза, решив проблему.
Авто было слегка битая в морду, из-за этого зазоры возле фар неодинаковые. Забил, так как ремонт не из дешевых. В стремлении сохранить спортивный дух автомобиля (в моем случае только дух), сделал новую декоративную решетку. В перспективе закрою этой же сеткой отверстия в бампере. Мне кажется, что выглядит здорово. Со временем выкрасил суппорта и молдинги на порогах и бамперах, краску подбирал специально в цвет литья. Делал все сам, и результат меня устраивает.
С самого начала не работал стеклоомыватель, вода из бачка бежала ручьем. Добраться до него целая эпопея, япошки его засунули под крыло. Скинул колесо, подкрылок и вот он. Вода уходила из-под резинки в месте сопряжения трубки и бачка. Просушил и посадил на герметик. Вода больше не бежала, но на стекло не подавалась. Моторчик вроде шумел, но без толку. Снял шланги с форсунок, но вода не пошла. Подумал, скорее всего, моторчик. Потом как-то в дороге в очередной раз дернул за рычажок омывателя, и случилось чудо – лобовое стекло окропили капли воды. Почистил форсунки иглой и теперь все нормально.
Расширительный бачок был пробит в трех местах. Создавалось ощущение, что он прошел Вторую Мировую. Тосол подкапывал то на землю, то на радиатор. Когда хорошо прохватишь, нагретая ОЖ, испаряясь, воняла тухлятиной, особенно в салоне. Дырки запаял, сверху заделал сухой сваркой. Также, по началу, после 100 км/ч появлялась странная вибрация, то на переднем, то на заднем мосту или одновременно на обоих. Решил отбалансировать колеса – все встало на свои места. После покупки сразу заменил левый привод и задние стойки. На стойки без слез не взглянешь – шток 10 мм. Ямки объезжаю, машину не бью, а то замучаюсь делать подвеску. Первые дни эксплуатации заставили насторожиться и в плане работы ДВС. Расходники были поменяны, но в один прекрасный день двигатель стал работать на 3-ех цилиндрах. Выкрутили свечи, а они убитые наглухо и на высоковольтном проводе 4-ого цилиндра вода… Сказалась мойка двигателя перед продажей, даже жалко стало, что загубили хорошие иридиевые свечи.
Масло в двигателе было свежее, залили перед продажей MANOL 10W-40 (полусинтетика). На лето покатило, но в октябре заменил на американскую полусинтетику «76» 5W-30. АКПП и ГУР промыл на станции и залил свежий Dexron III. Также поменял ремень генератора, воздушный и топливный фильтр и свечи. У знакомого в гараже прокачали тормоза импортной жидкостью и заменили накладки и колодки по кругу Сроки замены жидкостей давно определены: ДВС – 4-5 тыс. км, АКПП – 15-20 тыс. км, ГУР – 30 тыс. км.
В заключение хотел бы описать пару проблем, возникших в ходе эксплуатации. Одна проблема заключается в гидроусилителе. Жидкость до меня там не менялась с рождения автомобиля. Если в движении повернуть руль, то появляется небольшой гул. Он практически незаметен, но меня это напрягает. Шум и усилие с увеличением пробега не усугубляются, но на всякий случай залил присадку HI-GEAR.
Сразу после покупки обратил внимание, что при запуске непрогретого двигателя, тот работал неровно, при этом тарахтел, и хаотично мигала лампочка давления масла. Обратившись за информацией на форум, узнал, что у многих владельцев 4E была такая же ситуация. Буквально через пару минут работы побрякивание под клапанной крышкой пропадало, а лампочка переставала мигать. На форумах рекомендовали сначала поменять масло, установить другой фильтр и заменить датчик давления. После очередного ТО проблема не ушла. Одно время я даже про это забыл, так как зимой авто заводил в основном с брелка и через 5-10 минут, когда я подходил к машине, уже никаких посторонних звуков не было.
