Здравствуй, дорогой читатель!
Хочу поведать об опыте моего владения Старлеткой по прозвищу "Крыска". Так прозвала её моя жена за невеликие размеры и серенький цвет. Это мой первый в жизни отзыв, всегда хотелось попробовать написать, что получится - судить вам.
1. Предистория.
Так уж вышло, что до Старлетки владел всего одной машиной - в чудесные времена бесшабашной курсантской юности была у меня Ниссан-Санни 91года, тоже полный привод на механике. Купил я её за честно мною заработанные на практике деньги. Разорился на хорошую музыку, на резину денег пожалел, приоритеты в юности были другие :) В итоге по неопытности и гололёду сотворил целых три, но небольших, аварии, продал её за полцены, со всеми рассчитался и успокоился.
Отучившись, стал работать, купил квартиру и стал вить там себе семейное гнёздышко, т.е. все лишние деньги уходили в кредит за квартиру и её ремонт, и как ни хотелось, машину себе позволить не мог. Но вот обзавелся умницей-женой, на свет появилась чудесная доченька, денег немного появилось, и автомобиль представлялся уже не роскошью, а необходимостью - с грудным ребёнком на автобусах кататься сложно, особенно зимой.
Тут как раз коллега по работе и предложил данное авто: Старлетка с горячо любимой мною 4WD + механика (жители Камчатки и прочих местностей со снежными зимами меня поймут). Брали они её беспробежную, ездила в основном жена, но достаточно долго (около 7 лет) и активно (на одометре на момент моей покупки было 170 тыс. км). Машинку эксплуатировали не жалея, но и чинили вовремя. Вот перечень того, что менялось и чинилось прошлым хозяином, что помню (расходники не в счет):
-контрактный радиатор. Система охлаждения со временем забилась, в связи с этим был поменян. Радиатор печки он ухитрился снять, располовинить, вычистить и спаять - работает до сих пор.
-Контрактный кардан на задок.
-"Мозг" двигателя: внезапно скончался перед самой моей покупкой. Взят с разборки.
-Лобовое стекло меняное и уже с трещиной. Впоследствии я поменял на новое, когда прикололо по-честному пройти техосмотр.
-Контрактный стартер.
-Новый диск сцепления.
-Стойки передние новые, Каяба.
-Вкорячены китайская сигналка и противотуманки. И то и другое изрядно у меня потом глючило.
-Ну и последнее, почему я купил это авто, и с чем в дальнейшем обжегся - двигатель перебран. Дело в том, что машина была второй в семье, поэтому заливалось в неё недорогое русское масло. Марку писать не буду, пиаром и антипиаром не занимаюсь. Но длительная эксплуатация на этом масле привела к тому, что погнали все сальники, а двигатель в хлам закоксовался. К слову, отец в свой Кариб тоже в своё время стал лить это масло. Вовремя опомнились и перешли на нормальное масло - обошлись только заменой сальников и колпачков. Так вот, мы уходили в очередной раз по заданию Родины во Владивосток (работаю на судне Вспомогательного флота ВМФ, забыл написать). Мой коллега снял со Старлетины мотор, привёз на параход, купил во Владе ремкомплект, кольца, владыши, потом без отрыва от производства не спеша разобрал и вычистил движок, поставил всё купленное и собрал. Так что движок на момент моей покупки шептал и мне представлялось, что проработает ещё долго.
Итак, мне предложили не заморачиваясь купить эту жужжалку, а так как машина была нужна, поисками заниматься не было времени, я решился. На лицо были многочисленные "Пиджаки": по-пионерски отшпаклёванное и замазанное левое крыло, вмятина на крыше от упавшего снежного кома, подушатанные в результате не совсем удачных женских парковок бампера, дверь задка, капот, подмятые пороги,провисшие передние двери и в завершении всего многочисленные царапины разной глубины по кругу от лопаты во время зимних раскопок. Но я на это закрыл глаза, т.к. помогла бы только полная шпаклёвка и покраска, а выкладывать за это удовольствие соразмерную со стоимостью машины сумму не стали ни мой коллега, ни я. Зато по лесу не страшно ездить и зимой сугробы шлифовать. Поэтому вдарили по рукам, поставили на зарядку севший аккум, а пока он заряжался, съездили написали генералку. И я опять в рядах автолюбителей.
