Вы, думаю, открывая эту страницу, ожидаете восторженного рассказа о чудодейственном восьмицилиндровом двигателе, о всепроходимости, роскошности и практичности немецкой машины. Но я предлагаю переключиться на немного другое. Да, я купил Туарега, но сделал это буквально позавчера, проехал на нем всего 100км, но впечатлений у меня уже целый вагон. Не столько от машины, столько от того, как я ее покупал.
Живу я сейчас в Америке. Если кому-то не интересно читать про то, как на вражьей земле покупают-продают б.у. машины, то в моем первом отзыве ничего интересного не будет. В дополнении я уже напишу больше про машину.
Я сейчас готовлюсь к переезду за 5 тыщ км. Как это делают американцы? Они берут в аренду прицеп-будку, все туда грузят, цепляют к своему пикапу и поперли. Парковки, гостиницы, места отдыха расчитаны на прицепы, нет никаких особых проблем с этим. Есть много компаний, сдающих прицепы в аренду. Можно взять даже с машиной, но машину можно и купить. А почему бы и нет?
Категорий прав для буксировки прицепа никаких не бывает. Да что уж говорить, в Америке даже не нужно возить с собой аптечку, огнетушитель, знак остановки, и заодно тут решили, что нафиг категории прав. Можешь своей первой машиной брать хоть на Freightliner с двумя прицепами. Из неудобств могу сказать, что буксировка на веревке запрещена. Я слышал истории, что русские, правда, таскают так друг друга, но если поймают, мало не покажется.
Вообще, когда понадобилась машина побольше, я изначально хотел взять Порш Каен, там как сам езжу на Порше, только поменьше, Бокстере
Отзыв о Porsche Boxster, но поездив на Каене понял - ну внедорожник это, никак это не спорткар. Особенно когда пересаживаешься из Бокстера в Каен, тут все становится совсем очевидно. Каен это даже не внедорожник, на котором можно погонять, это просто внедорожник. Поэтому я стал так же смотреть и на “честную” версию Каена - Туарег. Или Таурег. Все время путаю. Каенов было мало и все они были с проблемами. Часто несерьезными и типичными - один подтраивал иногда, другой плохо заводился на холодную, у третьего заслонка обогоревателя в ноги не работала (предохранитель скорее всего) и дверь задняя не держала. Это очень дорогие машины для починки и у меня не было никакого желания покупать заведомо проблемную. Туареги же были все в прекрасном техническом состоянии, но часто с коцками по салону. Но салон-то он вот, на виду. Толи Каены чинить не хотят, дорого, толи они рассыпаются сильнее. Кто его знает.
В Америке рынок б.у. машин сильно отличается от того, к чему привыкли в России.
Например, в Америке нет перекупов и авторынков. Тут есть частники и дилеры. Типичный дилер это 1-2 человека, сидящие в вагончике и арендующие стоянку машин на 50 где-нить на окраине города. Они играют роль перекупов - ищут самые дешевые и проблемные машины, а потом толкают их ничего не догадывающимся лохам подороже. Сами дилеры это такие местные Петросяны, способные рассмешить меня за минуту своими юмористическими рассказами о машинах. Дилеры обычно кучкуются и сидят в одном районе. Тут есть “дорога 99” - вот вдоль нее километров на 15 одни дилеры по обеим сторонам дороги. Я ее называю “проклятым местом” - машин навалом. И все гавно. Я там много машин посмотрел и для себя и для друзей. Все или битые или уколхоженные или явно проблемные. Как они только умудряются их находить? Самый шлак собирается там. Бывают “продвинутые дилеры” - те, которые вырастают в официальных дилеров, там, Фольксвагена или Тойоты.
Машин от дилеров продается раз в 5 больше, чем от частников по нескольким причинам.
Почему люди идут к дилерам за машиной?
- Во-первых, дилеры дают кредиты. Под совершенно невменяемые по американским меркам 10%, но тем не менее его может взять почти любой.
- Во-вторых, если брать заем в банке (а не напрямую у дилера), то сделка с дилером, как с юрлицом, оформляется за полчаса, а с частником дня 3-4.
