Доброго здоровья читающим. Говорим о Тойоте Ярисе, Toyota Yaris 99 года рождения. Двигатель 1SZ, объемом один литр, 68 маленьких японских пони. Леворукая копия Тойоты Витц.
По истории. Выпускается с 1999 года. В первый же год своего выпуска - 1999, данная модель была признана в Японии автомобилем года, ни больше ни меньше. Думаю, все понимают, что просто так столь почетные звания не дают, тем более в Стране восходящего солнца, где знают толк в автомобилях. А уже в 2000, когда даже привередливый европеец поближе познакомился с харизмой модели, она сенсационно стала машиной года и в Европе. Вот так.
Модель насчитывает 3(три) поколения, я отзываюсь о первом - 1999-2005 года. Очень большое количество производных моделей - Платц, Эхо, Фанкарго, Ярис Версо, Белта.
Машина, даже по своему названию - веселая, радостная и игривая.
Наименование Ярис - производное от слова "Харис" - близкое по значению к слову "Харизма". Харисы - персонажи древнегреческой мифологии, богини грации, радости и веселья. Праворукий собрат Витц идет корнями к немецкому "уиц" - прикол, шутка. Забегая вперед, скажу, что машины в полной мере оправдывают своё жизнерадостное именное происхождение.
Автомобиль каждодневно на протяжении полутора лет эксплуатирует супруга. Работа-магазин-дом. Периодически за рулем оказываюсь самолично, все мелкие ремонты и элементарную техобслугу осуществляю тоже я. Поэтому рассказать есть о чем. Но, обо всем по порядку.
По предыстории, до Яриса у жены была Калина, очень неплохая машина, но были вынуждены продать по решению жилищного вопроса. После Калины был приобретен Хюндай Акцент 2006 года, сборка Таганрог, ДВС 12-клапанное чудо. Отличная машина. Если бы был другой ДВС. 12-клапанник жрал масло как испуганный, регулярно ломался по электрике, периодически по мехчасти двигателя. И ломался так, что с эвакуаторщиком мы стали добрыми знакомыми. В общем, путем продолжительной осады, крепость женского упрямства пала, и я продал Акцента. Взамен решили покупать малолитражную япошку.
Отсмотрел много. Но хотелось машину, несущую в себе минимальный потенциал для создания проблем. А со слов брата, съевшего не один десяток собак на японцах - такая марка ровно одна - тоёта. Ну и купили вышеизображенного Яриса, сразу же посвященного в "Яшку".
Что сразу удивило - сборка Бельгия. До тех пор не подозревал о наличии больших производств в Европе - Бельгия, Франция. Изучив данный вопрос в интернете узнал, что эти заводы европейские занимаются буквально именно сборкой. То бишь, из Японии приходят элементы кузова, кузов, двигатель и запчасти в сборе, а бельгийцы, французы просто собирают, грубо говоря берут ДВС, КПП, ходовую, салон, устанавливают всё это в кузов и вуаля - машина готова. А по вин-коду первая буква - "J", японский вин. А в ПТС - Бельгия. В общем, чистый японец собранный в Бельгии)). Это к чему я: если страна сборки японской марки находится в другом государстве - не переживайте, комплектующие все равно японские, качество все равно японское, сборка все равно прямыми европейскими руками. Повода переживать нет. Понятное дело что по качеству с праворульными автомобилями под внутренний рынок Япии сравнения нет и быть не может, разница существеннейшая. Но и назвать европейскую сборку некачественной язык не поворачивается, все как положено.
Далее. Еще один важный совет при приобретении. Автосервис для возрастных машин - строго обязателен. СТРОГО ОБЯЗАТЕЛЕН. Объясняю на своем примере. Перед покупкой этого Яриса поехали проверять его на автосервис Вирбак. в Таганроге на ул. Дзержинского. На тот момент диагностика ходовой и стенд там были бесплатными. По этим моментам серьезных замечаний не было, при чем со слов мастеров половина ходовки была еще родная. Это в 17-то лет.
Но подвох был в другом. Говорю - давайте компьютерную диагностику проводить. Они говорят - чек горит? Нет? Ну и нафига тогда тестить? Ну и я повелся. А зря. Как выяснилось позже - лампочку индикации "Check engine" предусмотрительно выкрутили предыдущие владельцы. Почему - расскажу далее. Вывод по этой части повествования - даже если чек не горит, но машину вы намерены брать - все равно подключите комп и проверьте, чтобы душа была спокойна. На своем веку поменял почти 15 машин, но с такой подставой столкнулся впервые. Приятного мало.
