Достался мне бусик по обмену. До него было много разных машин, но микроавтобус приобрел впервые. Внешне кузов был в ужасном состоянии, много мятин и царапин но это меня не испугало, все кости были целые, кроме переднего левого угла (немного подмят), ржавчины вообще не было. После подписания договоров купли продажи мы с другом переложили все свои вещи в бусика и поехали в сторону дома, а это примерно 200 км. Сразу понравился обзор - высокая посадка(как на джипе), большие стекла и зеркала заднего вида. К габаритам привык быстро, праворукие на механике тоже до этого были, так что особых трудностей не испытывал. По трассе ехал 100-110 км/ч с опаской, кузов высокий и при боковом ветре приходилось ловить машину. Шумка в салоне была никакая, а точней никакой шумки там не было)) еще и в заднем мосту что то выло очень сильно как будто в багажнике лежала заведенная бензопила. Еще с коробкой было не все гладко (я об этом узнал когда приехал в город), переключалась с 3 на 2 только через 1 передачу и это так все 3 года продолжалось без изменений. На учет машина встала без проблем и дальше началась повседневная эксплуатация. В первую очередь поменял задний левый подшипник на полуоси и сразу в салоне стало тише.
Покатавшись недельку, понял, что расход был примерно 15-18л бензина 92. Двигатель был карбюраторный и уже переделан под восьмёрошный карбюратор. Много раз его снимал, промывал, правил, менял жиклёры, но результата никакоро это не дало и решил я поставить ГАЗ нашел оборудование 2 поколения б/у, купил новый комплект мембран и после переборки оборудования все было установлено на машину. Баллон 50л влез как родной на место запаски, а она перекочевала в багажник. После настройки оборудования расход стал примерно 18л ГАЗА в городе. Ну меня это устроило, т.к. ГАЗ стоил в 2 раза дешевле.
Покатавшись 2-3 месяца, понял что двигатель ест масло, причем не мало. Решил я повторить кольца и колпачки, заодно купил комплект ГРМ, высоковольтные провода, свечи, ремешки и др. мелочь. Двигатель 7К - простой как табуретка)) 8 клапанов, разборные гидрокомпенсаторы, цепь и шестерни в общем не сложнее жигулевского. Разобрав его, начал дефектовку, к моему сожалению оказалось что в четвертом поршне был люфт в пальце (что было слышно при работающем моторе на холодную ). Выработка в гильзах была не значитеньна, но ноготь зацеплял. Обзвонив магазины, очень огорчился, что нет ремонтных поршней в наличие, ждать больше месяца и цена на них показалась дороговата для меня. Не стал долго думать, нашел стандартный поршень во Владивостоке и через 10 дней он был у меня в руках. Гидрокомпенсаторы были все забиты грязью и в принципе не работали как нужно. Разобрать их не просто из за черного нагара, но промыв в растворителе все получилось, только не надолго… Через пару дней после сборки они снова начали побрякивать. Ну я не стал заострять на это внимание. Накатав 5000 км сделал вывод, что расход масла уменьшился, примерно составил 200 грамм на 1000км, что меня в принципе устроило. Причем масло в него лил по началу Shell 10W40, а через год начал лить ЛУКОЙЛ(чисто ради эксперимента) и разницы не заметил. Старался менять масло через 7000 - 8000 км пробега.
Зимой заводился на ура на ГАЗу до – 25 С , причем как здоровый дизель – чик, и он гудит)). Бензин я вообще не использовал, только когда заканчивался газ, приходилось переходить на бенз. В салоне печка одна, грела хорошо, но до – 25 С, дальше салон просто не успевал нагреться и приходилось сидеть в шапке. Еще мост замерзал, и чувствовалось как будто кто то за жо…у держит.
