Всем привет! УАЗ Патриот опять выполнил свою летнюю задачу «на отлично – от других». И в Москву съездил, и под Ижевск через Большое Давыдово, Цивильск и Рассказово, и в Суджу, и на два моря. Все довольны. В первой части дополнения к отзыву опишу по порядку события, для понимания моей эксплуатации Патриота, и попутно буду перечислять детальки и цены на них. Во второй части - обзор затрат по таблицам на фото и небольшие рассуждения (после общения с мастерами) на тему деталей и тюнинга. Кому события не интересны сразу переходите ко второй части – дополнения, или просто посмотрите таблицы на фото. Писатель-рассказчик из меня не очень, но я стараюсь. Мечтаю видео запилить – но всё никак.
Часть первая.
Прибыли в Ливны Орловской области к отцу. Патриот стоит в гараже покрытый пылью, но уже не воняющий антикором после кузовного ремонта прошлым сентябрём. Накинул клеммы на аккумулятор и с полоборота запустил мотор. Уже радует!
У папы гостила родная сестра, которую надо завтра отвезти в Москву, а папа попутно хочет заглянуть в гости в Подмосковье. Я решил найти мастера по ремонту УАЗов в Москве и заглянуть для диагностики моего аппарата. Если не найду, то поедем на Ларгусе. Задача найти мастера не трудная, но муторная. Большинство только по «записи» на фиг знает когда. Некоторые вообще только своих обслуживают. Но всё же (с помощью АВИТО) нашёлся мастер в Щёлково на улице Серова. С района Домодедово туда пилить по Московским пробкам часа 4. Однако хочется пообщаться с опытным человеком, показать Патриот, услышать диагноз.
Звёзды сошлись - едем в Москву на Патриоте. Сгонял, купил ОСАГО (2968р) и на заправку. Проверил шансовый инструмент. И утром в дорогу. Вибрации не дают ехать быстрее 90 км/ч. В остальном порядок. Завезли папу в гости. Отвёз тетю к станции метро Домодедово. И отправился покорять Москву с местами неработающим навигатором из-за глушения сигналов спутников. Впечатлений осталась масса. Точно не хочу жить ни в Москве, ни в Подмосковье. Пыль, шум, вонь, суета, толкотня – не моя стихия.
До мастера добрался почти в 18:00. Хотя изначально навигатор говорил о прибытии в 16:30. Меня дождались. Уделили мне целый час. Диагноз – замена кардана на новый без подвисного подшипника, и переборка РК. Ещё указал на рулевой редуктор – люфт и настройка требуется. Я спорить не стал, но жалоб на управляемость автомобиля у меня нет. Стук кардана рулевой колонки есть. Также рекомендованы замена шлангов и регулярное ТО всего автомобиля, особенно если месить грязь. Ввиду отсутствия места для стоянки Патриота возле сервиса было предложено привезти РК на переборку. А ещё лучше - найти мастера по месту прописки УАЗа, потому что СТО за 500 вёрст это жесть. Денег Алексей не попросил – что сильно удивило!!! Человек минут 15 лазил под машиной, под капотом, весь перепачкался и не хочет брать денег. В общем, заряженный знаниями я покатил к папе на ночлег в гостях. После 21:00 движение стало полегче. И вообще мне понравилось огромное количество водителей, готовых тебе и мотоциклистам уступить дорогу. За это московским водителям зачёт! Ещё бы ростовских и краснодарских постигла бы участь культуры и дружелюбия.
Рано утром я с отцом уехал из района мегаполиса. Удивился расходу топлива в пробках: 10.8 литра на 100 км. Не знаю, почему – но факт. Может, счётчик на колонке занижает, а может, потому что педаль газа в пробках не нужна. Мотор Патриота довольно хорошо тянет с низов, и по горизонтальной поверхности реально можно начинать движение без нажатия педали газа.
