Часть вторая.

Глава первая. Начало новой жизни.

Как высокопарно это не звучит, но для меня действительно наступила новая, доселе невиданная жизнь. Однако обо всём по порядку.

Первый выезд принёс кучу неожиданных ощущений. Во-первых, сиденье показалось мне жестковатым; во-вторых, сам мокик ехал тоже весьма жёстко, как велосипед, передавая все ямки и кочки на руль и на пятую точку; в-третьих, двигатель работал с перебоями, причём они возникали абсолютно бессистемно. Скорости мы с дедом кое-как отрегулировали, но первая включалась всё равно с трудом. «Ладно,- подумал я,- обкатается!». Обкатку мокика, повторюсь, завод-изготовитель установил в течение 1000 км пробега. В это время инструкция предписывала соблюдать следующие правила:

- начинать движение только после прогрева двигателя;

- не прогревать двигатель на больших оборотах;

- меньше ездить на 1 передаче;

- не превышать на первой 12 км/ч, на второй 30 км/ч;

- не допускать перегрева двигателя, через каждые 20-25 км делать остановки на 10-15 мин.

Я строго соблюдал эти правила. Особенно до пробега 46 км, когда порвался тросик спидометра. Произошло это уже на второй день эксплуатации. Новый тросик купить было не реально, поэтому пришлось завести блокнот и в него записывать приблизительные величины пройденных километров.

Начал обкатывать я своего коня от посёлка до ж/д станции по дороге со свежим и идеально ровным асфальтом (это где-то 5 км в одну сторону), периодически останавливаясь остудить мотор, проверить общее состояние моего подопечного, ну и полюбоваться им со стороны. В тот год в посёлок пришло несколько партий мокиков «Карпаты», причём разных цветов. Я видел зелёные, оранжевые с прямоугольными фарами и голубые, как мой. Мальчишки носились на них по посёлку и жужжали, словно пчёлы.

И вот стою я на обочине, в очередной раз остужаю двигатель и вижу, что ко мне приближаются оранжевые «Карпаты» с двумя пацанами в седле (мокик этот хоть формально и одноместный, однако двое на нём усаживались без труда, только водитель ставил ноги не на подножки, а на двигатель). Чем ближе они приближались, тем лучше становились видны их лица, не предвещавшие мне ничего хорошего. Убегать было бессмысленно, и я приготовился к битве.

- Ты откуда?! – с вызовом спросил паренёк, что был за рулём.

- Из Томска…

У них округляются глаза:

- На нём?? – спросили они хором, показывая на моего красавца.

- Да нет. На нём из посёлка. Я тут у дедов на каникулах.

- А ты точно не из Тупика?

- Я точно не из Тупика. Зуб даю!

Тупик, это посёлок неподалёку от нашего, где мои новые знакомые на днях огреблись хороших люлей, а увидев незнакомого меня предположили, что я могу быть с вражеской территории со всеми вытекающими для предполагаемого врага последствиями.

Небольшое отступление: далее я героя повествования буду называть не мокик, а мопед. Это ему как-то лучше подходит, хотя и не правильно. Да всё равно все так его называют. А дед, кстати, и вовсе называл его макакой

Возвращаюсь к рассказу.

Выяснив, что я свой (ну или почти свой), мы познакомились и стали обсуждать наших коней. Я посетовал на то, что мотор работает с перебоями, а от чего – не понятно. Славик (это который дерзкий водитель) глянул на мой двигатель и говорит:

- Ты со свечного наконечника железяку убери и всё пройдёт.

Железяка эта и была помехоподавительным наконечником. А точнее экраном. Очень сильно сомневаясь в его словах, я демонтировал жестянку и чудо не замедлило себя ждать: мотор заработал как часы!

- Слушай,- спрашиваю я у Славика понимая, что он знает ответы на многие мои вопросы,- почему скорости так плохо включаются, особенно первая и нейтраль?

Он вновь внимательно осматривает мой мопед и влёт находит причину:

- Хомут с тросика скоростей убери, чтоб он висел свободно.

Уже без всяких сомнений срезаю хомут и мы регулируем включение передач. Всё стало включаться как надо!

- Слава, а чего он так плохо тянет?

Славик садится на мой мопед и сразу же ошарашивает меня:

- А чё он у тебя такой жёсткий?

Я сажусь на его «Карпаты» и чувствую, что сиденье на них много мягче моего. И тут Слава выдаёт очередной диагноз:

- Так у тебя задние мартезы не работают! – прыгая в седле, чтоб я видел, что пружины амортизаторов неподвижны.

- А плохо тянет потому, что ещё не обкатался. Аккуратно обкатывай. У нас тут один пацан так мопед обкатал, что он 70 идёт!

На этом мы распрощались и мои новые знакомые уехали. Я ещё немного постоял, переваривая услышанное и тоже подался домой выяснять, почему же не работают новые амортизаторы на новом мопеде.

