История эта казалась давно забытой и редко вспоминаемой, однако абсолютно случайно обнаружил старые фото и подумал: "А почему бы и нет?". Вот, пожалуйста: сижу теперь, сочиняю и придаюсь мемуарам, хотя в школе, например, жутко не любил этот вид заданий))) Если кто-то не переносит длинные рассказы, то рекомендую не заниматься самоистязанием, кратко же я не считаю себя в праве рассказывать о первом четырехколесном друге в моей жизни. Итак, поехали.
Многие помнят 1998-ой? Я - смутно, хотя на тот момент прожил на свете 16 лет, однако мысли больше были заняты различными гулянками с друзьями, да и подруги уже начинали появляться...куда без них, верно? А ведь именно в 1998 был один из самых знатных и болезненных экономических кризисов в нашей стране...отлично помню, однако, как резко подорожали в "ларьках" импортное пиво и сигареты...да, на этом, пожалуй, было бы и все, если бы не появился в моей жизни герой этой повести.
Отец мой - водитель, всю жизнь посвятивший этому непростому ремеслу, по сей день не утратил любви к автомобилям и смог передать это все мне, наряду с первыми и базовыми навыками ремонтов и прочих гаражных дел). В общем, дядька он у меня запасливый и всегда имел накопления. Не знаю/не помню как таким "чудом" люди в стране прознали про грядущий "...здец" и ринулись скупать все, что можно было купить, впрочем, недавно, в 2014 мы проходили то же самое...да. Денег было, как сейчас помню, 28000 р, что было эквивалентно примерно 3000 с хвостиком вечнозеленых бумажек и этого хватало либо на "однушку" в нашем захолустье, либо же на новенький, но самый простой УАЗ...как сейчас сказали бы: в базовой комплектации, а комплектаций этих было тогда немного)) Угадайте, что мы купили: недвижимость или напротив?)) Ответ очевиден. Погожим летним днем приезжает отец домой и говорит: "Поехали, сын, машину покупать...пока деньги есть"...ну мы и поехали: сели в свою ВАЗ 21063 и поехали.
Единственный на тот момент "автосалон", именуемый тогда еще фирма "Автомобили", имеющий в народе прозвище просто "фирма" находился недалеко от дома и приехали мы быстро. Это сейчас пробки...а тогда еще нет) Дикого ажиотажа не наблюдалось, но покупателей было достаточно, в том числе и на УАЗы, которые прямо при нас снимали с ж/д платформ в состоянии "полуфабрикат": каркас мягкой крыши разобран и сам салон просто накрыт своим же тентом для экономии пространства и удобства транспортировки)) Очень мощно, по-военному "козлики" были закреплены стальной проволокой за буксировочные крюки, о целостности ЛКП бамперов не переживали совсем.
Как я уже говорил, комплектаций нынешних Хантеров в продаже тогда было немного: 31512 - базовая с мягкой крышей и военным салоном, 31514 - с жесткой крышей и сидениям повышенной комфортности и "Люкс" в виде 31519 с жесткой крышей, сидениям и пластиковыми элементами наружней и внутренней отделки. Нам выбрать оставалось только цвет из трех имеющихся (хакки, серый и серо-голубой) т.к денег было достаточно только для покупки 512-го.
Дальше деньгу в кассу и наш серо-голубой недоделок поехал на предпродажную подготовку, для участия в которой нас вполне любезно пригласили...и, скажу я вам, было весело все это лицезреть ибо как манипуляций, сопровождаемых крепкими мужскими словами, было много. Тогда, в тяжелом 1998 качество продукции, отгружаемой заводом было далеко не таким как сейчас, уже поверьте: в наше время все прям ооочень хорошо) Весь день ушел на то, что собрать крышу, прикрутить на место зеркала и оптику, протянуть основные соединения в подвеске, заставить работать электрооборудование, которое при всем своем минимальном количестве упорно сопротивлялось. Вечером случился торжественный выезд, который кое-как закончился в гараже и дальнейшая подготовка к эксплуатации уже велась своими силами... Так, занятие на каждый вечер после работы и учебы было гарантированно обеспечено на долго ибо как ездить на том, что мы купили было невозможно полноценно: не было у современного карбюратора К-151 "холостого хода" и дальнего света у фар, но при этом было куча не затянутых как положено болтов и гаек на всем просторе автомобиля и имелись недостающие элементы, и слабенько окрашенный кузов, а еще, был текущий радиатор...и все это у НОВОЙ машины)) "Но как же гарантия?", спросите вы, отвечу: не было ее по факту.
