Повесть о мопеде.
И снова здравствуйте!
Герой данного рассказа (как и предыдущего) также широко известен публике: некоторым знакомо его название, кто-то видел его на фотографиях, кто-то созерцал его вживую, кто-то являлся (является) его владельцем. Так вот, я из последней категории со стажем владения с 1989 года по настоящее время. Поэтому повесть моя будет длинной и, надеюсь, интересной. Да, вместо отзыва получилась повесть и я думаю, что оно и к лучшему, ведь это же интереснее, чем просто прочитать сухой текст о технических характеристиках, органах управления и.т.д., что-то запомнить, а что-то благополучно забыть? Но прежде чем начать свой рассказ, хочу уточнить кое-какие детали: во-первых, Вы не найдёте здесь советов и рекомендаций по обслуживанию, ремонту и эксплуатации, ибо рекомендовать приобретать или нет данный аппарат по меньшей мере глупо, а по мат.части ответы на вопросы можно найти на профильных сайтах о подобной технике; во-вторых, оценка сего транспортного средства будет чисто субъективной, т.к. основные события произошли без малого три десятка лет назад, а тогда и солнце светило ярче, и трава была зеленее и мне, 15-ти летнему, мой механический друг казался воплощением технического совершенства; в-третьих, повествование получилось довольно объёмным (и временами уходящим от темы), поэтому я разбил его на несколько частей, чтобы легче читалось. На сим вступление своё заканчиваю и перехожу, собственно, к повести.
Часть первая.
Глава первая. Как я стал самым счастливым человеком на Земле.
Множество из повествований о подобной технике начинается с фразы: «Мопед был мечтой каждого советского мальчишки…». И для подавляющего большинства это утверждение верно, но не для меня: я мопедом был неизлечимо болен. Вот сейчас попытался вспомнить, испытывал ли я подобное желание обладать какой-либо другой вещью так сильно, как этим драндулетом с крохотным моторчиком? – и не могу. Все мои отроческие помыслы обращены к нему. В журналах «За рулём» была рубрика «Страничка мотоциклиста», где нет-нет, да появлялась информация об изделиях Львовского и Рижского мотозаводов, которую я аккуратно вырезал и вклеивал в специально заведённую для таких целей тетрадку. Мокики «Карпаты» и «Дельта» были воплощением моей главной материальной юношеской мечты.
Сделаю небольшое отступление, чтобы посвятить непосвящённых в таинство названий этих изделий советского мотопрома: так вот, слово мопед – это сокращённое словосочетание «мотор-педали», т.е. запуск двигателя на таком аппарате производился с помощью толкача с педальным приводом (как на велосипеде). Ими же (педалями) можно было добавить мощности маленькому двигателю на тяжёлом подъёме или грунте (песке, например). Именно на таком мопеде «Верховина-4» гонял Сыроежкин в фильме «Приключения Электроника». Термин мокик же является производным от «мотор - кик-стартер», т.е. запуск двигателя осуществлялся, как на любом советском мотоцикле ножным рычагом кик-стартера (к слову, на мотороллерах Тульского мотозавода двигатели запускались, помимо кик-стартера, с ключа - династартером!). Но мотоциклом при этом мокик не являлся в силу своих технических характеристик. Более того, он не считался даже механическим транспортным средством (в противном случае для управления им требовалось бы водительское удостоверение и шлем), т.к. двигатель имел рабочий объём менее 50 куб.см (49,8), а максимальная скорость была менее 40 км/ч (более подробно о его ТТХ расскажу немного позднее). По действующим ПДД тех лет, введённых в действие 01.06.1980 года, управлять мокиком можно было по достижении 14 лет. И было это прекрасно!
1988 год. Мне исполнилось 14.