Приехав и обо всём рассказав деду, я уже было приготовился крутить гайки, но дед с задумчивым видом огорошил меня:

- Надо твою макаку отправлять в гарантийный ремонт.

Чего????? В какой, блин, ремонт? Это же не какой-нибудь шахтный насос или скиповый подъёмник, чтобы в него нельзя было залезть и посмотреть, что с ним? Гарантийный ремонт значил для меня неопределённо-длительный простой и крах мечты. Видимо, вид у меня при словах о гарантийном ремонте был столь несчастный, что сердце деда дрогнуло, и он быстренько добавил:

- Хотя пломб там никаких нет, можем и сами глянуть.

Камень свалился с моих плеч, и я в темпе открутил задние амортизаторы. Устроены они примитивно (обычный телескопический механизм с пружиной и без гидравлической части), поэтому причину долго искать не пришлось: на обоих амортизаторах были кривыми штоки и напрочь отсутствовала смазка. Причём, штоки не просто погнуты - они был в каких-то вмятинах и буграх. Насколько было возможно, я их отстучал кувалдочкой на наковальне, но большую часть пришлось править на наждаке. Обильно смазав все необходимые детали и установив отремонтированные амортизаторы на место, я поехал в испытательный пробег. Результат превзошёл все ожидания – плавность хода стала лучше на порядок!

Потихоньку обкатывая своего конька, я наматывал всё новые и новые километры на колёса и с тревогой замечал, что тяга двигателя сильно-то не улучшалась. Мне не давала покоя мысль о пацане, который так обкатал свой мопед, что тот идёт 70 км/ч, и я очень хотел с ним познакомиться. Может и тут есть какой-то особый секрет? И в скором времени наше знакомство состоялось.

Решил я покататься по темноте, чтобы оценить свет фары и заднего фонаря. Дождался её наступления и выехал по известному маршруту в сторону станции. Проехав улицы, освещаемые редкими фонарями и сверкающий огнями завод, я въехал в прохладный полуночный мрак. Признаться, маленькая круглая фара светила так себе, но зато свет заднего фонаря был выше всяких похвал! Два рубля на него потрачены не зря! Остановившись и не глуша двигатель, я поставил мопед на подножку, а сам пошёл сначала вперёд, а потом и назад, чтобы своими глазами оценить работу светотехники. Вдруг темноту прорезал яркий луч света и следом появился второй, но гораздо более слабый. Ко мне приближались два двухколёсных экипажа. Я съехал подальше на обочину, заглушил мотор и попытался определить, что за техника движется в мою сторону. По отдалённому звуку я узнал голос моторчика «Карпат» (это видимо их свет был слабеньким). Но что тогда за второй механизм, с ярким светом? А был это мой новый знакомый Славка на своём мопеде с прямоугольной фарой (с круглой вообще никакого сравнения). Водитель другого мопеда оказался тем самым пацаном, с которым я и хотел познакомиться. Отвлекаясь от темы хочу сказать, что знакомство с этими ребятами полностью изменило всю мою жизнь. Со Славкой мы дружим без малого тридцать лет, а вот с Женькой (это который 70км/ч) мы как-то общаться перестали. Хотя и видимся иногда раз в три года. Но я верю, что всё ещё наладится!

Ну вот, знакомство наше состоялось и мы, обменявшись координатами, разъехались по домам. Приехав домой, я под песни «Ласкового Мая», что неслись с поселковой дискотеки со стороны ДК, загнал мопед в гараж и пошёл спать, по дороге поймав Василия и затащив его в дом (Васька становился отъявленным бандитом).

Через пару дней, копаясь во дворе с «Запорожцем» (у него случился очередной ремонт двигателя – развалился поршень) я услышал, что кто-то сигналит у ворот. Смотрю – да это же Женька! Открываю калитку и запускаю его во двор. Его мопед, хотя и одного прихода с моим, уже многое повидал, но пёр реально, как ошпаренный. Мой двухколёсный друг стоял тут же и Женька стал его пристально рассматривать. Вдруг он пальцем показывает на маленькую капельку масла, свисающую с вала кик-стартера:

- А это что такое?!

- ???- пожимаю я плечами.

- Ну-ка дай отвёртку.

Подаю. Он шустро откручивает контрольную пробку уровня масла в КПП, и оттуда потекла приличная струйка.

- Кто его туда столько залил?!- спрашивает возмущённо Женька.

Ну что тут сказать – я залил. Вышло прямо по Черномырдину: хотел как лучше, а получилось, как всегда. Я-то по своей наивности думал, что больше не меньше и мопеду это только пойдёт на пользу. Порозовев от стыда я сознался в содеянном, на что Евгений прочёл мне на этот счёт лекцию и слил излишки в количестве ≈0,5 л. Но зато я твёрдо уяснил, что пусть лучше в КПП масла будет меньше, чем больше – сальники будут целее. И в будущем знание это мне пригодилось! Более ничего криминального он не обнаружил. Это меня сильно обрадовало.

