Guten morgentagabend!
Как-то поместил тут отзыв на свой автомобиль и по наивности решил, что на том и баста. Но вот попалась выкладка Б. Очкарика про ВАЗ 2108 1987гв и пришли тёплые воспоминания о том, как за 12 лет перебрал от номера до номера свой предыдущий автомобиль… Теоретически рассматривая возможность очередного опуса и борясь с ленью, дожил до отзывов на Ту 154 и мотоциклы. К авиации непосредственного отношения не имея (хоть не летал только на помеле и вертолётах), подумал и решил, что если и выложу на ваш суд что-то, то это воспоминания о Яве.
Этот мотоцикл был выпущен в ЧССР в 1977году, в торговую сеть СССР попал в 1978, из Москвы своим ходом был пригнан в Казахстан и уже там убит до состояния металлолома. (Я тут не при чём!) Со штрафной стоянки эту Яву выкупил мой друг в 1989году, там же прикупил для неё донора – такую же Яву, только уже разворованную. Собрав из 2 Яв одну, он отъездил сезон и уступил весь этот металлолом мне, в ту пору 25 летнему женатому парню. Я промучился на ней сезон 1990 года и, с молчаливого согласия начальника, на зиму загнал это помело к себе на работу.
Где и разобрал её дотла. Просто то, что я приобрёл, не было не только ЯВОЙ (!), но и просто мотоциклом. Слова тюнинг тогда не использовали… Но вот примерный список переделок + перечень ремонтно-восстановительных работ: зачищена пескоструйкой и проварена рама, пропесочены и покрыты грунтовкой крылья, бак, карманы. Бак и карманы на СТО (по блату, за 0,5 л водки) покрашены ярко-красным, крылья, рама и задняя вилка покрашены своим маляром в чёрный цвет. Полностью перебран мотор и КПП, полностью заменена проводка (мото несколько раз угоняли), изменена основа сиденья (сиденье стало несколько выше у бака и слегка загнуто вверх под пассажиром – впоследствии я не терял даже пьяных пассажиров) и перетянуто само сиденье красным и чёрным дерматином, изготовлен новый руль из нерж. трубы (высокий, но не до ушей), спереди установлено колесо 19” от ИЖ П.Спорт (замена подшипников + доработка ступицы)… Заменены задние амортизаторы на от Иж Ю 3 (никелированные, с удлинённой верхней проушиной), установлены коленные дуги, багажник. Позже были подарены никелированные крылья, куплены и установлены кооперативные стеклопластиковые обтекатели – моторный с наколенниками и лобовой с красным оргстеклом. Красные и тот, и другой. При установке лобовика сделал финт ушами – поднял вверх на металлических пластинках фару и приборную панельку на стоечках тоже поднял над верхним мостиком вилки. Зачем? Все эти мероприятия позволили сделать мото выше, чем он вышел с завода. Ну росту во мне много. А выглядел я на той Яве как дон Кихот на ослике Санчо Пансы. Намучившись с аккумулятором (6 вольт), сделал бесконтактное и безаккумуляторное зажигание. За основу был взят генератор от Минска. Подробности опущу – вряд ли кому это сейчас надо. Там просто добавил второй датчик для второго цилиндра. Заодно и всю схему на 12 вольт перевёл – проблемы с лампами и прочими приборами (типа поворотного реле) исчезли.
ГАИшники меня останавливали всегда и везде. Просто посмотреть на мотоцикл… Штрафовали за превышение скорости ПОСТОЯННО. Я по городу умудрялся 130 прохватывать, что про трассу говорить. А ещё у меня стояло 2 спидометра! Один работал от троса из КПП (по-Явовски), второй от троса с переднего колеса (по-Ижевски). Бензин же я не крал – не было надобности. Я работал в автокомбинате и талоны на бензин шофера давали. И в канистры сливали, когда им что-то надо было от меня на их транспортные средства. Выручали, словом, друг друга. Сперва пользовался казённым автолом, потом как-то очень недорого купил коробку баночек специального масла для двухтактных моторов, 20 банок по 0,7 или 0,6 л – не помню. Этого маслица нужно было наливать полбанки в канистру 20 литровую.
Во время перемещений в пространстве происходили разные весёлые (и не очень) вещи. В самом начале, осенью 90 года попал в скверную передрягу. В потёмках подъехал к перекрёстку и ждал зелёный, навстречу мне стоял висло&опый Чарлик и по своеобычке лупил фарами в небо. Словом, на зелёный я ломанул вслепую, чтоб скорей избавиться от этого наваждения на колёсиках. Я не знал и не видел, что за перекрёстком моя дорога сильно сужается, что на пути у меня куча крупного щебня (не КАМАЗовская, ЗиЛовская куча), а за ней огромная недовысохшая лужа! Разогнавшись по асфальту, я влетел на трамплин и полетел в центр озерка из глины, глубиной 20 – 30 см и метров около 5 длиной. Естественно я упал. Порознь с Явой мы вылетели на сухое место, увлекая с собой десятки килограммов вязкой грязи! Божечка мой, что же это было за зрелище!!! Таким грязным я не был никогда в жизни! У меня были полные карманы грязи. У меня были полные сапоги грязи. Грязь была у меня за курткой – килограммов 5, не меньше. Ява избавилась от той грязи окончательно только после полной разборки.
