Маленечко предыстории и предпосылок.
С 2012 года в нашей семье была Шевроле Нива. Последние три года мы начали кроме леса и рыбалок кататься на Черное море дикарями отдыхать. Был куплен для этих целей ТЛК 100, но он пал смертью храбрых. И вся нагрузка легла на «ШНиву». Для поездок впятером с туристическим снаряжением «ШНива» мала. И упаковка всех вещей на крышу - очень долгое занятие. Это не говоря про езду на перегруженной машине. При появлении Патриота с АКПП, новым мостом и прочим, мы взяли его в прокат в ТоргМаше. Авто понравилось. Не понравилась цена. Хотя, как сейчас оказалось, – надо было брать. Но не вместо Ларгуса, а вместо «ШНивы». И тут опять – но. Для перевозки мамы «ШНива» была удобнее. Теперь мамы нет, так же, как не стало дедушки и бабушек. «Мои года - моё богатство». Богатство в виде как радостей, так и горестей. Всего не увидеть и не предугадать. Также вёл поиск грузопассажирского Соболя 4х4 с дизельным мотором. Даже катались под Екатеринбург «Соболька» смотреть. Но за 800 тысяч рублей из соболей можно купить только укатанный вариант с последующими огромными вложениями. На тот момент я был не готов к таким вложениям.
Наступило лето и время «покатушек». Приехали мы в Ливны к папе. Поговорили. И решили поменять «ШНиву» на УАЗ Патриот. За 11 лет на «ШНиве» было накатано 80600 километров. После того, как дедушка перестал садиться за руль, на «ШНиве» катались только летом. Последние годы основной маршрут - на море 3000 км в круг, 1000 км на рыбалку под Тамбов и около 1000 км по месту. Т.е. Патриот ждёт такая же работа по лету с пробегом около 5000 км в год. Требования к покупаемому автомобилю для себя я установил следующие: по кузову, мотору, трансмиссии, ходовой и салону вложения - не более 200 тысяч рублей; пробег - не больше 100-130 тыс. км; желательно от хозяина; на год выпуска не сильно обращать внимание, так как нужен кондиционер и приятное для глаза состояние. Бюджет был изначально 600 – 700 тысяч рублей без учета вложений на ремонт после покупки.
Муки поиска.
Вот и закрутилось на площадках авто объявлений. Даже в ТоргМаш звонил сдать «ШНиву» и приобрести новый Патрик. Но доплачивать 1300 тыс. рублей за голый автомобиль с кондиционером не захотелось. При этом всё представленное б/у в ТоргМаше полное «на.....во» по отчётам «авто.ру». Пишут пробег 90+ тысяч, а в отчёте 300+. И это смотанный именно в ТоргМаше пробег: ни стыда, ни совести. В наше время за такое надо вводить уголовную ответственность. Да и большинство продавцов - такие же перекупы без совести. Или жертвы перекупов, которые купили хлам и теперь не могут его продать.
Нашёл несколько вариантов на обмен. Но всё не то. За это время на «ШНиву» уже очередь образовалась. Попалось объявление в Твери с видео и отзывами по машине, цена выше рынка, но обещание ухоженного и обслуженного автомобиля. Поехал, потратив в итоге более десяти тысяч рублей и два дня времени. По факту - ржавый и истекающий маслом автомобиль. По возвращению из Твери в Ливны уже было плюнул на всё. Сел вечером и решил напоследок увеличить бюджет на пятьдесят тысяч. И вот оно чудо. УАЗ с пробегом 55 тыс. км. По отчётам автомобиль чист. В 2016 году сдан на обмен в автосалон Фольксваген и выставлен в ноябре с пробегом 51200 км. При этом техосмотр в апреле этого же года 43000 км. Люди покупают ТО даже не глядя на пробег. Далее ещё купленный ТО в 2019 году с пробегом 45200 км. Или дилер завысил пробег при продаже в ноябре 2016-го? И вот наконец-то в 2020 году реальный ТО с пробегом 54329 км. Чествуется по окончанию цифр пробега на пару или тройку нолей, что пробег указан наугад. В объявлении на 2023 год пробег 55000 км.
