Volvo 740 D, 2.4 diesel, 1988 г.в.
У меня есть хороший друг. Надежный и проверенный. Ему я без колебаний доверяю в любых делах и даже доверяю ему жизнь свою и своих родных. Знаю – если кто не подведет, то это он. Ему можно доверять. В дождь или снег, в жару или стужу, когда угодно.
Мой друг уже не слишком молод и его жизнь не проходила на одном месте. Швед по происхождению, он родился в Бельгии в 1988 году. От своих предков он унаследовал скандинавский характер: он прост в быту, совершенно неприхотлив, всегда спокоен и совершенно невозмутим. Есть в нем и что-то типично американское, скорее дань воспитанию, чем происхождению. Какой-то дух простора и свободы. Монументальность и величественность – при немалой доле старомодности. Его воспитывали в духе любви к 70-м и 80-м, к Америке тех времен с ее бесконечными хайвеями, огромными Линкольнами и Меркьюри в бесконечными капотами и монументальными формами… Мой друг не чужд комфорту, но скорее склонен создавать для других уют и комфорт, чем сам нуждается в нем. Его никак нельзя назвать чопорным или заносчивым. Он просто имеет свой характер и свою особую харизму.
Молодость свою он провел в Нидерландах. Мне мало известно о тех давних страницах его биографии. Могу предположить, что люди, с которыми ему довелось жить, были не особо богаты, но ценили добротные вещи и были бережны и аккуратны. Вот всё, что я могу предположить о его молодости. Сам же он молчалив и не распространяется о чужих тайнах.
Уже в зрелом возрасте каким-то ветром его занесло в Украину и он имел удовольствие поселиться на теплом юге, в Симферополе, в доме одного немолодого по паспорту, но очень молодого душой человека. С ним и его женой мой друг провел около десяти лет. С ним – уже овдовевшим – он переехал в Харьков, был ему надежным другом и поддержкой. Здесь и произошла наша встреча, изменившая его и мою жизнь. Я искал себе такого друга. Он – тоже. Не знаю, ожидал ли мой друг, что его ждет, но уверен, что ему это нравится. Мы вместе уже 4 года, объездили половину Украины, побывали в России и Беларуси, Грузии и Армении, Румынии и Болгарии, Сербии и Молдове, он всегда готов помочь мне в работе, его любит моя жена и обожают дети, он стал настоящим членом нашей семьи.
Моего друга зовут Вольво 740. Его сердце – рядный 6-цилиндровый дизель D24, как на автобусах WV LT28.
Достался он мне следующим образом: у меня была машина для работы. Но хотелось иметь машину для семьи. Когда-то, более 10 лет назад, у меня был Форд Скорпио 2.0 1987 г.в. и я был очень им доволен. Помню, он мне очень нравился своим простором и комфортом, тишиной и мягкостью хода. Тогда работа вынудила меня продать любимого форда и я долго сожалел об этом. Прошли годы и я отложил небольшую сумму на новую машину. Думая о том, какую бы машину мне хотелось, я руководствовался следующими соображениями:
1. Машина должна быть большая.
2. Иметь мягкую подвеску. Я не спортсмен, а дороги у нас плохие – я люблю комфорт.
3. Быть заднеприводной. У меня были переднеприводные машины. У них есть свои достоинства. Я признаю эти достоинства – но предпочитаю задний привод.
4. Быть не слишком дорогой при покупке и быть простой в обслуживании. Я терпеть не могу, когда откроешь капот – и ничего не понятно, или понятно, что где находится, но непонятно, как туда добраться.
5. Не быть микролитражной. Не менее 2 л. Желательно дизель или дружить с газом.
И еще: я действительно любил и люблю машины 80-90-х. Думаю, это осталось во мне то давнее восхищение только появившимися в нашей стране после распада Союза иномарками – шикарными, потрясающими, недоступными. Машины мечты. Те модели – MB 126, 124; BMW Е32, Е34, Audi 100, Peugeot 605, Volvo 740, 940, 850, Lancia Kappa, Citroen XM, Renault Laguna 1, Ford Scorpio 1, Opel Omega II – навсегда остались для меня образцом стиля и элегантности, образцом правильного автомобиля. Когда пошли дешевые корейцы, я для себя сделал однозначный выбор: я не хочу новую дешевку, я хочу владеть машинами своей мечты.
