УАЗ-220695-04 («Буханка») 2012г.
В связи с тем, что я имею опыт эксплуатации несколькими очень похожими на «Буханку» автомобилями, то вполне могу дать ей наиболее правильную характеристику. Новый УАЗ-22069504 куплен в конце 2012г. для служебных поездок. Обкатывать этот автомобиль пришлось мне. Проехал я на нем 40 тыс. км.
Комплектация УАЗ-220695-04: ГУР, «Люкс», мягкая обивка, легкосъемный столик, дополнительный отопитель салона, ДВС ЗМЗ-409.
На планете сегодня выпускается огромное количество различных моделей автомобилей, но большинство из них – это скучные автомобили «ни о чем» и не имеют существенных достоинств. Наиболее важные для потребителя достоинства автомобиля – это может быть проходимость на бездорожье, время разгона до 100км/ч., надежность и большой срок службы, удельный расход топлива на единицу массы, безопасность на краш-тесте и т. д. У женщин свои ценности – велюр, шторы, герани. К сожалению, автопром не показывает еще одну очень важную для покупателя-инженера характеристику – общий КПД на различных режимах работы. Как я уже говорил, большинство моделей авто не имеют ни одного превосходства из вышеперечисленных. УАЗ-микроавтобус, в отличие от многих других, имеет превосходные внедорожные качества, является настоящим внедорожником и это его единственное достоинство неоспоримо. При всем при этом «Буханка» большая и вместительная. В случае выпадения снега по колено или других природных катаклизмов УАЗ готов к бою.
До знакомства с «Буханкой» я был владельцем японского варианта «Буханки» – это микроавтобус MMC-Delica ( 1989г., 4WD, дизель 2.5л., мужская коробка МКП). Лично проехал на ММС 50тыс. км., успев испытать ее в городе, на дальнобое, в грязи, в глине, в иле, в болотных кочках, в морозе, на скалах и в бродах.
Также похожими автомобилями являются служебные «УАЗ-31514-козлик» и «УАЗ-3303-головастик» 1995г. и 1987г. соответственно. На «Головастике» я проехал около 1тыс км., а на «Козлике» - 60тыс. км.
Кроме вышеуказанных автомобилей имею опыт вождения следующими авто:
- 50 тыс. км на автоматном кошмаре «Honda-Torneo»1999г., 7-летка, 2л.;
- 30тыс. км на автоматной кишке «Toyota-Camry» 1992г., 12-летка, 2л.;
- 25тыс. км на безупречном в своем классе «Honda-Integra»2002г., 5-летка 2л. МКП;
- 25тыс. км на новом ВАЗ-210740.
Достоинства автомобиля УАЗ-22069504:
1. Безупречная проходимость и отличные внедорожные качества.
2. Рамная конструкция предполагает очень большой срок службы в сравнении с безрамной конструкцией кузова (при условии отсутствия заводского брака и регулярным восстановлением эмалевых покрытий ).
3. Очень надежная, прочная и долговечная задняя подвеска с мостом в сравнении с независимыми или многорычажными типами (при условии отсутствия заводского брака).
4. Очень хорошая управляемость в гололеде на соответствующих шинах. У автомобилей с кнопками включения переднего моста вместо рычагов или с автоматическим включением управляемость на льду часто бывает хуже, чем у УАЗа.
5. Надежность подвески позволяет без поломок долбить машину по ямам и ухабам, а также привлекать полуслепых и очумевших водителей.
6. Низкая цена в сравнении с другими настоящими большими внедорожниками.
Мощность и динамика у автомобиля не совсем плохие. Двухпедальные малолитражки УАЗа в гору обогнать не могут.
Людям интересующимся сравнением внедорожных качеств УАЗа и «ММС-Delica» скажу следующее:
1. Вес «ММС-Delica» сосредоточен впереди автомобиля и несмотря на большие колеса передок в грязи сильно начинает тонуть. У УАЗов развесовка более равномерная и такой проблемы нет. Кроме того «ММС-Delica»- короткобазник с очень высоким смещенным вперед центром тяжести и на кочках начинает сильно раскачиваться, пробивая переднюю подвеску, ломая шаровые, ныряя в глубину каши.
2. Установка усиленных амортизаторов и затягивание торсионов мало помогает «ММС-Delica» устранить раскачивание, шаровые часто приходится менять. У УАЗа такой проблемы нет.
3. На бездорожье часто попадается косогор и широкий УАЗ преодолевает его увереннее чем «ММС-Delica».
