Такая знакомая "электричка".
И хоть этот сайт автомобильный, но... Почему бы не отступиться немного от основного формата (тем более, что это здесь собирает определённые просмотры и даже обсуждения в комментариях)?
Данный, с позволения сказать, отзыв предложил мне написать мой друг, так что...
Давайте знакомится. Меня зовут Александр. Я "второй пилот" электропоезда ЭД 4М. Мне чуть более 30. На железной дороге с 18 лет и поездил практически на всех типах локомотивах. В прошлом- машинист электровоза и маневрового тепловоза, а ныне- помощник с правом управления МВПС (морвагонный подвижной состав- в простонародии "электричка")
Сюда, в пригородное движение из королей стальных магистралей меня занесло исключительное стечение обстоятельств, но в любом случае это опыт и довольно интересное приключение.
В данном рассказе (а это, я предлагаю расценивать именно так) я постараюсь немного описать специфику работы ОДНОЙ смены, а потом, если читателю будет интересно, буду вести небольшой блог (ну или стараться вести с оглядкой на катастрофически отсутствующее время личной жизни.
И так...
-Алло! Завтра по 36-му маршруту тебе. Явка в 6:30.
Как всегда нарядчики немногословны, впрочем большего для работы мне знать и не требуется- всё остальное у меня записано в специальной книге, которую имеет каждый машинист и помощник пригородного сообщения. В книге указаны номера поездов, остановки, километражи и прочая невероятно нужная (и это бесспорно так) информация.
После я начинаю готовиться к предстающей смене. Подлатать форму (при необходимости), зарядить фонарь и рации, взять провиант... Впрочем, это не так важно, как составить план предстоящей поездки (хотя кто то его и не составляет, полагаясь на авось и "по ходу разберемся".
План поездки, в моем случае, выглядит так: На листе бумаги я выписываю номера поездов, их остановки, время стоянок, места пробы тормозов и тому подобное.
Ну а потом... Потом отбой по раньше ибо подъём...
... Подъём в 2:30. До моего депо мне ехать 3 часа. Примерно 30 минут на сборы и лёгкий перекус. Тряская старая электричка, 30 минут на инструктажи и мед комиссию и вот уже идем с коллегой встречать прибывающий на 6-ой путь наш поезд.
Небольшое пояснение:
Я работаю на экспрессах, коих на нашем ходу окрестили "Спутниками".
Под спутники переоборудовали электропоезда серии 300 (и несколько серий 400)
Вообще в нашем депо все поезда одинаковые, это ЭД 4М, но почти все серий 200, кроме разве только одной ранней машины первой партии. Эксплуатируем и 300 серии и несколько 400-ых, но все же расклад примерно таков- что по новее, это экспрессы, а остальные (на сленге железнодорожников- "зелёные") все остальные машины.
И вот в предрассветных сумерках, постукивая колёсами на стыках мимо проходит состав нашего поезда. Сдающая бригада через окна кабины приветствует нас взмахами рук. Нас озаряет светом, льющимся из окон ярко освещённых салонов вагонов. В салонах народ торопится к выходу, что бы успеть на работу, учебу или же на отдых.
Скорость всё медленнее и вот взвизг тормозов и поезд остановлен. Двери открываются и пассажиры толкаясь спешат скорее выйти, что бы начать новый, полный суеты день.
Мы открываем дверь в кабину и попадаем в служебный тамбур. Он тесный, тёмный, холодный и довольно пыльный. В нем хранятся огнетушители и инвентарь, а от основного пространства вагона он отделен закрывающейся дверью.
В тамбуре я перевожу тумблер открытия дверей с нужной стороны в положение "открыто" и открыв дверь в кабину заходим в наше непосредственно "рабочее место".
Мне нравится кабина ЭД 4М. В отличии от кабины электровоза, она большая и в ней можно спокойно ходить не боясь разбить башку о торчащий блок какого- нибудь устройства.
Для нашего комфорта в ней есть розетки (2- 220 вольт и 1 на 110), кондиционер, подстаканник, всевозможные подсветки, а на пульте удобно заполнять поездные документы. К слову и шумоизоляция весьма недурственна.
Попадая внутрь первое на что обращаешь внимание- запах. Все локомотивы (дрезины, секции- нужное подчеркнуть) пахнут по своему. Кабина электрички пахнет перегретой пластмассой, смазкой и изоляцией печей одновременно. В общем- мне нравится. Не так классно, как тепловоз, но куда приятнее пыльного и грязного воздуха электровоза.
