Всех приветствую! Вот и пришло время написать про опыт владения УАЗом 3151 типа «Козлик». До этого и после этого я владел большим количеством разных легковых авто, но то были машины (в основном), на покататься, без конкретного предназначения. Срок владения машиной редко перекрывал календарный год, чего не случилось с УАЗом (ввиду его специфичности как отличного внедорожника для леса и полей).
Сразу предупреждаю предполагаемых читателей: отзыв будет краткий, подробностей всех ведь не упомнишь. Это я к тому, что автомобиль я уже продал, да и прошло пару лет с этого момента. Спросите, где же ты был, дорогой, раньше. Отвечаю, сначала сам почитал отзывы, потом долго обдумывал, как всё будет. Короче, поехали.
Автомобиль типа внедорожник класса «земля-Марс-Юпитер» был задуман к приобретению моими друзьями и мной в связи с частыми поездками в лес, особенно в начале мая и конце сентября (это означает грунтовые дороги и пересеченный рельеф), так что требовался полный привод и дорожный просвет. Был обдуман и вариант «Нивы», но, во-первых, рамы в «Ниве» нет, во-вторых, у моего деда, а затем и у отца такие чудеса Тольяттинского Автозавода уже были. Опыт посадки «Нивы» на казалось бы ровной дороге… э-эх! Так, это я отвлекся. В общем, еще остается ЛУАз, но тут не нашлось подходящего экземпляра (может, и хорошо, что не нашлось). Приобретение заграничного полноприводника не рассматривалось, тому виной не только и не столько патриотизм, сколько ограниченный бюджет.
Стали мы смотреть с товарищами всякие предложения в Интернете, но ничего стоящего не было. Либо автомобиль находился в нескольких сотнях километров от нас, либо в объявлении указывались проблемы с документами, либо необходимость обработки напильником. Понятно, что я был молод и горяч, да и мои товарищи опытом не отличались, однако, заполучить себе побольше денежных трат на ремонт не стремится никто, это уж точно.
Как часто бывает в таких ситуациях, помог случай. По делам другой машинки я заехал в сервис к знакомым. И там увидел Его! Неожиданный цвет типа то ли синий, то ли зеленый, расширенные арки и мягкий тент на крыше (а мы с ребятами-то как раз и хотели кабриолет). Тут же был найден хозяин чуда. Он бодро ответствовал, что УАЗ 3151 купил по случаю у знакомого, покрасил его, пользуясь такой возможностью, и планировал продать, слегка наведя марафет. Я ему говорю, что мне все нравится, и я готов забрать через неделю-две (денег в нужной сумме не было). Парень ответил, что все, в общем, хорошо. Он готов подождать. Но попросил меня купить по доверенности, потому что есть одна проблемка, но небольшая: на раме нечитаемый номер. Тем более, генеральную доверенность у нотариуса он обещал сделать за свой счет. Честно сказать, я обрадовался и прослушал половину того, что он рассказывал про документы (вы скажете «зря!!», я соглашусь). Как бы то ни было, а прошли две недели, и я, счастливый и довольный, с нужной суммой и парой друзей приехал забирать УАЗ. Заплатил деньги, получили документы и напутствия и отправились в путь.
Значит, достался нам УАЗ 31512 с 421м мотором, на колхозных мостах, год выпуска 1988, цвет сине-зеленый, с тентом. Присутствовали: силовые бампера (типа швеллер), расширенные колесные арки, штатные колеса 15-го радиуса. Зажигание включалось тумблером под рулем, запуск стартера с красной кнопки (нет, с Красной Кнопки). Водительское сидение от Mitsubishi Galant, задние сидения демонтированы, топливный бак стоит в багажнике. Предыдущий хозяин, видимо, хотел сделать джип для того, чтобы месить грязи целебные, но на середине процесса забил. Кстати, дверных ручек не было.
