Отзывов про Супры в 70-м кузове на Дроме пожалуй больше, чем адекватных людей и самих Супр в этом мире и рассказы о них не то что набили оскомину, а разнесли в крошку зубы читателям. Потому пусть это будет рассказ о самом затянувшемся долгострое, а не о машине как таковой.
Итак, в 2003 году я озадачился покупкой ~новой~ машины. Я, наверно, непрактичный человек, и вместимость багажника, расход топлива - для меня последние доводы, а В 2003 году плюсы Супры сложились так:
- съемная крыша
- не турбо (черт, наслушался же нищебродов, о том что турбо-двигатель - прямая дорога к вечному ремонту)
- другие смешные опции.
Из всего хлама на продаже в тот момент подвернулась Супра цвета "морская волна", технологично покрашенная на заводской глянец. Съемная крыша, салон бордового цвета, не турбо. Супра выехала чихнув сажей из гаража в Топкинском и...
"несмотря на все эти недостатки, я просто влюбился в эту машину и тут же поехали на переоформление" - так часто пишут, и я бы так сказал, но... Я не влюбился, но глаза загорелись. Решив "был бы кузов, а остальное прикрутим" - машину купил. Если бы я знал тогда, сколько "остального" мне придется поменять.
Зеркала не регулировались. Правое треснуло, левое было вырезано из "прямого" зеркала и регулировка его осуществлялась подложенной тряпочкой. Торпедо - в пузырях, магнитола - чуть ли не радиола Рига, такая древняя, что можно было бы ожидать в ней щель под виниловые диски и тусклое свечение радиоламп.
Дверные стекла разного оттенка, порог подмят, крылья в толстом слое шпаклеизоляции, а запаска была готова выпасть из багажника, так как ниша под нее собрала все свободные радикалы кислорода из воздуха и осела на дорогах в виде крошки гидратированного оксида железа.
Салон - продавлен, протерт, панельки сломаны. Половина кнопок не работает. Дворники отключаются и включаются по своему желанию.
Под капотом - 1G-GE в масле, радиатор со следами пайки, провода от бытовых удлинителей поверх косы. Фары иногда гасли, все скрипело, стучало (солдатик заднего суппорта вообще был выгнут из гвоздя).
Спортивные белые полоски вдоль всего кузова бесследно удалить не удалось - они снялись вместе с "морской волной", обнажив родную серую краску.
Первым "ушла" коробка. Купил "такую же", следом "ушел" двигатель, купил "такой же, только от марка". Радиатор, который оказался чуть не в размер был заменен на родной. Хорошо, что к тому времени открыл для себя "другой конкурирующий сайт по продаже запчастей, название которого на Дроме упоминать нельзя" и покупал контрактные запчасти по приемлемой цене в обход иркутских барыг.
Вообще, сообщество владельцев Супр в "нулевых" годах - это клуб людей, стремящихся друг друга в чем-то наобмануть. Имена участников изменены: Вася искал накладку двери, Олежка знал Васю, но также знал и Сашу, который хотел продать накладку за 200 рублей, и тогда Олежка ехал к Саше, брал накладку с обещанием отдать 200 р. "потом" и ехал к Васе, продать ее за 2500 рублей. Когда же Вася узнавал, что Саша эту деталь отдавал за пакет арахиса, оба начинали искать Олежку. Олежка объявлял этих двоих не-Д'Артаньянами и взывал к тому, что устный договор есть договор и поворота к нему нет. Или тактично пропадал, как пропадает изображение на телеящике.
Через год мне подвернулся донор в виде голого, но ровного кузова MA70, от которого позаимствовал пол багажника с нишей под запаску, заднюю рамку под стопари, задние крылья. Крылья с донора высверливались, и когда эксперимент прошел удачно - вырезал и свои крылья с тонной шпакли. Подвох обнаружился, когда донорские крылья оказались надежно прихвачены к кузову: МА70 - широкий кузов, wide body, мой же - плоская селедка. Металлические подкрылки были доработаны.
Чуть позже послав щедрые предложения различного рода Олежек купить широкие передние крылья по 5 тысяч за штуку, они были найдены на том же выше не-упомянутом сайте по смешным 600 рублям. И вот машина стала настоящей wide-body, и - перекрашена в синий металлик.