С легковыми сравнивать «Буханку» нет смысла. С моей точки зрения в сравнении с вышеперечисленными японцами российская «Буханка» превосходит на бездорожье, но это единственное достоинство закрывает самый большой ее недостаток – это то, что этот автомобиль дважды меня чуть не отправил на тот свет. Первый смертельный выезд был, когда открутился суппорт переднего правого тормоза на ходу. Открутился он, так как его на заводе-изготовителе не затянули, и я его тоже не затянул в первые дни эксплуатации. В соответствии с инструкцией по эксплуатации новый УАЗ продается с не затянутыми болтами подвески, кузова и двигателя и когда я болты затягивал, то не заметил прикрытые анкерные болты крепления переднего суппорта тормозов.
Второй смертельный выезд был, когда на ходу от рамы отвалилась площадка крепления рулевой колонки, и руль упал из рук водителя вместе с рулевой колонкой, отправив «Буханку» на встречную полосу. Идущий на встречу автомобиль отчаянно мигал светом, столкновения избежать удалось. Площадка крепления рулевой колонки отвалилась по той причине, что на заводе-изготовителе сварщик швы не проваривает полностью, а прихватывает. Такие прихватки вместо швов имеет вся рама. Собрались покупать «Буханку» – купите сварочный аппарат и «болгарку». В этом я ульяновского сварщика я не виню, ведь ему на планерке приказывают изготовить не сварочный шов, а аналог, причем подешевле и побыстрее для продажи автомобиля по открытому аукциону в электронной форме. После окончания гарантийного срока рама начинает ломаться. Большую часть продукции УАЗ продает аукционом. Изготавливать не сварочный шов, а дешевый аналог требует Федеральный закон 44-ФЗ (раньше 94-ФЗ). Против требований Федерального закона завод-изготовитель не пойдет, а за брак директора завода не наказывают, да и за высокое качество по аукциону премии не предусмотрено. Фразу «или аналог» придумал не я, она взята из вышеуказанного Федерального закона. Стране не нужны качественные «Буханки», а нужны дешевые аналоги. Именно «Буханка» попала под требования аукциона, так как большая часть из всего количества выпускаемых «Буханок» продается аукционом бюджетным и казенным заказчикам, а меньшая часть - населению. В соответствии с современными Федеральными законами стране не нужны качественные товары, а нужны дешевые аналоги. За плохое качество и маленький срок службы товара по современному законодательству ответственность несут все кто угодно со стороны заказчика (директор-заказчик, контрактный управляющий и т.д.), но не завод-изготовитель. Предпринимателям всей планеты, в условиях современного Российского законодательства, любые изобретения и достижения науки экономически выгоднее направить не для улучшения долговечности и надежности товаров, работ и услуг, а на создание крупных парий дешевых подделок под работы, товары и услуги. Такие подделки требует массово выполнять Федеральный закон 44-ФЗ, и называть их не подделками, а термином «аналог».
В первые дни эксплуатации у УАЗа потекли штуцера ГУР. Причиной течи является то, что на заводе токарь не вытачивал штуцера резцом на станке (или аналоге станка), а рвал их чем-то тупым, и уплотнительная поверхность получилась не плоской, а рваной. Такую рвань прокладкой уплотнить невозможно.
После окончания гарантийного срока с наступлением тепла асфальт перестал быть скользким и я заметил что у автомобиля неравномерный износ передних шин («жрет резину»). Загнал автомобиль в автосервис на стенд схода-развала, регулировку шкворней и ступичных подшипников. После проведения вышеуказанных работ неравномерный износ не устранен. Несмотря на наличие различных диагностических стендов, мастер автоцентра точную причину неравномерного износа не назвал.
При помощи инструментов я измерил геометрические размеры положения колес и установил следующее:
- схождение передних колес в норме;
- люфт в шкворнях, подшипниках и наконечниках рулевых тяг отсутствует;
- расстояние от оси переднего правого колеса до заднего правого колеса меньше аналогичного расстояния с левой стороны на 30 мм.
Причиной такого геометрического перекоса является заводским браком при сварке кронштейнов рессор к раме. Кроме того, на сварных швах рамы уже появлялись трещины. Ранее полностью кронштейны не отваливались и при ремонте трещин не могли быть сдвинуты на такое большое расстояние. Для устранения геометрического перекоса пришлось произвести снятие переднего моста, рессор, стабилизатора поперечной устойчивости, стремянок и шлангов передних тормозов. После разборки изготовили индивидуальную стальную проставку между мостом и рессорой (размером соответствующим толщине головки стяжного болта соединения листов рессор) и расточили геометрические размеры кронштейна крепления стабилизатора к рессорам. Затем произвели сборку вышеуказанных деталей с необходимым геометрическим смещением. После сборки сняли передний карданный вал и сверили его максимальную длину с измененным расстоянием от РК до моста при максимальном нижнем положении моста. Затем прокачали систему тормозов. Такой ремонт позволил выставить передний мост параллельно заднему мосту, но теперь мост прикреплен к правой передней рессоре не посередине, а со смещением вперед.