Машина была с тентом и толком не закрывалась. Пришли к выводу, что пока суд да дело поставим УАЗ на дачу к другу. При перегоне чуда ульяновского завода до дачи обнаружили, что из приборов работают только датчик температуры и давления масла, а также тахометр. Да! Тахометр присутствовал, а вот спидометра мы не обнаружили. Так же не горели задние фонари (об этом нам сообщили добрые сотрудники милиции, которые заодно проверили документы).
Первый выезд на природу был ознаменован тем, что УАЗ поработал трактором (в смысле, таскал кучу легковых машин из грязи на дорогу). В процессе, один мой приятель на Volvo 744 переходке так же завяз по уши в глине - мы его стали вытаскивать УАЗом – он поддал в конце газку, напоролся на какой-то прут редуктором заднего моста и врезался-таки в УАЗ. Про силовые бампера помним? На УАЗе ни царапинки, у него много всего разбилось и помялось (об этом я как-нибудь напишу, так как раньше это была моя Volvo). Когда ехали в сторону города уже по хорошо асфальтированной трассе, на скорости порядка 90 км/ч отстыковался передний кардан. Я ехал сзади на легковой машине, друг сидел за рулем УАЗа. Меня обдало искрами, и я поначалу испугался, что все серьезно. Однако на самом деле от вибрации просто отвернулись все болты. Мы быстро нашли замену, закрепили кардан и поехали дальше.
В процессе эксплуатации были поломки, но были и усовершенствования (в основном, в ответ на поломки). Из положительного: кузов сзади был дополнительно проварен уголками, задние тормоза были заменены на газелевские, усилитель поставили от UAZ Hunter (к сожалению, передние тормоза на волговские поменять не хватило силы воли, хотя мы их купили), тент поменяли на современный (по своим свойствам он оказался значительно хуже родного), был установлен двигатель ЗМЗ 402(1) от ГАЗ 24 1976 года выпуска, был заменен задний мост, поменяли всю проводку, силовые бампера сделали съемными (иначе в ГАИ делать нечего – регистрационные действия никто бы делать не стал), заменили оба цилиндра сцепления и так же кучу всего по мелочи. В основном, все замены происходили в связи с поломками. Только мотор поменяли, можно сказать, по случаю. Ну, и тормоза, конечно, хотелось сделать поотзывчивее, так как родных на нашем УАЗе толком не хватало (а по разговорам с другими владельцами аналогичных машин, уазовские тормоза все такие).
Расскажу и несколько предметных случаев по поломкам. Общим явилось то, что они все происходили внезапно и неизменно портили настроение.
Итак, некоторые люди, в основном, далекие от техники не понимают, когда им говорят не вставать на борт или не садиться на борт сверху. С другой стороны, никогда не подумаешь, что у старого советского вседорожника задние крылья держаться на своих местах за счет калитки с запаской и тента. А если калитки не было изначально, а тент сняли? Добавим к этому персонажа массой около девяноста килограммов. Понятно, что борт, все-таки отвалился. Вопрос решил при помощи сварочного аппарата, связки уголков со строительного рынка и одного дня времени. Для предполагаемых владельцев машин со съемным тентом добавлю: пацаны, будьте внимательны!
Для того чтобы никто не уехал на УАЗе в мое отсутствие обычно я снимал аккумулятор и относил его домой. Вещей ни каких при этом в машине не оставляли, за исключением недорогих советских инструментов: пары ключей и отвертки. Но однажды в машину влезли: и не абы ради чего – эти сомнительные личности разобрали пол-мотора… и ничего не унесли. Однако собирать двигатель обратно все же пришлось. Что ж, теперь я и это умею!) Правда, настроить подачу смеси не удалось, пришлось довольствоваться троением и выстрелами из глушителя.