И началась беззаботная жизнь! Каждый день мы гоняли на мопедах купаться на озёра, на рыбалку, на станцию встречать поезда, друг к другу в гости и просто, куда глаза глядят. У меня был солидный запас бензина (вся моя мопедная копилка тратилась на него): в то время А76 стоил 30 коп/л, а Аи-93 40 коп/л – поэтому передвижения наши ничего не сдерживало. Вот она, свобода! Проведя день в деловых и прогулочных поездках (всё по инструкции!) я приезжал домой, а потом, отдохнув и наслушавшись «Ласкового Мая» шёл к кому-нибудь из пацанов в гости, чтобы пересказать очередной фильм ужасов, что я успел посмотреть в Томске в уже появившихся видеосалонах. До хакасского посёлка это веяние времени добралось лишь на следующий год. Но чаще мои новые друзья приходили ко мне, и мы засиживались до глубокой ночи строя планы на будущее. А ещё я в то время сильно увлекался фотографией (от отца передалось), и мои друзья тоже подсели на это дело. Правда фотоаппарат у меня был (да и сейчас он жив и здоров!) старенький ФЭД-2 1961 г/в, но снимал он весьма неплохо! А у отца была ГДРовская зеркалка «Практика», но для меня на неё было наложено табу. Чего-то я отвлёкся от основной темы

Наматывая новые километры, мой конёк никак не хотел прибавлять сил, в отличие от Васьки, который закалялся в боях и матерел с каждым днём. И грелся мой стальной друг сильнее, чем мопеды моих товарищей. По подсчётам обкатка уже близилась к завершению, но тяга сильно не улучшилась. Ну и пусть - я всё равно был самым счастливым человеком на Земле!

Глава вторая. Как заморыш превратился в арабского скакуна.

Наступил июль 1989 года. Счастливое лето продолжалось и баловало нас прекрасной погодой. И вот однажды собрались мы с Женькой на рыбалку. Решили ехать на одно из озёр, что находилось от дома километрах в 15…17-ти. Вещей набралось изрядное количество: лодка, вёсла, грузила (сделанные их железных шаров горной мельницы), рюкзаки с едой, удочки, верёвки и прочий скарб. Т.к. выезжали очень рано, часа в 4 утра, то пришлось надевать тёплую одежду. Днём стояла жара, но ночами было свежо. Распределив между собой всё наше добро, мы отбыли на промысел. Как сейчас помню: на мне были болотные сапоги, кофта, болоньевая куртка, тёплые штаны, шерстяная шапка, за плечами лодка и на багажнике рюкзак.

Сначала мы заехали на небольшую речушку наловить малька, а уж после двинулись к озеру. По дороге был весьма широкий и глубокий брод через другую речку, который лёгкая двухколёсная техника объезжала немного в стороне по толстой доске шириной ≈300мм и длиной около двух метров (сама речушка почти на всём протяжении имеет русло шириной не более 1,5 метров и глубину ≈0,5 метра, но в месте брода она сильно расширялась). Проскочив по доске над руслом, мы вскоре прибыли в нужное место.

О самой рыбалке писать нечего, т.к. мы не поймали ничего. Всё интересное впереди. Так вот, время близилось к полудню, солнце жарило всё сильнее и мы решили сгонять искупаться на оз. Иткуль, что находится рядом с местом рыбалки. Путь наш лежал опять через переправу по доске. Ну, наверное, уже всё понятно? Я с этой доски навернулся! Мой мопед ушёл по сиденье под воду, сделал пару бульков и умолк… Я стоял в ступоре, не в силах поверить в произошедшее. Но тут подбежал Евгений, взбодрил меня парой крепких слов и мы с трудом вытащили утопленника на сушу. Купание случилось раньше запланированного времени.

- Фигня,- говорит Женька,- сейчас карбюратор прочистим, зажигание с фильтром просушим и попрём!

Прочистили, просушили, вывернули свечу и выгнали воду из цилиндра. Пробуем завести – не заводится.

- Похоже, вода в коленвал попала,- говорит Евгений, и мы сдёргиваем цилиндр. Точно! Двигатель полон воды. Выливаем, сушим на всё сильнее припекающем солнце и вновь пробуем завести. А вот хрен вам! Ну не заводится! Бензин идёт, искра есть – толку нет. Пробуем запустить вредную макаку с толкача – не заводится! Т.к. одеты мы основательно, то с нас сошло семь потов. Опять всё разбираем, проверяем, собираем, пробуем запустить мотор – и он клинит! Слёзы счастья готовы политься из моих глаз… Это конец. А так всё хорошо начиналось!