- Почему-то еще местный наивный народ верит, что дилеры продают “проверенные механиком и полностью безопасные” машины. Каждый дилер будет тебе доказывать, что фирма веников не вяжет, он тут уже 40 лет сидит, все очень надежно и по этой причине он хочет на 20% больше. На самом деле дилеры даже не моют машину, а когда показываешь на косяки они все хлопают глазами и разводят руками - мол, пять месяцев машину продаю, первый раз вижу.
- Дилеры с радостью берут твою старую машину к себе в зачет. Конечно, дешевле на несколько тысяч, чем ее можно продать частнику. И самое главное, они еще больше обрадуются если машина в залоге у банка - они помогут тебе ее выкупить и заберут. Конечно, не бесплатно. Частники не хотят париться с покупкой машиной, находящейся в залоге.
И, присмотревшись к американцам, я, вдруг понял главную причину, по которой они не любят продавать машину сами, а предпочитают сдавать машину перекупам. Американцы знамениты своей засранностью салонов. Сложно найти машину, у которой торпеда не залита шоколадом, кнопки не залипают от сладкого, пол ничем не залит, а ремни не измазаны жирными руками (они об них обычно руки вытирают когда едят в машине). Они вообще никогда не убираются в салоне. У типичного американца вдоль сидений сантиметровый слой грязи лежит. Они бросают на пол пассажирского сидения стаканы, посуду и огрызки. Бывают еще машины из-под мам с проссаными сиденьями, все исцарапанные и заделанные какашками и соплями. Да, американцы в массе своей свиньи. Но они очень помешаны на том, чтобы люди о них думали как о “приличных” и “состоятельных” людях. Они готовы платить за это. Это немного другое, чем в России. Американцы в своих мечтах видят дворецкого, который открывает им двери особняка и называет их “сэр”. И когда дело доходит до продажи машины, то конечно же они от стыда умирают от того, в какой свинарник превратили свой тарантас и бегут к дилеру сдать его за любые деньги, лишь бы быстро и без стыда. Если машина в среднем стоит у частника, например, 10, то дилер забирает ее за 7, потом тут же выставляет за 14, продает за 13, итого имеет в наваре 6 или 5 после вычета налогов. Поэтому дилеры обычно целями днями ковыряют в носу, продавая 1-2 машины в месяц. Клиентов у них очень мало, но разводят они каждого по максимуму. Вот у кого стоит учиться продавать пылесосы и просить закурить-позвонить. Я видел всего одно место, где у дилеров было СТО, на котором они чистили салоны и чинили по мелочи. Тормозные колодки, например. Остальные не делают никакой предпродажной подготовки вообще, даже машину не моют.
В помощь покупателю есть две вещи, которые я думаю, в России бы уже запретили, как вредоносные. Carfax и kbb.
kbb.com это сайт, где собирают статистику продаж авто. Можно ввести год, модель, пробег, комплектацию и тебе скажут за сколько в среднем такая машина уходит в зависимости от состояния у частника и у дилера. И это не просто, там, Вася Пупкин сделал сайт, его, например, смотрят банки, когда выдают кредит. И если цена процентов на 10 выше kbb, то они его просто не одобрят.
Вторая вещь это carfax. Это сайт, где можно по VIN посмотреть историю машины. Отчет вида
пробег 10 тысяч проведено ТО
пробег 30 тысяч выставлена на продажу
пробег 32 тысячи новый владелец
пробег 35 тысяч. авария. повреждена передняя часть
пробег 38 тысяч продана с аукциона
пробег 40 тысяч пройдено ТО
пробег 50 тысяч новый владелец
пробег 55 тысяч списана в утиль
и т.д.
Вообще, не все СТО добавляют туда записи о работах. Официальные дилеры - да. Остальные - по желанию. У большинства машин отчеты о ТО пропадают из карфакса как только машина уходит с гарантии. Отчет об аварии попадает туда только, если он проходил через страховую (не знаю, может быть гаишники еще добавляют). Говорят, что в принципе, аварию можно скрыть, если делать все без страховой. Просто это жутко дорого. Недавно знакомый коряво перестроился на Ford Escape (Kuga в России) - помял дверь и че-то еще - ремонта на 11 тыщ баксов насчитали.
