Довелось мне в молодости служить в отдельной автомобильной роте многоосных тяжелых колесных тягачей. Основной автомобильной техникой в роте был седельный тягач МАЗ-537 с тралом ЧМЗАП-9990, о нем и пойдет повествование.
Основное назначение этой техники — доставка тяжелых гусеничных машин (в основном танков) на дальние расстояния по автомобильным дорогам общего пользования.
Масса самого тягача составляет порядка 23тонн, масса буксируемого полуприцепа составляет порядка 65тонн, соответственно полная масса автопоезда — более 88тонн. Автомобиль-тягач может так же буксировать прицеп (например, самолет) полной массой до 200тонн.
Автомобиль построен на базе восьмиколесного шасси с колесной формулой 8х8. Все 4 ведущие оси и огромный дорожный просвет обеспечивают автомобилю хорошую проходимость практически по любой местности, невзирая на его массу. Полуприцеп имеет 3 двойных оси, на которых находится в общей сложности 12 колес, способных выдерживать нагрузку до 10т на каждое колесо. На полуприцеп могут устанавливаться борта для перевозки армейского скарба.
На автомобиле установлен танковый двенадцатицилиндровый дизельный двигатель Д12А мощностью 525л.с. Двигатель снабжен предпусковым жидкостным подогревателем (ПЖД) и системой воздушного запуска (от 2-х баллонов со сжатым воздухом). Расход топлива этого монстра достигает 125 л/100км, а при движении с полной нагрузкой может легко перевалить за отметку 150л/100км. Чтобы обеспечить автомобилю приличный запас хода, он снабжен 2 топливными баками на 840литров, и еще 2 тонны топлива можно залить в бак, находящийся в трале. Двигатель заводится в любой мороз: главное, включить ПЖД на несколько минут, и еще неплохо иметь заряженные аккумуляторные батареи (стоит 2шт 6СТ-140 или 6СТ-190) или пару заправленных баллонов со сжатым воздухом. При заводе и прогреве двигателя сжигается порядка 1,5-2 ведра соляры, при этом дым из 2 труб по бокам кабины валит как от паровоза, а грохот от работы дизеля мертвого из могилы поднимет. Чтобы заменить или отремонтировать такой двигатель — в роте специально приписана МТО на базе ЗИЛ-131 с устанавливаемой стрелой для возможности установки и снятия узлов и агрегатов с автомобиля.
Кабина на МАЗ-537 — четырехместная, сидения расположены в один ряд по всей ширине кабины, благо ширина автомобиля в 2885мм это позволяет. Внутри кабины — сплошное железо с небольшим намеком на картонную обшивку потолка и стеновых панелей. Обзор из кабины спереди отменный: видно практически все, так как сидишь высоко и дорога находится прямо перед глазами. А вот при движении назад приходится ориентироваться только по зеркалам или командам старшего, так как сразу за кабиной находится двигатель. Печка в кабине греет будь здоров в любой мороз, а вот в жару даже не спасают люки на крыше, так как кабина сильно раскаляется на солнце.
Трансмиссия на данном автомобиле представляет собой гидротрансформатор с 3 скоростями вперед и 1 назад. Рычаг переключения скоростей находится на руле, из педалей только газ и тормоз. Управляется автомобиль очень легко, нужно только учитывать его габариты, особенно чтобы вписываться с 14 метровым полуприцепом в повороты.
Руль снабжен гидроусилителем, который работает только при заведенном двигателе. Чтобы провернуть руль на автомобиле с неисправным двигателем, необходимо как минимум быть Шварценеггером, или крутить руль вдвоем, поэтому такие автомобили таскают только на жестких сцепках. Поворачиваются сразу 4 передних колеса, так как обе передние оси снабжены механизмом поворота для уменьшения радиуса разворота, хотя он составляет не менее 10 метров.
Так как высота автомобиля составляет более 3-х метров, поэтому при перевозке крупногабаритных грузов (таких как, например, артиллерийская самоходная установка — САУ или экскаватор), необходимо следить за общим габаритом, чтобы ненароком не оборвать троллейбусные провода или не снести какой-нибудь низко проложенный путепровод. Вообще, при движении по дорогам общего пользования, для таких машин обязательно согласуется маршрут движения и должно выделяться сопровождение.
Максимальная скорость автопоезда составляет 60-70 км/час, так как больше не позволяет (воет) трансмиссия. Одиночную машину можно разогнать до 80-90 км/час, а под горку можно и больше если включить скорость на нейтральную (что делать категорически запрещается, так как если заглохнет двигатель, автомобиль становится неуправляемым).
Можно было рассказать пару историй из армейской жизни: в процессе службы приходилось перевозить на МАЗе танки Т-72 и Т-90, САУ, МТЛБу, а также экскаваторы и строительную технику массой более 60тонн, которую больше ни на чем не увезешь.
Были случаи, когда сносили ворота при перевозке САУ, так как кронштейном под зенитный пулемет зацепили верхнюю перекладину ворот и просто уволокли ворота за собой, даже ничего не почувствовав.
Один раз на скорости съехали в кювет с пустым полуприцепом и опрокинулись на один бок. Никто не пострадал, но машину пришлось вытаскивать дежурным тягачем. К слову, дежурный тягач построен тоже на шасси МАЗ-537, но вместо седла у него стоит бортовая платформа с крановой установкой и полистпассами, при помощи которых он может легко вытянуть любой автомобиль или даже танк из болота.
Этот тягач как-то раз самопроизвольно поехал в автопарке с места стоянки и легко пробил своим бампером кирпичную стену в 2,5 кирпича, причем на нем практически не осталось ни царапины, только бампер пришлось немного подкрасить да стену отстраивать заново. Потом его переставили в другое место – от греха подальше от строений.
Еще был случай, (возили строительную технику по договору) когда при развороте на неровной местности упал с трала и завалился на бок гражданский экскаватор. Не знаю, как его потом поднимали, ведь он весил порядка 70тонн.
Еще один раз возили танки зимой на учения в гололед, так в затяжной подъем, машина с таким грузом подняться не могла, так как колеса буксовали на льду. Пару раз удалось залететь на гору с разгона (но это было рискованно), остальные разы пришлось заезжать на гору на буксире при помощи танкового гусеничного тягача.
Вот вкратце и все, что припомнил. К сожалению, писать больше — нет времени. Машина очень даже ничего для своего времени, а ведь некоторые экземпляры в роте датировались 1963-1964 годом выпуска, а были на ходу и готовы к выполнению боевых задач.