Слезы – слезами, а машину восстанавливать нужно. Солнце еще высоко, может получится выяснить причину и место утечки. Осмотр с помощью камеры телефона результатов не дал, нужно снимать головку блока цилиндров. Вперед, глаза боятся – руки делают.
Карбюратор, радиатор, впускной-выпускной коллектор все снялось без проблем, эти детали я уже не раз снимал. В двигатель лазить мне еще не приходилось, под клапанной крышкой увидел 8 клапанов, они открываются толкателями, никакого ремня и цепи ГРМ, все просто и надежно. ГБЦ держат 10 шпилек, 5 прячутся под осью коромысел, остальные 5 в свободном доступе. Минут сорок потребовалось на разборку системы коромысел и откручивания гаек, а вот снять саму ГБЦ не выходит, прикипела. Я ее со всех сторон шевелил и тянул – сидит как влитая.
Мысль заменить двс на более современный стала появляться все чаще и чаще. Знаю что можно поставить 1(2)jz-ge от крауна в 140-х кузовах, их поддон не будет мешать переднему мосту. 1jz-ge как раз лежит в углу (в рабочем состоянии остался от крауна), есть даже АКПП от него, неисправная, но примерить сгодится. Возникает проблема подсоединение раздатки, родная раздатка работает в паре с МКПП, у них даже масло общее. Если ставить родную МКПП к японскому двигателю, то придется переваривать колокол и искать подходящее сцепление. Еще проблема в креплении раздатки к раме, его придется переваривать, нагрузка будет передаваться на раму в нерасчетных местах. Кроме того потребуются новые карданы. Все эти переделки, на мой взгляд, сделают автомобиль крайне ненадежным и дорогим в эксплуатации, только один кардан, выполненный по спецзаказу будет стоить под 20 т.р. Мне головастик нужен для больших пробегов, поэтому от такого варианта придется отказаться.
Значит нужен УАЗовский мотор, инжектор, там-то уже везде сальники будут. На дроме как раз продается УАЗ хантер в разбор. Автомобиль находится в 60 км от Иркутска, на осмотр съездил на Карибе. Вот что предлагалось за 40 т.р. :
- ДВС 4216, инжектор, 2.9л 117л.с.;
- 4 колеса R16, резина КАМА, протектор вроде живой еще, диски штатные;
- мосты типа спайсер, если получится их воткнуть на головастик, то должен снизиться расход топлива, у них сопротивление качению меньше;
- МКПП 4-х ступая и косозубая раздатка:
- Перевернутый и мятый со всех сторон кузов от Хантера;
- Гнилой кузов от 469.
Из документов только желток (автомобиль списан).
Вроде можно и взять, но очень далеко, стоимость эвакуатора выйдет 15 000р. Да и до участка он не сможет довезти, чтобы не упустить этот вариант нужно срочно ставить головастика на ход.
Два дня вечерами ковырялся с головастиком, но ГБЦ все никак не снималась. Пришлось покупать самый маленький гидравлический домкрат и им сдергивать ГБЦ. Против усилия в 2т она не устояла и поддалась. Первым делом осматриваю место течи. Оказывается, проржавела задняя крышка заглушка, она выполнена из стали и за 20 лет просто сгнила. Эх, знал бы прикуп… ведь ее можно было открутить, не снимая ГБЦ.
Неисправная деталь стоила 20р. А замена ее встала в 5000. Мне пришлось купить новые прокладки, маслосъемные колпачки, ключ рассухариватель, домкрат и еще кучу мелочей.
Раз уж ГБЦ оказалась дома в тепле, то за два дня обслужил ее, заменил маслосъемные колпачки и притер клапана.
Обратная сборка прошла почти без проблем. Когда все уже было собрано и притянуто, при заливании тосола выявилась течь через помпу, замена прокладки проблему не решила, может двигатель нужно прогреть и потом еще раз протянуть? Несмотря на мороз – 30, двигатель завелся легко, прогрелся , но течь никуда не ушла, протяжка не помогла.
