Привет всем.
Давненько я ничего не дополнял у себя, а про написание отзывов вообще подзабыл. В моих предыдущих текстах были упоминания про транспортные средства, которые когда - то были во владении отца. Это были легковые, грузовики, трактора, но про них стоит лучше отзываться тогда, когда ты сам не только раз прокатился, а действительно эксплуатировал эту технику. И вот я решил написать отзыв о том транспортном средстве, с которым у меня было много связано, начиная с тех лет, с каких я себя помню. В данном рассказе речь пойдет не об авто, а о мото.
И так мотоцикл Урал М 67-36. 1977-го года выпуска. Покупал его новым мой дед со стороны мамы. У него во владении мотоцикл был около 20-ти лет, затем перешел к нам с пробегом около 14 тыс. км. У деда уже было зрение не то, к тому же ездить в преклонном возрасте не было какой-либо необходимости. Первые мои воспоминания, связанные с УРАЛом, это поездки на бачке бензобака в дошкольном возрасте. Затем, когда я был чуть постарше: в 8 лет отец начал обучать вождению этого мотоцикла. Так как сам по себе УРАл является тяжелым для своего класса, поначалу у меня возникали трудности в управлении. Как сейчас помню, остерегался уклона на сторону мотоцикла, так как в большинстве случаев поднималась коляска, и я все боялся опрокинуться. Все хотел отцепить коляску и погонять без нее, но так и не пришлось. Наверное, как и у многие, одно время не мог тронуться, чтобы не заглохнуть. То сцепление рано бросал, то газку не дам. В дальнейшем к годам 11-ти ездил на нем без особых проблем.
Теперь, что касается самого мотоцикла.
Мощность двигателя – 36 л.с. - 649 кубов. Электрооборудование 12 V. Без задней передачи. Возможно я ошибаюсь с маркой карбюраторов, но стояли К-301Г. Поплавковая камера круглой формы. Одна из особенностей этого мотоцикла - наличие грузового редуктора. Почему грузового, потому что отливы на корпусе более угловатые и сам он крупнее, в отличие от распространенного скоростного. В деревне ирбитских мотоциклов было не так уж и мало, но почему-то у них у всех стоял именно последний. Даже УРАЛы нашей модификации и нашего цвета были со скоростным. Возможно я могу ошибаться в названии и различии данной мотоциклетной трансмиссии, но я находил именно такие данные. Также присутствовали тормоза на передние колеса, разумеется, колодочные.
Хотел бы добавить про внешний вид.
С завода гражданские версии шли без оптекателя в отличие от милицейской версии. В дальнейшем мы его установили. Что мне нравилось во внешнем виде, это его поворотники квадратной формы. Они придавали ему некую брутальность. А также особенностью тех лет были так называемые седла «лягушки». Сидеть в них было не так уж и плохо, но минусом было то, что на самом мотоцикле могли ехать только двое. И вот что еще про форму самой рамы мотоцикла: версии до этой модификации после кикстартера и перед началом подвески заднего колеса шли с изгибом, вид не очень. Рычаг сцепления был с конца руля, развернутым в другую сторону. Хотя эти технические данные на ранних модификациях 60-х годов были нормальным явлением. Еще отличительной особенностью УРАЛов было наличие запасного колеса, прикрепленного к дверце на боковом прицепе. Это было не только практично, но и являлось частью дизайна мотоцикла. Почему запаски не было у Юпитеров и Планет с колясками, не понятно. А еще интересно расположение и форма корпуса поворотников, а также габаритных огней на крыле, расположенных над колесом бокового прицепа. Сам корпус был как бы в форме короба, и если все посадочные места были заняты, то на этот короб можно было присесть и держаться за ручку, находящейся вверху ванны коляски. На трассе так не стоило делать, но в режиме деревни со скоростью не больше 40 км/ч там сидеть было неплохо.
Всегда считал удобной вещью наличие ручки над крылом заднего колеса. Для того чтобы поставить УРАЛ на подножку или в случае, если встрял в грязи - за нее удобно было приподнять.
Про внешний вид хотел бы еще добавить про колеса. Интересной формы был сам диск, куда входили спицы от обода, как бы узором. Если смотреть на диски мотоцикла Днепр, это уже не то. Простовато. Незначительная деталь, но дает свое.
Ну а теперь про ездовые особенности.