Родной тент, как оказалось, в дождь укрытие "так себе": тек по всем швам и соединениям, а при падении температуры за боротом, в салоне Автомобиля она падала не мене стремительно)
Одним словом последующие 3 года жизни с УАЗом были насыщены семейными выездами на природу по выходным и гаражными днями примерно 50/50, пока не настал знаковый 2001...в котором автор всего этого чтива получил водительское удостоверение и наша жизнь с "бобкой", как его прозвали дома, сделал крутой поворот.
Через пол года водительского стажа под неусыпным контролем отца я получил в руки ключи от гаража и УАЗа и понеслось)) Уже тогда жил и здравствовал замечательный ресурс "УАЗбука", где молодой водитель получал регулярно просто огромную кучу информации по овладению данным чудом советской инженерной мысли. Работа в гараже кипела.
По советам знающих гуру мой 512-ый обзавелся теплошумоизоляций из труистических ковриков из полиуритана, наклеенных на голый металл пола при помощи монтажной пены, жесть, верно?))) Так же мною был совершен подвиг по полной антикоррозийной обработке с последующей установкой "подкрылков", что позволило избежать сколь нибудь значимой ржи. Затем в салоне появился "модный" руль от 514/519 и жуткая в своей красоте наладка из стеклопластика на приборную панель, а на колесных дисках какм-то чудом образовались колпаки от ГАЗ 3110, которые вечно норовили потеряться ибо как не подходили совсем))) А так же в первый год была произведена огормнейшая куча мелких доработок, которые я уже не упомню. Помню лишь как в первую свою зиму за рулем УАЗа не войдя в скользкий поворот я об высокий бордюр свернул набок передний мост и разбил мною же установленный модный алюминиевые"хаб" на ступице, который позволял включать "передок" без помощи шестигранника))
На второй год вождения УАЗа родители наделил меня правом ездить на нем ежедневно на учебу в соседний город Иркутск: 50 км в одну сторону и наши совместные километры понеслись просто потоком)) Проходили все: и езду со скоростью 140 с горки (по прямой столько не ехал)) под рев друзей/подруг + музыки, и закончившийся на трассе бензин, и умерший генератор, забравший с собой коммутатор зажигания, что позволило освоить пользование чудом армейской мысли "аварийным вибратором"...загуглите, кто не знает: крайне интересная штука...и все это в базовой комплектации))) Летом тоже года "козлик" от щедрот отца получил передние сидения от какого-то Форда и металлическую крышу производства Ульяновского ремонтного завода, которая отличалась от "родной" не только гораздо более скверной окраской, но и задним стеклом от ВАЗ 2104 с электрообогревом, щеткой и омывателем...чудеса, да и только)) Забегая вперед, скажу, что наличие жесткого верха ни коим образом не избавило недоХантера от протечек в дождь..причем, по сей день даже имеется эта беда, насколько я знаю. Поправьте, если ошибаюсь, но сливной желоб крыши сделан был неудачно т.к. был мал и не имел дренажных каналов из-за чего вода с него стекала по боковым дверям и попадала в салон через поворотные форточки...после каждого сколь нибудь серьезного дождя приходилось поднимать ковры на ночь и сушить пол, романтика))
На третий год наших приключений "козлик" получил колеса R16 в сборе от 3160, что позволило отправить на покой колпаки от Волги и родную диагональную резину дубовой наружности, а дополнение в виде амортизаторов "Плаза" принесли ощутимое улучшение управляемости, но и проблемы: не хотели поделки из Питера ездить в мороз и быстро давали течь и после 2 или 3 гарантийных замен были отправлены на покой, а их место заняли перебранные родные спереди и мощные и железные от ГАЗ-53 сзади....так же, по советам гуру...и, скажу я вам, получилось сносно))
На четвертый год совместной жизни увлекся "мастер", т.е Я автоэлектроникой и автозвуком, из-за чего автомобиль, для того изначально не предназначенный, получил сначала просто сигнализацию с центральным замком, а позднее и хитрую систему дистанционного запуска, активации фар и сигнала))) Так же заложена была основа более-менее сносного по-моему тогда мнению звука...с кассетным магнитофоном, но уже доморощенной ШВИ передних дверей и полным занятием багажника боксами для акустики и потом еще и саб-вуфера...держите меня семеро)))
На пятый год мучений ульяновца со мной был достигнут пробег в 90 000 км и из-за образовавшегося ощутимого расхода масла, возникшего в следствии регулярных перегревов по причине забывчивости наездника своевременно открывать жалюзи на радиаторе, решили мы с отцом перебрать двигатель, что и было благополучно сделано на автобазе , где и до сих пор продолжает трудится мой славный "предок".