Машинист проходит за свой пульт, вставляет карту памяти в слот регистратора параметров движения, переводит управление дверями на нашу сторону, переводит тумблер управления тормозами на нашу кабину, включает головные сигналы и гасит хвостовые, а после заряжает тормоза поезда одновременно вбивая в компьютер параметры поездки.
Я в этот момент загружаю корректный маршрут на табло маршрутных указателей, включаю систему интерсити (если очень грубо- автодиагностика состава), радиостанцию, записываюсь в бортжурнал и проверяю работу генераторов и зарядку батарей головного вагона. После следует доклад дежурной по станции о готовности следовать на график, а после- получив от сдающей бригады ряд нужных данных и информацию по состоянию поезда приветствую пассажиров, сообщаю информацию о поездке, напоминаю им о том, что курить в поезде не разрешается, ровно как не разрешается прислоняться к автоматическим дверям, а после желаю приятной поездки.
И вот Спустя еще несколько минут, сигнал на светофоре впереди меняет показание с красного на разрешающий (желтый либо 2 желтых с мигающим), минутная готовность (предстартовый чек-лист), я привычно выйдя на платформу и осмотрев состав закрою двери, загорится сигнальная лампа контроля и поезд отправляется в свой короткий путь длиной не более 70 километров, (именно такая протяженность самого длинного участка для нашего депо). Таких поездок за смену мы сделаем несколько, накатав за 12 часов от 200 до 400 километров.
А теперь, пока мы мчим на скорости 120 км/ч к конечной станции я расскажу вам конкретно за наш "паровоз"
Наш "паровоз", как я уже писал ранее, это ЭД 4М 300-ой серии. Отличить серию 300 можно прежде всего по круглым буферным огням (в 200 они овальные, а 400- как прозвали обыватели, "кософарики")
Наш поезд имеет максимальную, если угодно, комплектацию. А именно- кондиционер в кабине, в вагох установлен климат контроль, двери прислонно раздвижного типа, а переходные площадки "суфле" герметичны. Кроме того в тамбурах установлена дополнительная вентиляция, а всё освещение- светодиодное.
Если сказать в сухих цифрах, то длина нашего 10-ти вагонного состава составляет 220 метров. Мажет ехать со скоростью до 130 км/ч, жрёт как конь (больше магистрального электровоза), и имеет мощность по 1000 лс на тяговый вагон. (всего таких вагонов 5).
С точки зрения конструкции- всё тот же допотопный ЭР 2 середины прошлого века (а вы на автоваз плевались)).
Любопытно реализовано управление тягой- всего у машиниста под левой рукой 5 положений контроллера, но вот в самом МВПС положений около 40 (точно не скажу).
При постановке той или иной позиции набор ходовых позиций осуществляется автоматически (от того те ужасные рывки при движении на малой скорости). Скорость автоматического набора позиций можно ускорить или замедлить специальным пакетником регулирующим ток "уставки", а по факту- величину придельных токов на якорях двигателей. Система бесполезная по большому счету и неудобная. Мы используем только 2- четвертое положение и пятое (а всего их 7). На первой практически не едет, на седьмой- выбивает защиту как на самой электричке, так и на путевой подстанции.
Зачем так сделано? Не знаю, но примите к сведению- ЭД 4М вообще имеет много непонятного и не нужного в своей схеме, тогда как многих необходимых вещей в ней нет (их порой колхозят уже при депо).
Управление тормозами тут осуществляется, как и на любом поезде, краном 395 (ну ладно, не любом, но в основном)
Кран 395- это большая железяка с трубочками и трубами в неё входящими и исходящими. Внутри, если очень грубо- клапана и разобщительные управляемые каналы которые соединяются или разъединяются.
Так же есть контактор электропневматических тормозов. Стоит он под правой рукой и по сути он включает в себя управление сразу двумя видами тормозов- пневматическим и электропневматическим.