И тут мне вспомнился случай один с ремонтом мотоцикла. Лет 12 назад был у меня ИЖ –Юпитер 5, да не простой, а с жидкостным охлаждением. Таких мотоциклов в ту пору в Иркутске можно было пальцами одной руки пересчитать (сейчас, наверно, уже ни одного не осталось), естественно запчастей на них тоже не было. У моего Юпитера была проблема с радиатором, лопасти вентилятора протерли в сотах дырки. Я в ту пору был студентом и на ремонт в сервисе денег не было. Ездил, периодически доливая воду в радиатор, а вода стекала прямо на колени глушителя. На ходу вода уносилась ветром, а вот стоит остановиться как тут же оказываешься в клубах пара. Проблему эту ни поксипол, ни паяльная лампа не могли решить, как-то в журнале «За Рулем» вычитал, что можно высыпать в заливную горловину табак, он в жидкости начнет расширяться и забьет отверстия.
И вот одним летним вечером, ковыряя мотоцикл у гаража заметил дедка с сигаретой.
- Дедушка, угостите пожалуйста сигаретой!
- Ась? Сигаретой? У меня ПРИМА, будешь? – дедушка видимо хотел меня напугать, но все же протянул одну сигарету.
- Да пойдет – забираю у него сигарету и высыпаю в радиатор.
- Дурной что ли? Ты зачем табак испортил? – глаза деда источали гнев – Яйцо туды разбей, все остальное фигня.
- Как яйцо? Какое? – может дедушка шутит надо мной.
- Куриное, не свое же, оно тебе вмиг там все залепит.
Между тем табак всплыл в горловине, а течь никуда не пропала. Может, действительно, яйцо туда разбить? Беру в ларьке под хохот продавщицы два отборных яйца, и что бы в дороге не разбить тут же у ларька выливаю одно в радиатор. Завожу мотор, руку на газ и открываю дроссель
Е-Е-Е-Е-Нь – звонко отозвался Юпитер разбрызгивая воду
На третий ень, вода перестала капать совсем, я был в шоке, всего за 10 секунд яйцо починило мой радиатор. Довольный выкидываю уже не нужное лишнее яйцо в мусорку и, объезжая удивленных прохожих, поехал кататься… эх были времена!!!
Юпитер с таким ремонтом проездил у меня два сезона, с радиатором проблем не было, а УАЗ чем хуже, пойду и ему скормлю яйца.
Завел, прогрел 5 минут, потерял около стакана тосола, и, одно за другим, вылил в радиатор два яйца. Пока лез смотреть результат, дырки залепились, течь пропала, я опять был в шоке. Может попутно и соты в радиаторе залепило, но сейчас зима, перегреть двигатель вряд ли смогу, а весной уже новый поставлю.
Между тем двигатель собран и работает, нужно проверить УАЗ на ходу, еду в город. Пробная поездка показала, что двигатель совсем ослаб и не тянет, будто воздуха не хватает. Более детальный осмотр выявил запредельные люфты в системе тяг дроссельной заслонки. Выкидываю их вместе со старой педалью газа на помойку к родному ГТЦ. На знаменском беру педаль газа от инжекторной буханки, трос от карбюраторной, кронштейн крепления троса к карбюратору. Так как у меня карбюратор ДААЗ, то ничего просто так не подошло, помогла болгарка и шуруповерт, зато сейчас двигатель дышит полной грудью.
И вот 16 февраля в субботу съездил и забрал замученного хантера, пока только механическую часть с рамой вывез, кузова на следующей неделе заберу.
После ремонта яйцами проехал уже 1000 км, течи нет, может кому-то такой способ пригодится, буду рад помочь. Ну а впереди УАЗ ожидает серьезный ремонт, обязательно отпишусь.
P.S. Лена не была против покупки запчастей, даже не смотря на то что расплачивались с кредитки. Все таки УАЗ в семье полезная штука, и он должен быть в исправном состоянии.