Вернувшись в Ливны поехал на СТО с вопросом по переборке РК. Дали номер мастера Юры и с великой радостью отправили куда подальше с моей Ульяновской продукцией. Созвонился с Юрой, подъехал к нему. Действительно мастер! У него Соболь 4х4. Переборка трансмиссии, моторов и всего остального его не пугает. Только очередь к нему не маленькая. Ввиду того, что я не местный, и Патриот нужен для отдыха семьёй – мне пошли навстречу. Тут же отправился купил кардан и показал его мастеру для оценки пригодности к установке на мой УАЗ. Проверил наличие в магазине деталей на РК, в частности, звезду пониженной передачи, подшипники. Кардан был одобрен к установке, а остальное в процессе ремонта по необходимости приобретает Юра. Ремонт под ключ в трёх километрах от дома папы - просто сказка! 30 июня отогнал Патриот к Юре и уехал в Орёл к сослуживцу. По приезду забрал уже отремонтированный УАЗ. Сервис!!!
За 11 тысяч рублей было сделано: замена шестерни пониженной передачи (5800р) и комплекта подшипников MetalPart (5500р) в РК; устранён стук заменой болта на амортизаторе; подтянут хомут патрубка на левом топливном баке; спилено крепление подвисного подшипника; установлен новый кардан (П13016 Вал карданный УАЗ L=125 ЗМ Patriot 5ст без подвесной опоры – 11524р). Из непонятного – отсутствие масла в РК и следов его утечки. Без масла проехать 3500 км я не мог. Но факт отсутствия пугает. Залил в РК Лукойл ТМ5 75/W90.
Следующую проблему пришлось решать «за дорого». Никакие приспособления не помогут заменить старый потрескавшийся сосок на колесе. Не верьте интернету! Петя в Новом Уренгое решил попробовать. Купил «приблуду». Да не вынуть потрескавшийся старый сосок – он порвётся. В результате остаётся только снятие, установка и балансировка четырёх колёс. Сам дурак – надо было менять сразу при переобувке резины прошлым летом.
Далее в планах было забрать старшего сына с фестиваля «Улетай» под Ижевском. Хотели ехать на Ларгусе, но решили на обратном пути заехать в Рассказово Тамбовской области на рыбалку с ночёвкой. Это экономия два дня времени и 800 км пути. Едем на Патриоте за сыном сразу с палатками, лодкой и прочим. Заезжаем к сослуживцу в Большое Давыдово под Нижний Новгород, оттуда в Цивильск и на фестиваль. Заодно обкатаем новый кардан и РК. Рванули за приключениями, накатав за 4 дня с 12 по 16 июля 3500 км. После возвращения с Орла мы еще гоняли в Курск и на Кудыкину гору на Ларгусе – дома не сидится.
Поездка прошла хорошо. Проверили сетки москитные на окна передних дверей – спать душно. Решили ещё на задние двери сделать «москитки» для увеличения вентиляции. Ночью ветра нет, и движения воздуха в машине нет. На рыбалку не попали из-за жары (дед Саша не вынес бы), поэтому, обошлись купанием в пруду и шашлыками на даче в Рассказово. Зато потренировались в перевозке 300 кг груза в багажнике на дальние расстояния – чтобы УАЗ не трясло. По технике без нареканий – везёт и по Ижевским направлениям. Пространства для езды впятером куда больше чем в «ШНиве», и кондиционер лучше.
По возвращению в Ливны произвёл на СТО замену моторного масла и масляного фильтра. Дома сам отмыл всё подкапотное пространство. Заменил китайские диоды на родные лампы в передних габаритных огнях фар. Попутно демонтировал в фарах колхозную электропроводку от прошлых хозяев. Выяснил что на левой фаре сломано ушко крепления крышки фары. Просверлил в обломанном ушке ещё отверстие – и крышка встала на место. Не всегда точность зазоров - хорошо! Поставил на зарядку аккумулятор, потому что при работе кондиционера генератор выдаёт всего 12,2-12,4 Вольта. Но аккумулятор зарядился за 6 часов до максимума. Ток в 10 ампер он принимал минут 20. Потом пришлось понижать до пяти ампер и через час - до двух ампер. Не так уж много принял заряда при ёмкости в 95 АЧ. По-хорошему, после дальней дороги, аккумулятор должен быть заряжен полностью, а не на 80%.