Но горевать особо некогда – надо думать, как добираться до дома. Чтобы рассчитывать на какую-либо помощь, нужно выбраться на трассу (дорогу из райцентра в наш посёлок), а это километров пять пути по горам. Там, где находились мы, в течение пары дней никого могло и не появиться. Решение напрашивалось только одно: брать моего коня на буксир. Из верёвок для грузил сооружаем буксировочный трос, сами грузила прячем в кустах (спрятали так, что больше уже их не нашли), еду оставляем сусликам. Так сказать, облегчаемся. Основную массу вещей навьючиваем на Женькин мопед (но лодка осталась у меня за плечами). Поехали! По прямым участкам дороги едем весьма споро. Но только появляется подъём – мне приходится спрыгивать и бегом толкать своего раненного друга, иначе тяги тягача катастрофически не хватает. А подъёмы следуют один за другим и уже вскоре сил у меня не остаётся. Особый комфорт обеспечивают тёплая одежда и болотники на ногах. А на улице уже за тридцать!

Закончилась вода во фляжке, а до трассы ещё, как до Китая пешком. Пить хочется невыносимо! Но мы с трудом продолжаем движение. Вдруг на очередном подъёме раздаётся щелчок: у мопеда-тягача лопнула рама! Приехали… Но подъёмчик этот был последним на пути до нужного места и Женька аккуратно тянет меня по ровной местности. Видим отару овец и отдыхающих чабанов. Бросаем свой караван и идём к ним:

- Дайте воды! – умоляюще просим двух парней.

Нам наливают воду в какую-то грязную посуду, не то из-под кефира, не то из-под творога, но мы не обращаем на эти мелочи внимания и выпиваем всё до последней капли. Движемся дальше и добираемся до нужной дороги. Жажда так и не проходит. Видимо, мы ещё схватили по тепловому удару, т.к. нас иногда начинало морозить. Рядом с трассой протекает речушка, куда коровы ходят на водопой, вот туда-то первым делом мы и подались. Напившись вдоволь, оценили своё положение: до дома километров десять, из них около пяти - это крупный щебень, по которому на мопеде ехать очень тяжело и опасно. Этот участок все объезжали параллельной дорогой проходящей по сопкам. Пытаемся поймать какой-нибудь буксир, но всё тщетно. Никто не останавливается, чтобы просто поинтересоваться, что случилось. Пару часов мы ещё продолжаем попытки получить помощь. Бесполезно. Но вдруг останавливается мотоцикл «Урал» и водитель интересуется, чего мы тут сидим. Объясняю ситуацию, и он соглашается отбуксировать мой мопед до посёлка! Но что-то мне в нём показалось подозрительным. Да он пьяный! Но Евгений, толкая меня в спину, настойчиво шепчет:

- Давай-давай, цепляйся!

Я прикинул, что по щебёнке, да с пьяным мотоциклистом, да с моим опытом вождения до дома точно не доеду.

- Ни за что!

Тут Женька махнул рукой и говорит:

- Ладно, я поеду! Садись на мой мопед и езжай по горам.

И мы поехали. Т.к. ехали мы разными дорогами, то мне был не виден процесс буксировки. Но, встретившись в посёлке, я увидел, что волосы у Евгения стояли дыбом! Видимо, поездка его была захватывающей.

Добравшись домой, я поставил свой мопед в гараж и пару дней к нему не подходил. Женька к своему тоже. Ещё несколько дней меня мучила жажда и я с ужасом думал о том, какие муки испытывают умирающие от неё в пустыне.

Придя в себя, я стал готовиться к ремонту. Дедушка настойчиво твердил мне про гарантию, но Женька его убедил-таки вскрыть двигатель на месте, к тому же опыт ремонта мопедов у Евгения был весьма солидный, несмотря на юный возраст.

В назначенный день мы принялись за дело. Положив мопед на правый бок, вскрыли левую крышку двигателя. Изначально Женька предположил, что от воды заклинил коленвал. Крышка снята, под ней идеальная чистота. От коленвала на первичный вал КПП мощность передаётся не как на большинстве подобных мотоциклетных моторов моторной цепью, а шестернями. Так вот, шестерня коленвала вращается без замечаний, а вал коробки нет! Заклинила КПП. Это хоть немного, но обрадовало.

- Будем колоть мотор,- говорит Женька.

У меня сразу возникает мысленный образ кувалды, раскалывающей маленький моторчик. Однако имелось в виду то, что двигатель нужно снять и располовинить его на две части. Отдав мне необходимые ЦУ, Евген отбывает варить с отцом раму на своём мопеде. Я же демонтирую двигатель, отмываю его и жду Женьку. Дед в процесс не вмешивается, считая его пустой затеей, и продолжает твердить про гарантийный ремонт.

На следующий день, с превеликой осторожностью, чтобы не повредить прокладки двигателя (новые в то время не купить ни за какие деньги!) мы разбираем мотор. Друзья, причиной клина оказался подшипник первичного вала КПП. Я не помню его номер, т.к. здесь важно другое: этот самый подшипник был выпущен на нашем родном Томском ГПЗ-5! Вот такая превратность судьбы. Из Томска в Шяуляй, из Шяуляя во Львов, а оттуда обратно в Сибирь к «счастливому» земляку! Подшипник нашёлся у деда в запасе, мы его установили на место, всё собрали и благополучно запустили двигатель. В испытательный пробег поехал Женя, как руководитель ремонта. Когда он вернулся, то вид имел весьма ошалелый:

- Блин, он прёт у тебя, как зверь!