К этому времени я потерял документы на двигатель - ГТД и справку-счет. Он всё еще не был переоформлен. Так и ездил, опасаясь проверок на дорогах. Через 8 лет я нашел их в коробке с загранпаспортом. Принцип "подальше положишь - поближе возмешь" не сработал.
Машина по-прежнему приносила сюрпризы. За два года на ней были поменяны, как помните, радиатор, двигатель, коробка, часть кузовщины, а в дальнейшем и: вся подвеска, стойки в сборе, задний подрамник, стекла, задняя дверь, стопари - теперь уже от 89+ года.
Пока часть супроводов мечтала о 1JZ, а часть просто чтобы машина могла передвигаться - я нашел 2JZ-GTE. Саша Майоров посмотрев двигатель во Владивостоке, бросив ради этого отдых на океанском побережье резюмировал: "в масле, в опилках, но под тюнинг пойдет". Ушлый продавец пообещав косу с процессором отправил двигатель с обрезком косы, без проца. В ряду Олежек прибыло. Проводка и проц нашлись в Иркутске, и уже через две недели машина поехала. Не без косяков, но поехала.
Широко известный агент по доставке товаров передал свой пароль на японскую yahoo, взяв честное слово признаваться, если я что-то куплю, и, конечно, оплачивать купленное.
Помните задачу для школьников про бассейн, в который по трубе "А" поступает вода, а по трубе "Б" вода вытекает? Условиями этой задачи можно было описать мой кошелек и поток денег. Труба "Б" из этого кошелька была явно бОльшего сечения, и, похоже, имела нагнетатель-деньгоотвод повышенного давления.
Изредка труба "Б" перекрывалась. В эти периоды я ставил "награбленное": трехслойный радиатор, ксенон, литье, передний бампер и спойлер Du-Luck T2. Несанкционированный сброс по трубе Б произошел, когда спойлер и бампер пришлось красить, а т.к. синяя краска была порядком пообтерта - я открыл для себя краску Mipa, ее линейку Exlusive, выбрав, пожалуй, самый вульгарный хамелеон в линейке - красный с переливом в золотой.
К счастью для меня, в этот же момент дистрибьютор моторных масел Castrol проводил плановую акцию по внедрению в умы автовладельцев брэнда Edge, для чего спонсировали постройки и участие в шоу и соревнованиях подходящих по духу и цвету машин, и я получил около 30 тысяч рублей, которые и вложил в покраску. Было это в 2005 году. Салон полуразобран, саб пообтерт, спойлер неудачно покрашен, 2JZ отвратительно заводится из-за неработающего клапана ХХ. Заезд участников на стадион Труд в 8 утра, а я с друзьями всю ночь готовлю машину в тесном гараже. Там же собираем темно-серый салон с донорской супры, прикручиваем, приклеиваем, там же красится спойлер.
В 8 часов со стекляными глазами веду авто к Труду, инспекторы ГИБДД спокойно пропускают таких же участников, впервые не проявляя профессионального интереса к тех.состоянию, документам и кошелькам владельцев авто. Эта выставка через год переименовалась в БайкалМоторШоу.
Праздник; посетители фотографируются, школьники обсуждают, что машина без закиси - не машина. В тот день это стало мемом gt-сообщества Иркутска. Макс Петров, тогда представлявший свой Prelude язвительно обходил каждый корч и спрашивал - есть ли закись? "Нет закиси? Что ты тут тогда делаешь!". В моей машине селектор АКП был скрыт гофрой как на механике, набалдашник рычага был скрыт хромированной трубкой от торгового стеллажа. Кнопка фиксатора передач - сверху трубки. Выполнена она была путем впихивания в трубку подходящего по размеру пульверизатора красного цвета от лака для волос. Вероятно, это и спасло мою машину от гражданской казни: "Смотриии, у него - УСКОРИТЕЛЬ!"
Чуть позже подошел человек невысокого роста, заявил, что двигатель работает "не так". Мол, он понимает. Конечно не так - у меня не работает клапан ХХ, и чтобы запустить двигатель я снял вакуум с гидрача, и вот он и выдает такой хороший свист. Человек ушел, а я думал, как победить злосчастный клапан, ибо дело было не в нем, а в управлении им.
Потом прошла волна специалистов, которые живо обсуждали недостатки автомата на турбовой машине и сошлись к мнению, что левин или цивик "на палке" уделает любое турбо-ведро на автомате.