При самостоятельной замене воздушного фильтра вспомнил многих владельцев, описывающих эту «простую» процедуру. Извлёк старый фильтр 2013 года. Удивился разнице конструкции по сравнению с новым воздушным фильтром 2024 года. Оба фильтра одного производителя «БИГ Фильтр». Но новый фильтр - просто фольга в сравнении со старым. Появилась мысль «не подделка ли?». Отправил фото и написал вопрос «АвтоДНК» - ответа не получил. Надпись на новом фильтре чёткая, размеры как у старого – но вот сетка-корпус тоньше и без спирального усиления.
Вспоминая жаркие Краснодарские пробки, для лучшего обдува радиаторов снял с решётки накладку. Которая оказалась из нержавейки. Позвонил человеку, который у меня забирал обвес с дисками, с вопросом: «Нужна?» Оказалось, что он продал Патриот – замучил ломаться. Теперь в гараже лежит ещё одна мне не нужная «тюнячка» из нержавейки. Следующим летом продам. Новая такая решётка из нержавейки стоит от 3,5 до 7 тысяч рублей. Может за тысячу кто заберёт?
Раз уж снял решётку – то промыл радиаторы. Грязи между ними не было, да и на просвет были почти полностью чистые. После моих пенных процедур стали просвечиваться на все 100 % ячеек. Мух вымыл не много, грязи нормально. Надеюсь, что мотор на жаре в пробках теперь будет меньше греться.
Провёл фотосессию отмытых компонентов подкапотного пространства. Там очень много произведённого не в России. Блок ABS 5 612 L5 130812 085 вообще не нашёлся в поисковиках. Если кто знает аналоги, подскажите в комментариях. Блок управления венгерский с прошивкой 10375221336 - просто поразил ценником в 55 тысяч рублей за аналог. Катушки зажигания корейские с завода. Усилитель тормозов чешский. Патриот явно не относится к дешёвым автомобилям. Не хотелось бы заниматься поиском и покупкой аналогов таких деталей.
После стоянки под дождём набрался полный коврик воды в багажнике. Пришлось подрегулировать дверь. Снял с двери «приколхоженую» уплотнительную резинку от Жигулей. Подложил под нижнюю петлю поранит 2 мм, чтоб дверь багажника при закрытии не задевала снизу вертикальный упор. Верхнюю петлю сдвинул в сторону салона, чтоб выровнять верх двери по плоскости кузова. По возвращению на место жигулёвская уплотнительная резинка уже не даёт закрыть дверь багажника. Ну и в «бан» её. Пришлось купить пятиметровые самоклеящиеся уплотнители (О-профиль и DB-профиль) и наклеить на дверь, с расположением напротив заводского уплотнителя на кузове. Проверил – вроде сухо. Время покажет правильность решения. Резинка от Жигулей всегда может вернуться.
Далее по плану было Азовское и Чёрное море, но Ларгус отрыгнул пятую передачу по пути с Суджи. Тёщу возвращал восвояси на Патриоте. Было замечено, что залазить в УАЗ высоко, и трясёт больше чем в Ларгусе. Да. Когда в УАЗе пустой багажник - он жестковат. Может и к лучшему, что до этого 3500 км мы проехали гружёными. Единственное неудобство от неожиданной поездки на Патриоте было снимать с крыши багажник, который успел установить для поездки на моря. Но лишний шум и расход топлива тоже было неохота испытывать на протяжении 600 км.