Я немедля вскочил в седло, тронулся и обалдел: реально, тяга была такая, что мама не горюй! Видимо бракованный подшипник и забирал львиную долю мощности мотора. Вот так, не было бы счастья, да несчастье помогло. Среди знакомых равных по мощности моему мопеду не было. Куда раньше я ели-ели забирался на первой, теперь залетал на второй. Но в скором времени «колоть мотор» пришлось опять. А случилось вот что:

Поехали мы с пацанами купаться опять же на Иткуль. На улице жара. Со мной пассажиром ехал Женька, т.к. его мопед так и стоял со сломанной рамой (то ли плохо заварили, то ли совсем её не заварили – не помню). Проведя день на озере, мы двинулись в обратный путь. Вдруг на подъёме в горку резко пропадает тяга и появляется звук, как будто у двигателя открыт декомпрессор (хотя на этом моторе его и в помине не было). Останавливаюсь. Мопед работает, а между половинками картера бьёт струйка выхлопных газов. Прокладку пробило! Не выдержала она повторной установки и эксплуатации. Кое-как, где на первой, где руками подталкивая моего конька добрались мы до дому.

На следующий день двигатель вновь был демонтирован и разобран. Прокладку вырезал я из паранита, который мне со скрипом презентовал живший по соседству экскаваторщик. Для надёжности все прокладки (между половинками картера и крышками) я посадил на краску (геметики-прокладки в то время в наших краях не продавались). Это имело успех. Больше двигатель по механической части меня никак не беспокоил и не беспокоит до настоящего времени. Да, вот ещё интересный момент: моторчики В50 комплектовались двумя видами дисков сцепления. Были модификации с тремя текстолитовыми дисками, либо с двумя железными. Мой мопед с железными. Такое чувство, что они не изнашиваются вообще. Мой конь до сих пор с родными. Притом, что иногда в тяжёлых условиях частенько приходилось играть сцеплением, чтобы не заглохнуть.

Моя мотожизнь продолжалась легко и беззаботно до очередного неизбежного события, которое рано или поздно случается с каждым водителем двухколёсного транспорта – падения. Падения, как известно, бывают разные. Моё было без последствий для меня, но с последствиями для мопеда. Если Вы ещё читаете этот опус, то милости прошу к следующей главе!

Глава третья. Первое падение.

Как не берёг я своего конька, но сия участь меня не миновала. Знаковое купание в речке за падение не считается.

Однажды в тёплый и пасмурный день после летнего дождика, я совершенно счастливый катался на своем железном друге по родным просторам. Вдыхая пьянящий запах степи, я летел где-то 25 км/ч (спидометр-то не работал) по дороге, объезжая свежие лужи. Низкое небо грозилось темными тучами и обещало дождь. Но это меня не пугало: что я, сахарный что ли? Мой мопед бодро тарахтел своим моторчиком. Я смотрел вдаль и видел бескрайнюю степь, которая под порывами ветра была похожа на волнующееся море, а также пасущихся овец, которые создавали иллюзию белых и пустынных островов, где, несомненно, спрятаны пиратские сокровища. Я был пьян счастьем свободного полета и полон восторга от того безраздельного простора, который видел вокруг. Дорога давала мне и моему верному коню силы, отчего было радостно и хотелось петь. И вот, в состоянии абсолютного восторга я, разинув рот, со всего ходу влетел в липкую и глубокую грязную лужу. Упасть-то в нее не упал, а вот мой верный друг… Он лежал в грязи с разбитой фарой, поцарапанным баком, который еще и помялся отломившимся ограничителем поворота руля. Для усиления чувства безмерного счастья пошел дождь…

Что я испытывал и какими словами ругал себя, лужу, овец и коров, что заминировали всё вокруг - писать не буду, ибо все, кто имел мотоцикл и падал на нем, меня поймут. Да и не в этом дело. Дело в том, что на дворе стоял 1989 год, и было это временем тотального дефицита всего и вся. И, что совершенно естественно для того времени, купить разбитое стекло фары и лампочку тогда не представлялось возможным.

«Вот и все…» - думал я, - «Жизнь кончилась!», ибо с разбитой фарой я ездить не мог - это было выше моих сил. Но и не ездить я тоже не мог! Что же делать? Ситуацию исправил мой самый лучший дед. Он поступил до гениального просто: взял и вырезал кружок из куска оргстекла, подогнав его к фаре. Вместо фарной лампочки он приспособил лампочку приборной панели (контролька дальнего света) к цоколю от разбитой лампы ближнего и дальнего света. Других шестивольтовых лампочек просто не было. Получилось подобие габарита, что дало возможность ездить и в темноте. Единственным нюансом являлось то, что мне ничего не было видно – фара светилась, но дорогу не освещала, да ещё оргстекло оказалось синеватого оттенка. Я снова оседлал своего коня и совершал ежедневные поездки по делу и без него.