Что в отчете замечательно - видно, как растет пробег. Получается, его почти невозможно скрутить. Я всего один раз видел отчет, где владелец типа за 3 года проехал 20 километров только. Видно сколько владельцев, если последний владел им мало, всегда подозрительно становится. А у дилеров видно сколько стоит на продаже. Я от одной машины отказался только потому, что она была на продаже уже 10 месяцев. В общем, carfax это кошмар продавана.
В Америке все ездят с КАСКО. Если страховая считает, что восстановление машины дорожее ее стоимости, то машина списывается в утиль. Об этом появляется отметка в carfax и выдается новый ПТС с пометкой “salvaged” - списана. Не то, чтобы такие машины правда стоит выкидывать на помойку, обычно просто купить такую же дешевле, чем восстановить. И бессмысленно восстанавливать - с такой записью в карфаксе машину больше никто не хочет покупать. Поэтому их обычно колхозят и продают в Россию. Тут был отзыв по-моему по Forester пригнанному из Америки, где хозяин нашел свою машину на сайте, битую и списанную в итоге.
Salvaged машину можно подколхозить и после инспекции она получает новый ПТС с отметкой “rebuilt” - восстановлена. Такая машина тоже нафиг никому не нужна и продаются они раза в два дешевле, чем нормальные.
В среднем, покупка гораздо более простая, чем в России. Утаить что-то сложно. Не нужно мерять толщину краски и всматриваться в швы, смотреть на истертость педалей, выяснять, нормальные ли там документы или нет. Даже когда делают без страховой (или если машина из-за границы, например, из Канады), то красят они очень коряво - капли краски остаются везде вокруг. Машины хоть чуть-чуть битые видно сразу же.
Насчет дилеров. У меня есть пара смешных историй про них.
Звоню в соседний город (час езды).
- Машина такая-то все еще продается?
- Да, продается
- Ладно, ща подьеду, посмотрю
приезжаю.
- А, знаете, ее продали вчера. Я че-то пошел, посмотрел, а ее нету
Или так:
- Але, машина такая-то продается?
- Да
- Ща, подьеду через полчаса
Подьезжаю, смотрю - машина, которую смотреть собрался, со стоянки выезжает. Куда это она собралась? встречаемся через несколько минут. Из машины выходит чувак в чем-то спортивном в коричневых 400баксовых кожаных ботинках под костюм. О, думаю, конкретный пацанчик ботинки у кого-то отжал.
- Далеко собрался? - спрашиваю
- Да так, хотел потестдрайвить
- Я вообще-то хотел бы машину на холодную завести попробовать, посмотреть, как заводися. Проблемы были с заводом?
- Нет, ты что, все отлично. Это я так, просто, поездить решил немного. У нас все машины проходят инспекцию, они полностью безопасны.
- А че чек енжин горит?
- Не знаю, наверное крышку бензобака неплотно закрыли
Ага, думаю, стандартная отмазка. Пока тот не понял, что я делаю, достаю сканер, подключаю, записываю ошибку. Ладно, думаю, поезжу, посмотрю. Поездил, вроде все нормально. Идем в офис.
- Ну что, берете? - спрашивает
- Что значит “берете?”. Надо с ошибкой разобраться, подумать. И цена высоковата
- Да не, нормальная
- Ну она выше kbb. И даже выше цены в “отличном состоянии”. А чек енжин это не отличное состояние. Вот, называю цену, такая-то цена она ближе на правду похожа. Если, конечно, там правда, из-за крышки бензобака проблема.
- Ладно, я пойду поговорю с боссом - уходит
приходит.
- Нет, - говорит, - вот, немного сбросить можем, но не столько
- Да не, - говорю - она явно стоит не больше стольки-то. В любом случае нужно сначала с Чек енжином разобраться.
- Ладно, давай, вот прям щас за твою цену подписываем договор.
- Я же сказал, что не буду машину брать пока с ошибкой не разберемся. На СТО давайте загоним.
- Не, не ты когда цену называешь - говорит мне - ты должен быть готов сразу прямо заключить сделку по этой цене
- И что меня заставит это сделать? - говорю ему. Какой ты однако, умный, думаю.
- А что ты хочешь с ошибкой делать? - он решил, типа, тему сменить
- На диагностику бы загнать, да и минимум хочу почитать в интернете что за ошибка, на что влияет, как исправляется, если типичная.
- Вот, на тебе ноутбук - говорит - ищи в интернете.