В общем, по результату ленивой диагностики критичных недостатков выявлено не было, машину купили.
Перед тем как перейти к эксплуатационным сложностям, опишу общие впечатления за почти два года пользования.
1. Кузов. Пятидверный хэтч. Симпатичный, очень интересного "золотого" окраса. Но цвет не редкий, только в моем городе таких рыжих еще 2-3 штуки. Обзорность спереди у машины прекрасная. Даже широковатые стойки не сильно мешают. А вот сзади с обзором намного хуже. Объемные подголовники заднего дивана скрадывают и без того малый обзор штатного зеркала. Ну и плюсом - заднее стекло, или как я его называю "иллюминатор" - маленькое. Стекла все по кругу крепкие, мелкие сколы не увеличиваются, предпосылок к трещинам нет. Железо крепкое, не особо толстое, но крепкое. Ржавчине абсолютно не подвержена. Хотя пару раз видел ржавчину на таких же ярисах, но после беседы все прояснялось - на машинах проводили серьезный кузовной ремонт, восстановительные работы, кривыми и бестолковыми руками. В целом кузов очень неплох.
Случилось легкое ДТП: стоим в правом ряду на светофоре, справа у самого светофора карман, с припаркованным Фордом. Форд, не глядя в зеркала, начинает задом выезжать из кармана и бьет нашего Яшку в заднее правое крыло. Удар был неслабым. Выхожу, в ожидании увидеть нехило мятое крыло, заднюю дверь. Каково же было приятное разочарование, когда я узрел всего лишь скол слоя шпатлевки 3х3см в месте удара. ЛКП и само железо - крепкие.
2. Двигатель. 1SZ. Двигатель откровенно слабый. Он крайне надежен, крепок, живуч. Но блин, это реально тот случай, про который пишут "машина не едет". Ладно по городу - дискомфорт только на длинных объездных. А по трассе - совсем труба. Каждый обгон - русская рулетка, порой с мокрыми от пота штанами. Крейсерская скорость Яриса - 90 км.ч.. Он способен ехать и 120, но звуки издаваемые из под капота - реально пугают. Ревет как Ан-24 при взлете. Машина исключительно для города. Путешествие по трассе - приключение для экстрималов.
3. Коробка. Механика, 5 ступеней, расположение передач как на классике жигулей. Писать особо нечего - надежная, мягкая. живучая.
4. Ходовая. После Акцента прямо скажу - не понравилась. Хюндай был плотненький как мячик. Тут все какое-то валкое, управляемость послабже. Но серьезных претензий нет - ямы отрабатывает прекрасно, крепенькая для своего класса. По колесам - стандартный радиус 14, ставят 13, смотрятся не очень, ставят 15, маловаты арки. 14 - в самый раз. Разболтовка 4х100, вылет 45, рекомендуемый заводской размер резины 215/80/16 АТ. Шутка. Рекомендуется 175/65/14. Запасное колесо - докатка.
5. Салон. Вот тут как всегда все в полном порядке. Места - навалом. Мой рост 1.85, вес 100 кг, так когда я за рулем, водительская сидушка отодвинута назад НЕ до конца. Т.е. сижу с комфортом и с запасом. Конечно это не бизнес-класс, но места для такой машинки - очень много. Материал в салоне - ткань, чистящаяся, мягкая, приятная на ощупь. Не маркая. Сиденья мягкие, удобные. Не сравниваю с машинами других классов, повторяю. Пластик твердый, но совершенно не скрипучий. Посторонние звуки в салоне идут только от вибрации пассажирского сиденья, чем вызвано - не знаю. Сверчков нет и в помине. В общем салон - твердая 5.
Багажник. Небольшой. Совсем небольшой. Но подручный инвентарь вмешается, пара 20л бутылей с водой - легко. Задние сиденья складываются в практически ровную поверхность, что делает погрузочную площадку огромной. Но пользовался ею 2 раза - когда перевозил 4 колеса "зимки" в сборе. Вмещались с лихвой. Для своего уровня - багажник нормальный. Он не большой, но практичный, я бы сказал.
6. Комплектация. Минимальный комплект для комфортного передвижения. Две подушки безопасности. Спереди электро-стеклоподъемники, сзади мясорубки. Кондиционер, работающий, исправный пару сезонов без заправки работает. Электро-регулировка зеркал. Гидроусилитель руля, АБС. Штатная неработающая по непонятным причинам аудио-система. Панель приборов - электронная. Все кроме музыки - работает как и должно работать, а значит - надежное. Очень не хватает освещения салона у передних сидений, на потолке возле зеркала. Ее нет, подсветка только одна лампа - в потолке по центру всего салона.