Проездил я с таким стеклом довольно долго, пока Евгений не отдал мне фару со своего мопеда. Он уговорил родителей купить ему «Минск» и ожидал прихода партии мотоциклов на базу снабжения посёлка, где работала его мама. Да и ездить ему было особо некогда: наступил август и его постоянно привлекали то к работе на огороде, то к строительству нового дома (у меня же трудовые обязанности были гораздо скромнее). А мой мопед обрёл прежний нарядный вид (вмятинка на баке практически незаметна).

Лето подходило к завершению и уже маячил мой отъезд в Томск. В скором времени должны были приехать на машине родители чтобы, погостив, забрать домой меня с Васькой.

Да, вот ещё о чём забыл рассказать!

Однажды поехал я на мопеде в райцентр на заправку (приходилось заправляться за 20 км с 10-ти литровой канистрой на багажнике, т.к. в нашем посёлке заправки не было). Приезжаю. Отдаю заправщице талон (помните их?) на 10 литров 76-го и иду к колонке (талоны на бензин имели номинал кратный 5). Колонка кряхтит, счётчик крутится, канистра всё полнее: 8 литров, 9 литров, 10 литров, 11 (!) литров, 12 (!!) литров… Всё, канистра уже переполнена, а колонка качает! Открываю бак и начинаю заливать бензин в него: 13 (!!!) литров, 14 (!!!!) литров, 15 (!!!!!) литров. Наконец колонка останавливается. Я с одной стороны рад по уши халявному бензину, а с другой не очень, т.к. в бак-то я залил топливо без масла. Что же делать??? Откатываюсь подальше от заправки (а вдруг лишнее назад заберут?) и в задумчивости стою на обочине. И тут я вспоминаю Женкины слова, что «…лучше масла меньше, чем больше»! Быстренько сливаю в пробку бензобака граммов 50…70 масла из коробки и заливаю их в бак. Проблема решена, я благополучно добираюсь до дома, где довожу уровень масла в КПП до нормы, а в бак доливаю смесь бензина с маслом в нужной пропорции. После произошедшего я сделал небольшой НЗ масла в бутылочке из-под какого-то лекарства, который с тех пор до настоящего времени так и лежит в багажнике под сиденьем, т.к. более такого везения не случалось.

В конце августа приехали в родные края папа с мамой, и я им взахлёб рассказывал о своих приключениях. Перед нашим отъездом в Томск была проведена подготовка мопеда к зимнему хранению. Строго по инструкции (дедушка всё внимательно бдил!) произведены смазка, подтяжка соединений, консервация двигателя, слив топлива из бака и карбюратора; после чего моего коня установили в гараже на подставки (чтоб колёса не касались пола) и накрыли полиэтиленовым чехлом.

Тем временем дед неоднократно напоминал мне о необходимости заняться поиском и приобретением запасных частей для макаки (он так и называл моего красавца). Тогда было это делом весьма непростым. В магазинах практически пусто (даже лампочек 6-ти вольтовых не было!) и запчасти приходилось приобретать через Посылторг. Причём запчасти для разной техники, соответственно, имелись на разных его базах. Дед на почте всё это выяснил и составил мне список баз Посылторга, куда я должен был обращаться. А заодно, по его мнению, список необходимых запасных частей. Но об этом я напишу после, т.к. и здесь не обошлось без конфуза.

Неумолимо приближался день отъезда. Как же мне хотелось остаться! Поздним августовским вечером сидели мы с друзьями во дворе поселковой школы и, глядя на звёздное небо, мечтали о дальних краях, куда мы отправимся в следующем году. Пацаны уже грезили мотоциклами, а вот я нет. Ни за какие богатства на свете не хотел я расставаться со своим коником! Договорившись писать друг другу письма, мы разошлись по домам.

На следующее утро на отцовском ВАЗ-21013, с мамой и папой, под звучавший из моей «Электроники» «Ласковый Май», а также с заматеревшим Васькой, я уехал в Томск.

Для меня начался обратный отсчёт времени до встречи со своей осуществившейся мечтой, которая должна была состояться на зимних каникулах.

Но об этом – в следующей части.

P.S. Увлекаясь фотографией я фотографировал всех и вся, а вот своего стального друга снимал, почему-то, мало. И не догадался никого попросить сфотать нас вместе. Поэтому фотографий мопеда из того времени до обидного мало.