На имеющиеся средства можно было купить довольно свежий ланос или что-то подобное, но я не хотел покупать ланосы или что-либо подобное, отдавая предпочтение машинам старым, но классом или двумя выше.
Под мои критерии поиска попадало немного машин. Сначала я смотрел Мерс 124 и БМВ Е32, но вскоре я отбросил эти модели ввиду крайней ушатанности тех экземпляров, на которые хватало моего бюджета.
Если на имеющиеся средства искать прилично сохранившийся автомобиль - то выбор сводился к Опелю Омега, Пежо 605 и Форду Скорпио, и мне вполне нравится этот выбор. К Омеге я был равнодушен, но с большой теплотой вспоминал своего давнего форда и был не прочь снова приобрести такого же, разве что несколько поновее и в лучшей комплектации. Что касается пыжа, то он мне нравился, но был переднеприводным и имел к своему возрасту массу проблем с электрикой, которые пришлось бы решать. Этот вариант я оставил напоследок.
Lancia Kappa и Citroen XM мне чрезвычайно нравились, особенно последний – но их я отмел ввиду сложности и большой редкости.
Проблема оказалась в том, что пересмотрев добрый десяток фордов в Харькове и области, я не смог найти приличный экземпляр. В основном, были проблемы с кузовом – а у одного с двигателем. За два найденных мною приличных и хорошо отреставрированных авто их хозяева просили какие-то безумные деньги. Нет, я их понимаю: они действительно вложили в реставрацию не одну тысячу долларов и хотели вернуть их с прибылью. Но – 5-6 тысяч у.е. за более чем 20-летнюю машину? Впрочем, если бы попалась НУ ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ хорошая – я бы добавил денег и купил. Но настолько хороших не попадалось.
Вариант купить машину под восстановление я уже проходил и знал: это не мой вариант. За год до того я уже купил по очень смешной цене Опель Омегу, универсал с напрочь сгоревшей проводкой. Он проторчал у меня во дворе год и у меня не дошли руки довести его до ума. Завести завел, но не более того. Так я его и продал.
Вольво я, почему-то, даже не рассматривал особо, как-то забыл о существовании этих машин, и вдруг однажды, возвращаясь с просмотра грустного уставшего и ушатанного скорпа, чей владелец умудрился V-образную шестерку 2.9 заставить троить и не тянуть, а подушки двигателя забыли, что в них когда-то была резина, я увидел объявление, что буквально рядышком находится Вольво 740. Дизель. Дизеля мне нравятся. Ну что ж, думаю, подъеду, хоть пойму, нужно ли мне такое авто.
Владельцем авто оказался очень бодрый дедушка 92-х лет. Автомобиль его, принадлежал ему уже более 10 лет и ездит он сам. Причина продажи оказалась необычной: наше государство вдруг расщедрилось и ему, как инвалиду войны, вручило бесплатный Geely CK. Условием получения было отсутствие зарегистрированных на владельце других автомобилей, так что дедушке пришлось экстренно продавать своего Вольвика, да еще и с обязательным снятием с учета. Оказывается, наше государство еще умудряется помнить об инвалидах войны и даже автомобили им дает – удивился я и пошел смотреть Вольво. Посмотрел – и не нашел, к чему придраться. Кроме нескольких царапин да счесанного в одном месте бока (калитка гаража не вовремя открылась) – никаких проблем. Машине 23 года, она никогда не красилась и не антикорилась – а у нее ни капли гнили, абсолютно чистые пороги и нижние кромки дверец, девственные стаканы передних стоек (да и стойки подозрительно похожи на родные), ни одного вздувшегося сварного шва, ни одной ржавчинки вокруг лобового стекла! Дверцы тяжелые, но ни однане обвисла, замки не захлопываются с размаха, а легко закрываются легким движением. Я был потрясен. Я знал, что Вольво делает надежные машины, но чтобы настолько!
