Я раньше уже ездил один раз в Монголию на своей прошлой Лада Гранта, но это было лишь до озера Хубсугул, недалеко от села Ханх. Но, так как я живу возле Байкала, и часто там бываю, то та поездка в Монголию мне показалась не особо интересной. Хубсугул это уменьшенная копия Байкала. Рыбакам наверное имеет смысл туда ехать. Но я не рыбак, не охотник, а фотограф. И спрашивается, зачем переться так далеко, торчать на границе, если под боком есть тоже самое, только еще круче.
Так вот, мне хотелось настоящей Монголии! С ее бескрайними степями, огромными песчаными дюнами, горами и красивейшими каньонами. И вот, дождавшись, когда у меня появился Патриот, моя мечта обрела реальные черты.
Гуглю, смотрю карты, общаюсь с опытными товарищами, и вот, примерный маршрут составлен. Иркутск - Улан-Удэ - Улан-Батор - Даланзадгад. От него мы уже ездили по разным местам. Дорога в одну сторону около 2000 км. Попутчиков трое: моя дочка и еще двое фотографинь. Мы с дочкой ночевали в машине (см мой предыдущий пост про то, как я оборудовал спальное место в Патриоте), а двое коллег в палалке.
Маршрут и расписание строили исключительно из фотографических целей. То есть вставали не там, где удобно стоять обычному туристу, а максимально близко к точкам съемок. Стояли на одном месте по 2-3 дня, ожидая хороший свет и состояние погоды.
Посетили:
1) каньон Йолиин ам. Там нам показалось не особо интересно, просто речка в горном ущелье. Опять же, мы у себя в Прибайкалье несколько избалованы и горами и ущельями, поэтому не стали там задерживаться.
2) Каньон Баянзаг. Это настоящий Марс!!! Каньон состоит из красного песчаника, образую невероятные, необычные пейзажи! Там мы провели 3 дня.
3) Пески Хонгорын-Элс, которые протянулись на 100 км, и имеют высоту барханов до 300 метров!!! Это тоже что-то потрясающее! 3 дня.
4) Каньон Цаган Суврага. Очень напоминает каньон Баянзаг, но имеет совершенно другие цвета. Он разноцветный! По дороге до этого каньона мы делали остановки еще в двух местах, в одном ущелье и рядом с необычным скальником, напоминающим подводную лодку. Мы нашли их совершенно случайно, на наших картах они не были отмечены.
По машине:
По дороге случились некоторые неполадки по электрике. Сперва загорелись чеки двигателя и абс. Ладно, едем дальше. Но на другой день внезапно погасла панель приборов и машина встала. Путем подергивания проводов быстро выяснил, что нет контакта в блоке предохранителей под капотом (я дергал провода с включенным зажиганием, а Марина смотрела на панель). Проблема была в говенных предохранителях, у которых под нагрузкой начинает течь пластиковый корпус и заливать контакты. Зачищаю контакты, меняю предохранители, и дальше в путь. Времени ушло на все около часа.
Не совсем понятна логика Ульяновского завода. Они ведь реально стараются улучшить автомобиль, чего только стоят дополнения в модельном ряду 2016 года! Система антизанос, электронная имитация блокировок, парктроники, подогрев всего и вся, улучшенная шумка, круиз контроль и др... Особенно эл. блокировки радуют, они реально повышают проходимость. Теперь никакие диагоналки не страшны. Только колесо повисло и начало крутиться, как сразу слышно, как система срабатывает и машина выезжает! Чудо! Антизанос тоже отличная штука. Это все очень здорово, реально полезные вещи! Но что толку от АБС, антизаноса и электронных блокировок, если китайские предохранители и клеммы, непротянутые контакты масс делают все это нерабочим в самый неподходящий момент! Такое ощущение, что на заводе работает какой-то шпион-вредитель.
Кстати, пока делал, подъехал монгол на буханке, и стал помогать. Не зная ни слова ни по русски ни по английски, он все быстро понял, и принимал очень большое участие в починке). Вообще, хочу сказать, что монголы очень дружелюбный, и отзывчивый народ. Забавно было наблюдать, как они рассматривали Патриота, словно это НЛО какое-то. Видя знакомый логотип, мужики тут же подбегали, осматривали его, залазили под низ, просили открыть капот, языком жестов пытались что-то спрашивать))
Из-за больших колес при большой загрузке машины на плохих дорогах заднее колесо подтирает подкрылок. У меня размер колес 235/85/16. Советуют поставить диски с увеличенным вылетом. Думаю, может еще стоит еще приподнять сзади кузов на пару-тройку сантиметров. Радиус моей резины как раз больше родного размера на 2,5 см. Но большие колеса это кайф! Гораздо мягче, чем на родном размере. Я в этой поездке их чуть стравил, до 1,8-1,9, и на монгольских дорогах, которые вовсе и не дороги, мы чувствовали себя почти как на асфальте. Из-за высоты резины думаю, что гораздо ниже вероятность пробить колесо, даже при пониженном давлении.
Кстати, меня перед поездкой предупреждали что в монгольский саксаул запросто протыкает колеса. И одну колючку я все же словил, но травило очень медленно, и починил колесо уже в России.
С бензином особых проблем мы не испытывали, есть в общем-то во всех населенных пунктах, и только в Мандал-Ово не оказалось 92. Так что канистру запаса хотя бы одну иметь надо.
В качестве навигатора в Монголии пользовались приложением Maps Me. Создателю этого приложения (которого я, кстати, знаю лично) надо просто памятник при жизни ставить! В нем указаны не только основные дороги, но и такие козьи тропы, что просто диву даешься. Не все конечно, но процентов на 95 там есть все дороги. А учитывая, что в Монголии понятие "дорога" очень условно, это приложение было для нас как путеводная звезда. Оно к тому же бесплатное. А вот показывать монголам обычные, бумажные карты оказалось не очень полезным. Такое ощущение, что они видят карты впервые, начинают что-то бурно обсуждать меж собой, а в итоге просто машут рукой, мол - туда.
Если не считать проблем по электрике, то в целом машина показала себя в поездке по Монголии превосходно! Вчетвером, с огромным количеством вещей и фототехники, канистрой бензина и с кучей канистр для воды на общий объем около 70 литров, запасом еды почти на все 2 недели, мы комфортно, я хочу подчеркнуть - КОМФОРТНО путешествовали по очень жарким и суровым местам Монголии. Особенно приятно, что по плохим дорогам, а часто и просто по полю, ты не шкрябаешься 30 км/ч, а летишь 70-80, а то и 90!
В следующем, 2018 году я планирую опять в Монголию, но уже в другие места. А совсем скоро следующий пост про фото поездку на Алтай.