Ремонт после купания
Опубликовано

Другие дополнения из этого отзыва

Похожие отзывы и дополнения

Отзыв о Xin Kai Xin Kai, 1999
Доброго времени суток читателям данного отзыва! Выдалась свободная минутка, решил написать отзыв о мотоцикле, отзыв уже ни первый, мотоциклы мало кого интересуют конечно, но тем не менее, может кому этот отзыв покажется полезным. Возможно кто либо поглядывает в сторону данного мото, собирается...
Кулак дружбы
Салам пополам, граждане))) У моего родного дядьки в деревне есть ГАЗельваген. Ездил он на нём и бед не знал. Движок в ГАЗельке был УАЗовский! Но в один прекрасный момент на трассе он услышал удар, грохот и масло в зеркале заднего вида… 1183822 1183823 1183824 Диагноз таковв 1м цилиндре...
Отзыв о Xin Kai Xin Kai, 2012
Patron Taker 250 На работе выдалась минутка тех. перерыва и с кружкой крепкого кофе, думаю почитаю, что пишут про мой мотоцикл, а информации то и почти нет в интернете. Думаю напишу, помогу с информацией потенциальным владельцам. История с мотоциклами у меня началась относительно...
Дальнейшая...
И вновь дополню отзыв фотографиями не своей машины))) В этом году Кум дошёлтаки до ремонта рамы. Судя по всему, ГАЗелька возила пшеницу прямо из под комбайна и минимум по 2 бункера!))) Потому как рама у неё была смята отбойниками заднего моста! Сам кузов тоже был потрёпан жизнью. Поэтому Кум решил...
Отзыв о Xin Kai Xin Kai, 1988
В далёком 1995,когда трава была зеленее,бензин стоил дешевле,миром развлечений правил не компьютер,вк или фейсбук,а безжалостно уничтожавшие нашу нервную систему 816 битные приставки и кассетные видеомагнитофоны с очередным крутым боевиком шварца,мы с друзьями будучи старшеклассниками решили что...
С Новым Годом
Всех с наступающим новым годом!, не гвоздя не жезла автомобилистам и мотоциклистам, всем остальным крепкого здоровья и успехов во всем!, Моим читателям и подписчикам отдельное спасибо за то что следите за моими новостями!). Мотоцикл сейчас на небольшом ремонте, что то с генератором, выдает 24...
Повышение...
Всем привет! Ни чего особенного на работе не происходило до июня месяца. А потом началось... В общем, решил я пойти в отпуск со 2го июля, чтобы заняться стройкой (точнее капитальным пристроем) дома. Написал заявление и ждал заветного дня))) Но пришла беда откуда не ждали! Вышестоящее...
Отзыв о Xin Kai Xin Kai, 1988
Всем привет. Вот решил чирикнуть несколько строчек о бывшей мотолегенде Советского союза, на закате коммунизма. Иногда так приятно мысленно перенестись на 20 лет назад, а точнее на 22 года в далёкие 198990 года. В жизни всё развивается динамично. Сначала у тебя велик, потом мопед, потом крутой...
Отзыв о Xin Kai Xin Kai, 2017
История о том, как мы выбирали детский квадроцикл. Решили мы дочкам ( близняшкам ) на 4 года, подарить необычный подарок, чтото особенное, детский квадроцикл. Подарок не дешевый, но на самом деле подъемный, если договориться с родственниками и вместо кукол, скинутся в общую копилку. И так, с...
Эксплуатация...
За это лето пробег составил порядка 600 км не по асфальту, на моторе от классики: сцепление и выжимной в норме. Тяга на ДВС от классики существенно лучше чем на родном, при чуть большем расходе бензина. Двс чувствует себя хорошо не смотря на перегревы, резкое охлаждение в бродах, работа на...
Рама 2
Продолжение работы над рамой. Еще все в черновом варианте, но примерную картину можно заметить. Бак будет другой, просто примерил, какой есть. Кстати, ищу бак в форме...
С Наступившим 2017...
Всем приветик! Так уж выпало, что Новый год я встречал на работе. Настроение было праздничным и хотелось чегото замутить))) Взял ручку и сделал "фотообои"))) Фото, к сожалению, плохого качества((( Но больше фотать было не на...

Комментарии

Александр
Владивосток
+++++++
6
 
Ответить
Чудесный текст! А мопед прекрасен в своем уродстве.
5
2
Ответить
  
Томск-Новосибирск
Сообщений: 445
Прочел от корки до корки. Спасибо что погрузили в детство!
Мой отзыв: Ford Edge 2014
17
 
Ответить
Сергей
Новосибирск
Круто.а особенно круто то что удалось сохранить . Сам родом из СССР и мопед для многих был недосягаемой мечтой,в том числе и для меня.С него и началась моя любовь к технике что в последствие вылилось,а вернее воплотилось в профессию и образ жизни.
9
 
Ответить
muhaddd
Уссурийск
Молодчина !!!! Читал аж слезка выкатилась . Вспомнил практически всю свою юнность. Владел Ригой 16 зелено-коричневого цвета с 75 по 78 год это золотое время 4-6 класс. Конфеты из шоколад настоящие и без дебильного ЕГ. А в 84 году купил уже Яву 350/634-07.
7
 
Ответить
Kirillrazdolbay
Нижний Новгород
Слушай автор,у тебя талант! Пиши ещё! Был у меня такой тырчик,в 11 лет. В деревне ( у меня история похожая,ездил каждое лето в деревню за 350 км от города) нашел у деда в гараже, восстановил. Хороший был,правда двигатель слабенький. Мы как то на нем вчетвером ехали)
7
 
