Как известно, "Вольво - это жизнь." (с)
Для нашего человека жизнь не бывает лёгкой.
Зато бывает интересной и непредсказуемой.
На дворе баснословный уже 1997 год, обучение в автошколе близится к получению прав, и пора брать машину. Тогда основным информационным ресурсом секондхэнда были метровые развороты газеты Из Рук в руки, никаких Интернетов, только ИРВР, авторучка, проводные телефоны и прочий хардкор. Цены на авто были в долларах - рублевые ценники надо было переписывать каждый день. Попав под влияние сослуживцев, я отдал 1300 долларов и стал обладателем белой Вольвы 345 1981 года выпуска (с годом нет окончательной ясности - за мелкую взятку при растаможке могли запросто приписать пару лет, а когда появилась возможность пробить по VIN, выскочил 1980). Пробег для всей 3-й серии Вольво вообще величина виртуальная, как станет ясно дальше по тексту.
Когда я, ещё будучи пешеходом, первый раз увидел Вольво 3-й серии, я испытал эстетический шок - настолько несуразно и кургузо она смотрелась. Но не зря говорят в народе "стерпится-слюбится" - через пару лет я начал врубаться в явно нетрезвый голландский дизайн и даже находил её линии какими-то летящими и стремительными, что-ли. Я не очепятался про голландский дизайн. В 1975 Вольво поглотило легковое отделение ДАФ и получило в довесок эту модель. Грузовые корни в инжиниринге проросли задней рессорной (но независимой) подвеской, а коробка передач была скомпонована одним блоком с задним мостом, от которого к двигателю был проложен кардан в толстенной трубе. На этой модели впервые для европейских авто применялся вариатор, но к счастью, меня сия чаша миновала - ресурс такой коробки редко превышал 100т.км, да и компоновалась она с достаточно слабым и капризным мотором 1,7 от Рено.
Основная претензия владельцев - низкая коррозийная стойкость кузова, и я под этим я готов подписаться. На моём экземпляре не было ни одной детали, не тронутой ржавчиной. Хотя никаких неудобств, кроме эстетических, это мне и не доставляло.
Главное впечатление, которая осталась от этого авто - холод, что ожидаемо для истинного норда. Не подумайте - в салоне было тепло и уютно, когда двигатель (1.9 от Вольво) заводился и работал. Имя проклятию было карбюратор Стромберг. Отчаянно мерзли пальцы, которыми надо было лазить под капотом, крутя какие-то крутилки и доливая бензин или эфир в пасть этому зверю. Автосервисы встречали меня как родного, исправно брали деньги, но через пару дней наваждение начиналось вновь. Масло мотор почти не жрал, чего не скажешь о бензине - точный расход определить было сложно (про спидометр см.ниже), но по моим прикидкам зимой доходило до 20 литров на сотню.
Спидометр в этом чуде техники был соединён гибким тросом с левым передним колесом (ДАФ, проклинаю тебя ещё раз!). В те годы дороги в Мск посыпали чем-то очень забористым и этот тросик сгнивал за пару месяцев. Первое время я его чинил, даже наловчился делать это самостоятельно (опять замёрзшие пальцы!), но после пятого или шестого отказа махнул рукой. По моим наблюдениям, 90% этих Вольво ездили с неработающим спидометром, благо камер видеофиксации на дорогах тогда не было, а владельцы экономили на корректировке одометра при перепродаже.
Ну хватит о плохом. Была и оборотная сторона перечисленных проблем - низкая стоимость покупки машины и б/у запчастей. До сих пор с благодарностью вспоминаю барыгу Андрюшу, который единственный в мире держал магазинчик (несколько гаражей, набитый з/ч под потолок) с уникальной для автобизнеса концепцией "всё по 10 баксов". Кроме шуток, цена была единой на все детали - от упомянутого троса спидометра до блока цилиндров или балки заднего моста. Каждую продажу Андрюша сопровождал фирменным слоганом "г*вна не жалко". Если бы не он, едва ли я проездил бы на этой модели почти три года. Были и другие плюшки - удобные сиденья, уютный салон, вместительный багажник (у меня был хэтчбэк).
Видно с этим голландским заводиком действительно что-то нечисто. Все машины, которые Вольво делала на нём вплоть до 2000-х сгнивали и сыпались на ура. Промучавшись четверть века, Вольво скинула этот завод (NedCar) Митсубиши, которая продержалась ещё 11 лет и тоже от него избавилась. Сейчас на нём VDL подсобирает Mini и BMW X1, так что следы проклятия стоит поискать в ветках отзывов на эти модели :)
PS Если Вам показалось, что отзыв отрицательный - это не так. Я любил эту машину, просто любовь была трудной и очень мёрзли пальцы :)