Еще через час какая то дама возмутилась, что я долго сижу в машине: "Молодой человек, все хотят пофотографироваться! Вы один что ли?". Так меня выгнали из машины, а я переключился на виски, которые разливал Stive, причем он делал это с таким заговорщицким выражением на лице, каждый раз доставая бутылку из под полы куртки, что отказать ему было просто невозможно. Праздник окончился и машину в гараж мне отогнал друг, который со Стивом знаком не был, а стало быть остался трезв.
Чуть позже кривая поисков автоэлектрика, который мог бы оживить клапан ХХ и "не так" работающий тахометр привела меня в некоторый сервис, где электриком оказался тот человек, что и раскритиковал работу двигателя на выставке. Алексею - большое спасибо. Проблемы он устранил буквально за два часа работы.
К середине лета было небольшое поступление по трубе "А", плюс некоторые атмосферные осадки, в виде гонорара за разработку рекламных элементов для рекламной компании БВК и проекта застройки выставочного стенда для того же БайкалВестКома, которые позволили нашему бассейну-кошельку купить идеальную механическую коробку R154, и именно от супры.
Так я и доездил до весны 2007 года.
А в мае 2007 года у бассейна оторвало дно. Двигатель застучал. Настойчиво, бескомпромиссно, громко. Виной тому слетевший шланг обратки масла турбин, в результате чего за получасовую поездку двигатель был просушен.
Решили - ремонт. Замена вала, шатуна. Не слушая "специалистов", у которых двигатель собирается на глазок, с вкладышами Тайхо с затяжкой "покрепче", я договорился с мотористом, который знал, что у вкладышей бывают не только "ремонтные группы", но и "полнота". Доверившись цифрам полноты на шатунах, блоке и новом коленвале, я заказал оригинальные расходники через того же друга из Владивостока, работавшего в Саммит Моторс, сэкономив, к слову, 50% от цен, посчитанных в нашем Автограде.
При сборке проверка правильности подбора вкладышей "пластигагой" показала точное попадание в параметры. Так как днище у бассейна отсутствовало, родные турбины были проданы, книжный шкаф был наполнен посторонним содержимым: коллектор под сингл-турбо, интеркулер, форсунки 800сс, собственно и турбина, а Почта России дослоупокила выхлопную трассу made by Soara. Чуть позже я стал виной роста стоимости японской йены, т.к. в Японии были куплены детали салона и прочие мелкие необходимости. Еще через месяц акции Ebay.com вышли в Топ-100 роста, т.к. оттуда поехали бензонасос, патрубки, фиттинги, а также б/у-шный процессор Apexi Power FC, стоимость которого росла из-за участия в торгах Олежки, из-за чего я выплеснул десять лишних килолитров в трубу Б. Торговля шла только между нами и шла она с письмами протеста и ультиматумами на уровне ООН, по СМС, т.к. наши ники на аукционе были узнаваемыми для нас обоих. Победил мой смс-блеф "У меня бесконечный бюджет, а железка мне нужна" и ставка сыграла.
Таким образом, обрушив российский рубль и поддержав семейные бюджеты иностранных разборщиков супр я наконец-то приобрел все, что привело машину к её почти нынешнему виду.
Весной 2010 года я стал перед выбором: сменить белые парусиновые штаны на джинсы в точь под цвет пыли наполнившей велюровые сиденья, или... Я выбрал "или". Мне очень понравилась щитовая реклама в Ангарске: "Сало в кожу". Вообще-то имелось ввиду "салон в кожу", но "н", скрытая фонарным столбом и этот невольный вирусный рекламный ход и определил мой выбор. Буквально через день после звонка, владелец ателье осматривал машину, а еще через неделю я пригнал авто на перешивку салона. Я же параллельно занимался подгонкой вейлсайдовских порогов от целики на свою машину. Эти пороги пережили три реинкарнации, их форма менялась, они выклеивались по новой форме три раза заново, пока стилистически не стали единым целым с накладками на задний бампер и с передним же бампером. Это видно по фото машины в ее морковном цвете и временным черным.