2.Эксплуатация.
Отлично помню первое свое впечатление, когда сел за руль: какое же тут всё маленькое и простенькое! "Мясорубки", минимум приборов... Ух-ты! Кондей рабочий до сих пор! Ну, ничего! Регулируем зеркала (левое - при помощи уже прошлого хозяина, электропривода нет). Сиденье - подальше и чуть положим... коллега мой при своём росте 190 и богатырских размерах ездил в ней уперевшись носом в стекло и склонив голову вбок. Смотрится весьма комично, а на обшивке потолка на память осталась вмятина :)
Поехали! Некоторое время привыкаю к шуму моторчика и при каком енто шуме уже врубить передачу повыше - тахометра нет. А если движочек раскрутить, очень даже бодро поедет! Двигатель вообще очень эластичный - можно не спеша тошнить, переключаясь на 2-3 тыс. оборотах. А можно подраскрутив его и поторопиться, хотя Марк какой-нибудь всё равно не уделать... Естественно, при загруженной машине и при въезде на гору мотор заметно "подсаживается", и раскручивать его нужно сильнее. До сих пор мечтаю покататься на турбостарлетке, где это самое раскручивание подкреплено турбиной. Товарищ мой был очень поражен и смущён, когда его на STI- форестере уделала турбостарлетка. Ну, ладно, не гонка машинка, но с огоньком, скажем так. По крайней мере помехой себя ни в городе, ни на трассе не чувствовал никогда. За городам, кстати, крейсерская скорость - 90-100км/ч. Такая коробка: на ровной дороге при 50км/ч можно втыкать пятую. Поедит и больше, но это жёр бензина и просто не безопасно. Разогнал как-то до 150: движок ревёт, машину всю колбасит, словом, страшно! Да и не любитель я торопиться.
Подвеска, если она не ушатанная, ведёт себя вполне прилично и сбалансираванно для малолитражки - то есть не отбивает пятую точку когда "ловишь" выбоину, но и не раскачивается на асфальтовых "волнах" и спящих полицейских. Хотя это кто как любит, но мне понравилось. Сзади стоит "вечный" мост, который, к сожалению, японцы уж признали архаизмом и уходят от него в пользу более сложных и комфортных (читай - менее надёжных) подвесок. С передней тоже всё понятно, знакомо по отцовскому "Карибу": раз в 2-3 года меняй стойки и рулевые наконечники, а больше там и ломаться нечему. На второй день вождения захотелось перемахнуть через бордюр, не вышло: поймал его днищем. Поэтому первое, что сделал в машину проставил 2,5 см на передние стойки и 3 см. на задние. Это не дань пацанячей моде, а суровая необходимость в наших условиях эксплуатации. Заодно поменял все 4 пыльника на стойках - старые рассыпались на "набор колец". Как и следовало ожидать, машину "на цыпочках" стало больше валять в поворотах. Задний стабилизатор устойчивости у меня был, а переднего не было по комплектации. Приобрёл на разборке сию железяку от Терцела седана 93г. 4WD. Подошёл, да будет благословенна тойотовская унификация! Даже отверстия в кузове для него все есть. Покрасил стаб, установил, крены стали заметно меньше, да и не та опять же машина, чтобы на сотне в повороты влетать...