Созвонился с продавцом. Милая барышня. Ну, точно не перекупы. Решили съездить посмотреть Патрика. Утром загнал «ШНиву» на СТО для замены термостата и рванули в Долботово, вбив присланный адрес в навигатор. 400 километров для нас это лёгкая прогулка. Но ехать сразу покупать машину после опыта с Тверью – не хотелось. Поехал бы в Тверь на Ларгусе, обернулся бы за сутки и сэкономил бы день и пяток тысяч рублей. В общем, прибыли в Погарский район Брянской области. Нас встретили приятные люди. Патриот стоял в «сарае», где вместо ворот брезент. Во дворе куча живности, кошек и собак. По истории был куплен папе, папа заболел и умер в 2019 году, и хозяйка (наследница - дочь) болеет и не ездит на УАЗе.
Выгнал я Патрика на свет божий. Сцепление под замену. Бампер передний – лопнувший, на скотче и расширителе арки держится. Залез под низ, залез под капот. Диски с бешенным вылетом, но шины «Гудричи Урбан» 2016 года ещё не просрочены. Зимняя резина 2013 года на штампах без колпаков. Старше восьми лет - уже просрочка. Кривой обвес, с которым не пройти техосмотр. Подтёки масла из-под клапанной крышки. Приводной ремень навесного засох, и дорожки выкрашиваются. Задняя дверь уже «ушаталась» – надо менять замки и петли. Ржавчина полоской до сантиметра по нижней внутренней кромке порогов (под брюхом). Двери целые. «Кондей» рабочий. Антифриз с глиной, как в «ШНиве». В «приборке» сушёные муравьи с крыльями. Салон из кожи «дермонтина», но ухожен не смотря на запах сарая. Прокатились. Люфт со стуком чувствуется на руле. Вибрации по ощущениям на переднем кардане. Задняя дверь гремит - по началу «тест драйва» подумал, что подвеска на кочках.
По итогу поторговались с 750 до 715 тысяч рублей. И договорились, что приедем за автомобилем через три дня. А пока поедем «гужбанить» в гости в Орёл. Я понимал, что ремонту на сотню тысяч уже точно. Но приятные люди и ни разу не перекупы, да ещё и деревня вокруг. А может, это судьба? По пути из Долботово в Ливны позвонил покупателю «ШНивы». На следующий день к обеду «ШНива» уехала под Тулу, а мы уехали в Орёл.
День ИКС и первая поездка.
В четыре утра с любимой сели в такси и поехали за Патриотом. К 10 утра прибыли в Долботово. Загрузили резину зимнюю на дисках, поехали в Погар, внесли меня ОСАГО, и в путь. С продавцами нам повезло: и в ОСАГО вписали, и вообще душевные такие люди. Доехали до заправки Роснефть и долили на 500 рублей топлива из расчета, что до Лукойла перед Брянском хватит. Вроде, есть четверть бака по указателю, но непонятно, стоит ли ему доверять. Первый раз заправлял Патриот с двумя баками. Заправщик на Лукойле сказал подъехать на крайнюю заправку задом, чтоб до обоих баков достать спокойно. В левый пустой вошло почти 40 литров, а в правый -почти 20. До дому навигатор показывает 300 км пути. Скорость около 85 км/ч, чтоб фуры не обгонять всю дорогу, и чтоб Патрик не развалился.
Ехать комфортнее чем в «ШНиве». «Кондей» вообще лютый. Шума намного меньше. Видишь намного дальше. Динамика, вроде бы, лучше Нивовской. «Рулёжка» при валкости требует, как и на «ШНиве» аккуратности действий. Но есть и вещи, которые явно уступают «ШНиве»: мост передний по кочкам козлит не меньше заднего; тряска больше; посадка и высадка требуют усилий. На границе Ливенского района одометр показал ровно 56000 км пробега. По приезду домой левый бак показал ноль литров остатка. То есть «расходик» топлива «налегке» - 40 л. / 300 км или, другими словами, не меньше 13 л / 100 км. В принципе я был готов к такому событию. Поездка на Патрике нам понравилась. Никаких разочарований. Только запах сарая любимую немного мучил. После ковида у неё вообще нюх странный.
Подготовка и постановка.