В 2005 пришла пора расставания т.к я уже правдами и неправдами купил свою первую Тойоту и просто не Тойоту, а Supra...в состоянии "хлам", конечно же...а какой ей еще было быть за 40-то тысяч рублей, одну часть из которых я выручил от изъятия всей "музыки" из козлика, вторую от продажи своей первой хорошей электрогитары Fender Stratocadter цвета "candy apple", а третью часть тупо занял у родственников и друзей))). Плюс были уже предприняты попытки самостоятельной жизни отдельно от родителей, что не было принято радушно с их стороны...в общем, ключи, полученные 4 года назад, пришлось вернуть.
Блин, не отзыв получился, а действительно мемуар. Это не очень хорошо, учитывая тематику сайта...мы же тут не сочинения пришли почитать на тему "становление юнного мастера", верно?))) Поговорим о "железе".
Сейчас уже понимаю, что не был бы готов эксплуатировать такую технику ежедневно, но в молодости иметь постоянно под "опой" машину, причем любую, было очень круто, что позволило свершить кучу свершений, например: познакомиться с будущей женой, попасть в первое ДТП и не просто, а с Мерседсом...спустя месяц после введения ОСАГО, благо, полис отец на тот момент сделал, объехать кучу прекрасных мест, помясив снег, гряз и прочие броды.
При всей своей сырости и недоделанности с завода, 512-ый откровенно не подвел ни разу по своей вине: заводился в любой мороз даже после ночевки на улице или стояния в -40 в течении 8-10 часов, ожидая меня из Университета. Тяжело, но заводился...трудно, но трогался на пониженной разогревая замерзшую трансмиссию.
Да, мотор УМЗ 4178 даже тогда был мамонтом, текущим маслом "с нуля" и потребляющим бензин в паре с карбом К-151 весьма не скромно, однако, установка более древнего К-126, сделанного в СССР, позволила ситуацию подправить. Я честно пытался переклеивать поддон и все крышки мотора хорошим герметиком, но течи так не победил, однако получил кучу полезного опыта и слесарных навыков). Так же регулярно вел неравные бои с текущим радиатором и помпой.
Да, рессорная зависимая подвеска и барабанные тормоза, дополненные отсутствием ГУР делали это чудо тяжело управляемым, но человек имеет свойство привыкать ко всему и терпеть тяготы и невзгоды достаточно длительное время.
Вывод какой: можно сказать, что даже те, ранние модификации, именно ранние т.к мой экземпляр отличался от изначального собрата мелочами в виде подвесных, а не напольных педалей и дворников, расположенных уже внизу а не вверху стекла, были вполне годными автомобилями, благодаря максимальной простоте конструкции, которую не смогли уничтожить даже "кривым" исполнением и низким качеством.
Да, регулярная шприцовка, подвока колодок и проятжка карданов немного напрягала, но зато теперь есть, что вспомнить и имеется система отсчета при оценке любых современных автомобилей уж точно.
В течении последних пары лет почитывал отзывы, а после посещал салон УАЗ и посматривал Хантер, который вызвал лишь противоречивое чувство ностальгии и Патриот, который реально понравился, однако купить что-то не решился, причин тому достаточно...к теме уже не относится. Отмечу лишь одно: в сегменте новых внедорожников продукции УАЗ равных нет как минимум по цене, а остальное уже лирика и сопли. Кто же предпочитает б/у ино жип 1992 года выпуска за 500 чаще всего просто не имеет 1000 000...и вся математика)
Благодарю всех, кто осилил и оценил.
P.S Сурф или Прадик - точно лучше, а Пайеро - так и вовсе чемпион. Всем мир)) И я это почти серьезно ;-)