Ветер шумит негромко
И снег шелестит в ответ
Еб…мся cегодня с машиной —
Фольксваген 16-ти лет!
Чужие руки тебя ласкают,
В чужих сервисах шепчут тебе,
Что твоя пневма — она родная,
Такая пневма досталась тебе…
Пневмоподвеска Туарега 1 поколения отмечена своей надежностью. В щадящих условиях эксплуатации (например, в отсутствие езды по грязи, тяжелому бездорожью, не меняются режимы на непрогретой подвеске в сильные морозы) ресурс может приближаться к 200 000 км и более. Во многих случаях, в отличие от некоторых конкурентов-одноклассников, баллоны и блок клапанов не грозят владельцу резким выходом из строя (если он не будет с ними нежен).
На Мерседесе ML товарища (2005 г., дорестайлинг) однажды взорвался (!) блок клапанов, а калибровку пневмы приходилось делать с завидной регулярностью.
Пробег моего Туарега при покупке составлял 252000 км. Я спрашивал предыдущего хозяина насчет замены каких-либо деталей пневмы, но за 7 лет владения он только пару раз проводил калибровку и профилактику у официального дилера. Баллоны и датчики положения кузова не менялись.
Когда пробег приблизился к 300 000 км, я искренне надеялся отделаться потенциальной заменой только штуцеров – судя по отзывам, первыми начинают травить именно они — или обойтись установкой ремкомплектов — уплотнителей и резиновых опор пневмостоек. Тем более, что поводов для беспокойства особо не было – лишь изредка барахлил один из датчиков, зажигая желтую лампочку Running Gear Fault Workshop, гаснувшую при очередном перезапуске двигателя.
В этот день ничего не предвещало беды. После активного движения по трассе, въезжая в город и притормаживая перед пробкой у светофора, я услышал довольно громкий «бум!», в районе капота вылетели какие-то мелкие ошметки, и Туарег резко присел на левый передний угол.
«Яма…» — подумал Штирлиц.
Однако дорога в этом месте была ровной. И я уже догадывался, что пневмостойке было явно нехорошо. В голове вертелась первая мысль — «Почему не горит Stop fault running gear?». Вторая мысль – «Стойка или штуцер?». Включил аварийку и свернул на обочину.
Stop fault running gear загорелся минутой позже, когда передняя часть машины уже целиком лежала на отбойниках. Задняя часть осталась в обычном положении.
Компрессор пневмы до этого работал в обычном режиме – утечек воздуха из стоек и штуцеров не было. Я знал, что в случае проблем с баллонами его необходимо отключить с помощью предохранителя — иначе компрессор, несмотря на датчик температуры, может перегреться. Однако компрессор с момента аварии молчал.
Следовать указаниям немецких инженеров и вызвать эвакуатор — не получилось. Вызываемые юниты уже умчались в центр города — тырить (не)правильно припаркованные машины, наполняя госбюджет и карманы владельцев арестплощадок.
На малой скорости, в положении «девятки» с задранной в результате ара-тюнинга задней осью, ползу по правой полосе в сервис, чувствуя пятой точкой все стыки и ямы на асфальте. Заезжаем на подъемник и видим…
Баллон рванул с такой силой, что треснул внешний алюминиевый кожух. С правой стороны — все целое.
Великий и могучий русский (нае)бизнес.
Экзист любезно предлагает новый левый баллон по космическим ценам (на момент публикации – уже наверняка дороже, хе-хе!):
7L6616039D – оригинал, 230 508 руб.
Hde 901001 – неоригинал, 18 102 руб.
Пневмобаллоны от Туарега / Кайена / Ауди Q7 разной степени убитости (гнутые крепления и порванные пыльники на них – обычное явление) попадаются на авторазборках во многих регионах России и стоят в среднем от 5000 руб. (в Москве – от 8000 руб.) за штуку. Ожидаемый срок доставки в нашу Тьмутаракань – от 10 дней. Но реальные сроки доставки сейчас не может просчитать никто (вспоминаем доблестную компанию DPD).
Мне повезло. Новый пневмобаллон был в наличии в одном из местных магазинов-сервисов, специализирующихся на европейских авто, и стоил 11000 руб.
Но мне было интересно, можно ли снизить эту сумму, найдя в моем регионе контракную стойку с праворульного распила с японского аукциона. Такие Туареги ранее привозили в основном из-за контрактных двигателей, и сейчас они тихо гниют под открытым небом, ожидая своего часа.
Однако обзвон местных авторазборок ничего не дал. На большей части были Туареги с обычной пружинной подвеской. На оставшихся – барыжные сотрудники наверняка уже прочитали биржевые и новостные сводки, примерив их на свой нехитрый ассортимент. Они отказывались продавать эти стойки поодиночке — только парой, с ценником не менее 30 000 руб.
«Ребята, новый пневмобаллон стоит 11000, а вы предлагаете мне б/у ценой в 15000 за штуку! За б/у запчасть — это явно завышенная цена для меня. Где логика?» — спрашивал я.
«Ну-у-у… пока та-а-ак!» — отвечали в телефонную трубку ленивые и наглые хари.
Решение нужно было принимать быстро. Оставлять машину в ожидании запчастей на территории сервиса или на стоянке мне не хотелось. Качество приобретаемого в другом регионе проверить сложновато – не факт, что продержится долго и не окажется убитым. Поэтому я быстренько заказал новый баллон в том магазине.
Процесс снятия передней стойки оказался непростым…
За работы — 5000 руб.
Ребята проверили сканером на предмет ошибок, так как после установки новой стойки появились новые ошибки — постоянно горит Running Gear Fault Workshop (датчик положения кузова) и моргает AFS NO FUNCTION VEN.WALLET (подсветка в поворотах).
Диагностика показала ошибку 00776 – привет от датчика дорожного просвета. Визуально он целый, хотя, возможно, его повредило при взрыве пневмобаллона. Подозреваю, что моргающая лампочка AFS завязана также на него – все лампы горят и поворотный механизм работает, как обычно.
Мой экземпляр ODIS, шедший к адаптеру VAS5054A (куплено ранее на АлиЭкспрессе и с таким трудом установлено на ноутбук), видимо, решили присоединиться к санкциям и объявить бойкот. При подключении программа перестала проходить проверку зажигания, таким образом не видя авто. Попробую переустановить исходную или поставить более свежую версию.
После выяснения, какой именно датчик вышел из строя, и его ремонта / замены планирую заново адаптировать / калибровать подвеску.