Несметное число раз ездил я на автобусе в «Спорттовары», чтобы полюбоваться на продававшиеся там мокики (хотя долго они в магазинах не застаивались и бывало, что любоваться было нечем), а потом умолял родителей купить и мне такой. Но мольбы мои не были ими услышаны… Справедливости ради надо сказать, что по прошествии лет я понял, почему. Где бы я хранил своё сокровище? Правильно, в отцовском гараже. А как бы я туда мог попасть без отца? Да никак! Гараж – это для советского автомобилиста святое! И допускать туда малолетних балбесов ну никак нельзя. А зачем что-то покупать, если пользоваться этим не получится? Прямым текстом мне это не озвучивалось, а отказ мотивировался различными обстоятельствами, как то:
- Вот закончишь четверть (полугодие, год) с такими-то оценками и будет тебе мопед!
Сделано!
- Молодец, но этого мало! Вот выиграешь такие-то соревнования – и точно будет тебе мопед!!
Получите грамоту!!
- Прекрасно! Но надо потрудиться на даче (дома, в гараже, ещё где-нибудь). Помогать же надо!!!
Пашу как глухонемой!!!
И когда уже все карты были биты, мне выложили козырного туза:
- Ну, молодец, заслужил ты свой мопед! Только половины суммы на него не хватает. Вот накопишь – сразу едем в магазин!
Бить нечем… Сто двадцать с копейками рублей (среднюю з/плату в СССР на тот момент) взять мне было решительно негде. Единственный мой официальный источник дохода, сдача стеклотары, позволял рассчитывать на воплощение мечты примерно через три года. «Ладно, - подумал я,- видимо потом когда-нибудь…».
Наступил 1989 год.
В первом январском выпуске «Утренней почты» я, как и миллионы сограждан, услышал и увидел «Ласковый Май». Так началось всеобщее ласковомайское сумасшествие. И было это, признаться, здорово! О покупке мопеда я больше не заикался, но исправно пополнял свою копилку. В марте 1989 года «Ласковый Май» приехал в Томск и мы с моим другом попали на концерт и даже умудрились его записать на мой магнитофон «Электроника 324-1»! Качество записи, конечно, было ужасным, но ничего не поделаешь. О трате 12-ти рублей на кассету в студии звукозаписи не было и речи – все копейки в копилку на мопед!
В середине апреля к другу приехала тётка с севера и купила-таки вожделённую кассету, да не одну, а ещё и с новым (на тот момент, естественно) шестым альбомом «Розовый вечер» (ну помните, где «Я хочу с тобой петь! Я ХОЧУ С ТОБОЙ ПЕТЬ!!!). А мы быстренько перекатали эти записи себе. Я был счастлив!
В апреле, будучи уже счастливым человеком, справил я своё 15-ти летие. Из Хакасии позвонили мои деды (причём по прошествии дня рождения, т.к. заказать междугородние переговоры в то время было не просто), и я радостно принимал поздравления. Поговорив с бабушкой, стал беседовать с дедом. Он, поздравляя меня стандартными фразами (хорошо учиться, не болеть, слушаться и беречь родителей, и.т.п.) совершенно буднично говорит:
- … а в подарок мы с бабой купили тебе мокик «Карпаты», который стоит и тебя дожидается…
ЧТО???!!!! Я не поверил своим ушам:
- Что вы мне купили? Мопед?!!
Дед спокойно ответил:
- Ты глухой? Не мопед, а МОКИК! «Карпаты».
Выйдя из ступора и осознав услышанное, я долго не мог идентифицировать произошедшие во мне перемены, а потом вдруг понял, что стал абсолютно счастлив!
И потянулись дни нескончаемой чередой. Как же я ждал окончания восьмого класса и обязательных школьных отработок, чтобы поскорей уехать на поезде к своей материализовавшейся мечте! Но на этом чудеса не закончились. Родители мне разрешили (после нескольких лет прошений) завести кота! Уже в начале июня у меня появился дружок - серый и лохматый котёнок Василий! И вот тут-то пришло осознание того, что я – самый счастливый человек на Земле!!!
Глава вторая. Встреча с мечтой.
Под стук колёс еду я в купейном вагоне на верхней полке, пряча в загончике за подушкой игривого Василия, который поехал со мной зайцем. Соседями по купе оказалась очень приятная и дружелюбная молодая семья с грудным сынишкой. Я как мог, скрывал присутствие своего зверя, но шила в мешке не утаишь. Василий был соседями замечен:
- Кто это там у тебя? – чуть ли не хором спросили молодые мама и папа.
