Сага об УАЗах
О сколько нам
открытий чудных
готовит
русский автопром …
При машинах я с детства, отец был механик. Своих машин было три: «копейка» – 21год, УАЗ 31514 – 12лет и один год - УАЗ 315196. Все машины были из магазина. На первых двух на станции техобслуживания я был по одному разу (первый ТО) и долго плевался, на третьей, узнав сколько это стоит (вместе с расходными материалами 14 тысяч рублей), плюнул и не поехал. Черт с ней, с гарантией. Но все по порядку. Удивил внешний вид джипа: обрезали концы переднего бампера и налепили на него пластиковые ласты. Через полгода я запнулся в гараже и ударил коленом бампер – ласта разлетелась вдребезги. Чем думал тот конструктор … .
Аналогичная ситуация с ключами от машины. У старого УАЗа они были цельнометаллические, у нового с пластиковой ручкой. На морозе вставил ключ в замок задней двери, потом отлучился на несколько минут и при попытке открыть дверь пластик рассыпался. Стало видно, что ключ был изготовлен цельнометаллическим, потом у него зубилом отрубили ту часть, за которую берешься рукой, затем огрызок макнули в пластик и сформировали пластиковую ручку. Чем думал тот конструктор … .
На второй день после покупки выяснилось, что неисправен подрулевой переключатель. Самопроизвольно переключается с ближнего света на дальний, мне за это чуть нюх не начистили на дороге. На станции без разговоров заменили подрулевой переключатель и завернули четвертый болт крепящий крыльчатку вентилятора, на заводе его забыли поставить. Вопрос у меня вызвали колесные диски, в них были цилиндрические отверстия (после штамповки), а крепежные гайки конусные. Я подвел к запаске инженера по гарантии СТО и спросил, почему так. Инженер позвал слесаря, сняли крышки с колес, они все были одинаковые. Вот видишь все правильно, так и должно быть, сказал инженер!? Хотя я знаю, что на цилиндрических отверстиях сначала выполняют операцию пуклевки, а затем зенкуют. Вот такой у нас завод и такое СТО. Пришлось раздобыть зенковку подходящего диаметра и исправить заводской брак на всех колесах. Кроме того запаска закреплена тремя гайками, размер которых соответствует колесным, однако, резьба в них меньшего диаметра. Конструктор чем-то думал … .
Машину купил в октябре 2012 года. Осень, зиму и весну отъездил нормально. Следует отметить, что заводская резина Кама 219 показала себя неплохо на асфальте и на снегу, ей бы протектор чуть повыше. Бензин все это время заправлял в один бак. А однажды заправил в оба бака, в салоне стало не продохнуть от запаха бензина. При осмотре выяснилось, что течет правый бак, тоненькой струйкой. Сначала подумал, что плохо прикручен насос. Достал бак, разобрал, собрал, снова течет. Вызвал удивление внешний вид бака, везде баки красят бензостойкой краской, а на этом в местах, где бензин задерживался, краска вздулась пузырями и облезла. Бак изготовлен из тонкой стали (примерно в два раза тоньше, чем на старом УАЗе). Продольные швы на заводе пропаивают по концам, на старом никаких паек не было. А на моем баке кроме четырех технологических паек есть еще две пайки сантиметров по десять на верхнем продольном шве посередине, т. е. бак был изготовлен дырявым и чинился. Следует отметить, что в новом баке горловины выполнены меньшего диаметра, чем на старом, и в них нет воронок. На старом УАЗе было удобно: выдвинул воронку и залил бензин из канистры. На новом – вези с собой воронку. Новый бак не удастся залить под горловину, так как труба горловины входит внутрь бака сантиметров на 5 -7. После 32 литров бензин вылетает наружу через горловину. На старом УАЗе оба бака были изрядно помяты при поездках в тайгу. Но даже полное разрушение одного бака позволяло продолжать путь на втором баке. На новом так уже не получится, насос только в правом баке. А если до ближайшего населенного пункта 200 километров по тайге … .
Вот тут я и обратился на СТО. Пробег в это время был 1500 километров. На СТО сказали, приезжай, сделаем ТО и разберемся с баком. Моя реакция на это есть в начала саги. Короче, я купил новый бак за 5000 рублей и поставил, а ТО сделал сам.
Лето в этом году началось в июне. Первый жаркий день – плюс двадцать семь градусов, еду по трассе, скорость девяносто и температура двигателя тоже девяносто. В городе пробка, температура двигателя девяносто пять градусов, давление масла почти ноль На машине алюминиевый радиатор с одним рядом трубок !!! Звоню на станцию – что делать, отвечают – если не моргает лампа аварийного давления и не пищит комп – ездить. Возражаю – при таком давлении заклинит двигатель, отвечают – приедешь к нам – починим. Нечто подобное было на старом УАЗе, там стоял медный радиатор с двумя рядами трубок, вместо трехрядного и четырехлопастная железная крыльчатка вентилятора. Выход я нашел просто, купил шестилопастную крыльчатку от полста третьего газика, укоротил лопасти и поставил – все! А у железной крыльчатки отрезал болгаркой две лопасти, получилась крыльчатка для зимы. При этом отпала необходимость утеплять радиатор зимой.