Салон достаточно вместительный для размеров машины, но, пожалуй, более тесный, чем, допустим, на "Фанкарго" и прочих подобных машинках поновее. Но там японцы схитрили, усадив людей более вертикально. В Старлетке тоже особенно не развалишься, но уж по крайней мере водителю и переднему пассажиру можно разместиться достаточно комфортно и посадка не "табуретовая". Сзади двое поедут нормально, можно и втроём залезть, но долго ехать будет
утомительно: машинка гораздо уже, чем, скажем, Королла. Зато я испытал не мало приятных моментов при езде по городу. Маленькая машинка, вёрткая, превосходно перестраивается, разворачивается на пятачке и швартуется в любой попавшийся "карман". Багажник в угоду размещения пассажиров сделан небольшим, а на ВД- Старлетах и это место
здорово крадёт запаска, для которой из-за моста невозможно сделать глубокую нишу. Я заменил "взрослую " запаску "Таблеткой" - всё равно на запаске сразу доезжаю до ближайшей шиномонтажки, зато в багажник "таблетка" почти не торчит. Спинка заднего сиденья (увы, только вся!) может складываться вперёд, и получится маленький фургончег для хозяйственной деятельности. Влазит лёжа 200-литровая бочка. Был даже прецедент: со снятым передним пассажирским сиденьем возил брус 2,5 метра длиной. Вместился по диагонали и дверь багажника закрылась.Слегка изогнув так же перевозил пластиковые панели 2,7 метра. Голь на выдумку хитра:)
Про "внедорожные" качества Старлета 4WD тоже следует написать отдельный абзац. Уверенно заявляю, что они не хуже, чем у любого "Паркетника". Было бы ещё лучше, если бы стоял дифференциал с блокировкой, а не угловой редуктор с вязкомуфтой. Вязкомуфта подключает задок при буксовании передка с запозданием. При попытках "раскачать" застрявшую машину работает только передок. Зимой мне приходилось накатывать себе через сугробы дорогу. Живу в двухэтажном "гетто" постройки 50-х годов, и трактора добираются до нас в последнюю очередь,
а то и вообще забудут. Зимняя фотография - после одного их таких "отжигов". При этом выработал следующий стиль: Вперед продвигаюсь раскрутив двигатель до средних оборотов, чтобы задние колёса помогали передним. Почувствовав, что машина начинает "садится" - возвращаюсь назад тоже поддав сразу газку, а то перед зароется. Если сел - хватаю лопату. После того, как проставил стойки, машина садится только на передние рычаги. Достаточно их откопать - и машина освобождается от снежного плена. Вобщем зимой при умелом использовании творит чудеса.
Отсутствие свесов, всяких там "Обвесов" и короткая база позволяют и летом проехать в лесу в такие заповедные места, которые прочим легковушкам не под силу. Если нет денег пока на лютый внедорожник, то Старлет 4WD может подарить Вам много приятных минут от езды по пампасам... Не забывайте только после каждой поездки осмотреть всё под днищем. Обычно при "контактах" с окружающеЙ природой гнётся крепление глушителя в районе задних пассажиров. Подогнул на место - и порядок!
3. Старлетка и жизнь с нею в гараже.
Ну а теперь о том, к чему пришлось приложить руки.
Как меломану очень не понравилась музыка: 2 бумажных 10-см динамика в панели и старенький кассетный магнитофончик. Купил JVC не китайский с MP3 и флэшкой на 8 гигов. Перед - те же 10-см динамики в панель, но с пищалками через кроссовер. Назад пришлось повозиться. Т.к. лепить динамики в и так хлипкую полочку багажника не хотелось, обратил внимание на задние стойки кузова. Померил, встают 13-см. динамики. Из столешницы выпилил 2 подиума, обклеил тканью от старой сумочки жены. Стойки кузова под динамики тоже пришлось вырезать. Сзади всё получилось красиво и оригинально, спереди желательнее бы сделать подиумы в передние двери и динамики покрупнее: 10-см звучат пискляво. Но уж ладно, всё равно лучше, чем было. Заодно поставил китайские активаторы в двери, подключил к сигналке, чтобы открывались с пульта.
Эпос о двигателе, кому не интересно - пропустите.
