доброго времени суток! хочу рассказать о своём пожалуй необычном транспортном средстве о мопеде 1963 года выпуска риге-3. мопед был куплен мной случайно. с односкоростного мопеда типа зиф-77 я решил пересесть на двух скоростной хотел взять себе либо карпаты либо верховину коих хватает у нас в избытке ну или ригу 16 или 22. начал шарить объявления ничего такого не попадалось чтобы меня устроило и увидел объяву типа мопед 2х скоростной продаю недорого но далековато ехать. Я позвонил трубку взял дедуля. На вопрос что за мопед? он сказал приезжай посмотришь но мне как то не в кайф 60 км ехать неизвестно за чем я начал пытать что это? он сказал не пожалеешь. На следующий день рано утром я поехал нашёл его дом позвонил стою жду. Вышел старичок боровичок пригласил зайти , он пошёл в сарай покопался там и о чудо он выкатил его! моему восторгу не было предела! эта была рига-3 1963 года я нето чтобы вживую я их в литературе никогда не видел а тут вот! дед рассказал что она у него с 1965 года купил в магазине ездил на ней до 2010 потом сказал что тяжело ему тянуть ригу стало возраст. На ней он сено возил, в город за 30 км ездил на базар кроликов продавал и то что выросло . Но для своего возраста она очень ухоженная была всё работает свет тормоза хорошая комплектность только родные крылья обрезаны.рама правда подуставшая но да ладно. привёз её отрегулировал и уже вечером ездил это что то! но загорелся найти родные крылья сколько спрашивал никто ничего найти и подсказать не мог. И вот поехал я в москву к родителям погостить рассказал им о своей покупке кстати она обошлась в 2000 деревянных и думал где же найти крылья на ригу думал сам согнуть из металла но хотелось оригинального. И чудо случилось по соседству мужик предложил мне забрать на чермет какойто драндулет он сам не знал какой, а в сарае меня ждала рига три скрыльями но без мотора он мне её отдал за так я просто чуть с ума не сошёл от радости. В состоянии чермета гнилая ржавая треснутая по мелочам некомплектная с колёсами поросшими мхом но с хорошей рамой она поехала со мной в ростов там была разобрана отчищена а крылья покрашены и водружены на мою ригу также была проведена полная ревизия всех узлов много чего поменял весной 2014 хочу привести ее в состояние оригинала знакомый родарил мне двигатель с-52 с педалями а в августе 2013 я купил в азове ригу 1 1961 года с мотором ява двухскоростной 50 кубиков в заводской комплектации и окраске очень свежий мопед парень за ним следил но как он сказал он ему надоел хочет китайца взять. сейчас езжу она уменя как рабочая лошадка всё вожу на ней и картошку по 50 кг и прицеп тележку садовую)))) и чего я только не вожу на ней потом усилю её проварю всё полностью откапиталю. Вот моей риге 50 лет ровно она отличный аппарат справляется с возложенной на неё задачей работает исправно никогда не подводила железо отличное толстое у рамы запас прочности как у мотоцикла некоторые говорят что это допотопная ненадёжная техника но это не так её надо полюбить и она будет верна тебе. вот некоторые внесённые изменения для улучшения эксплуатационных характеристик: мотор в-50 с карпат с подножкой киком и ножным тормозом его поставил потому что он современный запчастей валом электр зажигание норм карб. Поменял карб купил китайский пекар так он треснул через месяц и сосал из всех щелей ещё и заслонка развалилась внутри. поставил старый сссрский купил его на блошке за 50 р а тот пекаровский за 450 р ох-ть!!! ЗАДНЯЯ РЕЗИНА С 3 х скоростного минска 2.50-19 отлично держит на песке да и новая почти! резина отменная. спереди родная дорожная 19 дырчиковская 63 года. тоже не одной трещины . ну и 12в коммутатор с минска электрика у меня 12вольтовая. скорость км 45 идёт точно в основном км 30 езжу не гоняю на нем. расход бензина с маслом литра 1.7-2 на сотню подвеска мягкая колёса большие на просёлке он медленный но тяговитый лазил и по дождю на нём и по лесам ходил и почти 90 км на нём в одну сторону ездил отличный аппарат запчастей на него я запас, хватит на мой век. Нет не одного не равнодушного человека все смотрят спрашивают интересуются честно уже надоело отвечать. гаишники останавливают спрашивают . Но это мой повседневный транспорт он должен ездить , это залог его долгой жизни цели не было сделать мопед выходног дня цель сделать красивый мопед приспособленный к нынешним реалиям. ему я замены как по внешним так ипо своим техническим характеристикам не вижу хоть нынешние мопеды быстрее мощнее но в них нет того духа да и я хочу сохранить чтоб мои потомки знали какой транспорт был у прадедов он молчаливый свидетель той эпохи это памятник прошлому каждый человек наверно должен сохранить какую то вещь в память о былом. Мои знакомые разделяют моё увлечение и помогают мне восстанавливать таких динозавриков. я всегда уважал людей которые умеют сохранить и приумножить. через некоторое время такие мопеды пропадут навсегда и вообще многие люди забудут что такое было. спасибо что дочитали мой рассказ по возможности будут дополнения.