Поиски трехрядного медного радиатора привели на станцию – 10 тысяч рублей плюс стоимость работ! В нормальных магазинах – 7,5 тысяч, заменил сам. На трассе стало все в норме, в пробке – перегревается. Оказалось, заводская крыльчатка на 6 сантиметров по диаметру меньше диффузора (!!), поэтому в пробке идет перегрев (слава российским конструкторам). Опять купил крыльчатку от полста третьего, подрезал лопасти, песец – в любых условиях температура 79 – 80 градусов на дисплее бортового компа.
На этом можно было бы порадоваться, однако, не все так просто. Пока шел перегрев двигателя задубели маслоотражательные колпачки и двигатель стал жрать масло – примерно поллитра на тысячу километров. Надо менять колпачки. Но и это еще далеко не все, передний бампер надо заменить хотя бы на обычный бампер от старого УАЗа. Особая статья – задняя дверь и задний бампер. При покупке авто продавец сказал, что заднюю дверь надо закрывать очень аккуратно и показал как, иначе дверь отвалится!! А на вопрос как ездить по бездорожью он сказал, что там дверь обязательно отвалится, так как запаска тяжелая. Следовательно, необходимо изготовить самодельный задний бампер с калиткой для заднего колеса. Так же надо решить вопрос с форкопом. Конструктора (не скажу какие) в этой модели форкоп убрали, вместо него приварили кусок проволоки к раме перед бампером. Теперь если завалишься в яму, а вытаскивающий авто будет стоять сзади и выше, то трос разрежет бампер. Слава конструкторам … .
Есть и другие конструкторско-технологические новшества, например новая раздатка. Первый раз мне кое- как удалось включить понижайку, а с выключением возникла проблема – рычаг вышел из гнезда и стал гулять, как кот, сам по себе. Минут десять я «уговаривал» его встать на место, кое- как уговорил. Какая удобная была старая раздатка! Результатом огромной мыслительной активности конструкторов являются шкворни переднего моста. Они стали шаровыми на пластиковых вкладышах без смазки. Теперь через каждые десять тысяч километров надо разбирать мост и менять их. В то же время в магазинах продают смазываемые шкворни с бронзовыми вкладышами. Говорят их ресурс в разы больше. Так же в магазинах продают наборы шкворней на роликовых подшипниках, они вообще вечные. Видимо завод находится на другой планете … . А как изменило интерьер новое заднее сиденье. В нем шарниров хватит на несколько сидений. На машине я езжу, в основном, вдвоем, а заднее сидение хранится подвешенным к потолку в гараже, пока не приедут гости. На площадке старого УАЗа было удобно спать в тайге и возить ящики с грибами и ягодой. У нового за передними сидениями из пола торчат два П-образных кронштейна, по кулаку размерами. А поперек площадки над задним мостом выступ с торчащими болтами … .
В конце лета я решил выкорчевать дерево на мичуринском участке, диаметр ствола около десяти сантиметров. Обкопал вокруг ствола на глубину полметра, обрубил корни. Однако до центрального корня добраться не смог, решил выдернуть УАЗом . Длинный трос концами закрепил на крюках, а середину петлей надел на пень. Первый раз дернул по инерции – без толку. Решил помочь двигателем, сразу завоняло горелым сцеплением. При этом колеса даже не провернулись под машиной. Натянулся трос, и забуксовало сцепление. Регулировка нормальная. Надо менять корзину на импортную и, видимо, ведомый диск. И это все на новой машине!!!
Прошу не рассматривать все написанное как нытье. Это информация к размышлению. Я уже не раз пожалел, что продал старого УАЗа, он был многократно надежнее нового. Возможно, будь мне 30 или 40 лет, деньги и шило в жо… я и писать бы этого не стал. Но я заканчиваю седьмой десяток, а деньги на новую машину дала дочь, поезди папка на новой машине … .
Справедливости ради следует сказать и о положительных качествах новой машины. Это подвеска – козел превратился в солидный автомобиль. ГУР сделал управление машиной очень комфортным, а двигатель позволяет встраиваться в любой трафик движения (на наших дорогах). Тормоза, это песня, по сравнению с тем, что было раньше.
Остается только гадать, каков ресурс этой некондиции, если гарантия три тысячи километров или двенадцать месяцев. При этом стоимость – четыреста тридцать две тысячи рублей, старый я купил в магазине за восемьдесят тысяч при одинаковом курсе доллара.
p. s. Прекрасно понимаю, что подобные отзывы, админы стоящие на страже мундира российского автопрома, очень быстро удаляют.