После 3-х месяцев владения из двигателя стало уходить масло. Когда дошло до того, что 1литр масла уходил на 150-200 км, стал разбираться. Будучи уверенным в том, что движок внутри в порядке, выдернул двигатель, поменял оба сальника коленвала, сальник маслонасоса (он и гнал в основном масло) и приклеил заново поддон. Течь масла прекратилась, а жёр остался, примерно литр на 1000 км.
К зиме загнал в гараж и задумал поменять маслосъёмные колпачки, т.к. опять же был уверен, что с кольцами и вкладышами за 30тыс. пробега вряд ли что случится. Рассухарил клапана 1-го цилиндра, а потом случайно провернул коленвал... Клапана помахали мене ручкой и упали в цилиндр. Что ж, делать нечего, снял и разобрал уже полностью двигатель, тем более стали терзать сомнения - колпачки на вид были совсем живые. Промерив всё, основательно напился:) Зазор в замках колец при положенных 0,3 мм был более 2 мм. На коленных и шатунных шейках коленвала выработка ступеньками, вкладыши съедены. Отругал матом умелого китайского кудесника, который изготовил сырые кольца со вкладышами с закосом под фирму. Отдал коленвал на расточку, а сам поколдовал над головкой: всё вычистил, притер клапана, поменял колпачки, выставил зазоры клапанов (старый хозяин при своей переборке этим почему-то не заморочился). Забираю коленвал, ставлю ремонтные вкладыши, новые кольца (зазор оказался в норме). И делаю единственную ошибку, которая стоила мне двигателя. На маслонасосе стоит уплотнительное резиновое колечко, оно было выжатым и резина слегка потрескалось. Я честно проискал его по всем магазинам, и ничего не найдя подбираю похожее. В итоге моё новое кольцо не выжимается до конца лобовиной, в маслонасосе образуется зазор и насос перестаёт качать масло. Я об этом пока не ведаю, всё собираю, завожу двигатель - горит масляная лампочка, глушу. Нет бы лезть сразу в маслонасос - что-то подумалось, что датчик повредил, когда движок туда-сюда катал по
гаражу. Ставлю новый датчик, завожу - лампочка чуть подмигивает на холостых, а только тронешь педаль газа - тухнет. Из подручных средств сооружаю манометр вместо датчика - давление есть, но мало. Потом всё же снимаю маслонасос, понимаю в чём дело, ставлю старую прокладочку на герметик - всё, лампочка уверенно тухнет. Движок в итоге на масляной голодовке проработал минут 10, не больше, но ему хватило. Короче, застучал он почти сразу,
километров 500 успел проехать. Дергаю поддон, смотрю вкладыши, они провернулись, коленвалу кирдык, напиваюсь во второй раз и до соплей... Потом ищу контрактный двигатель. Просмотрел их наверное с десяток, и в соседнем городке Елизово вдруг попадается не мотор, а сказка! Ремень ГРМ только поменян - значит пробег возле 100 тыс. На автомате стоял - значит вряд ли "отжигали". И вообще на нём ни ржавинки, каждый болтик блестит как новый. Привожу
приобретение в гараж, ставлю. Пришлось коллектора и поддон переставить со старого, а так остальное всё подошло. Плюс разжился запасными генератором, гидроусилителем руля, компрессором кондея и замученный двигатель тоже с кучей нужных болтиков остался. Во всём нужно видеть позитив, правда?
Ну и так как от всего этого устал морально и физически и влез в долги, резинки на установленном двигателе не менял. Через тысячи 3 его пробега двигатель снизу вновь стал гнать масло. Открутил поддон, а он мне упал в руки - т.е. герметик толком не приклеился, видать, тоже "хорошего" качества был. Приклеил заново, поменял, раз уж купил, сальники передний коленвала и сальник маслонасоса. Заодно при смене масла сделал раскоксовывание "Лавр"ом. На этом возня с двигателями закончилась. Контрактный движок попался живым, везёт отлично, проехал уже 25 тысяч. Единственное, что немного сопливит задний сальник,но настолько незначительно , что от замены до замены масло доливать не приходится.