Зимой резина стояла Амтел шипованая, в принципе устраивала, если ездить по уму, но шумная. В первый год ложил в багажник мешок песка, но результата мало давало. Старался чтоб бак с бензином и газом были полные, вот считай 100 кг веса. Очень нравятся мне бампера, они сделаны из хорошего пластика, который не разлетается на морозе. Еще порадовал конструктив передка (телевизора) там балка жесткости между лонжеронов расположена в нижней части бампера, так что я смело разгребал снежные отвалы после трактора не боясь повредить радиатор. По рыхлому снегу гребет нормально, пока на мост не посадишь)). Пару раз за зиму приходилось копать лопатой. Еще весной, когда начинает снег во дворах проваливаться, всегда выезжал своим ходом. Когда чувствовал что без помощи не выбраться, наматывал толстую веревку на задние колеса и это меня выручало. За три года эксплуатации ни разу в дороге не подвел.
Подвеска у него мне показалась мягкая и задние пружины уже были просевшие, на ямах били в отбойники, поэтому решил приподнять его. Под задние пружины поставил проставки (жигулевские или нивовские не помню) примерно 5 см и поставил амортизаторы подлиньше от НИВЫ 21214 600р/шт - вошли как родные, даже ничего не пришлось переваривать. На передней подвеске поменял сайлентблоки на верхних рычагах (очень трудоемкая процедура, т.к. нужно откручивать торсионы, а они откручивались только с помощью ключа и метровой трубы) да и не удобно подлазить к гайкам. После устанки рычагов и торсионов на место ВАЖНО!- не затягивать сайлентблоки, пока не затянешь торсион на нужный размер. У меня не было ключа которым я бы мог подлезть и затянуть их по месту, поэтому мне пришлось поставить метки маркером, затем снова опустить торсионы, снять рычаги и в тисках по меткам затянуть сайлентблоки. В остальном подвеска простая, шаровые съемные, менял один раз и забыл про них.
После того как приподнял машинку, появилась проблема - начали разваливаться крестовины одна за одной и начинал шуметь подвесной подшипник. Первый раз поменял подвесной на китайский – отдавал 800р, через 3 месяца он снова зашумел и мне подсказал товарищ, что можно его разобрать и поставить наш отечественный, что я и сделал. Снял подвесной, монтажкой выковорил подшипник и располовинил две защитки. Поехал в магазин купил новый подшипник(номер его если не ошибаюсь 60 06) цена вопроса была – 35р и собрал все в обратном порядке. Но не долго радовала меня тишина, хватало такого ремонта на 3-4 месяца, потом снова начинал шуметь. Я даже уже подумал может кардан задний не сбалансирован или погнут немного, купил контрактный , но радовал он меря ровно столько же(((( через 4 месяца развалилась крестовина…. Ну в общем сделал вывод – или надо убирать проставки и опускать торсионы, или не жаловаться и запасаться крестовинами и подшипниками. Был еще вариант сделать толстую пластину под подвесной подшипник. Но до этого не доходили руки.
Трансмиссия крепкая, на коробке скорости короткие не хватает 6 скорости, ну и бусик то по сути грузовой, крейсерская скорость для него 90км/ч. Была задумка поставить в задний мост редуктор от town ace noah и самоблок, но все никак не попадался редуктор дешевый. Один раз менял корзину сцепления, и то из-за того, что начал трогаться рывком, короче там одна пружина обломилась и лепесток один слегка отогнут, а диск сцепления был в порядке, но все равно поменял. Заодно поменял коренной сальник, хоть он еще не тёк, решил перестраховаться. Еще менял колодки и шланги тормозные . У товарища такой же бусик на автомате, так он на нем торгует по деревням, и на рыбалки зимой и летом катается, причем грузит не по детски, даже на крышу багажник делал. Автомат крепкий и не недорогой. Механика тоже попадалась мне от 2000р до 9000р.
