Cаламалейкум, Мерхаба, Hello… привет всем, кто интересуется авто, мото, авиа и др. техникой. Интересно было бы поделиться с родом деятельности своей профессии. Работаю я в «nnn-ой» конторе по оказанию сервисных услуг бурения нефтяных скважин, а вернее ремонтом нефтяных скважин методом зарезки боковых стволов. Весь этот процесс достаточно сложен с технологической точки зрения, но сам интерес проявляется не в бурении, а в том чем это все делается.
Не для кого не секрет, что с течением времени дебит скважины (нефте-отдача) угасает и тут то возникает необходимость как то повышать добычу черного золота. Существует ряд способов и технологий для увеличения притока нефти к устью скважины, наиболее эффективным и рентабельным является метод зарезки боковых стволов в существующей уже скважине.
Прежде всего для этого необходим так называемый в нефтяной отрасли «станок», т.е. мобильная буровая установка (МБУ).
МБУ существует множество видов и марок, но в основном они делятся на самоходные и трейлерного типа (их нужно волочить тягачами, например КЗКТ-Ураган), так же их подразделяют по тоннажу грузоподъемности мачты и буровой лебедки.
Я буду излагать в своем рассказе про мобильную буровую установку модели National Oil Varco 750T (NOV-750T) заокеанского происхождения.
Итак, МБУ NOV-750T трейлерного типа, основными составляющими являются:
- полуприцеп, на котором смонтировано основное оборудование
- мачта подъемного агрегата, похожа на башенный кран, только она не подвижна и находится под углом в 5 градусов к скважине при бурении
- подроторного основания, это площадка на которой вкалывает вся буровая бригада
- аппарель для установки «подъемника», это спец.плита на которую заезжает МБУ и «отжимается» на аутригерах (гидродомкратах)
Основными техническими характеристиками данного подъемника является его грузоподъемность, много или мало – 200 тонн, условная глубина бурения 4000 метров (в зависимости от диаметра и веса бурового инструмента).
Высота мачты от уровня земли – 35,7 метров, эта же длина является транспортировочной (при переезде с одного на другое месторождение). Данная буровая оборудована ротором, который необходим для вращения бурильной колонны и разрушения породы глубоко под землей. Так же на данной буровой установлен «верхний привод» (Top Drive), если объяснить по простому «на пальцах», то с помощью верхнего привода бурение происходит как при помощи дрели, только вместо сверла, бурильная труба с долотом на конце. Буровая лебедка одновальная с системой принудительной вентиляции дисковых тормозов. Трансмиссия, гидравлическая и пневматическая системы приводятся в действие от силовых агрегатов в количестве двух штук ДВС Caterpillar 3406 (два рядных 6-ти цилиндровых дизельных двигателя) и автоматической трансмиссии Allison 5610 (встречаются на больше грузных самосвалах, карьерной технике и нефтяной отрасли). Всего на трейлере задействовано 4 оси и 16 колес на R25, со стороны похоже на «сороконожку». Самым основным узлом, без чего не возможна не одна технологическая операция на МБУ – это двигатель. Как описывалось ранее их установлено в количестве 2 шт., мощностью по 425 л/с каждый, оба дизеля оборудованы предпусковыми подогревателями Webasto, что крайне важно в полевых условиях, при полной автономности и северных морозах! Двигатели установлены на трейлере последовательно в утепленных мини-боксах, так же для северных условий установлен обогрев АКБ, масляного поддона ДВС и АКПП (по возможности обогревается все что можно), что нельзя или не возможно, греем паром от спец.паровой машины (ППУА) или мобильной котельной, которая работает на сырой нефти. Для того чтобы в зимнее время воздух в системе «неприхватывал», на МБУ установлена спец.колба, которая называется «Алкашом», потому что в него льют спирт. После монтажа и подъема мачты МБУ, вся буровая накрывается буровым укрытием и брезентом, что позволяет буровикам работать более менее с комфортом.
Особо хочется отметить пульт бурильщика, за которым и происходит весь процесс бурения. Он состоит из множества рычажков, клапанов, кнопок, сигнальных ламп, манометров и многое др. Дергая за какой либо рычаг происходит шыпение или щелчок, при этом ощущаешь себя как за штурвалом корабля. Все описать или выделить особенное невозможно, но рекомендовал бы каждому побывать однажды на буровой и посмотреть как же добывается то «Черное золото Югры».