В целом, машина подкупает своей простотой, надежностью, безотказностью, хорошим салоном. Экономичностью. Юркий, яркий, веселый, заводной мандарин. И при этом безотказный и надежный друг и соратник в любом деле.
Вот как-то так.
По больным местам пройдемся кратко, с чем сталкивался.
Датчик кислорода. Лямбда. Когда после покупки ползал по всей машине с отверткой, подгонял под жену и под себя - залез в приборку. Где как оказалось из большого количества лампочек работала только половина. Чек не работал. Быстренько поменял местами лампочку чека с другой ненужной, завел - и обана - чек горит. Еду к мастеру, подключаем комп. "Ошибка нагревателя датчика кислорода". Обороты начали плавать. Мчу в магазин. Оригинал - точно не помню, но где-то 4000-4500 рублей. Но есть заменитель - универсальная лямбда "Bosch", подходит и к жигулям и к Ярису. 2000 рублей. Денег лишних не было - купил Бош. Тем более на форумах прочитал что он действительно один-в-один. Поменяли, подошел. Ошибки не было полдня. Глохнуть машина перестала. Но...
Стало происходить странное - стою на светофоре, педали не трогаю. Двигатель САМ начинает набирать обороты, до 3,5-4 тысяч и держать их. Машина ревет, я в замешательстве. Педаль не трогаю. Этот трындец прекратился только когда от безысходности заглушил двигатель на этих оборотах... Постоял, через 10 минут завелся поехал - все путем. Через полчаса опять, без эпиграфа, обороты самостоятельно поперли вверх, опять ревет. Опять заглушил. Через 10 минут завелся, и опять та же песня. Но в этом раз Яшка сам, видимо, психанул - зажег чек и вывел параметры работы ДВС в среднестатистические, скачки оборотов пропали. Но опять стала глохнуть зараза. По поводу резкого необъяснимого подъема оборотов - спец по телефону сказал про подсос воздуха, смотреть коллектор, прокладку ГБЦ.
И появились новые симптомы - при разгоне начали появляться провалы - газ давишь, машина не реагирует, скорость наоборот падает. Через секунд 20 - все проходит. В общем хреновина какая-то стала происходить. Чек показал ту же ошибку - нагреватель ДК. Расход топлива - в норме, расхода масла нет вообще.
Поехали по мастерским... В общем, теорий набралось штук 10. Растянутая цепь, забитый ТФ в баке, пробивы катушек, трещина коллектора, трещина прокладки ГБЦ, плохие свечи, плохой бензин, загаженная ДЗ, грязный КХХ, навернутый ДМРВ... Черт ногу сломит в общем.
Начал устранять. Сменил заправку, свечи, купил и поставил новый оригинальный ТФ в баке, поменял ремни навесного. Проверили катушки, промыли форсунки, промыли дроссель, КХХ, ДМРВ, хотя они, в принципе, чистые были. Ни черта не помогает... Так же тупит, ездит на чеке. Лезть "посмотреть" на цепь - геморно. Менять - дорого, надо быть уверенным в том что это она. То же самое с прокладкой ГБЦ. Сейчас появились деньги - буду копать под коллектор. Кстати - это еще одна особенность и болячка Ярисов, Витцей и производных - ПЛАСТМАССОВЫЙ впускной коллектор, который имеет свойство трескаться. Поменяю - дополню отзыв. Если есть дельные предложения и опыт борьбы с такими симптомами - пишите в комментариях, обсудим. Мастерские проявляют свою некомпетентность. А вываливать кучу бабок на замену живой цепи - я не олигарх.
Вот, как бы, половник дегтя в бочку меда.
Однако, при всем этом выпендреже, Яшка ни разу не встал наглухо. Всегда заводился. Ехал, даже когда ему погано было. Всегда довозил до конечного пункта. Не подвел ни одного раза. Тот же Акцент при первом же признаке проблемы "падал и притворялся мертвым" отказываясь куда либо ехать самостоятельно. И это бывало часто. А в Яшке я уверен, этот рыжий пацан не подведет, с ним можно в разведку идти.
Отзыв обязательно дополню по процессу замены коллектора. На выходных добавлю фото.
По итогу скажем так: Тойота Ярис - это автомобиль с душой. Он не хватает звезд с неба, но то для чего он предназначен - знает, выполняет и отрабатывает на 6 баллов из 5.
Есть друзья, которые придут тебе на помощь в любой момент, невзирая на время года и суток. Не подведут, несмотря на свои тяготы и проблемы, потому что знают, что кроме них выручать некому. Настоящие друзья. Машина Тойота Ярис - из этой породы.