На данном автомобиле заводом-изготовителем кресло водителя изготовлено с очень высоким металлокаркасом, в результате чего водитель упирается головой в потолок автомобиля и его обзор зрения закрыт рамкой кузова, расположенного выше ветрового стекла. Необходимо срезать металлокаркас нижней части кресла и изготовить новый - низкий, с высокой точностью соответствия формы кронштейнов, углублений поролона и замка откидывания кресла. На заводе-изготовителе кресло водителя устанавливают с небольшим смещением влево по отношению к рулю. Такое смещение, скорее всего, предусмотрели для удобства обслуживания ДВС.
На данном автомобиле заводом-изготовителем не предусмотрена жесткость кузова в местах замков двери. В результате такого исполнения в момент закрывания любой из дверей защелка-рея замка ударяет по элементам стен кузова, которые не являются жесткими и прогибаются вовнутрь салона вместе со стеной. В результате таких прогибаний дверь закрывается плохо, и вокруг замков всех дверей появляются многочисленные трещины. Для придания жесткости передних дверей необходимо изготовить и установить дополнительные косынки. Более сложным является решение этого вопроса на средней боковой двери, так как шарниры двери приварены к кузову таким образом, что оси шарниров лежат не на одной прямой линии и даже не на пересекающихся линиях, а на скрещивающихся линиях. Решение вопроса с боковой дверью пока я не нашел.
Корпус передней печки изготовлен из листовой стали методом штамповки. В местах наибольших скоростей потока воздуха корпус печки имеет кромки загнутые на встречное потоку направление. При включении печка шумит так сильно, чтобы водитель не просто ехал, а ехал и кое-как терпел этот шум. Для устранения этого шума у нас в стране создали обязательную аттестацию рабочих мест водителя и пассажиров. Лаборатория аттестации рабочих мест во всех организациях получает результаты замеров шума и обязывает производить компенсационные регулярные выплаты из бюджета, но не на изменения конструкции автомобилей, а на лечение слуха водителя и пассажиров.
Одним из самых неудачных элементов кузова являются козырек крыши над ветровым стеклом и боковые вертикальные части листов со швами контактной сварки над и под шарнирами передних дверей. Эти элементы придают отвратительные аэродинамические характеристики кузову и при движении слышны свист и шипение воздуха. Плохая аэродинамика является первой причиной большого расхода топлива. Современный автопром планеты добивается снижения расхода топлива любыми способами и даже установкой агрегатов с низким сроком службы (вариаторы - для тех, кто не умеет вовремя переключать передачи и т.д.). Решить вопрос со сваркой заводу-изготовителю гораздо легче чем изготавливать технически сложные вариаторы и т.д., но увы…! Срезать козырек и вышеуказанные уши со швами самостоятельно очень сложно технически.
С 1дня эксплуатации не работает АБС и я ее не стал ремонтировать, так как подозреваю что это не просто АБС, а его аналог – АБСсмерти. Кстати в инструкции по эксплуатации автомобиля не написано что водитель и пассажиры должны ездить в касках и защитной экипировке на случай отказа тормозов или отваливания руля.
Помпа ДВС не может прокачать длинную схему печек, пришлось установить дополнительную электропомпу. Видел «Буханки» с тканевыми облицовкам передка, но считаю что лектропомпа гораздо эффективнее.
Обдув переднего стекла недостаточный и всю зиму середина стекла в белом куржаке, через который водитель ничего не видит. Хотя зачем ему видеть дорогу ведь у него все равно руль отвалится. Переделать лобовое стекло смерти в обычное стекло пришлось установкой дополнительного дефлектора, просверлив середину панели под стеклом и установив шланги-воздуховоды.
Появлялась течь масла ДВС через криво установленную прокладку. Для устранения течи приходилось снимать радиатор, вентилятор, крышку ГБЦ и крышку передка ДВС под вентилятором.
Самая гениальная идея инженеров ульяновского автозавода – на внедорожник установить вместо брызговиков фонарь заднего хода.
Из дополнительных устройств были установлены:
- музыка;
- котел 220В;
-доп. электропомпа;
- охранная сигнализация;
- доп. дефлектор обдува ветрового стекла;
- 4-ступенчатая МКП заменена на 5-ступенчатую МКП;
- начаты работы по изготовлению механизмов центрального замка.
Интерьер салона прост, зато цена низкая. Я не женщина и мне велюр в салоне не нужен.
