Приветствую, уважаемые читатели!
Надеюсь, с названием не ошибся, да и по фото, я думаю, понятно, что это за автомобиль.
Машина следует современным трендам и старым традициям: с одной стороны - электродвигатель, рулевое управление "fly-by-wire", легкий пластиковый корпус, с другой - рама, редукторные мосты, постоянный полный привод (хотя тут бывают и исключения) - подробно обо всём далее.)))
Итак, понемногу начнём!)))
***
Предыстория покупки. Предыдущие авто - напишу кратко, особо погружаться не стану.
В декабре 2020 года, перед наступающим Новым годом, в магазине ДНС была куплена радиоуправляемая модель в масштабе 1/18, ГАЗ-66 "Шишига". Планировалось поиграться на новогодние праздники. Цена - чуть более 2 тыс. рублей.
Простая модель, более подходящая для покатушек дома (надо отдать её должное - тару объёмом 0,5 по дому возила, а что ещё ей возить?!?). Силовая часть - пластик, рессоры - тонкий металл. Мотор - слабый, все легкое и хлипкое.
Процесс заинтересовал, и буквально в феврале, типа к 23 февраля, был заказан другой авто - Урал-375, масштаб 1/18. Начинка - более мощный мотор, 2-ст. коробка передач, металлическая силовая часть - карданы, мосты, естественно шестерни в них, звуковой модуль (при движении включался звук двигателя), свет. Стоимость - 16 тыс. рублей. Да, это уже совсем другое - тут и колёсная формула 6х6, мотор, который не боялся на первой передаче никаких подъёмов, а единственным препятствием к преодолению которых являлся коэффициент сцепления шин с поверхностью - машина попросту буксовала...
В ходе эксплуатации, выявилась проблема масштаба 1/18 с колёсной формулой 6х6 - износ шестерни (латунь) второго моста, проходного. В итоге - сперва хруст, затем формула 6х4 (первый и последний мосты). В поисках запчастей и ремонта познакомился с ребятами, увлекающимися радиоуправляемыми моделями. В итоге Урал был отремонтирован, однако после того, как данная неисправность возникла снова - решено было убрать средний мост, и на все это перекинуть на Шишигу. Далее опытным путём было выявлено, что масштаб 1/18 - скорее полочный, домашний, всё интересное начинается с масштаба 1/8 / 1/10 (тут мнения разнятся, кто говорит, что это 1/8, в каталогах везде указывается 1/10).
***
Выбор новой модели.
Тут сделаю небольшое отступления - кратко расскажу, какие виды моделей бывают:
- Дрифт. Думаю большинству понятно как они едут, красивые тачки, задний/полный привод. Для использования необходима площадка со специальным покрытием. В основном масштаб 1/10.
- Шорт-корс / багги. Задне/полноприводные. Быстрые тачки, позволяющий отжигать (как говорят моделисты - "башить" практически на любом покрытии. Множество вариантов кузовов, кастомизации и тюнинга которых очень много на самом деле в любом классе, копийность, масштабы - 1/10, 1/5 (это вообще монстры!!!). Для использования также желательна хорошо подготовленная трасса, желательно без посторонних людей, так как эти модели способны разгоняться до 100 км/ч и даже более - поэтому и решил отказаться, нет такого в нашем городе, моделисты катают в основном по специальным лесным велодорожкам и импровизированным трассам.
- Краулер/Монстр. Машины, напоминающие биг-футы. Проходимые, могут быть быстрыми, однако в целом смотрятся непропорционально, а по мне так и просто некрасиво - даже не стал смотреть.
- Трофи/Триал-модели. Машины для медленного скалолазания и грязеползанья. После предыдущих моделей - именно то, что хотел. И красиво, и много тюнинга, и можно катать хоть на пятачке 2х2 метра - была бы грязь, камни или другие препятствия. Далее постараюсь кратко описать особенности этих машин.
***
Виды производителей.
Наиболее распространённые - американские модели Traxxas (TRX) и Axial (у меня построена на его базе), также есть корейские производители (G-made), китайские - RGT и множество других. Насколько известно мне, наиболее крепкими и выносливыми считаются TRX и Axial.
TRX немного интереснее в базе в плане техники - топовые модели имеют в базе 2-ст. коробки передач, разблокируемые дифференциалы на передней и задней осях, портальные мосты. Управление всем происходит с помощью сервомоторов с пульта. Много оригинального и дорого тюнинга, китайского на Али поменьше.
Axial - более бюджетная и простая модель, хотя сейчас появились модели, не уступающие TRX. Считаются крепкими, надежными, достаточно бюджетные запчасти и тюнинг доступен на Али Экспрессе.