Достались мне 14-е литые диски от проданного отцовского "Кариба". Зимняя 13-я резина ещё живая, купил на эти диски летний Данлоп 185/65/14. Встали отлично, нигде не цепляет, машинка поехала плавнее и ощутимо лучше стала "глотать" ямки. Для лета - самый то. Красить диски в серый специально не стал: должен же чем то выделяться в потоке машин!
Когда занимался поисками двигателя, вечерами разобрал и проклеил салон шумоизоляцией: пол, крышу, стойки. Машина стояла без двигателя, поэтому обклеил и переборку в моторном отсеке до рулевой рейки. Стало в салоне заметно тише и теплее. Ещё бы глушитель поставить новый, было бы вообще хорошо: глушитель после выковыривания катализатора превратился в "прямоток". Вроде бы нигде не сечёт, гофру менял, видать, потроха все давно прогорели. Как закончил с
шумоизоляцией, притонировал задние стёкла.
Год с небольшим после битвы с двигателями отъездил без проблем, ни куда не лазяя. Весной занялся ходовкой. Поменял рулевую рейку, она не текла, но брякала на кочках. Процесс её замены не поддаётся описанию, скажу только, что испытал большое счастье, когда наконец-то она оказалась у меня в руках. Назад поставил новые пружины и стойки. Старые не текли и вобщем-то работали, но подпросели. В итоге пришлось выкинуть задние проставки, и так вышло высоко. Спереди поменял шаровые (стояли родные при пробеге 210 тыс!) и поставил новые сайлентблоки в рычаги. После всего этого машину не узнал: подвеска работает тихо, плавно, исчезли "пробои" задка, словом, о потраченных деньгах не пожалел.
4. Расставание.
Летом опять появились денежки, и я задумался о смене машины. Во первых, сам я отрастил пивной животик и "упаковываться" в Старлетку стало тяжеловато. Подросшая дочка сидя позади меня на детском сиденье, постоянно метелила меня ногами по спине. Да и захотелось чего-то "повзрослее", чтобы всё на кнопочках и чтоб на дороге уважали... А тут подворачивается вариант: "Камри" бегемот, 93 год, 4WD, в нормальном состоянии и с моей ценой. Приехал смотреть, сел за руль, увидел ручку механической коробки и сразу загорелся. Проехался и понял - МОЁ! Не раздумывая купил, потому что о такой машине мечтал с детства.
Старлетке тоже не долго суждено было пылиться в гараже. Младший братик предложил её своему тестю. Тот тоже любит по лесам поездить и не богат, так что заинтересовался. Приехал он, я ему всё по честному показал-рассказал, он, поохавав, потренировалкя паковаться на место водителя (тоже дядька с животиком). И забрал... На прощание я похлопал "Крыску" по крыше, приказал ей верно служить новому хозяину, а хозяину велел её не обижать. В придачу отошла ему новая сигнализация, которую я не успел поставить. Приезжаю домой, а там жена в слезах. Меня самого аж пробрало. Налил стопочку, выпил, закусил. И понял, почему она была мне так дорога. Потому что вложил в неё немало труда и души. Потому что за 2 с небольшим года стала она мне не просто куском железа, а другом, живым организмом, у которого знал я все "болячки" и сильные стороны, и который на дороге (и без!) показал себя только с лучшей стороны.
Что ж, "Камрюшке" тоже предстоит меня порадовать, и она начинает уже это делать. Да и руки там тоже есть куда приложить. А "Крыску" навсегда запомню как мой первый семейный автомобиль. С ролью авто для небольшой семьи, достаточно практичного и универсального, она справилась с честью.
Прошу прощения за долгое повествование, надеюсь, никого не утомил. Всем удачи!