После замены в конце февраля переднего левого пневмобаллона к горящей на экране бортового компьютера лампочке системы контроля давления в шинах (все руки не доходили погасить ее программными средствами, способы описаны на форумах) добавилось еще две – приседающая желтая машинка (Fault Running Gear Workshop) и моргающая желтая (AFS NO FUNCTION VEH.WALLET).
Штатные датчики давления шин были выкорчеваны со штатного литья еще предыдущим хозяином – в них сели батарейки. Валяются в коробке с запчастями.
Мультисканер моих ребят выдавал ошибки:
1) 00776 — крандец пришёл датчику дорожного просвета. Но сканер не видит, какому именно. Грешу на левый передний — могло повредить при взрыве пневмобаллона.
2) 01310 – AFS, корректор фар. Версия о повреждении при взрыве через подкрылок не оправдалась – он даже не треснул. Фары плотно сидят на своих посадочных местах, все лампы работают в штатном режиме. Есть вероятность, что это завязано на датчик дорожного просвета, так как левая передняя часть машины была немного выше остальных.
В моей комплектации идет поворотный биксенон, коррекция фар происходит автоматически. Однако подсветка поворотов работала как обычно, несмотря на ошибку.
«Все исправится ремонтом / заменой датчика просвета и калибровкой подвески» – подумал Штирлиц.
Контрактный датчик в моем городе (Туарег / Кайен / Q7) – от 1500 до 4000 руб., в зависимости от упоротости авторазборщиков.
Но сначала нужно было понять, с какой стороны датчик вышел из строя – они там отличаются. Поэтому берем сканер и смотрим.
Но нас ожидал сюрприз.
Я уже упоминал о купленном ранее на АлиЭкспресс заветном диагностическом чемоданчике — китайском клоне адаптера VAS5054 вместе с «адаптированной» версией ODIS, записанной на несколько DVD-дисков. Стоило приобретение тогда в 1,5-2 раза дешевле прославленного «Васи», а функционал был не хуже. Правда, пришлось поискать тогда комп с DVD-приводом – на большинстве современных ноутбуков они отсутствуют как класс.
Но после объявления санкций нашими западными «партнерами» это чудо инженерной мысли, видимо, решило к ним присоединиться, так как после запуска программа перестала проходить проверку зажигания и распознавать авто.
Версии объяснения произошедшего были следующие:
1. Происки правообладателей, «выключивших» дистанционно свою поделку.
2. Очередное обновление Windows, пустившее наперекосяк распознавание драйверов.
3. Адаптер клепался под развеселые китайские песни где-нибудь в насквозь бамбуковой хижине, а местный инженегр, делая распайку платы и прожиг кучки DVD (даже инструкции нормальной не положили!) наверняка думал «Сибко кусать хоца риса и лапси бисого пиготовления!» и где-то накосячил.
С адаптером бился в течение примерно пары недель. Вскрытие показало, что пайка целая – по крайней мере, визуально. Переустановка ODIS более свежих версий ничего не дала – программа перестала видеть модуль PDU API при запуске Softing D-PDUAPI Test Application.
В сети упоминается один из способов решения – замена файлов в папке c:\Program Files (x86)\Softing\D-PDU API\1.20.042\VeCom\VAS5054\ файлами разных версий библиотек.
К сожалению, это не помогло. В самой Windows осталось столько следов от переустановки ODIS (разных версий), что проще было переустановить систему заново.
В итоге было принято решение купить за 7490 руб. лицензионного «Васю Диагноста». Доставка Почтой России заняла 2 недели.
Быстренько устанавливаем программу на ноутбук, проходим регистрацию на сайте производителя и втыкаем адаптер.
Отчет выдал какую-то дичь по имеющимся ошибкам:
01596 — электродвигатель воздушной заслонки приточного воздуха V154.
02598 — исполнительный электродвигатель заднего правого дефлектора
00907- вмешательство регулятора нагрузки
01406 — нет образования пламени у Вебасты. Она перестала включаться еще в конце марта. Возможно, что дело в пайке ее платы или общей загаженности системы (свеча, выхлоп).
02039 — потенциометр раздаточной коробки — G398
00323 — датчик наклона автомобиля G384
00486 — Клавиша центрального замка;: наружная ручка двери переднего пассажира – короткое замыкание.
00865, 00866 – антенны штатного ТВ-тюнера – короткое замыкание.