Приехали с папой на техосмотр. Пришлось прямо на улице снимать железки с УАЗа. Передняя труба открутилась, а на задних железных уголках сломал все болты. ОСАГО приобрели там же, на техосмотре – сервис, однако. Пришлось дома «приколхозить» задний бампер на то, что было найдено взамен сломанных болтов. Записались через два дня на постановку Патриота на учёт. Уже дома снял расширители арок и вынул из-под капота лишнюю проводку. Зачем-то там висела бухта из провода с двумя фишками на концах. Отключил и демонтировал китайские ДХО. Ещё надо в фары залезть, потому что провода от ДХО уходят в них. Пока откусил, заизолировал, сунул в фары. Из-под гос. номеров убрал рамки и сменил винты. Свернул болт крепления передней защиты, откручивая крепления передней декоративной трубы, которая крепилась к двум болтам защиты и на двух закладных к раме. А точнее, с одной стороны крепление трубы было прикручено болтами, со второй крепление трубы уже было на проволоке, и защита на последнем болтике, который и свернул. Видимо, на техосмотре прошлые владельцы снимали обвес для фото, как и сейчас. Теперь защита лежит в багажнике. Надо высверлить остатки двух болтов и нарезать новую резьбу. На «ШНиве» и Калине уже такое проходил. Отмыл номера на моторе, раме, кузове. Младший сын помыл и пропылесосил всю машину.
На следующий день поехал переобувать резину и договариваться с автосервисом о ремонте. Осмотр показал кучу работы, а вот времени на неё в сервисе нет. В связи с обстановкой народ ремонтирует старые авто. Ну ничего. Как раз после постановки на учёт забил все временные окна в автосервисе на неделю. Приехав на шиномонтаж и озвучив работу по переобувке шин с дисков на мега вылете на диски штампованные со снятием зимней резины, получил вопрос: «Что, на учет не поставили?». Оказывается, что много товарищей с нестандартными колёсами приезжают обувать стандартные колёса. На сверке в ГИБДД им не подписывают осмотр-сверку. Как знал и чуял.
Всю требуху, снятую с Патриота, продам. Хоть немного потраченного на ремонт верну. Диски литые снятые, новые стоят космос - 50 тысяч рублей. Труба передняя - 13 тысяч рублей. Задние два уголка из такой же трубы - 14 тысяч рублей. Расширители не смотрел. 77 тысяч за этот понт – для меня перебор. Надеюсь, тысяч за 20-25 продам всё комплектом: трубы, диски, а расширители арок - в подарок.
И вот долгожданный день. Приехали в ГИБДД. Ко времени пошли в окошко МРЭО и получили бумагу на осмотр-сверку. Осмотр прошёл быстро с фотосессией номеров. На осмотре мне поведали, как проверять УАЗ на вшивость. Друг полицейского (тоже Патриковод) открыл и закрыл водительскую дверь, сказав резюме: «Автомобиль хороший». Я попросил пояснить. А всё просто. У хороших хозяев дверь всегда хорошо открывается и закрывается. Буду знать! А то чтоб облазить весь автомобиль очень много времени уходит. Со сверки выехали. Снял гос. номера, и пошли отдали номера и документы в окошко. Через 10 минут получили свои гос. номера и новые документы СОР и ПТС. ПТС пришлось менять. В старом место кончилось, и прошлая хозяйка с отцом на полях писали и ставили подписи бывшего и нынешнего владельца. Этот лайфхак подсказал страховщик в Погаре, когда в ОСАГО дописывался. 40 минут - и мы с номерами. Тут Ливенскому МРЭО зачёт.
Муки обслуживания и ремонта.
Если кого смущает в названиях частей отзыва про УАЗ Патриот слово «муки» - не переживайте. В общественном мнении владелец отечественного автомобиля – мученик. А владелец старого Патриота как минимум «великий мученик». У меня раньше просто сразу одновременно три автомобиля от АВТОВАЗа было, а теперь один из них на УАЗ сменил. Сижу, думаю: «Как вообще выжил?»
И так самая затратная часть владения УАЗом Патриот – ремонт и обслуживание. Хотя на Ларгусе пока ремонт и обслуживание в два раза дешевле топлива. Но это новый автомобиль, а тут старый Патриот. На 5 тысяч километров по нынешним ценам на топливо потрачу примерно 35 тысяч рублей. То есть стоимость ремонта и обслуживания на сумму сто тысяч при сочетании один к одному должно хватать на 15 тысяч километров. Было бы неплохо три лета не вкладываться. Только чую, будет как на Калине, затраты на ремонт в два раза больше, чем на топливо. Пора переходить к списку отремонтированного. Весь список затрат, как всегда, в таблице на фото.
