Говорить о Терцеле (кузов EL 45, двигатель 5Е, выпуск – декабрь 1991 г.) я начну с того, что он у меня 4-е года общий пробег – 300 000 км, из них половина по России. Прежде всего, покоряет великолепный дизайн и эргономика места водителя. Обзор панели приборов превосходен, рулевая колонка совсем не мешает обзору, а органы управления традиционно удобны и ни чем не отличаются от других «японцев». Очень удобны сиденья, хотя комплектации с велюровым салоном я ни разу не встречал. Багажник, не смотря на свои кажущиеся малые размеры, поражает вместительностью и очень удобен при парковке задним ходом. На высоте маневренность и довольно острое рулевое управление традиционно реечного типа. Не знаю, как на остальных версиях, но на моей отсутствовал стабилизатор поперечной устойчивости. До сих пор стоят родные шаровые опоры, наконечники и рулевые тяги, хотя пыльники на них приходилось менять, как и на приводах. Один раз приходилось прокачивать стойки (что поделаешь – в России нет дорог, а одни направления). Но особого внимания привлекает двигатель и коробка-автомат (на двигателях 5Е). Полуторалитровый мотор 5Е поразил меня с самого начала. Мощность 100 л.с., развиваемая при 6400 об/мин. и высокий крутящий моментом на низах (данные каталогов это подтверждают). На мой взгляд, это связано еще и в связи с его длинноходностью (ход поршня 87 мм). Для сравнения аналогичный двигатель отечественного производства - ВАЗ-2103, считавшимся длинноходным, имеет ход 80 мм. При этом двигатель из-за высокой точности изготовления деталей работает без вибраций. Двигатель пускается в мороз до 35 град. (ниже не пробовал) и я не редко уже был на работе, когда владельцы других Тойот обращались к помощи паяльной лампы при наличии зимнего моторного масла. Это не единичные наблюдения, а регулярная картина начиная с 28 град. мороза. На этом моторе, как и на 4Е, впервые была установлена новейшая (по тем временам) головка блока с камерой сгорания системы Пенторфа, увеличившая мощность двигателя не увеличивая расход топлива. В активе этого двигателя помимо отличных технических характеристик и удобство в обслуживании. Чего толь стоит замена ремня ГРМ по сравнению с теми же 5А. Всего два приводных ремня и отсутствие необходимости в демонтаже опоры двигателя превращают эту операцию в одно удовольствие. Тоже можно и сказать о помпе (к слову у меня за 300 000 км не «летевшей»), которая меняется за 20 минут без разборки лобовины, необходимой для многих двигателей (А, G и др.). До сих пор компрессия в двигателе по данных нескольких компрессометров 12,5-13 очков (13 – это номинал!). Случайная разборка двигателя (как потом оказалось абсолютно ошибочной) показала, что верхнее компрессионное кольцо имеет номинальный размер, второе несколько больше изношено, перевалило 50 % износа и маслосъемное кольцо, а износ по гильзе – мизер. Если учесть, что около 25% пробега пришлось на использование «жигулевского» масла, а порой и вообще без масла, то результат совсем не плохой. По крайней мере, рассказы о том, что японские моторы выхаживают 1 000 000 км мне не кажутся такими не реальными при условии, что в двигатель заливается нормальный уровень нормального масла со своевременной заменой. Из ремонта двигателя производилась замена ремня ГРМ, замена сальников распред и коленвалов (они, кстати, одинаковые и если наружную кромку посадить на герметик, то можно использовать сальник от 5-ти ступой коробки ГАЗ), замена маслосъемных колпачков, после замены которых расход масла вернулся к 0 и все. Коробка – автомат до сих пор не дала причин беспокоиться, а удобство 5-ти! передач я за все время успел оценить. В купе с тяговитым мотором, достаточно короткой базой и полным приводом я лазил там, где и ходить-то тяжело (разумеется и резина была соответствующей). 5-тиступый автомат позволят с полной нагрузкой легко уходить в гору и экономить топливо. К слову о горах, однажды решил проверить тяговитость мотора в купе с этим автоматом, посадил еще 3-х в машину, тронулся, когда автомат переключится на 4-ю скорость (40-45 км/ч), снизил скорость до 30-35 км/ч и на этой же передачи забрался на довольно затяжную гору. Автомат не переключился, как бы говоря, а чего переключаться – запаса тяги достаточно! Приходилось и с поля вывозить 11 мешков картошки, плюс жена и ребенок. Машина шла затем по довольно крутым горам так, как будто в ней ни кого, кроме меня не было. Сидеть, правда, приходилось, чуть - ли не на картошке. Расход топлива не может не радовать, и по городу составляет от 7 до 8 литров на сотню. Наверное, справедливо выражение, высказываемое в отношении продукции какой – либо преуспевающей компании – «она, как и Тойота, в рекламе не нуждается». Высочайшая надежность – вот что характеризуют два овала на эмблеме Тойоты и это не только мое мнение, но и мнения авторитетных западных, в том числе германских журналов, страны, выпускающей знаменитые Мерседесы. Наверное, поэтому вспоминается фраза, произнесенная президентом компании в связи с юбилеем её образования: «Качество продукции - изначально ключевой принцип нашего успеха. Именно этому мы обязаны тому, что мы уже достигли и тому, что нам ещё предстоит достичь». Думается, комментарии излишни.