Доброго времени суток, уважаемые форумчане. Покопался я на страничках с отзывами и наткнулся на большое количество статей про всякую интересную спецтехнику. И посетила меня идея предоставить вашему вниманию машину, которую вы вряд ли увидите на картинках, а уж тем более по телевизору. Называется она АИСТ – 5ВМУ. Предназначена для удаления с взлетных полос аэродромов льда и снега. Принцип работы основывается на удалении гололедных и снежных образований с поверхностей взлетных полос с помощью горячей реактивной струи авиационного двигателя. Теперь немного обо всем по порядку.
Базовая машина представляет собой двухмостовый КрАЗ с двигателем ЯМЗ-238 мощностью 240 л/с. На раме машины установлена платформа, на которую в свою очередь крепятся цистерна для топлива и сам авиадвигатель. Двигатель марки ВК-1А, древний как г..но мамонта, но надежный. Характеристики его я думаю вам без надобности, скажу лишь, что сжирает он 1600 литров керосина в час, и является первым двигателем в советском союзе, на котором была установлена сверхзвуковая скорость. Применялись эти двигателя на истребителях МиГ-15. Применяемое топливо: для машины дт-л, дт - з, для авиации - тс-1. Топливные баки машины – два по 180 литров. Цистерна под керосин емкостью 7 тонн. В задней части цистерны есть специальная присоска для заправки ее керосином. Заправляется с помощью обычного авиационного топливозаправщика. Общий вес машины при этом составляет порядка 28 тонн. Достаточно увесистая машинка получается. С полной цистерной трогается с места и едет только на пониженной передаче примерно 15-20 км/час. Пустой, в обычном диапазоне передач, можно разогнать до 60 км/час. Кстати машинка очень резво реагирует на двойной выжим, через один передачу практически не переключишь. Расход топлива 32 литра на сотню.
По ощущениям. Запустите реактивный двигатель и сядьте на него верхом. Примерно так. В процессе работы используем танковые шлемофоны в зимнем исполнении, с кожаными накладками головных телефонов внутри ( если бывшие танкисты читают, поймут о чем я) дабы барабанным перепонкам не пришла хана. Рабочие обороты – 9000 об/мин. Обороты малого газа примерно 3500-4000 об/мин. Форсаж – 12000 об/мин. Но на таких оборотах самолет с таким двиглом только взлетал, ибо считается, что это уже запредел. Даем ему так просраться только кратковременно, после ремонта или обслуживания в качестве проверки. В основном работаем на 9 тысячах, температура реактивной струи при этом примерно 450 градусов. Звук при этом такой, что свободно можно находиться только в кабине и в шлемофоне или в иных средствах защиты слуховых органов. В противном случае это просто опасно для ваших драгоценных ушей.
В кабине все манометры-спидометры-тахометры работают исправно, блок управления авиацией расположен в центре приборной панели, на фотографиях подробно видно. На нем приборы отображающие обороты двигателя, температуру реактивной струи и температуру и давление масла. Так же справа расположен вольтметр бортовой системы пуска, ключ запуска и прочее. Слева тумблера управления стоп краном и дроссельным краном, проще говоря газулькой и глушилкой чтобы вам было понятней. Все привода электрические, с помощью авиационных моторчиков, небольших, но очень мощных. Так же в кабину выведена труба от воздушного компрессора авиации, так что в морозную погоду через полчаса после запуска в кабине можно ездить чуть ли не в одних труселях, шарашит раскаленным воздухом, жара стоит как в Африке.
Работаю на данной машине уже четвертый год, не каждый день конечно, но иногда все-таки приходится выезжать, когда образуется много льда. Чтобы описать полные ощущения от работы на данной машине, недостаточно просто говорить о ней, надо обязательно прокатиться самому.
Будет интересно услышать мнение тех, кто когда-либо работал или служил на аэродромах, и, может быть, сталкивался с подобной техникой.
Жду ваших комментариев и вопросов, спасибо за внимание.