Машина еще толком не собрана, а я уже решил продать МКП и вернуться на автомат. В голове вертелись рассказы выживших очевидцев: "Автомат от Harvest-a- оо-ооуу-уеее", "Как поедет? Да ты окуеешь, как она поедет". МКП продана, во Владивостоке куплен автомат именно от Супры, от 1JZ-GTE, дабы больше не колдовать с карданом (первая инсталляция 2JZ была именно с родным для него аристовским автоматом и коробку пришлось женить насильно). Harvest выслушал спеки по машине и предлагает "по-максимуму". Делать - так делать. Коробка сделана и пришла в срок. "Александр, а почему гидротрансформатор зеленый, а не синий?" Harvest: "Синяя краска кончилась. Теперь бублики на 4000 оборотов будут зелеными". Чуть позже я купил блок управления автоматом.
Но что-то не пошло. Т.к. автоматную косу, заботливо вырезанную кем-то пришлось рисовать с нуля, с инсталляцией коробки пришлось повозиться. В итоге - передачи не переключаются. Тогда я был занят работой 7 дней в неделю и поставил машину пылиться в кузовной сервис. Иногда по мелочам ей занимался. GT-форум дрома потяжелел еще на три темы "В чем причина поведения коробки" и - коробка неожиданно стала переключаться. Причина - мелочь, о которой сразу и не подумаешь.
К этому времени, в "мой" цвет в городе начали красить разве что только не тракторы, и последней каплей был возглас школяров, когда я выезжал на супре после длительной стоянки в сервисе: "Зыкай, это же ТА супра!" Я уже плыву в лучах минутной славы, как вдруг продолжение: "Ага, та самая - с Постышева". Тьфу, думаю, я же не с Постышева. Чуть позже я увидел того монстра, сделанного из супры с шпакле-пенными обвесами, посмотрел на морковный хамелеон на волнистых боках и понял: перекрас. Очередной. К этому времени труба "А" работала в полном режиме, и выбрав самую сложную краску из каталога Сергея Пигарева, я сказал "хочу".
Знаете, нужно слушать, что говорят люди. А что говорят умные люди из Оренбурга нужно слушать внимательно и хотя бы изображать наличие интеллекта и записывать, записывать. В итоге, мимо ушей пролетели самые важные слова: "Подложка под хром-краску - черная база под лаком. Наложить лак без подтеков, а если будут - полировать так, что руки начнуть вибрировать по 2-3 часа после выключения полировальной машинки. В идеал полировать". Ладно, царапины, которые я бы никак не увидел проявились под хромом, мы еще и цветного лака перелили на стыках. Машина играет как елочная игрушка. Люди оборачиваются, девушки поправляют макияж глядя не в стекло, а в рыжее зеркало кузова. Но стоит только внимательному глазу посмотреть поближе, как становится ясно: шестой покраске машины - быть.
Решено: возвращаем черный, под лак, езжу летом, а по осени выберу цвет. И желательно ремонтнопригодный, чего не скажешь в защиту эффектного хрома. Потому выбран цвет, готовлю авто. Какой - увидите позже. Тут был упущен момент, как после возврата к черному цвету я попросился в сервис к другу, на 3-4 дня, "бамперы одеть, салон собрать". 3-4 дня растянулись на полгода. Я восстанавливал каждый кусок пластика, машина была разобрана и собрана до винтика. Последствия кривых рук подрядчиков выявлялись на каждом отрезке. Чего только стоил выпускной коллектор, плоскость флянца которого была якобы выведена на фрезерном, а на деле пообещав - прикрутили в спешке к голове невзирая на волны отлива. Все, все до мелочи переделывалось, блоки переносились. К счастью рядом был токарно-фрезерный цех, сервис по гидравлическим рукавам, аргоновая сварка, разборка - рай для хлам-тюнера.
Летом в машину наконец-то были вживлены суппорты от Тойота Цельсиор. Сломив желание внедрить роторы на 14,5 дюймов, что сделало бы невозможным установку "зимних" колес 17-го радиуса, я остановил свой выбор на новых цельсиоровских же роторах. Это требовало серьезной доработки самих суппортов. На фрезерном станке я убирал лишний алюминий, рискуя пробить стенку цилиндров, но, к счастью, до этого не дошло. Новые тормозилки порадовали предсказуемым поведением и прекрасной эффективностью. Значительно улучшились тормозные характеристики только после покраски суппортов в красный цвет. Шучу, конечно. Да нет же, японец их так покрасил. Но наверно секрет именно в этом? Шучу, ч.2.