Поворот ключа, несколько секунд горит лампочка свечей накаливания – и движок заводится за четверть секунды с довольным звуком «Ррррых!». Снаружи – ощущение, что работает трактор. Громкий тарахтящий звук дизеля. Внутри – тишина. Сцепление мягкое и непривычно длинноходное, дозируется ювелирно. Тормоза – четкие и понятные. Руль с ГУРом, работает как раз так, как должно быть. Огромный капот плавно заруливает в повороты, поначалу непривычно – как корабль ведешь. На Волгу похоже. Даже название созвучно. Но не Волга. Подвеска идеальная. Сзади - МОСТ. Никаких шрусов, никаких пыльников, мост. Ям нет. То есть глаза их видят, а попа – не чувствует. Посадка мягкая и удобная, все просторно и все понятно. Под капотом – красота: двигатель вроде и большой, но вокруг него столько места, что можно танцевать вприсядку. Достать куда угодно можно с любым инструментом, хоть с отбойным молотком. Все просто и понятно даже первокласснику. Электроники нет вообще, из электрики только стартер, генератор и свечи накаливания, остальное – чистая механика.
В общем, на этом мои поиски закончились. Я просто не смог сам себе выдвинуть веских доводов, почему мне не купить эту машину. Самым главным доводом, после которой никакие доводы были уже не нужны, стали лонжероны. Да, обычные лонжероны. Размером в солидный швеллер. Глядя на них, я понимал: эта машина будет вечной.
Обошлась она мне в 3500 долларов.
Семья покупку осмотрела скептически. Но поехали оформлять (необходимо присутствие жены, ну и дети с нами рванули, куда ж без них). К концу поездки скепсис сменился удивлением, а к концу обратной поездки – удовлетворением. Понравилось!
Вечером того же дня вышел во двор – и обомлел: двое моих и соседский пацаненок дружно отмечают нашу обновку, стоя у нее на крыше!!! Согнал – и поразился: ни малейшей вмятинки. Крепкая!
Заменил ремни, фильтры, жидкости. Запчасти фольксовские, стоят пренебрежительно дешево. Колодки по цене как на Ланос. При замене колодок решил заменить тормозные шланги – и офигел: их оказалось по 2 на каждый суппорт. Это Вольво: безопасность превыше всего. Даже обрыв шланга не помешает спокойно затормозить. Замки капота – те продублированы вообще трижды – два замка и защелка. Чтобы, не дай Бог, небрежно закрытый капот на ходу не открылся и ветром его не задрало.
Трос сцепления оказался нормальным, но на всякий случай купил запасной и положил в багажник. Шланги оказались по 9 долларов, трос 15. Все запчасти есть, ничего искать не надо – если не в наличии на витрине (машина все же не самая распространенная), то завтра привезут со склада. В этом году менял лобовуху (трещина сильно слепила бликами) – аналогично: на складе есть, завтра привезут. 100 долларов с установкой.
Прослушивался звонкий стук из вакуумного насоса. Это беда всех аналогичных движков WV и Audi. Снял. Обратил внимание, что из него вытекает густое почерневшее масло. Видимо, дедушка ездил мало и экономил, заливая минералку. Ну что ж, на насос надеваем шланг, опускаем в канистру с бензином и начинаем качать. Он тугой до чертиков – качать приходится, уперев брусок в толкатель и ударяя по нему молотком. Когда пару литров черного бензина слились и пошел чистый – я поставил насос на место и стук исчез.
От возраста провис потолок в салоне. Некрасиво. Ремонт и перетяжка потолка вышла в 1000 грн – на тот момент около 120 долларов. Теперь он мягкий и красивый в сером цвете.
За все время было у меня было три поломки: начали подтекать два сальника и стал болтаться рычаг кулисы. Сальники заменил, обошлись что-то около 15 долларов оба, рычаг качается на металлической сфере, которую называют яйцом. Под ее сухарь попала грязь и убила сухарь. Ремонт яйца – еще 15 долларов. Всё, ребятки. Остальное – только плановые расходы.