00003 – датчик давления в шинах
01310 – корректор фар
00776 – передний левый датчик дорожного просвета G78
По геометрии впускного коллектора ошибок нет. Электроника двигателя в порядке. Магия?
Стираем ошибки и смотрим оставшиеся.
01310 – корректор фар
00776 – передний левый датчик дорожного просвета G78 – неисправность электропроводки.
01596 — электродвигатель воздушной заслонки приточного воздуха V154. Видимо, подклинивает в открытом положении – через какое-то время после стирания появляется снова. Займусь позже.
00003 – датчик давления в шинах. Займусь позже.
Итак, начнем с датчика дорожного просвета. Для облегчения его снятия / ревизии предписано снимать колесо. Впрочем, если у Вас достаточно гибкие пальцы и Вы не боитесь испачкаться – можно этого не делать.
Фишка с датчика снялась подозрительно легко. Возможно, она была повреждена взрывом, либо при замене пневмобаллона. Чистим разъемы и обрабатываем специальным спреем для контактной группы.
Ревизия проводки к датчику выявила один слетевший со своего посадочного места фиксирующий пистон. Он никак не хотел залезать обратно в небольшую резиновую заглушку в лонжероне. И приложенные усилия привели к тому, что заглушка просто провалилась внутрь лонжерона!
Пришлось поковыряться в запасах и приспособить похожую заглушку – достать штатную не было никакой возможности. Вся проводка на своих штатных местах.
Для большей надежности фишку к датчику притянул небольшими пластиковыми стяжками.
Включаем Васю и смотрим. Бинго! Ошибки 00776 и 01310 пропали.
Но с калибровкой подвески все чуть не закончилось плохо.
Я упоминал про ошибку 00907- вмешательство регулятора нагрузки. Хотя это скорее ошибка, а сообщение, говорящее о том, что по какой-то причине (слабая АКБ например) отключались второстепенные потребители для снижения потребления. И, как выяснилось далее, Туарег сигнализировал не зря.
Значения высоты подвески в программе совпадали с заводскими, и менять их было не обязательно. Однако, машина стояла не очень ровно… и я вбил фактические значения, далекие от заводских.
Это чуть не привело к катастрофе. Начал работать компрессор, и машину едва не перекосило. На экране бортового компьютера загорелась красная машинка "Stop Running Gear Fault!" — "Хозяин, отвали-ка ты от меня со своими экспериментами!".
Решив проверить все повторно после записи в блок (05 канал), при попытке тестирования я был немало удивлен сообщением о том, что к каналу 01 (переднее левое колесо) нет доступа.
Я снова начал проверять Васей все блоки. Они выдавали еще более лютую дичь по ошибкам, чем ранее. Причем даже те, которые работали исправно, и по которым за все время владения Туарегом ошибок не было вообще.
И тут погас экран бортового компьютера. Экран магнитолы продолжал светиться.
Пробую завести двигатель. Молчание.
До меня начало доходить, что происходит. До этого машина простояла несколько дней без движения, периодически включали музыку, а после часа включенного зажигания, активной диагностики всех блоков и работающего компрессора пневмы она начала «спасать» ресурс АКБ, сначала ограничив второстепенных потребителей, а затем и стартер – чтобы не высаживать его слишком глубоко. В условиях дефицита энергии многие блоки начали сходить с ума, выдавая не существующие в реальности ошибки.
Даже где-то в дилерских мануалах было написано, что во время сканирования систем АКБ на машине нужно подключать к другому АКБ или к сетевому зарядному устройству.
Надеюсь, что АКБ дотянет до ближайшей зимы – тогда и планирую замену.
Достаем пускозарядное устройство и полностью заряжаем АКБ от бытовой сети. Убираем ошибки Васей. Заново калибруем подвеску на штатные значения.
В итоге осталась только ошибка 00778 датчик угла поворота G85, на приборке горит лампочка антизаноса. Такое бывает после разрядки или замены АКБ. После запуска двигателя и начала движения она погасла — примерно через 100 метров. Стираем ошибку Васей окончательно.
Итог – ошибка по корректору фар побеждена, подвеска откалибрована.
Но Туарег стал периодически ругаться на неисправность датчика дорожного просвета – возникает ошибка 01780 – механическое повреждение датчика. По электрике в этой части проблем нет.
Одна из возможных причин – не откушенные концы стяжек, задевающие за тягу датчика. Будем наблюдать, и при необходимости в дальнейшем заменим сам датчик.