Как я уже говорил, по кузову бусик был ушатан, поэтому я постепенно его подкрашивал, начал спереди, купил контрактное переднее крыло и левую переднюю дверь, еще поменял заднюю калитку. Цвет белый номер- 058 и что б в подборе не переплачивать за дорогущую краску, купил 2 банки вики 040 и знакомый мне ее подколеровал под 058. Краски хватило покрасить вкруг по окна. Запчасти на кузовщину не дорогие: дверь-3500р, крыло -1200р, калитка задняя -3000р(у знакомого купил с люксового, со спойлером, но без стекла), капот стоит – 1500р, бампер передний 2300р, бампер задний – 1000р. В общем не дорого все. Оптику решил поменять на люксовую, заказал контрактные фары ( нашел в красноярске совсем даром по 300р и поворотники по 500р), но они были пожелтевшие, что легко убралось полиролькой 3М . В рамке пришлось выпилить балгаркой отверстия под фару, т.к. конструктивно телевизор немного другой, а все крепления подходили четко. Не покупайте китайские поворотники, замучаетесь напильником подгонять зазоры…)))
Через 2 года эксплуатации, в один прекрасный морозный вечер(похолодало до -25 С) бусик «психанул» -выхожу с работы, сажусь в машину, поворачиваю ключ, а он не заводится… не на ГАЗу ,не на бензине…. Я и так и сяк, и с бубном вокруг машины побегал, а он не в какую, минут 15 попрыгал, замерз и пошел греться в офис. Через какое то время отогревшись выхожу и снова начинаю крутить стартер, только поставил тумблер ГАЗ-БЕНЗИН в нейтральное положение. Покрутив 2мин с перерывами снова включаю ГАЗ и «о чудо» он завелся как ни в чем не бывало. Ну пока он прогревался я пошел в офис на 10 мин, а когда вышел, то салон был холодный , а стрелка на датчике температуры была близка к красной зоне…. Включаю печку на максимум, а воздух дует холодный… Начинает одолевать чувство паники… Первая мысля – Воздушит!!! Прокладку прошило наверно!(((( Скинул обороты на подсосе, но результата не принесло, пришлось заглушить мотор…… Через 20мин. снова завозу, и пока двигатель приостыл, мелкими перебежками пытаюсь доехать до гаража, но температура растет и перед самым гаражом снова подошла к красной зоне. Печка холодная. Снова глушу. Жду когда остынет, открываю капот все жидкости в норме и тут я решил открыть крышку радиатора. При повороте крышки из под нее я услышал – «шшшшшш…» И запах газа…. И как камень с души упал…. Все стало ясно. Прохудилась мембрана на газовом редукторе и антифриз попал в редуктор, при запуске мотора этот антифриз летит в цилиндры и заливает мне свечи, после чего запустить его удалось только после того как продулись свечи. Долив в радиатор антифриз решил еще прокатиться, температура стабилизировалась и печка задула теплым воздухом. На следующее утро завелся без проблем и так прокатался еще 2 недели. Ситуация повторилась, когда в один день резко поменялась температура воздуха с -8 С до -26 С.Опять танцы с бубном. Стрелка в красной зоне и т.д. На следующий день поехал к газовикам, где мне заменили мембрану и промыли клапан ГАЗа, за все взяли 2000р. Мораль сей басни такова – Если катаетесь на ГАЗу, то меняйте мембрану хотя бы раз в 1,5 года, а лучше раз в год!!!
Через месяц заметил что мотор начал брать масло… сначала 500гр на 1000км, потом 1 литр на 1000км. Ну собственно дальше нужно было думать, либо Ставить такой же контрактный мотор, что очень скучно, либо втыкать что-нибудь помощнее типа мотора 3S –FE. Но тогда при продаже возникли бы проблемы при оформлении. Но так как за 3 года вложил сил и денег достаточно много, решил ничего не делать и ездить дальше, пока движка не встанет.
Подвернулся случай, увидел на дроме Пробокса 2004г дизельного 1,4л НЕ НА ХОДУ! И прям мне интересно стало что это за зверь – с топливной системой Common Rail и что его многие так боятся? Позвонил ему и он не хотя, но согласился на обмен! И вот через неделю меня тащат на веревке в дизельном Пробоксе….. а это уже совсем другая история!!!