Итак! Вот оно, главное долгожданное путешествие этого летнего отпуска! Море зовёт!!! УАЗ загружен полностью с крышей. И тут сын обнаруживает под ним лужицу. Органолептический анализ показал антифриз. Утром в дорогу – а тут протечка. С обнаружением места утечки антифриза помог сосед Сергей. У меня уже сил не было, и перелом ноги давал о себе знать. Также Сергей привёз в запас шланг с хомутами. А утечку устранили установкой второго хомута. Течь образовалась из передавленного хомутом шланга. Хорошо, что длина патрубка позволила установить ещё один хомут, и не пришлось сливать антифриз, снимать старый и устанавливать новый шланг во дворе под покровом ночи. Всё же 12 лет автомобилю – надо бы все шланги заменить следующим летом. Да и мастера об этом говорили – болячка возрастная на всех авто. Плюсом поменять бачок для «омывайки» - с него тоже вытекает вода. Только ещё не смотрел, откуда. Или бачку хана, или уплотнениям моторчиков. Также под нагрузкой на низких оборотах побрякивает выхлопная труба примотанным к ней на проволоку металлическим тепловым экраном. Этим летом было не до выхлопной системы. Да и после устранения вибраций на «бубнёж выхлопной» перестал обращать внимание.
Вот оно, долгожданное утро! Мы вчетвером загрузились в УАЗ и отбыли на моря. Старший сын опять остался с дедом. По дороге заехали в парк Патриот (Каменск-Шахтинский), куда собирались три года. В «Должанку» прибыли во втором часу ночи и поехали спать на косе на берегу моря. Цель - провести испытания москитных сеток. При отсутствии ветра, даже при сетках на четырёх окнах в машине жарко и душно. По этой причине мы с сыном в четыре утра свалили спать на пляж, расположившись на одеяле у воды. Девчонки проснулись ближе к семи утра, когда Патриот нагрелся на солнце. Испытания показали, что сон в машине с такими сетками в безветренную погоду при плюсе за двадцать градусов – духота и жара.
Погостив у брата супруги, мы выдвинулись с Должанской косы на Бугазскую косу. Нам, не отдохнувшим, предстояло найти место для лагеря и обосноваться на ночлег на косе до темноты. А я ещё умудрился забыть вставить муфты для подключения передних колёс. Засел прям на въезде на косу. Одну муфту вставить легко. Для установки второй любимая качала УАЗ играя сцеплением на первой пониженной, пока шлицы не совместились. На асфальте достаточно прокатить Патриот вращая руками колёсо. В песке так провернуть не получится. Муфты воткнули достаточно быстро – жена рулит!
Место на косе для лагеря искали долго. Народу в начале августа очень много. Остановились возле тобольских ребят на автодоме Форд Транзит 4х4 с прицепом-автодомом. Утром они собирались уезжать. С задачей установки палаток и шатра мы справились, но устали конкретно. Перекусив, сразу вырубились.
Утром на море встаёшь с первыми лучами солнца, так как палатки начинают нагреваться. Я проснулся с восходом и за чашкой кофе наблюдал сборы Тобольских соседей. Но вот незадача – Транзит без пониженной передачи не может развернуться с прицепом. Я пошёл помогать. Сначала хотели развернуть прицеп-автодом вручную. У прицепа колёса с электроприводом. Но прокол колеса под дышлом поставил крест на нашей затее. Решили попробовать Патриотом. УАЗ тоже в повороте зарывается в песок. Тут сосед вытащил из прицепа-автодома трёхметровые бруски сороковки и сунул под все колёса УАЗа. По брускам Патриот поехал как по асфальту. В результате выбрали стратегию для разворачивания почти на месте. Протаскивал прицеп, отцеплял его и опять зацеплял под максимальным углом к дышлу. Перецепившись три раза, прицеп-автодом я развернул на 180 градусов на узкой песчаной косе.