Как говорят моделисты - большая часть моделей "из коробки" не едут. Нет, они способны переехать лужу, небольшую грязь, однако на серьезные "подвиги" не способны - нужен хороший мотор, резина, пульт управления, лебедка.))) По ходу доработок моделей, кто-то уходит в копийность - множество аксессуаров, высокая детализация, металлическая силовая линия, кто-то - строит прототипы ("котлеты"), максимально лёгкие, низкие, с резаными кузовами, что позволяет штурмовать практически вертикальные препятствия, однако тут в жертву принесены красота и копийность... Кто-то, как я, пытается найти что-то среднее - и красиво чтобы было, и ехать могла машина. Хотя тут скажу одно, с чем согласятся, думаю, 100% моделистов - 80% зависит от опыта и прямых рук пилота (с чем у меня есть проблемы - выкатываю я нечасто...)))
Мной был куплен Axial, почти в стоке, б/у, за 16 тыс. рублей.
Ниже уже буду писать о своей модели, иначе можно писать очень и очень много...
***
Кузов.
Изначально был Jeep Wrangler, так называемый Hard Body. Преимущества данных кузовов - высокая детализация и копийность (предыдущий владелец сделал на нем аэрографию и покрыл лаком) минусы - вес, ломается при падении. Высокий вес кузова - это более высокий центр тяжести модели, что есть не хорошо при езди по крутым препятствиям, склонам и прочему. Мной был куплен легкий кузов из лексана (так называемая "неубивайка") фирмы Proline, Ford F 100, США. Задней часть с клеткой. На мой взгляд, кузов сочетает в себе легкость, достойную геометрию - позволяет не задевать вешки на соревнованиях, и в то же время достаточно красивый. Купил у человека в России, который заказал его через сайт amain hobby. К сожалению, в настоящее время доставка с США недоступна...
Тюнинг - заказал шмурдяк для детализации с Али: огнетушитель, лопата, решетки фар и прочее.
***
Рама.
У меня стандартная металлическая рама Axial. И это всё, что осталось родного от модели...
По рамам - есть как стандартные рамы, так и так называемые "кастомные", что есть - самодельные. В основном делают LCG - с низким центром тяжести. Достигается за счёт более сильного изгиба, что с одной стороны делает ниже центр тяжести и повышает устойчивость, с другой - уменьшает клиренс, за счёт чего нередко модели с подобными рамами в купе с прямыми мостами садятся на "пузо".
По материалам - есть металл, есть алюминий, есть карбон. Короче, борьба с весом у многих парней идет на граммы. К примеру, у меня модель весит 3,6 кг, а есть модели весом 2 кг, есть 6,2 кг...
***
Мотор.
Трофи только электро. Объясняется это тем, что тут нужна плавность, высокий момент с самых низов. ДВС ставят в основном на шорт-корсы и багги, там, где нужна скорость (электро также могут быть быстрыми). Медленно на ДВС с центробежным сцеплением и мизерным объёмом не поездишь.))
Моторы бывают двух видом - коллекторные и бесколлекторные. Первые обладают большей плавностью, вторые - мощностью и неприхотливостью. У меня были и те, и другие. Сейчас стоит бесколлекторный. По поводу мощности - везет человека весом 65 кг (человек садился на тележку, которую привязывали к модели и она его везла, только надо было её к поверхности немного рукой прижимать). Мощность некоторых бесколлекторных моторов позволяет сворачивать металлические привода винтом, ломая их. Чтобы не допустить этого, есть раздаточная коробка, она же может быть и коробкой передач.
***
Раздаточная коробка.
Тут с одной стороны всё просто - передача момента с мотора на оси. Однако, есть и свои нюансы.
Почти на каждой коробке есть так называемый слиппер - что-то типа сцепления. Два металл диска, сжатые между собой пружиной. Между ними стоит прокладка. Предназначен для того, чтобы при избыточном моменте слиппер провернулся и привода/карданы/шестерни остались целыми. В большинстве случаем мотор находится на раздатке, момент передаются с помощью шестерен - спура и пиньона. Играя количеством зубьев на них, можно сделать модель быстрее или тяговитее. Однако тут есть некоторые хитрости:
- Овердрайв. С помощью доп. шестерен передний кардан крутится быстрее заднего, что позволяет уменьшить радиус разворота (это примерно как поставить переднеприводный а/м на стояночный тормоз и повернув руль нажать на газ, машина почти повернет на месте). Необходимость заключается в том, что у большинства моделей постоянный полный привод без дифференциалов - гребут все 4 колеса одновременно, машина старается при повороте ехать прямо). Подобного эффекта можно достичь и установкой другой главной пары в передний мост, все это на Али Экспресс есть.