Как-то в обед я не доехал до дома из-за того, что перерыли проспект, где стоял мой дом. Объезжать было лень, да и очень далеко… Проехал между «фаэсками» (ими перекрыли проспект), и решил проскочить на скорости по уцелевшей узёхонькой полоске асфальта между бордюром и воронкой. Втолкнул вторую, газ, вставляю Яву на эту козью тропку и только тут замечаю торчащую с обочины арматуру. Какое-то время арматура отгибалась под напором мотоцикла в сторону, а потом просто столкнула нас в воронку. А глубина была метра три! Первым делом заглушил мотор, потом поставил её на колёса – бензин-то вытекает. А бок болит – хоть ори! Нащёлкал нейтраль, завёл, толкнул первую и газ-сцепо-бегом наверх… Где-то через полгода, после ФЛГ узнал, что в тот раз сломал рёбра. Три штуки.
Поехали с другом в Павлодар – 120 км от Экибастуза, где я тогда жил. Лето, жара – Казахстан… На середине пути заехали в Калкаман (это не матерок, это ПГТ) попить газировочки. У магазина двигатель не заглох, хотя ключ я вытащил. Отжал сцепо, ткнул первую, бросил сцепо – заглох. Нет бы насторожиться! Попили, сели, поехали. На трассе успел набрать 115 кмч и заклинило мотор. Только я об этом не знал – я про обрыв цепи подумал (были причины так думать), поэтому сцеплением не воспользовался. Да и не мог я – изо всех сил упирался в руль, стараясь не улететь вперёд Явы. А сзади меня обнимал пассажир… Метров 15 мы замедлялись прямо. Потом заднее колесо обогнало переднее и мы грохнулись-таки на бок. На левый. Так проскользили ещё несколько метров и пассажир расстался с нами – я с Явой так и не расстался. А пассажир ещё пару метров асфальта одеждой протёр. В Экибастуз мы вернулись своим ходом – дождались остывания мотора и всю дорогу ехали 60 – ну, чтоб падать не так страшно было.
Второй раз я положил Яву на бок сознательно – деться было некуда. Так чтоб в живых остаться и положил, чтоб под жёсткой сцепкой между ЗиЛ 157 и локтевым подъёмником проскользнуть. Никакого лихачества, честное слово! Просто идиот в кабине ЗиЛа и уже не остановиться и не объехать. У Явы есть сзади маленькие дужки (их многие принимают за ручки для пассажира) – так вот, когда падаешь на бок, ты не касаешься проезжей части, потому что Ява ложится на коленную дугу, заднюю дужку и подножку. И если сгруппироваться, то не поцарапаешься ни в каком раскладе… Я того ЗиЛа догнал и остановил потом. Только за рулём сидел какой-то дед древний и бить его я не стал, обматерил только.
Как-то ночью катал 17летнюю девчонку по городу. Ощущения у обоих – не описать! Визгу – как в опере. Рёву от мотоцикла – что на кроссе… В одном месте на скорости попали на дорожный ремонт (там не только ламп – даже знака о ремонте не было) – снят асфальт метров… несколько. И в глубину сантиметров 20 – 30. Тормоз – полёт с уступчика на гравий – приземление – тормоз – кричу: «Вика, крепко держись!» - встаю вместе с ней на подножках – дёргаю руль вверх – переднее колесо на асфальте – резкий наклон вперёд – сзади и сверху дикий визг – удар – едем по асфальту – отжимаюсь назад – Викина попка шлёпается на сиденье – порядок. 100 матерков и мокрая попа у девушки – не в счёт…
Всё не описать. Да и не вспомнить уже. Яву я продал, когда возвращался из Казахстана (из-за границы уже) домой. Однако именно на Яве я по-настоящему научился ездить. Именно на Яве пришло то самое умение просчитывать ситуацию на дороге, которым пользуюсь и сейчас. Именно Ява поселила в сердце глубокую любовь и привязанность к мотоциклам. Мне уже сильно за 40, но я как пацан оборачиваюсь вслед проезжающим счастливчикам – обладателям таких разнообразных ныне мотоциклов. Приятель позволил один раз прокатиться на его Хонде – Шэдоу (а перед тем проверил в правах категорию А) – испытанный восторг даже не берусь описывать. Нельзя описать неописуемое…
К сожалению нет фотографий той Явы. Где-то у первой жены могли сохраниться слайды, но могли и не сохраниться. Да и не важно, наверное. Можно в Интернете поискать, если моя писанина затронет в вашей душе что-то и возбудит любопытство. Ява 350634… не уверен, что 634. Модификация «Специально для СССР». У них тахометры были, но у моей не было привода тахометра – мотор был отремонтирован с донорскими частями.
Вот – как-то вот так… Удач всем! В жизни и в пути.
ЗЫ. Фотографии не мои, но очень похожие.