Самое важное для этого внедорожника - в ближайшем будущем изменить коробку передач, так как переключать каждую передачу приходится долго. У японских механических коробок такой проблемы нет. Современная автоматическая коробка для настоящего внедорожника не пригодна по той причине, что автопром еще не научился производить автоматы при одновременном отсутствии следующих недостатков:
1. Большой расход топлива автомобиля с АКП в сравнении с таким же автомобилем с МКП (при условии, что водитель с адекватной головой и вовремя переключает передачи).
2. Высокая стоимость большого количества масла коробки автомобиля с АКП в сравнении с таким же автомобилем с МКП.
3. Большой вес автомобиля с АКП больше в сравнении с таким же автомобилем с МКП. Лишний вес на бездорожье - проблема.
4. Автомобилю с АКП невозможно ежедневно буксировать другую технику, выдирать из грязевых ям и перегружать себя рывками и большими нагрузками. Автомобиль с МКП готов к таким нагрузкам - проверено.
5. Время разгона до 100км/ч автомобиля с АКП больше в сравнении с таким же автомобилем с МКП.
6. Внедорожник часто заезжает туда, где нет возможности зарядить аккумулятор, а автомобиль с АКП с толкача не заводится.
7. На сегодняшний день надежность и срок службы большинства МКП больше чем АКПП.
8. При запуске двигателя в сильный мороз стартер автомобиля с АКП вращает валы коробки с замороженным маслом. При отжатом сцеплении первичный вал коробки МКП не вращается. Автомобиль с АКП по этой причине заводится хуже. Внедорожник за свой срок службы очень часто приходится запускать на морозе без разогрева.
9. Метод раскачивания автомобиля в ямах при помощи сцепления часто необходим внедорожнику. Автомобиль с АКП раскачать в яме не возможно.
10. Внедорожник эксплуатируется в экстремальных условиях, что может привести к какой-либо поломке. Автомобиль с АКПП буксировать до автосервиса или до места разогрева на расстояние более 60 км нельзя.
11. АКП технически более сложнее и по этой причине гораздо дороже. Высокая цена – недостаток.
12. Торможение двигателем водитель двухпедальной машины использует очень редко или совсем не использует, по той причине, что большинство автоматов долго думают при принудительном переключении, а также руки водителя отвыкают прикасаться к рычагу переключения и вцепляются в руль.
13. При экстренном торможении длинна тормозного пути у автомобиля с АКП всегда больше чем у автомобиля с МКП. Для уменьшения длины тормозного пути на автомате необходимо незамедлительно переключать коробку в режим нейтраль, но проблема в том, что руки водителя не привыкли прикасаться к рычагу переключения, да и в таких условиях промахнуться мимо нейтрали можно и тогда коробку порвет. Многочисленные тесты это подтверждают.
Уже существует двухпедальная техника, у которой отсутствует только какой-либо один из недостатков, а остальные есть. Через несколько десятков лет все эти автоматные проблемы будут решены. Менять УАЗу плохую МКП на современный АКП нет смысла.
За 2 года эксплуатации «Буханки» до общего пробега 40тыс. км. были произведены следующие ремонтные работы на следующих деталях:
1. Стартер.
2. Многочисленные трещины рамы.
3. Штуцера шлангов ГУР.
4. Трещины кузова вокруг замков дверей.
5. Установка множества дополнительных косынок на кузов электросваркой.
6. Кресло водителя.
7. Кронштейны переднего правого кресла.
8. Кронштейны столика.
9. Передние ремни безопасности.
10. Фонарь заднего хода вместе с кронштейном сбит камнями из-под заднего колеса.
11. Электропроводка передней печки.
12. Прокладка системы смазки за вентилятором.
13. Устранение геометрического перекоса подвески.
14. Смазывание заклинившего привода главного тормозного цилиндра.
15. Замена дисков сцепления (пришлось снимать КПП).
16. Течи тосола.
17. Система обдува ветрового стекла.
18. Свечи, подсвечники и провода.
19. Устранены многочисленные течи кровли.
20. Замки задних и боковой дверей.
21. АБС и фонарь заднего хода ремонтировать я не стал.
22. Перекошенные шарниры боковой средней двери ремонтировать из-за сложности не стал, дверь заклинивает.
Бюджетные и казённые заказчики обязаны расходовать средства на автомобиль, который после окончания маленького гарантийного срока переломится на части и сам себя уничтожит.
От себя хочу сказать огромное спасибо руководству ульяновского автозавода за то, что «Буханка» продолжает выпускаться, не смотря на кошмары перестройки, лихие 90-е и современное законодательство. Ульяновский автозавод работает, а вот в моем родном городе уже уничтожены 4 шт. таких же гигантских предприятия по 5-10 тыс. рабочих мест. Продукцию уничтоженных заводов теперь везут из Китая, безработица кошмарная. Правда работа есть – торговать китайским товаром, но уже не на благо развития ВВП Родины (или аналог ВВП).