О том, что машину делали на века, говорят многие детали. Толстый прочный металл. Толстые кованые рычаги с массивными сайлент-блоками. Проводка тоже толстая, с запасом. На каждую дверцу идет отдельная ветвь. Особенно меня впечатлила маленькая деталь: реле открытия багажника, включающее его подсветку, выполнено в виде капсулы с ртутью. Капсула наклоняется – ртуть перетекает и замыкает проводники. Износ такого устройства в принципе невозможен.
Штатные диски я оставил на зиму, а под летнюю резину мне попалось объявление с родными фирменными литыми дисками на 14 в отличном состоянии. У старых Вольво редкий вылет – 25, лучше брать родные диски. Купил. Смотреться стала совсем по-другому. Беспокоился, что по нашим колдобинам на тяжелой машине побью диски. Зря волновался: подвеска глотает всё, за 4 года ни одной шишки на шинах и ни одной вмятины на дисках. На 14 размер штатная резина 195/70. Размерчик встречается нечасто и стоит дорого. На Форд Скорпио, кстати, был такой же. 185/70 стоит дешевле и выбор огромен, но смотрятся смешно – маленькие колесики в огромных колесных арках. Недавно купил волговскую резину – 205/70. Вот это размер! Встали отлично. Выглядят даже чересчур массивно, но клиренс вырос сантиметра на три, нагрузки не чувствуют и спидометр теперь показывает один в один с GPS.
Чехлы на эту модель Вольво уже не купишь – только под заказ. Это минус. Но подошли от Шкоды Суперб с небольшой подшивкой задних. Думаю, если подольше повыбирать, можно подобрать еще более точный аналог.
Что можно сказать о ходовых качествах? Машина имеет прекрасную прочную подвеску, легко глотающую даже крупные ямы, способна с комфортом ехать по побитому и потресканному асфальту и даже по грейдеру или грунтовке. Движок неприхотлив и вынослив. На качество солярки ему, по большому счету, плевать. Но зимой лучше лить хорошую, чтобы не замерзла. Свеча накаливания имеется в каждом цилиндре, ну а учитывая отсутствие электрики на двигателе, даже в случае критического замерзания можно смело поливать ТНВД, топливный фильтр, форсунки и трубки кипятком, хоть из ведра. Машина совершенно не располагает к гонкам и скоростям – но очень хороша для спокойной езды, наслаждаясь тишиной и мягкостью хода. Выше 140 аэродинамика дает себя знать и машина начинает плавать. Зимой совершенно предсказуема, т.к. тяжелая и достаточно длинная: предупреждает задолго до того, как можешь реально потерять управление. Прекрасно подходит для дальних поездок – посадка удобна и спина не устает. Багажник гигантский: в него спокойно помещаются 4 колеса волговского размера плюс запаска, и еще есть место.
Я начинаю понимать, почему эту машину называют пенсионерской. Не только из-за угловатой внешности и неторопливости. Я бы сказал, это еще и оттого, что машина доживает с владельцем до его глубокой старости и при должном уходе может дожить до старости его внуков. Ее не хочется продавать, хочется оставить в семье. Что с нее выручишь, продав? Ерунду. Две-три тысячи долларов, не больше. Возраст ведь. А оставь ее в гараже – и она много много лет будет надежным вариантом на любой случай.
После 740 внезапно обнаруживаешь, что пересесть-то особо и не на что. Сравнимых по надежности и беспроблемности машин просто нет. Мир давно шагнул далеко вперед во всяких электронных премудростях, машины снабжены кучей разных помощников и сервисных функций, но простой банальной надежности больше нет. Собственно, после 740 есть только 940 – практически та же машина, практически в том же кузове с минимальными изменениями, но немного моложе и в немного обновленном дизайне. Такая же прочная, надежная и честная. А вот дальше – вроде ничего подобного уже и нет.