- Котёнок…- промямлил я, - Василием зовут.
Они как-то странно переглянулись и засмеялись. Я, признаться, не понял, что здесь смешного. Ответ не заставил себя ждать: парень вытащил из-под полки коробку, открыл её и показал черепаху. Вот оно что! Оказывается зайцев в нашем купе двое! А когда моего Ваську застукал проводник, то я слегка вспотел. Но дядька оказался с пониманием и заговорщицки мне сказал:
- Ты только смотри, чтобы его напарница не увидела, а то точно высадит!
Напарница Василия не увидела, и мы благополучно доехали до своей станции. Моя мечта стала практически осязаема!
Сойдя на перрон, я обнялся с радостно встречавшей меня бабушкой и мы пошли к автобусу (было же время, заводской автобус БЕСПЛАТНО привозил из посёлка на станцию встречающих и уезжающих, а прибывших развозил, причём каждого до дома!). Стояла ночь. Прохладный ветерок шелестел берёзовой листвой и был слышен стук колес уходящего поезда. Но вдруг открывается моя наплечная сумка и оттуда с рёвом вылезает Василий. У бабули округляются глаза:
- Ты зачем его с собой притащил?! – в гневе спросила она, т.к. котов не жаловала.
- А как же я его оставлю?
Ну, делать-то всё равно теперь нечего и мы едем домой, к деду и мопеду!
В дом я залетел, как эфиопский спринтер. Мой подарок стоял на веранде под чехлом из чёрного полиэтилена. Я уже собирался немедля начать что-нибудь делать, не важно что, но лишь бы что-то делать с моей осуществившейся мечтой, однако дед охладил мой пыл:
- Иди спать, все дела оставим на утро.
Спорить было бессмысленно и я, всё ещё не веря своему счастью, уснул под усердное мурчание Василия.
Утро началось со скандала: Василий заминировал половик и бабушка подорвалась на мине. Кое-как уговорив её дать Ваське ещё один шанс и не «…выкидывать гада за ограду!», я (ну наконец-то!) во всей красе увидел предмет своих мечтаний. Итак, передо мной стоял гордо блестя хромом колёс и крыльев мокик ЛМЗ-2.161-01 «Карпаты-2»! И имел он следующее исполнение: двигатель В-50 (этот двигатель с ручным переключением передач, а двигателем В-501 с ножным переключением комплектовалась модификация ЛМЗ-2.161); хромированные щитки (то бишь крылья) и ободья колёс. Стоила эта комплектация аж 243 рубля! Датой изготовления и консервации значилось 24.06.1988, а датой продажи 17.02.1989. Четыре с лишним месяца от меня всё хранилось в тайне!
Руководство по эксплуатации разъясняло непонятливым, что «Мокик «Карпаты-2» - одноместная транспортная машина, предназначенная для деловых, прогулочных и туристических поездок по шоссейным и просёлочным дорогам во всех климатических зонах СССР». А это то, что доктор прописал! Грузоподъёмность мокика 100кг. Причём в инструкции была эта информация в очень странном виде. Привожу её дословно:
- масса (сухая), кг, не более – 55
- максимальная нагрузка (включая водителя), Н, не более – 980 (100 кг)
- нагрузка на багажник, Н, не более – 147 (15 кг).
Но почему в строке «Максимальная нагрузка» в скобках написано «включая водителя», а не «включая «нагрузку на багажник»??? Видимо были зафиксированы случаи эксплуатации мокика под управлением багажа. Да и ладно!
Выкатив своё сокровище во двор, я было побежал в гараж за бензином и маслом, но дедушка и тут охладил мой пыл:
- Володя, садись и изучай инструкцию!
Да-а… С главным механиком рудоуправления, хоть и бывшим, спорить бесполезно. Сажусь за изучение. И инструкция увлекла меня не хуже приключенческого романа! Наверное, сейчас самое время рассказать о характеристиках мокика подробнее и процитировать некоторые разделы «Руководства по эксплуатации»:
Комплект поставки
Инструмент водителя:
лопатка шинная 2шт; отвертка 1шт; ключ комбинированный литой 1шт; ключ специальный 1шт; ключ рожковый 14х24 1шт; ключ 8х4,5 1шт; ключ седла 2шт.