Перед покупкой машины мне сообщили, что газораспределительный ремень практически новый, но в декабре я все же решил осмотреть ГРМ и, приоткрыв крышку, ужаснулся. Ремень был изрезан трещинами от края до края. Так как у меня ни гаража, ни инструментов не было, решил обратиться к опытным мастерам. В разных мастерских за замену ремня, роликов и сальников (менять, так уже все сразу) просили около 4-5 тысяч без учета стоимости запчастей, но у себя на работе пересекся с одним знакомым, который предложил все сделать за 1,5 тыс. Собственно, начиная с этого момента, я только тратил собственные нервы и деньги. В магазине изначально не оказалось в наличие сальника масляного насоса, потом я про это забыл или забил – уже не помню. Отдал машину на ремонт и уже на следующий день ее забрал. Первую половину февраля ездил и был счастлив, но потом масло начало уходить по пол-литра в день. Учитывая то, что до этого жора вообще не было, снова отдаю авто в ремонт к тому же мастеру. Вердикт – выдавило коренной сальник (новый). Покупаю сальник, снова плачу за работу. Возвращают машину, но в районе нижней части двигателя появляется легкий стук (как бы пластмассы об пластмассу), проявляющийся только после полного прогрева ДВС. Еду к другому мастеру, вердикт – не затянут шкив коленвала. Предлагают оставить авто на ремонт, оставил. Звоню прежнему механику, объясняю ситуацию, он настаивает забирать машину и никому ничего не платить. Утром следующего дня забираю «Старлета». Однако второй автомеханик сообщил, что все-таки вскрыл крышку распределения и сказал, что шкив затянут, и он ошибся. Попросил 500 рублей за стоянку. Еду к самому первому мастеру, говорю про стук. Попинали колеса, послушали стук – вердикт опытного человека – шкив задевает за что-то в крышке и что это обычная ситуация. Рекомендовал ездить и не париться. Так как я немного разбираюсь в машинах, решил, что это полная лажа. Однако, нервы были на пределе, денег не было, с работы постоянно звонили, решил просто оставить все это на совести механика и эксплуатировать авто дальше. Тем более масло не уходило. Настали выходные, и мне нужно было несколько раз смотаться к родителям в поселок. Общий километраж составил почти 400 км. Уставший вечером даже не глянул уровень. Утром опять не посмотрел масло. Завел. Лампочка не гаснет!! Заглушил, отец показывает – под машиной лужа масла! Я в шоке. Смотрю уровень – сухо!! Залил оставшийся литр, уровень на середине. По пути в город брат подвез еще литр. Пока я доливал масло, внизу уже появлялась новая лужа... Приехал в город. Звоню мастеру. Вердикт – забит сапун!:) Сказал, что платить ничего не надо – все сделает. Три недели машина мерзла на улице, потом снова отогнали на ремонт все к тому же мастеру. Так как изначально у меня были проблемы с давлением при запуске, я попросил скинуть поддон и проверить сам маслонасос, маслоприемник (возможно забитый) и поменять на последнем уплотнительные колечки, так как со временем они могут дубеть и преграждать путь маслу.
Итак, в результате (опять же со слов мастера) сапун был практически чистый, а масло на сей раз выдавило через сальник масляного насоса, при этом в насосе обнаружен сильный люфт. Деньги отдал только за восстановление насоса и за сальник - в районе тысячи. После завершения этой эпопеи исчезла проблема с низким давлением при запуске. В газораспределительном механизме больше ничего не брякало, лампочка давления масла не мигала. Давление тоже проверили – в норме. Теперь мой вердикт – изначально не стали менять сальник маслонасоса и не проверили сам насос, так как проблема проявлялась при старте. Наверное, здесь по большей части моя ошибка, но механик тоже не доглядел.
В настоящий момент надвигается ремонт по ходовой, по крайней мере, передние стойки уже побрякивают, да и пыльники на приводах не мешало бы заменить. Следующий этап – борьба с повышенным расходом топлива, походу умерла лямбда. Сначала сделаю диагностику, а потом потихоньку без ущерба и без того скромному бюджету начну все устранять. В целом, если не считать проблем с сальниками и масляным насосом, машина нравится. Да, она уже старенькая, но я ее стараюсь держать в тонусе и надеюсь, она мне еще прослужит пару-тройку годков.
В заключении лишь отмечу, что в целом машина простая как валенок – ничего лишнего. Конечно, она очень шумная, с данной коробкой передач медленная и к тому же очень жесткая. Явный недостаток этой машины заключается в ней самой. Каждое утро, садясь в не очень удобное кресло, я как робот выполняю одни и те же действия: деактивирую сигнализацию, перевожу АКПП в положение D, поворачиваю баранку и под едва заметный гул гидроусилителя и рокот 4E-FE еду из точки A в точку B и при этом не испытываю никаких эмоций от вождения автомобиля. Вот помню в Кресте…
Выкладываю фото, где рядом с моей «Старлеткой» стоит «Ниссан Микра». Машинки одного класса, но отличия по габаритам есть. «Тойота» ниже и шире «Микры» и, на мой взгляд, чуть больше. Очень надеюсь, что мой отзыв кому-нибудь пригодится. Через год планирую написать продолжение, где снова опишу моменты, связанные с эксплуатацией моего автомобиля. Всем удачи на дорогах!