Чуть позже мне надоели диски AТech Shneider. А ведь за 5 лет до этого я их что называется "оторвал с руками" и благодаря им машина хоть как то выделялась на выставке 2007 года, представленная в стандартных бамперах на фоне экстремально не-стоковых обвесов соседей. Я подсел на Work Emotion XT7. Охота - пуще неволи. К лету 2012 года у меня выработалась привычка листать объявления о продаже XT-шек. Цены - от 50 тысяч и в космос. Вдруг на барахолке Дрома, ну или на Фарпосте, кому как удобнее, я нахожу равноширокий комплект. 45 тысяч. Присутствует кнопка "предложить цену". Ткнул, написал "40 000" и забыл. Утром читаю почту, "поздравляю с покупкой". Что это я купил? Не помню! И... Во-первых, пришлось за пол-дня найти 40 000, потом еще тридцать на резину. Потом, пока диски ехали в Иркутск я заполнил GT-форум дрома важнецкой дискуссией "станут или не?", потому что только после покупки я прочитал параметры: 9,5jj, 18", +30. Диповые, как надо. Влезут ли?
Влезли. Как доктор прописал.
Что имеем: машину, в которой от первичной покупки осталась только несущая часть кузова и передний подрамник, водительская дверь, и передняя же левая фара. В этом рассказе я не стал расписывать, как заклинило во время постройки три турбины, как машина дважды за год красилась в Мипу, как в 2004 году бордовый салон был криво перетянут бежевым винилом, и много, много других, ненужных, бесполезных и пустых работ, результатов от которых не было. Да, было поменяно все. Остался только каркас и фара. Все остальное менялось, пока не находил то, что будет в идеале и будет устраивать.
Летом 2012 года машина зашла на две недели к талантливому электрику, где все было заново переделано, пропаяно, уложено. После этого пропали все болячки, как будто их и не было.
Машина едет. К сожалению, последние "что-то там не так" были выловлены только в сентябре. Перед первым снегом буквально мы часа три ездили с Сашей Шаманом по городу и настраивали карты переключения передач коробки. Спасибо тебе. Поэтому на официалы и нелегалы я просто не успел, как бы того не хотелось. Но - и "Привет!" моим спонсорам, которые предлагали потягаться на турике на палке, скае и на "злой ауди". Люди были разные, но почему то разговор начинался одинаково: "Турбо? Меха?". На ответ "турбо, автомат" мне предлагали потягаться до следующего светофора на 1000 рублей. Спасибо, первые две тысячные копюры я потратил на бензин, а тысячу мелочью, которую собирал водитель ауди с пассажиром мы потратили на шашлык на у ворот автомастерской.
К сожалению, расставить в хронологическом порядке фотографии не получится, так же как и подписать их. Но все вполне понятно. Черная - нынешнее ее временное состояние.
Мораль сего - не занимайтесь машиной, если ее построив, вы не знаете зачем она вам. Тюнинг должен быть быстрым, как удар серпа по якорному канату, легким и, желательно, удачным. Во время работы над машиной нежелательно перерасти цель этой постройки. Честно говоря, лучше сохранить бассейн исправным и поставить заслонку на трубу "Б". Надежную такую заслонку. С управлением с двух ключей и паролем на открытие, половину которого вы передали супруге, а вторую проглотили тут же, уверенно, как шпион глотает ампулу с ядом.
Ну а эта машина, как случайное и может нежеланное дитя, рожденное в противоречиях и сомнениях, но все-таки любимое - остается у меня. И я вряд ли когда то отвечу на вопрос, во сколько же она мне обошлась. В деньгах - много. В поворотах жизни, успешных или нереализованных моментах, удачах и в невезении, встречах хороших людей и потери их - неисчислимо, бесценно, неоценимо.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
В заключение:
Я отказываюсь безвозмездно передать ООО «Амаяма Авто» (ИНН 2536125566) исключительные авторские права на использование данного текста.
Я не принимаю условия Оферты портала
Drom.ru и запрещаю частичное или полное редактирование материала.
Внесенные мной изменения считаю принятыми порталом
Drom.ru, сразу после факта публикации материала, что будет задокументировано, как только материал станет отображаться на сайте