Далее Патриотом отбуксировал прицеп на возвышенность для лёгкого старта Форда. Без «понижайки» Транзит закапывается в песок, не успевая набрать ход. УАЗ тащил караван весом более тонны по песку в прямом направлении, не напрягаясь. Это мой первый опыт езды с прицепом по песку. И если бы не было межосевой блокировки в РК, думаю, Патриот и без брусков с разворотом прицепа-автодома справился. При повороте уж очень сильно роют колёса, едущие по малому радиусу. В этом плане на «ШНиве» режимы трансмиссии лучше – три дифференциала в рыхлом песке РУЛЯТ! На блокировках при повороте капаешь колёсами грунт.
К обеду поехал за нашими друзьями, прибывшим из Тюмени на Камри. Прошлогодняя копания снова в сборе. В это раз мы прожили на берегу Чёрного моря с 30.07 по 14.08. Каждый день УАЗ катался в Веселовку и иногда в Тамань. За две недели пробег составил 460 км и сожжено 112 литров топлива. Прикидывая процент езды по песку и зная расход по трассе, вычислил сколько потребляет УАЗ при движении по рыхлому песку на спущенных до 0.8 атм колёсами – 45-50 литров на 100 км. В общем, на двух полных баках и 200 км не проедешь.
Эх. Время пролетело быстро. В гости с Краснодара на Бугазскую косу приезжал сослуживец. Первая встреча спустя 24 года. Был виндсёрфинг и дельфины. Появились новые знакомые с Тобольска и Самары. Настроение подпортил захват Суджи. Тесть с тёщей сбежали в трусах и с собакой. Теперь будут жить в Тюмени до лучших времён. Моя травма не дала отдохнуть «по полной». Зато здоровье начинаешь ценить ещё больше.
Самое сложное было собраться в обратный путь. В последний день на Бугазской косе зарядил ветер без остановки. Крышу Патриота грузили долго – всё сдувало. Только загрузили крышу, и брызнул дождь – успели. За время отдыха дождик был три раза. Самый сильный прошёл в первое утро, когда пытались развернуть прицеп-автодом вручную. И когда поехал после дождя встречать наших Тюменцев удивился как раскисла глина на дороге вдоль лимана, когда подъезжаешь к косе. Отчаянные «пузотёрки» сидели на брюхе в колеях. Патриот соскользнул в те же колеи, но проехал благодаря клиренсу.
14 августа – день выезда домой. Вывез девчонок и вещи друзей в Веселовку на стоянку к Камри. Вернулся к парням - закидали наши вещи в багажник. Накачал колёса, вынул муфты из хабов, и в обратный путь.
Ночевали между Ростовом и Воронежем в поле. В этот раз уже не было жарко и душно спать в машине. Пару раз останавливались на пикник подальше от трассы. Разик заезжали в столовую. Дорога прошла легко и удачно. УАЗ ни разу не подвёл. Да и жары не было, как в прошлом году. Так что об эффективности промывки радиаторов ничего не скажу, потому что выше 33 градусов температура за всё время отдыха на морях не поднималась.
Патриот помыт и поставлен в гараж с отключенным аккумулятором до следующего лета. Накатал УАЗ 8500 км. Вёл себя хорошо. На следующее лето продолжим его ремонт. В первую очередь - замена шлангов. При хороших обстоятельствах – замена выхлопной трубы и антикор всего под брюхом. А остальное совсем не важное: демонтаж сигнализации, дополнительные розетки USB и сушёные муравьи в приборной панели.
Часть вторая.
По итогам летнего сезона 2024: пробег между контрольными заправками составил 8425 км; израсходовано 1072 литра 95-го бензина; средний расход составил 12.72 литра на 100 км; за топливо заплатил 62620 рублей; один километр по расходу топлива стоил 7 рублей 43 копейки; затраты на всё кроме топлива 41555 рублей, что добавило к стоимости километра пробега 4 рубля 93 копейки. Итого стоимость одного километра пробега вышла 12 рублей 36 копеек.