Ответить
Владивосток
Зачитался, жду продолжения.
3
 
Ответить
dflbr
Усолье-Сибирское
Спасибо.Как будто в детстве побывал.У меня был РИГА-4.Всё правда и очень точно подмечено.Золотая пора.Ностальгия.Никогда не писал комментариев,не могу промолчать.Благодарю.
5
 
Ответить
dflbr
Усолье-Сибирское
Спасибо.Как будто в детстве побывал.У меня был РИГА-4.Всё правда и очень точно подмечено.Золотая пора.Ностальгия.Никогда не писал комментариев,не могу промолчать.Благодарю.
5
 
Ответить
евгений
Спасск-Дальний
Блин аж прослезился,был у меня такой карпатик году где то в 91 ,как в детстве побывал,очень хороший отзыв что в последнее время редкость на данном ресурсе.
5
 
Ответить
10835052
Ижевск
Подробно и интересно написано! Прям порадовался, читая. Правда, у меня ни мокика, ни мотоцикла не было, сразу, с 4 класса, учился ездить и ремонтировать авто, но всё равно ностальгия... Спасибо!
3
 
Ответить
никита
Свободный
Спасибо за отзыв вспомнил своё детство ! 14лет мне было , У меня был мопед дельта с ножным переключением и постоянно гавкала вторая скорость
3
 
Ответить
BorisYrinoff
читается на одном дыхании )) и воспоминания из детства ))) у меня была Дельта. как раз с квадратной фарой )) и как раз был такой друг, у которого такая же Дельта тащила в два раза сильнее) видимо обкатана была лучше )))
3
 
Ответить
По виду "Верховина". В далеком 1975-6, не помню была "Верховина-5". С тросиками на ней была беда. Стоили они не мало и продавались в одном магазине города. В то время был мастером по тросикам самодельным. 55 км максимальная скорость.
2
 
Ответить
 
вОРОНЕЖ
Сообщений: 5188
Спасибо за прекрасный подарок в выходной день. Спасибо за возвращение в детство. Начиналось всё так же, но с "тырчка".
Мальчик Эдик 1975 года рождения.
Ауди ,БМВ Х5, Нексия,Форд Фокус,Хонда CRV ,Фольксваген Тигуан, Тойота Ленд Крузер...
11
 
Ответить
Дмитрий
Омск
Что аж слёзы на глазах появились,очень душевно написано.
8
 
Ответить
Владимир
автор
Томск
dflbr
Спасибо.Как будто в детстве побывал.У меня был РИГА-4.Всё правда и очень точно подмечено.Золотая пора.Ностальгия.Никогда не писал комментариев,не могу промолчать.Благодарю.
Спасибо! Рад стараться!
5
 
Ответить
 
ЗАБ РАЙ
Сообщений: 142
Добрый рассказ! Была у меня РИГА-16, насколько помню стоила 216 рублей в 1979 году, и 2.2 л.с. До этого был мопед с Д-5 там было1.2 л.с.
4
 
Ответить
 
Новосибирск
Сообщений: 237
хороший рассказ реально как в детстве оказался , нахлынуло .... и про кота здорово ! в Новосибирске в то время странно все запчасти на мопеды были ...
2
 
Ответить
Андрей
Кемерово
Отлично!
2
 
Ответить
Pavel77
Благовещенск
Приятно было почитать... У меня такой же был, зеленого цвета, больше всего мучений доставляло сцепление и постоянно рвущийся тросик скоростей. Но после него люблю технику на двух колесах!
2
 
Ответить
13598401
Прочитал на одном дыхании. Душевно написано !!
P.S. А моя мечта так и не осуществилась.
1
 
Ответить
Владимир
автор
Томск
Алексей К.
Чудесный текст! А мопед прекрасен в своем уродстве.
Спасибо! Не тривиальная оценка:)))
 
 
Ответить
12694634
Спасибо огромное за Ваш рассказ! Вспомнил свою юность и тоже с Карпатами (с двигателем Ш58) 1983 г.в.
2
 
Ответить
8728585
5000000000000000!!! Это лучшее из всего, что я читал на Доме за все годы его существования!
1
 
Ответить
Как будто в детство вернулся... Автор ,ты молодец! Мопеда небыло ,был у друга ,такой же механик как в рассказе. И в 14 лет появился Минск. В деревне особо гаи не гоняли. Мама дала перед каникулами деньги ,чтобы я купил обувь на лето ,а я купил мотоцикл без документов ))) эх, как давно это было.. 91 вроде..
1
 
Ответить
Владимир
Спасибо! Не тривиальная оценка:)))
Немного поясню - это тот самый случай, когда харизма преобладает над идеально выверенными линиями и плодом коллективного труда высокооплачиваемых дизайнеров и маркетологов. Карпаты (и Риги, и Верховины) у людей нашего возраста будят лучшие воспоминания о детстве. Впечатления, которые доставляют владение таким мопедом, гораздо важнее условной красоты и надежности. Поэтому, мопед прекрасен (без тени иронии)!
1
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить отзыв