- Разностороннее вращения карданов. При резком ускорении паразитные моменты действуют таким образом, что кузов крениться. Также можно уменьшить крен более легким кузовом, хорошими амортизаторами, портальными мостами.
- Коробка передач. Может быть 2-ух скоростной. Все управляется дистанционно, пультом.
***
Амортизаторы.
В базе на машине стоит пластик, почти все переходят на металл, всё это легко найти в продаже.
Конструкция рабочая, с одним клапаном, заливается специальное силиконовое масло, низкой вязкости.
Есть дорогие, в основном производства США, однако можно найти и Китай хорошего качества. В основном амморты различают по длине - 70 мм, 80 мм, 90 мм и т.д. У меня есть - 80 мм, 90 мм, 100 мм и 120 мм. Производители разные, на данный момент установил 100 мм. С помощью амортизаторов регулируют дорожный просвет - можно как уронить модель, так и задрать ее, тем самым уменьшив или увеличив устойчивость. Ходы подвески тут играют второстепенную роль, так как все колёса заблокированы.
***
Мосты.
Могут быть прямыми или портальными, также бывает и независимая подвеска. Материал - пластик или металл, начинка - приводы, шестерни - металлические.
Прямые мосты - более низкий центр тяжести, лучший выворот, низкий вес. Минусы - просвет под "орехом".
Портальные - выше просвет, могут быть с дополнительным понижением в редукторах, смещение центра тяжести вниз.
У меня стоят металлические, портальные, без понижения. Вся начинка мостов - металлическая, полуоси, оси установлены на подшипниках. Все это необходимо обслуживать - чистить, смазывать и т.п.
***
Колёса.
Скажу так - выбор огромный. Диски - пластик или металл, могут быть просто составными или бедлоки, наиболее распространенные - 1,9 или 2,2 дюйма. У меня металлические диски с Али, с бедлоками.
По резине - множество предложений Китай, есть также США и Корея. У меня резина Deep Woods, США. До этого перепробовал кучу разной - фото всех комплектов прилагаю.))) Привезена оттуда же. Были Китайские - качество компаунда далеко от производителей в Штатах, а здесь оно играет огромное значение, так как резина должна быть мягкой, а не пластмассовой.
Внутри колеса - поролоновая вставка. Тут тоже много нюансов - необходимо, чтобы вставка была мягкой, и в то же время не сильно проминалась... Мне делали под заказ, в Ярославле.
***
Электроника.
Пульт управления заказан с Али, имеет вместо штатного 2-ух канального (газ/тормоз) 6 каналов, что позволяет установить доп. оборудование. Также в нем предусмотрено множество настроек - расходы по каналам, чувствительность и т.п., что позволяет настроить модель под себя.
С пультом идет приемник, в который подключаются мотор, рулевая серва, в моём случае ещё стоит лебедка.
***
Батарея.
Используются литий-полимерные батареи, чаще всего 2S и 3S, последние более мощные, однако при одинаковых габаритах, 2S имеют большую емкость, что позволяет более длительное время использовать модель.
***
Рулевое управление.
Естественно пультом, с помощью сервы. У меня установлена на мосту, что позволяет увеличить ходы подвески, штатно ставится на раму. Моторчик на 35 кг.
***
Лебедка.
Установлена спереди (кто-то ставит в базу, кто-то назад), рассчитана на 25 кг, есть кастомный якорь.
***
Другое. Прочие моменты.
Вся электроника, прежде чем ставить на модель, обрабатывается жидкостью "Пластик 71", продается в радиодеталях, с целью герметизации. Все механические детали желательно регулярно осматривать, при необходимости чистить и смазывать. Большинство деталей для кастомизации и ремонта есть на Али Экспресс, к сожалению, заказы с США сейчас недоступны.
***
Подводя итог - хобби интересное, собираемся единомышленниками, можем устраивать экспедиции, а можем соревнования. Как по мне, больший интерес занимает именно настройка, тюнинг модели. По поводу стоимости - примерно от 20 тыс. стандартная модель. За сумму, потраченную на доработанную модель, можно купить Жигули... Хорошие жигули.)))
Благодарю всех, кто уделил время прочтению отзыва! Готов, по возможности, ответить на ваши вопросы. Прошу прощения, что фото выложены в разнобой, и жаль, что не могу загрузить видео (на ютюб нет канала))) А видео очень много...