Сборочные единицы и детали, снятые при упаковке:
зеркало заднего вида 1шт; хомутик 2шт; свеча зажигания 1шт; наконечник помехоподавительный 1шт; световозвращатель унифицированный с гайкой и шайбой 2шт; вынос руля 1шт; болт М8 с шайбой и гайкой 2шт.
Запасные части:
кольцо поршневое 2шт.
Принадлежности:
мотоаптечка 1шт; насос со шлангом 1шт; руководство по эксплуатации с двумя талонами на гарантийный ремонт 1шт.
Из приведённого перечня до настоящего времени не дожили только потерявшиеся ключи седла (открывали защёлку под сиденьем, седло снимается, под седлом маленький багажник; теперь защёлку приходится открывать обоими указательными пальцами, иначе никак), зеркало заднего вида (лопнуло, да и толку от него ноль), наконечник помехоподавительный (а это вообще истинный вредитель, о чём ещё поведаю) – а остальное всё на месте!
Ещё немного технических данных:
- максимальная скорость, км/м, менее – 40 (после обкатки);
- тормозной путь с полной нагрузкой при движении со скоростью 30 км/ч и пользовании обоими тормозами, м, не более – 7,5;
- контрольный расход топлива, л/100км, не более – 2,0 (после обкатки).
Ну что тут можно сказать? С нагрузкой 100кг хорошо обкатанный мокик бежал где-то 45-50 км/ч по прямой. С юным водителем, вес которого был в два раза меньше и 60 км/ч не были пределом. Тормозной путь рулеткой мною не измерялся, но по ощущениям тормоза цепкие. Реальный расход топлива лежал в пределах 2…2.5 л/100км.
Расскажу о характеристиках мотора:
Двигатель, как я уже упоминал, называется В50 и выпускался Шяуляйским велосипедно-моторным заводом, который, кстати, жив и ныне, в отличие от Львовского мотозавода, прекратившего своё существование 20 лет назад.
Так вот, этот бензиновый двухтактный двигатель (ведущий свою родословную от 50-ти кубового моторчика чехословацкой Явы), с охлаждением встречным потоком воздуха имеет один цилиндр рабочим объёмом 49,8 куб.см при диаметре цилиндра 38мм и ходе поршня 44мм (посмотрите эти величины на линейке и удивитесь, как такая кроха везла столь солидную ношу). Максимальная мощность после обкатки составляет 1,32 кВт или 1,8 л.с. при 4400-5400 об/мин. Зверь! Поражает воображение величина крутящего момента при 3700-4400 об/мин – 3,03 Нм или 0,31 кгм!!!
Топливом для двигателя служила смесь бензина А72 или А76 с моторным маслом М-8Б1 (обычным автолом) в пропорции 33:1 для обкатанного мотора и 20:1 в период обкатки 1000км. Я же, по совету матёрых мопедистов, соблюдал после обкатки пропорцию 25:1, что продляло жизнь коленвалу, но приводило к необходимости чаще очищать нагар и прожигать колено (в то время не было специальных малозольных масел для двухтактных моторов и применение автола вело к обильному образованию нагара, который вычищался следующим образом: снималась головка цилиндра, а иногда и сам цилиндр, в которых механически вычищались камера сгорания, выпускное окно, днище поршня, канавки колец; снималось колено (выхлопная труба между цилиндром и глушителем), которое прожигалось паяльной лампой, отчего нагар отскакивал от стенок и высыпался). После удаления нагара мотор вёз намного веселее!
Объём топливного бака 6л. В КПП также заливалось моторное масло в кол-ве 0,5л.
Двигатель с электронно-бесконтактным зажиганием оснащался 6-ти вольтовым генератором мощностью 45 Вт.
Перехожу к органам управления.
Здесь всё до гениальности просто. Из приборов имеется лишь спидометр, который на моём коне перестал работать первый раз (временно) на 46 км пробега, а позже на 148 км (уже, видимо, навсегда). При этом между данными значениями счётчика находятся год жизни и где-то 3000км разных дорог и направлений. Но об этом потом.