Еще расскажу историю про тормоза и сцепление. Ехали мы как-то раз в лес импровизированной колонной: друг на праворукой Тойоте, парень на Fusion, друг на моем Chevrolet Caprice (о нем как-нибудь еще напишу отзыв) и Ваш покорный слуга на УАЗ 3151. В момент запланированной остановки со скрежетом отлетают запчасти снизу (рабочий цилиндр сцепления). Мы закатываем УАЗ на придорожную канаву, ложимся под него и пытаемся собрать обратно. Но, не получается наладить функционирование сцепления. Да, небольшое отступление: накануне произошел косяк с проводкой и подплавились провода на включении зажигания. То есть по умолчанию при подсоединенном аккумуляторе было включено и зажигание. Как я глушил машину? Ну, дергал сцепление на первой, она и глохла. А если сцепления нет? Ну это сейчас понятно, а тогда было желание переместиться в пространстве до нужной точки, не цепляя на трос. И мы решили: включим аккумулятором зажигание, толкнем со второй передачи и доедем поближе к лесу (до места было еще около 10 км). Сказано – сделано. Ползу я себе по дороге со скоростью около 35 км/ч и никого не трогаю. Попутные обгоняют, ругаются, наверное, но ничего особенного. А впереди какой-то дачный рынок с поворотом (мне туда и надо) и неожиданно… пробка! Я нажимаю тормоз, машинка замедляется, уже почти останавливаясь, и вдруг – едет дальше. Раз за разом жму на тромоз, но педаль легко опускается вниз. Оперный театр – тормозам хана! Как отсоединить электричество, если просто так зажигание не выключишь? Да, и сигнал не работает! Наверное, на этом моменте надо было съезжать в кювет – там было болото, на заднем приводе УАЗ, наверное, мог бы там застрять… Но я уже близко к повороту. Съезжаю на обочину и по ней еду, поворачиваю – впереди стоит сотрудник ДПС и машет жезлом – я ему машу рукой – уходи с дороги, дядя! Он отскакивает, далее въезд на рынок, а там автоледи на Matiz. Я ей так же машу рукой и моргаю фарами – она, увидев это безобразие, включает заднюю и закатывается обратно. Тут передо мной стоят какие-то автомобили (видимо, продолжение пробки), а обочина заканчивается – я вылетаю на встречку. Потом съезжаю на обочину встречной стороны – а там вижу большой камень с надписью «АЗС» - направляю УАЗ в него, стукаюсь колесами, автомобиль глохнет… Финиш! Я выскочил из машины и судорожно перекрестился… Тут подбежал сотрудник ДПС и начал кричать «Ты что, офигел!?» и что-то на русском матерном. В ответ я крикнул: «Да! Офигел!» И объяснил ситуацию про отказавшие тормоза и сцепление. В ответ сотрудник рявкнул «Документы!» Впрочем, документы были в порядке… Я думал, что за мои художества он лишит меня водительского удостоверения месяцев на пять. А он выдохнул, вернул бумаги и сказал: «Только давай ты больше не будешь на этом ехать», - кивнул в сторону УАЗа. Я пообещал, что только эвакуатор повезет меня теперь к цели. На этом мы и расстались. Да, что случилось с тормозами? Оказывается, протечка на «тройнике», через который тормозная жидкость распределяется на колеса. Текло оттуда нещадно, так что пара хороших нажатий на педаль тормоза привела к серьезному опорожнению системы. Хорошо, что никто не пострадал.
В общем, хочу подвести итог. Теперь я понял, что такое «армейский внедорожник»! Это автомобиль, за которым солдаты-срочники каждый день осуществляют уход и обслуживание. Разобрать-собрать, смазать и подкрасить – и так до бесконечности. Только в таком случае можно быть уверенным в функционировании данного автомобиля. Еще конечно качество запасных частей оставляет желать много лучшего: например, бензонасос пришлось менять дважды за двухгодичный промежуток времени (кстати, интересно, что один раз в магазине мне его поменяли без разговоров). Если Вы захотите приобрести такую машину, то будьте готовы к постоянным вложениям и / или работе руками. Всего хорошего!