Общий итог за два сезона 2023 и 2024: пробег между контрольными заправками составил 11647 км; израсходовано 1486 литра 95-го бензина; средний расход составил 12.76 литра на 100 км; за топливо заплатил 83175 рублей; один километр по расходу топлива стоил 7 рублей 14 копеек; затраты на всё кроме топлива 194526 рублей, что добавило к стоимости километра пробега 16 рублей 70 копеек. Итого стоимость одного километра пробега вышла 23 рубля 84 копейки.
Любишь кататься – люби и саночки возить! Купил за 730 тысяч рублей, за два года вложил 200 тысяч рублей, и на топливо ещё 80 тысяч потратил, при этом проехал меньше 12 тысяч километров. Патриот конечно в цене не падает, а как все машины, только растёт. Но в среднем за сезон с небольшим пробегом в 6 тысяч километров легко потратить 140 тысяч рублей.
Все затраты сведены в таблицы на фото. И видно, что 82 тысячи я заплатил за работы СТО и мастерам. Кто сам делает УАЗ, может почти треть сэкономить. Газ, возможно, тоже даст какую-то экономию. Однако в целом содержание Патриота не дёшево.
Была побеждена вибрация заменой кардана и переборкой раздаточной коробки. Это сильно увеличило скорость движения по трассе. При этом не наблюдается увеличения расхода топлива по итоговым цифрам двух сезонов. Расход уменьшился. Хотя я более чем в два раза больше накатал по песку по сравнению с прошлым сезоном 2023. Но общий пробег сезона 2024 более чем в два с половиной раза больше. Из-за большего трассового пробега и получилось уменьшение среднего расхода топлива.
Можно купить увеличенные на 10 литров баки. Ну, или хотя бы левый (кончается первым), который сверху подтекает (при заправке под горловину) предположительно по шлангу. Стоит один топливный бак в районе 18 тысяч рублей. Если заменить оба, то запас топлива будет не 38х2=76 литров, а 53х2=106 литров. Прирост запаса топлива 30 литров. Это плюс 250 км пробега по трассе и 65 км по рыхлому песку. Но с моей эксплуатацией смысла в этом нет. Пока я не езжу далеко от заправок. Но мечты такие есть. Замена баков в моём случае оправдана только в случае их гниения.
Теперь о разговорах с мастерами и мои выводы. Патриот реально в состоянии трёхгодовалого УАЗа. Заморачиваться с деталями при моих задачах смысла вообще нет. Ставить надо стоковые детали, особо не парясь отзывами о производителях. Тюнинг, усиление конструкции и повышение проходимости очень дорогая штука. При этом ремонт в дороге может очень сильно затянуться, так как неродные детали надо будет заказывать и ждать, а может и вообще не найти и для завершения ремонта менять конструкцию. В обычной «трассово-просёлочной» эксплуатации Патриоты живут долго и счастливо в том виде, в котором их придумали инженеры в угоду бухгалтерии. Детали от всех производителей работают примерно одинаковый ресурс. Главное, чтоб мастер мог отличить брак (подделку) и не устанавливать его на автомобиль. Очень мало болячек, которые обездвиживают Патриот, тем более надолго. Надёжность УАЗа зависит от условий эксплуатации и своевременного обслуживания – всё как у всех автомобилей, не хуже не лучше. Те машины, которые используют для покорения бездорожья, вообще не живут, особенно «тюненные» и на огромных колёсах.
Нет плохих машин! Они могут не подходить под ваши задачи. Могут быть очень дорогие для вас. И приходится идти на компромиссы. Каждый выбирает по своим возможностям и исходя из своего опыта. Параметр цена-качество никто не отменял. И отзывы я пишу для того, чтоб поделиться опытом, а Вы делали свои выводы «Надо оно вам или нет».
Хочу поблагодарить всех, кто делится своим опытом владения автомобиля. Благодаря Вам я делаю свой выбор, решаю технические проблемы, не допускаю многих ошибок.
Продолжение следует!
Всем удачи на дорогах!!!