ЭД 4М, как я уже писал выше- продуман до мелочей, поэтому управлять тормозами здесь не очень удобно. Манометры не видно. В ранних сериях было нормально, и даже в 200-ой все было неплохо, но серия 300... Вообще то показания манометров дублирует борткомпьютер (мощностью в 833 килогерца) и блок КЛУБ, но основным считается манометр, монитор компьютера частенько бывает неисправен, а на КЛУБ ох как бликует солнышко... Да и он может выйти из строя... Что же... Поедем на ощупь (по задумке производителя)
Борткомпьютер (он же У.П.У.- унифицированный пульт управления (ну или как то так. Если честно никто не знает, как он называется правильно). Деповчане (и даже в памятках) его называют исключительно УПОЙ).
И так. Упа это довольно примитивный и слабенький комп, однако со своими функциями он справляется (кстати на разных сериях Упа разная, а в ранних её вообще не имелось)
Как гласит народная молва/ хохма- Упа нужна, что бы работала подсветка манометров) именно упа дает питание в 3 вольта на подсветку приборов и небольшие "настольные" лампы.
Хотя конечно это не вся её (его) задача. В самом компьютере есть довольно приличный объём функций от часов с календарём до "автопилота"- на жд именуемой АВТОВЕДЕНИЕМ.
Вообще УПУ действительно полезный и многофункциональный прибор, вплоть до того, что основное управление идет через компьютер, а вот если УПУ умрет...
Если УПУ умрет у нас есть система аварийного управления, при котором огромный пульт поезда умещается в крохотной панельке с 2-мя смешными и маленькими крутилками. Естественно он опломбирован... Естественно он может не сработать, хотя если дело только в Упе- сработает на ура)
И вот за рассказами мы подъезжаем к конечной станции.
Впереди красный, на платформе толпятся пассажиры, а мы сократив скорость до регламентных 20км/ч (хотя зависит от того куда мы прибываем) выполняем регламент переговоров на следование под красный.
Вообще на железной дороге во всём есть свой регламент. Регламент служебных переговоров в частности помогает не забыть или не упустить что- либо в нашей работе. Будь те уверены, мы не забудем остановится на станции, забыв выключить тягу (хотя... Бывало разное... От лени обычно или безалаберности. В прочем- это не про нас. Не зря ведь гордость пригородного сообщения- ЭКСПРЕССоводы)
Смена кабины управления и снова мчим вперёд везя тысячи пассажиров на встречу новому дню.
Так... Что еще рассказать о ЭД 4М...
Вдаваться в подробности конструкции мне не хочется, да и не думаю, что Вам интересно читать о количестве диодов в цепи включения быстродействующего выключателя (например)...
Пожалуй можно рассказать о работе в целом (ведь именно это меня спрашивают люди, когда узнают о моей работе...
Начнем с зарплаты (самое интересное, так?
Тут правда стоит отметить, что я не совсем помощник. Я помощник с правом управления и более того- с правами управления на другие виды тяги (а это всё оплачивается), однако моя зарплата в среднем составляет 50- 55 тысяч на норму часов.
Норма часов- это такая штука... Зависит она от количества выходных и праздников в месяц (ну и от количества дней соответственно) В ноябре, например) норма всего 124 часа, а вот (опять же для примера) в октябре- 186. Не отработать их не выйдет (ибо платить им просто так нам не хочется), а вот переработать можно запросто. О да. Тут им (нарядчикам) волю только дай и выходные мы видеть не будем. Их понять можно- людей нет, а поезда есть. Отменить нельзя вот и крутятся бригады аки роторы двигателей своих электричек.
График работы (В НАШЕМ ДЕПО) такой- Ночь/ день/ выходной (нарядчики стремятся сделать выходной как можно меньше, соответственно порой выходного может не быть)
По мимо работы мы также должны ходить на тех учебу (2 раза в месяц, длится в среднем 2 часа), сдавать зачеты (раз в квартал и если есть нарушения по ведению поезда- то каждый раз, как назначат + зачеты на знание станции + тренажеры управления), ходить на совещания с руководством (где расскажут нам какие у нас хорошие руководители и какие мы бездари и вообще- гнать нас всех поганой метлой- 1 раз в месяц на 3 часа в среднем) и 2 раза в год ходить мыть электрички (это не оплачивается и вообще добровольно, но если не ходить- лишат премии).
1 раз в год сдача мед комиссии (где и в анус с лупой залезут)
1 раз в 3 года сдавать психолога на стресоусточивасть, реакцию, внимание и тд.
И... В общем всё.
Мда... Что то еще хотел написать, но ладно. Для пробы пера, думаю, должно хватить.
Фото размещу исключительно своего фотографирования.
Спасибо за внимание, друзья)