Мне нравился его тяговитый и напористый разгон. Конечно, по нынешним меркам для своего класса 36 коней это не так уж и много, но они в моторе присутствовали все. С боковым прицепом разгонялся до 140 км/ч, хотя по данным с завода максималка 105. На самом деле пустую коляску УРАЛ не чувствовал. Боковой прицеп больше для уверенной площади опоры на скоростях. Разгон до сотни, конечно, никто не замерял. Юпитеров пятерок «дергал» без проблем. Интересная особенность УРАЛов при движении - это звук с приятным ноющим подвыванием. Это вроде соответствующая работа коробки и редуктора, если, конечно, глушители были оригинальными.
Ну а что касается движения с каким-либо грузом: меня удивляла его тяговитость. Был случай, когда цепляли телегу, нагруженную мешками с комбикормом. Сейчас уже не помню, но в прицепе было больше 10-ти штук и в коляске около 5-ти. Конечно, при трогании даешь больше оборотов и затем было незначительное воздействие комбикорма на набор скорости. Это один из отечественных мотоциклов, где действительно хватало мощности. За все время эксплуатации что только не возили на нем, хотя мотоцикл это сезонная техника в Сибири. За весь мотопериод было больше работы под нагрузкой. Летом это постоянная перевозка травы, крапивы, поездки за грибами, за ягодами, вывозка металла, мусора. Возили картофель. Было немало поездок на рыбалку, причем в труднодоступные места после дождей. В таких местах мотоциклу доставалось особенных «люлей». Это было связано с тяжелыми проездами по различным почвам, преодолением бродов. Еще мне всегда нравилось ездить с груженой коляской. УРАЛ идет мягко и по хорошей гравийной дороге выкручивать рукоятку акселератора на этом мотоцикле было одно удовольствие. Одним словом, мотор постоянно просил отвалить.
А теперь отмечу надежность ну и, конечно, отказы, которые были на моей памяти:
Чаще это были неработающие свечи зажигания. Для лучшей работы, их «прожигали», многие хлопцы наверняка знают, что это такое. Два раза по дурости на левом цилиндре срывал резьбу для ввертывания свечи зажигания. Одним случаем обошлось «ввертышем», потом пришлось покупать новую головку.
Была неисправность, когда телескопическая вилка просто заклинила - не было вообще никакого хода. Делали переборку, собирали из двух.
Также были замены контактов. Кстати, у них неудобное расположение, хоть крыло снимай.
Мотор плохо запускался на горячую: проблема была в катушке зажигания. Ее меняли только раз. Хорошо, что у деда была в запасе еще с советских времен, завернутая в специальную бумагу.
Неисправное реле поворотов. Не мигали, а просто горели.
Рвались тросики сцепления.
Менялись выхлопные трубы, от времени прогорали. За все время меняли 3 раза.
Замена амортизаторов на мотоцикле и коляске.
Ну а из ремонтов посерьезнее, это была замена компрессионных и маслосъемных колец. За все время, что был мотоцикл во владении у деда, а потом у нас – ни разу не менялась поршневая. Переборки мотора не было.
Карданная передача и сам редуктор никогда не привлекали к себе внимания. Разве что, бывало, наматывал на карданный вал проволоку. Неприятная процедура ее разматывать.
В последние года нашего владения под нагрузкой редко, но вылетала 3-я передача. До ремонта коробки так и не дошло, ремонта сцепления также не осуществлялось.
А также при рабочей температуре на правом цилиндре постоянно стрекотал какой-то клапан. Регулировки не помогали. Вероятнее всего могла быть выработка коромысел или же штанг.
Пожалуй, это были все отказы и ремонты на моей памяти. У деда их почти не было, так как когда УРАЛ перешел к отцу на одометре как я уже писал ранее, пробег был чуть больше 14-ти тыс. км., а для мотоциклетных мерок это не очень и много.
Еще напишу про качество самого металла. У деда мотоцикл хранился под навесом, который продувался на семи ветрах. Зимой попадал снег, летом закидывало дождем. Сколько помню, днище коляски было в хорошем состоянии, ни единого намека на коррозию. Один раз приходилось в ней перевозить коробку передач от КрАЗа. Вес не малый для транспортировки на мотоцикле, никаких последствий. Для интереса заглядывал во многие коляски Юпитеров, Планет, многие жители покупали их в 1990-ом году, так как они приходили одной партией. Все одного года, у кого прогнило насквозь, у кого стояли заплаты. Металл на самом же мотоцикле был тоже в хорошем состоянии. Рама, особенно в районе заводской таблички – без трещин. Краска отлетала в местах удара, но не во всех местах. На этот момент мотоциклу было 28 лет.