В фаре, кроме основной лампы, притаилась единственная контрольная лампочка дальнего света мощностью 1 Вт. Сам свет переключается с ближнего на дальний простеньким переключателем на левой стороне руля, рядом с рукояткой переключения передач и рычагом сцепления. На этом же переключателе установлена кнопка звукового сигнала. Справа на руле газ, рычаг переднего тормоза и выключатель двигателя (такой же, как и переключатель света, только без кнопки сигнала). Ключ зажигания отсутствует, как класс. Внизу справа педаль заднего тормоза. Всё! Позже мною для солидности были добавлены контрольные лампы ближнего света и тормоза. Хотя сейчас сиё улучшение вызывает лишь улыбку.
Фары на львовские мокики устанавливали двух видов: круглые (как на моём) и прямоугольные. Прямоугольные освещают дорогу гораздо лучше. Лампочка в фаре мощностью 15+15 Вт. Задние фонари также были двух видов. Мне достался мокик с фонарём нового образца, за который заводом-изготовителем устанавливалась надбавка аж в 2 рубля! Но оно того стоило. Фонарь светит изумительно. В нём, к слову, установлены две лампочки: габаритная 3 Вт и стоп-сигнала 15 Вт.
Изучив инструкцию, я занялся подготовкой к эксплуатации. Следуя руководству (под очень пристальным вниманием деда) удалил консервационную смазку, установил снятые элементы, закрепил прилагающимися хомутами тросы управления, залил в КПП масло, промыл бензином цилиндр и свечу, накачал шины и заправил полный бак бензина. И вот один из самых волнующих моментов – первый запуск!
Дрыг-дрыг-дрыг – не заводится! Дрыг-дрыг-дрыг-дрыг – ну никак не заводится!!
- Давай с толкача попробуй, - говорит дед.
Разбегаюсь, включаю первую, отпускаю сцепление – а первой-то нет! Нейтраль, однако. Опять разбегаюсь, включаю уже вторую, отпускаю сцепление – есть контакт! Несколько раз пробежав по двору туда-сюда я, наконец-то, запустил-таки вредный моторчик! Ура! Заработала!!! Только как-то уж странно, как будто двигатель мучил лёгкий кашель. Но в тот миг меня это нисколько не смущало. Я зачарованно держал в руках руль и слушал двигатель, радуясь жизни.
- Глуши его, будем разбираться со скоростями, - говорит внимательно наблюдавший за мной дед.
Следует сказать, что до того момента общения с мототехникой я не имел никакого. И (что ясно, как Божий день) не мог знать очевидных вещей. Уже потом я узнал, что при запуске холодного двигателя кнопку утопителя поплавка на карбюраторе нужно жать до тех пор, пока не польётся бензин, а не делать одно короткое нажатие. А чтобы отрегулировать переключение передач, надо выкинуть хомут, который крепит соответствующий тросик.
Но вот всё готово, и я качу своего конька к калитке, чтобы уже начать совершать «деловые, прогулочные и туристические поездки по шоссейным и просёлочным дорогам во всех климатических зонах СССР»!!!
- Володя, я не могу тебя выпустить на дорогу, пока ты мне не сдашь правила проезда перекрёстков, - спокойным, не терпящим возражения голосом говорит мне дедушка.
Господи! Это всё равно, что в пустыне умирающему от жажды человеку дать воды, но прежде заставить изучить правила эксплуатации канистры. Однако спорить не имело никакого смысла. Дедушка был непробиваем. И спокойным он был, как удав. Но если дедушку всё-таки удавалось вывести из себя, то мало потом не казалось. Поэтому я засел за изучение ПДД, а после успешно сдал деду экзамен по проезду перекрёстков нерегулируемых, регулируемых светофором, регулируемых регулировщиком, простых и сложных, всяких разных перекрёстков. Причём в родном посёлке все перекрёстки были практически однотипны и, за исключением ж/д переезда, светофоров не имели. Но, признаться, в будущем это пошло мне на пользу.
Новый участник дорожного движения готов был явиться миру.