… — Я — Гудвин, Великий и Ужасный, — дрожащим голосом ответил человечек. — Но, пожалуйста, пожалуйста, не трогайте меня! Я сделаю все, что вы от меня потребуете!..
А. Волков. «Волшебник Изумрудного города»
Дорогие читатели, сегодня настал день замены жидкости в АКПП. Готовился к ней заранее, изучая матчасть и информацию с профильных форумов.
Жидкость отработала более 70 000 км после предыдущей замены. На трассе все передачи переключались почти незаметно, но в пробках часто присутствовали пинки при переключении со 2-й передачи на 3-ю и обратно.
Данная процедура окутана туманом дремучих страшилок от нерадивых работников автосервисов, а также их клиентов, не включающих мозг и не меняющих своевременно жидкость АКПП. Отчасти в этом виноват производитель, изначально объявивший Aisin 09D необслуживаемой.
Вот самые распространенные из них:
— гидроблоки, пинающиеся покруче мастера муай-тай;
— горящие синим пламенем фрикционы сцеплений и гидротрансформатора;
— использование только дорогущей оригинальной жидкости, разливаемой в подвалах завода VAG;
— соленоиды, перманентно выносящие неокрепшие мозги;
— если большой пробег, то ATF лучше не менять, коробка все равно загнется;
— после замены ATF нужна обязательно адаптация на сканере, так как у АКПП поедут мозги, и она отправится в сумасшедший дом.
Производитель VAG в мануале нам пишет особенности коробки:
• построенные на принципах Fuzzy-Logik (нечёткой логики) программы автоматического переключения передач в зависимости от стиля вождения и дорожной обстановки, а также в зависимости от сопротивления движению;
• заправка гидравлическим маслом ATF на весь срок эксплуатации (хе-хе!);
Но под маркировкой 09D скрывается Aisin TR-60SN, которая ставилась и на японские авто. Каталоги нам говорят, на какие именно:
— Lexus GX460 J150 (2009–2011), IS500 XE20 (2007–2011), LX570 J200 (2007–2011)
— Toyota Altezza XE10 (2001–2005), 4Runner N280 (2009–2011), Land Cruiser J200 (2007–2011)
Это абсолютно такая же АКПП, просто с другими настройками блоков. Интервал замены жидкости – 60 000 км. И к чему переплачивать за жидкость с наклейкой VAG ?
На профильных форумах и в отзывах пользователей наиболее часто упоминаются ATF с допусками для Туарега:
• VAG G 052 025 A2 синтетика (оригинал).
• RAVENOL T-IV Fluid New полусинтетика
• MOBIL ATF 3309 минералка
Не исключаю, что АКПП переварит и обычную синтетику Toyota ATF Type T-IV, возможно, при условии ее замены немного почаще.
Предыдущий хозяин авто на пробеге 211000 км делал замену жидкости АКПП на оригинальную (со снятием поддона) и на пробеге 212000 км (без снятия поддона).
Все работы выполнялись у официального дилера. Он выделяет на данные процедуры:
— 4,5 нормочаса — замена со снятием поддона;
— 2 нормочаса — замена без снятия поддона.
Цены на нормочас – 3300 руб. (по данным за октябрь 2020 г.).
Пробег у меня уже большой, но я не хотел экспериментировать, заливая взамен ранее используемой синтетики минералку или полусинтетику. Поэтому взял синтетику ENEOS Premium ATF, подходящую по нужным нам допускам G 052 025 A2.
На Экзисте заранее заказано:
— Ремкомплект гидрофильтров АКПП Meyle100 137 0002 – 3077 руб.
В данном наборе идут фильтры сразу вместе с прокладкой АКПП. Это выгоднее, чем приобретать все по отдельности.
— Кольцо уплотнительное сливной пробки поддона АКПП VAG09D 321 181 B – 278 руб.
— Кольцо уплотнительное заливной пробки поддона АКПП VAG09D 321 379 – 296 руб.
— Прокладка фильтра АКПП VAG09D 325 443 – 524 руб.
— Кольцо уплотнительное радиатора системы охлаждения к трубке АКПП VAGN 906 660 03 – 83 руб.
— Пробка сливного отверстия АКПП VAGWHT 000 206 A – 163 руб.
— Пробка заливная поддона картера АКПП VAGWHT 000 323 A – 441 руб.
В местной оптово-розничной сети автотоваров куплен Eneos Premium ATF 2 х 4 л. – 4680 руб.
Производитель также рекомендует при снятии поддона АКПП заменить:
— Болт с шестигранной головкой VAG WHT000326A – 16 шт. (крепление поддона);
— Термостат на АКПП Behr TO975 – 1 шт.
— Прокладка на термостат АКПП N90 666 003 – 2 шт.
Выставляем пневму в режим домкрата. Поднимаем авто на подъемнике. Откручиваем защиту. Засучив рукава, приступаем к вскрытию пациента.
Болты поддона в хорошем состоянии, менять не будем.
4 болта нужно крутить с карданчиком — мешает подрамник и кронштейн пыльника.
2 болта справа перекрыты проходящими вдоль АКПП трубками охлаждения. Но их можно выкрутить и потом закрутить, не снимая пластину с трубками.
Старая заливная пробка настолько «прикипела» к посадочному месту, что не поддавалась ни шестигранному, ни газовому ключу. Пришлось применить молоток и зубило.
В поддоне установлено 5 магнитов. Трубка уровня выполнена как единое целое с поддоном.
Стружки на магнитах нет. Присутствует только естественная металлическая пыль в нормальном количестве.
Термостат АКПП в хорошем состоянии. Заказывать и менять его не стали.
Залито 7,5 литров ATF.
Работы – 3000 руб. Все было сделано за 2,5 часа.
Касаемо адаптации. Мне кажется, что ее необходимость зависит от текущего технического состояния АКПП. В Интернете и на профильных форумах детально описаны процедуры адаптации как на сканере (Вася, ODIS и т.д.), так и без сканера, при адаптационной поездке.
На стоящем прогретом авто я переключил передачи туда-обратно 6 раз. Затем на прямом относительно свободном участке дороги проехал со скоростью около 80 км/ч, передачи успели переключиться с 1-й по 6-ю и обратно, до полной остановки авто. Следующие полчаса ехал в умеренной пробке.
Итог – пропали рывки и пинки, передачи переключаются почти незаметно. По ощущениям появился небольшой прирост мощности, даже при активной езде в горку.
Итого потрачено – 12 542 руб.
Если бы я воспользовался услугами официального дилера, то из семейного бюджета ушло бы 4,5 х 3300 = 14 850 руб. И это только за работы, со снятием поддона. Сколько стоила бы дилерская оригинальная жидкость (а по нормативам там заказывается сразу 13 литров) – лучше не знать…