Для уже неновых отечественных мотоциклов особенностью был нерабочий спидометр. В моем случае в рабочем состоянии, а также счетчик одометра.
Не знаю, может у кого-то из мотоциклов есть эта фишка. Для включения габаритов и света нужно было повернуть ключ зажигания дальше, когда уже было включено зажигание. Для включения стояночных огней поворачиваешь ключ в другую сторону.
Ну а теперь, что хотел бы добавить в заключительной части отзыва.
На тот момент, когда мотоциклу было 28 лет, он себя показал больше с положительной стороны. Всегда поражал его запас прочности, своя надежность, а также ремонтопригодность, доступность запчастей. После 90-го года качество изготовления было не тем. Почему то была снижена мощность до 32 сил. УРАЛы до 1990-го года выпуска отличались большей ресурсностью. Табличка с надписью под рулем: «Сделано в СССР» нанесена была не просто. Существенным минусом является его расход топлива - 8 л на сотню по паспортным данным. На деле было больше, хотя в советское время, когда был тот же АИ 76 и можно было сливать с любого бензинового грузовика, принадлежащего казенному предприятию – это было не таким уж минусом как сейчас. Для покатушек по деревне это не совсем тот мотоцикл. На УРАЛе надо что-то перевозить существенное. А также еще минус - это неудобное расположение кикстартера. Сидя на мотоцикле на горячую, если, конечно, он у тебя с первого раза запускался, неудобно ставить ногу для последующего опускания, так как на Юпитерах, Планетах в этом плане лучше.
Не раз слышал споры по поводу того, что лучше в данном классе, Днепр или Урал. В моей деревне больше было ирбитских мотоциклов, хотя и Днепры тоже колесили. У последнего мне нравилось наличие задней передачи с завода и модификации с ведущей коляской. Но максималка была не более 80- ти. Ну а что касается мотора, то на Днепре коленчатый вал был на вкладышах, которые бывало проворачивало. На Урале «колено» было на подшипниках, про провороты не слыхал. Сам Днепр мне не нравился своей работой и видом, кому как. Что касается других мотоциклов. Например, у Юпитера мне нравилась система переключения скоростей без сцепления, больше плюсов у него не вижу. Пока новый хорошо, потом как по накатанной – проблемы с отказом одного цилиндра. И так у всех. У Планеты пятерки наоборот один минус: коробка слабовата, а в целом надежный и простой мот. Рассматривал мотоциклы, которые идут с боковым прицепом, потому что для деревни это важно.
Ну а что касается дальнейшей судьбы мотоцикла, о которым отзыв.
После очередной зимы мы не стали его трогать. Не было необходимости для применения его в хозяйстве. Тогда уже автопарк пополнился трактором Т 25 и таким авто как ВАЗ 2104, пикап, редкая модификация. Было на чем выполнять деревенскую работу. Так он простоял несколько лет. Затем его продали в соседнюю деревню. Пробег на тот момент был около 29 тыс.км. За 30-ти летний возраст, это конечно не большое расстояние. Дело в том что эти километры были намотаны не по асфальту, а по местам где дорогами то назвать трудно. Это было еще в 2007-ом году. Отец говорил, что как-то видел его.
В данном рассказе я ни в коем случае не пытался расхваливать и навязать данный мотоцикл. Я просто делился воспоминаниями, детскими впечатлениями, положительными и отрицательными сторонами. У меня в жизни много моментов связано с этим УРАЛом. В свое время он был членом семьи. Возможно для кого-то данный мотоцикл - это наличие дефектов. В моем случае все было хорошо. Хотя большинство, возможно, выберут Днепр.
На фотографиях, разумеется, не этот мотоцикл, я просто нашел его модификацию, точь-в-точь, даже цвет только у моего корпус воздушного фильтра был другим, амортизаторы другого типа и поворотники на самом «мотае» были с обеих сторон. Как только найду фото оригинала мотоцикла, обязательно отсканирую и добавлю.
Спасибо за внимание:-)