УАЗ приплыл на СТО - для начала на замену всех жиж. Всё ,кроме ГУР и «тормозухи», было заменено. Моторное, КПП, РК, мосты, антифриз. Через пару дней при освобождении подъёмника загнал на замену: комплект сцепления TRIALLI диск, корзина, выжимной (установленый ранее STARCO совсем умер, звеня пружинами); маховик ГАЗ 405-409Д с ободом ЗМЗ 4062-1005115 (маховик прям конкретно пропечённый); пыльники рычага КПП УАЗ 3151 469-170212301 - две штуки; прокладка приёмной трубы и нейтралезатора УАЗ-3163 ОАО УАЗ 31602-1203088-10; хомут крепления резонатора УАЗ-3160 задний 3160-20-1203071-00; прокладка приёмной трубы 406Д с перемычкой металл БЦМ 3302-120324.
На этом этапе мы уехали к тёще за 300 километров праздновать день рождения супруги и привезти тёщу в Ливны на время моей вахты. Пока мы катались, Патриот зависал на подъёмнике, как только тот освобождался. Заменили целый букет: обоймы сальника поворотного кулака наружная УАЗ-3163 Патриот ОАО УАЗ 3160-23004056 пару штук; шкворень УАЗ-Hunter, Patriot СБ/вкладыш латунный 2 уса MetalPart МР-3160-2304014-01; сальники 32х50.4х10 УАЗ-3160,63 поворотного кулака ОАО УАЗ 3741-2304073-01 - две штуки; РК поворотного кулака УАЗ-(Хантер, Патриот, Буханка н/о) полиуретан синий (ПТП) 3160-2304052S - оба; ШРУС УАЗ 3162, 3163 левый мост "Спайсер" колея 1500мм конструкция Бирфильд L=1120мм от Серп и Молот; болты М10х1,5х95 крепления буфера перед зад рессор ГАЗ-53,3307 Красная Этна 200328-П29; болт кардана ГАЗ-3302, 2410, УАЗ М10х1х30 СБ 290784-П2 – десяток штук; ещё кучу сломанных болтов. Шрус убила вода, шкворня убил вылет дисков. Зато теперь шкворня с латунью и поворотные кулаки с маслёнками. Болт крепления маховика один не родной – сломали, высверливали. На Волге 31105 такое проходил. Выхлопную трубу со штанами прикрутили, привод заменили, шкворня сделали. Поржали, что тяга меж передних колёс установлена наоборот и при вывороте руля упиралась в яблоко редуктора (перевернули как надо).
По приезду с Махновки наш Патрик уже «задолбал» работников СТО. Но пришлось ещё сменить: ролик натяжной INA SCHAEFFLER ЕВРО-3; ролики обводные МР-406.1308080-27 усиленный/подшипник двухрядный/пластик MetalPart пару; ремень навесного 6РКх2100А ZOMMER. Поехал на развал-схождение, правое переднее завалено по вертикали на градус. Привет любителям колёс с большим вылетом.
Извиняюсь, что не расписан процесс ремонта и прочее веселье. Я в этом не участвовал. Бош Сервис в Ливнах на Чкалова 52Д мелькает у меня почти во всех отзывах по машинам. Там хороший и адекватный коллектив. VIP обслуживание - даже по меркам Тюмени. Кстати, можете считать это рекламой – мне очень нравится человеческое отношение в этом сервисе. По факту они сами купили все детали, уделили всё возможное время моей машине. Каждая поломка и деталь была дистанционно обговорена. Да. Успели не всё. Просто без меня в Ливнах Патриот с СТО некому будет забирать. Поэтому на время вахты на сервисе не хочу оставлять. Создавать лишний напряг отцу с перегоном УАЗа с СТО домой я не хочу. И так уже много времени потрачено на автомобили. По регистрации «ШНива» была его и Патриот также его. Он участвовал во всех сделках, расчётах и ещё дал 250 тысяч на Патриот. А если вспомнить, то и Ларгус куплен за его деньги. Так что, по совести, у меня только Калина на мои приобретена. Вот такой я сынок. Всё ради папиных внуков и, я надеюсь, мой отец увидит правнуков.
«Покатушка» перед вахтой.