В общем, посмеялся и пошел домой. Читаю дома - ошибка такая-то - вызывает проблему с запуском на холодную. Ааа, думаю, вон че ты поехал ее греть перед моим приездом, хитрожопый ты наш продаван. На каких же, думаю, лохов они расчитывают. У них такой принцип “если клиент ушел, значит, клиент потерян”. Чуть ли не за руку хватают, лишь бы не ушел. Пойдем к другому.
У другого.
- Ищу, говорю, машину вот на эти, примерно деньги.
- Есть, говорит, как раз для вас.
- Сколько стоит?
- Да договоримся
Поездил, ничего, отлично, все устраивает. Идем в офис. Пишет цену - в полтора раза больше той, что я называл.
- Че-то дорого
- Не, ну это классная комплектация. вот смотри
Дает мне листок. Базовая цена машины - совпадает с названной мною и ниже опции по цене новых на остальную сумму.
- То есть вы мне опции, которые есть в этой машине, хотите по цене новой, чтоли загнать?
- Это же крутая машина, ты че, такая крутая комплектация. Ты вообще, понимаешь, что это за машина?
И начинает мне затирать о том, как этот замечательный автомобиль может бороздить Большой Театр.
- Другие машины есть? - прерываю его
- Есть, но не здесь. Ты же сказал, что это хорошая. Бери ее.
- Спасибо, до свиданья
- Не, ну ты же сказал, что машина нравится, давай договор заключим аванс оставь
- Ага, разбежались
И ухожу оттуда
В итоге машину я купил у частника. Touareg V8 2005ого года, пневмоподвеска, море разных свистелок и перделок, новая резина. Пробег 87 тысяч миль, то есть 140 тысяч км. Цена 11 тысяч в кредит под 2.7 процента на 5 лет :)
Первое впечатление - машина на 6ой передаче на скорости в 70 км в час едет в горку и не переключается на 5ую! На Бокстере я там вообще еду на 3ей.
Высокая конечно, широкая машина - девушка говорит, что едешь будто на стремянке. Но в Америке она не выглядит большой. Ram 3500 или Ford F450 это тут большая машина, а Тауреги и подобные, типа BMW X5 или Ленд Крузера иногда можно заметить даже на стоянке для “компактных” машин. Подвеску сразу поставил в спорт. Она мне все равно слишком мягкой кажется. Я бы еще жесче поставил, если бы была такая опция. По поводу звукоизоляции вспомнился старый рассказ Задорного, который “я слышал все, что делали голуби”. То есть сидя в машине когда кричишь кому-то наружу, он ничего не слышит, но при этом ты слишишь все, что происходит снаружи. Странно очень. Я бы наоборот сделал.
На первые 100 с небольшим км ушло четверть столитрового бака. Как подьехал к заправке мне сразу фраза из Симпсонов вспомнилась “твой папа пошел в ресторан, все там сьел и ресторан пришлось закрыть” - первый раз в жизни заправлял столитровый бак. Бензин 98ой. Я вообще не думаю, что такие машины еще где-то кроме Америки и России остались. Немцы-то сами точно на таких не едят. У них бензин рублей по 80. На дизель они все переходят. Вот и у новых Туарегов уже нет бензинового V8. Дизель для такой машины, думаю, всяко практичнее, но все равно приятно осознавать, что, можно сказать, на раритете езжу.
Это самая сложная и непонятная машина, которая у меня только была. Без помощи зала не мог найти где зеркала регулируются. А как работает память сидений, думаю, уже и не разберусь никогда. Три раза подряд пытался снять крышку проверить салонный фильтр - как она снимается, тоже большой секрет до сих пор. Если тут есть бывалые туареговодоведы, буду очень рад, если кто отпишет в комментах по этим вопросам. Крутил еще шайбу пневмоподвески минут 20, до сих пор смутно понимаю, что она делает. Она вроде бы всего в двух положениях фиксируется. А на чуть-чуть нельзя, например, опустить подвеску? У навигатора экран не сенсорный, сначала пытался тыкать по кнопкам, даже вроде начал разбираться, потом надоело прилепил свой старый навигатор на стекло.
В общем, через неделю зацеплю прицеп, усядусь поудобнее в кресло и поеду через всю страну с западного побережья на восточное. Надеюсь, ничего не отвалится. Всем отличного начала недели!