В предпоследний день перед отъездом из Ливен на работу мы забрали Патрика с СТО. По началу с нами каталась дочь, но после ожидания развал-схождения она попросилась домой. Наконец-то недолгие минуты с Любимой наедине. И как-то само собой получилось, что поехали мы вдвоём, по наводке, на заброшенный карьер. Разведка места для купания продлилась пару часов. Место нашли. Спуск-подъём в карьер только на машинах с большим клиренсом и углами въезда-съезда. Поснимали рака. Облазили вокруг озера все места отдыха. А при подъёме из карьера я окончательно принял решение установить хабы. Слишком быстрая первая передача. Надо включить пониженную, и при этом полный привод не нужен, чтоб скакать по камням. Преимущество заднего привода в том, что вся нагрузка при подъёме в гору - на нём, и в сухую погоду шины хорошо цепляются за камни. Конечно, нагрузка на привод большая, но и двигатель без пониженной надо крутить выше полутора тысяч оборотов в минуту. Скорость при этом великовата, и совсем не комфортно «залетать» по слоистым каменным пластам в гору. Тут надо ползти как можно медленнее без пробуксовки. В отличие от «ШНивы», у Патриота нет межосевого дифференциала, и в поворотах при включенном полном приводе будет пробуксовка, а с учётом камней - ещё и бешенные ударные нагрузки на полуоси при резком зацеплении будут.
После «ШНивы» на Патриоте как-то всё кажется более простым в плане бездорожья. Вспоминаю, сколько на «ШНиве» ран от камней на выхлопной трубе, защите и две погнутые тяги. Тут просто пропасть между этими машинами (в стоке конечно). Из минусов – габариты. Ветки скребут по УАЗу – он как слон в кустах.
Надежды и планы на УАЗ Патриот.
Заказал муфты (хабы мини) ручные от Autogur73. Еще надо соорудить багажник на крышу. Поперечины от «ШНивы» короткие, так и багажник мал по ширине. Ещё есть проблемы с протеканием воды в салон. Под бардачок вода во время дождя текла с климатической установки, в которой засорился дренаж. Аленка промочила ноги. И в багажник капает через угол уплотнения багажной двери. А самая большая проблема - нагрев тоннеля от шлангов задней печки. Туда надо установить кран, потому что родной заводской не перекрывает поток антифриза через радиатор заднего отопителя. Как в одном отзыве сказано: «Можно кофе греть». Надо установить всякие мелочи типа держателей для смартфонов и USB розеток, может, сменить топливный фильтр и проверить свечи, но это с учётом запаса времени до отъезда на море. Не успею – не смертельно. Хватит и одного прикуривателя пока, и фильтр со свечами, может, сдюжат.
Панель приборов надо разобрать, выкинуть тушки муравьёв и пропаять контакты. Диод индикации давления масла один раз из десяти светит при старте. Ещё и сигнализация лежит в пакете. Похоже, её надо просто демонтировать и провести ревизию электропроводки. Дел просто огромное множество. Надеюсь, осенью удастся вырваться в Ливны для ремонта Калины и Патрика.
Проверил запасное колесо – родное, целое. Надо будет попробовать его открутить перед дальней поездкой. Переживаю, что прикипели болты. И домкрат гидравлический надо попробовать в деле. Вдруг не подойдёт и другой придётся покупать. Провести эксперимент со спусканием колёс для определения «разуются – не разуются» шины с дисков при давлении в пол-атмосферы. Если гружёный под завязку Патриот в песке разуется, ох устану запаску ставить. Домкрат в песок утопать будет.
Планирую до моря нанести «антикор» на внутреннюю часть порогов по низу, а после моря сделать «антикор» всех скрытых полостей и рамы. Нужно сменить петли и замки багажной двери. Хотелось бы пневмоподушки на задний мост вместо отбойников. Но, как всегда, «Хочешь рассмешить бога - расскажи ему свои планы». Я и отзыв не планировал писать до поездки семьёй на море, а тут выдались свободные вечера.
На этом пока закончу. Буду рад советам и ссылкам на ваши отзывы и ролики по Патриотам. Особенно где описаны мои нерешённые проблемы с печкой и водой в багажнике. А для тех, кто планирует купить такой аппарат, к сожалению, эта часть отзыва пока ни о чём. Если только прикинуть возможные вложения. Надеюсь, осенью напишу дополнение с техническими подробностями и окончательной суммой вложений на ремонт и «улучшайзинг».
Продолжение следует!
Всем удачи на дорогах!!!