ГСП-гусеничный самоходный паром. Предназначена для переправы военной техники через водные преграды. Имеет двигатель ВК-6А, рядный шестибаночный дизель, на 240 лошадок. Машина выпущена в 1963 году. У нас такая стояла в учебном классе в учебке в г.Волжский, в/ч 73420, частично разрезанная, дабы можно было увидеть расположение, устройство и функционирование узлов и агрегатов (ёще с большим успехом она пользовалась в качестве нычки для припрятывания посылок из дома, чтобы, вызвавшись убрать класс, можно было неторопливо попить с пацанами – такими же курсантами - чайку с печенюшками и конфетами – что ещё нужно для полного счастья солдатику –слону!!!). Открытием было, что лодка внутри полая, выполненная по ферменной конструкции, наполнена пенопластом. Двигатель на ней стоял рабочий, с выходом выхлопной трубы на улицу. Как-то его во время занятий даже заводили. Можно представить, какой был грохот!!! В общем, пока была суровая зима - призвался я в декабре 89го – мы чистили территорию учебки от снега и усиленно изучали матчасть. Когда же снег сошёл, в программе курса появился предмет «вождение». Выглядело это так. Рота переодевается в х/б робы черные поверх форменной хэбэшки и, маршируя, исполняя любимые армейские песни (на выбор сержантов, могли просто кросс вдарить –это если подзалёт), двигается порядка 4-5 км в сторону полигона, куда машины, обдав нас высококачественным дизельным выхлопом, ежедневно гоняли своим ходом. По прибытию на полигон, познакомившись с инструктором ( к слову сказать, каждый раз с новым), мы забирались в машину и начинали гонки по пересечённой местности на скорости до 40м/ч. Больше на полигоне не разгонишься, ибо местность была уж очень пересечённой - ландшафт делали ребята из РМО, не только, кстати сказать для ГСП, но и для ПТС, БРДМ и прочей инженерной техники на гусеничном ходу… Что такое управление ГСП? Как и всякая гусеничная машина, ГСП управляется рычагами, зажимающими фрикционы, тем самым позволяя машине поворачивать – отключается левая или правая гусеницы. Уровень шума – как в нормальном танке, ребята тут описывали – точно так же за тонкой металлической суперзвукопоглощающей перегородкой находится двигатель))) Радиостанция – классическая Р-123, применявшаяся во многих видах военной техники. Шлемофон - обычный танковый, между членами экипажа переговоры велись по внутреннему ПгУ через ларингофоны - некое подобие микрофона, ибо микрофон в этом грохоте слишком чувствителен. А ларингофон усиливает звуки гортани, прикрепляясь к ней тесёмками шлемофона - слышно нормально, разборчивость речи хорошая. Обзорность – да, что–то видно из окна, место механика-водителя слегка утоплено, чтоб не касаться головой крыши кабины, сверху от солнышка прикрывает козырёк лодки, снизу выступает передок кузова…. На крайний случай можно ведь и в боковое окно глянуть – делов-то! Так и ездили –на пригорке поддал газку (кто из водителей не помнит команду инструктора: «Обороты!....» ), на склоне его сбросил…. Машина, несмотря на внушительные габариты и массу (17т), движется очень мягко – всё-таки торсионы в гусеничном ходовье – отличная штука!!!
Особую гордость и приобщение к славному боевому прошлому нашего народа лично для меня вызывало наличие у ГСП раздаточной коробки от легендарного Т-34, распределяющей крутящий момент на трансмиссию и гидросистему. О гидросистеме хочется сказать особо. Применяемое масло - АМГ-10 – очень похоже на красное вино со специфическим запахом – нечто среднее между вином и дизельным топливом – по консистенции напоминало растительное. Гидросистема служила для развётрывания парома – открытия лодки. Однажды инструктор задал нам вводную – отказ гидросистемы. Паром необходимо было свернуть – закрыть его лодкой – перевести в транспортное положение. В итоге мы всем экипажем отрабатывали эту вводную - каждый качал этот насос минут по 20. Надо сказать, что ручной насос представляет из себя корпус размерами с литровую банку с ручкой длиной около 1,5 метров))) До сих пор непонятно, из каких соображений выбирались такие мегагабариты насоса, свободного места в кузове-валом, а на войне главное – оперативность! Нас трое. Выжав из себя по семь потов – соревнование шло напергонки с соседней машиной! - лодку мы всё же на место вернули!
И вот наступил день боевого развёртывания на воде. Единичная машина - это полупаром, паром составляют две машины – правая и левая. На марше командир у машины каждый свой, а при развёртывании – приказы отдаёт командир левой машины. Происходит это так. Обе машины входят в воду (было у нас, кстати, перед этим вождение единичной машины - полупарома - на плаву – радость неописуемая – только что ехали, а теперь свободно плывём, пацаны!!! К слову сказать, на плаву ГСП развивает скорость до 11 км/ч -это немало))), экипаж – 3 человека – согласно штатному расписанию: в кабине слева – механик-водитель, справа – командир, между шарнирами лодки в нише – понтонёр – ответственный за стыковку парома. Задача водителей – максимально приблизить обе машины друг к другу, потом за дело берутся понтонёры – ловят стыковочные тросы, крепят их в зажим на корпусе и с помощью лебёдок стягивают обе машины друг к другу. После того, как из полупаромов получился паром, по команде командира парома начинается боевое развёртывание – синхронно, во избежание опрокидывания, откидываются лодки, паром причаливает к берегу, откидывает аппарели (это такие лапы), и на паром въезжает техника массой до 52 т.
После этого, натужно ревя, всё это великолепие может перемещаться по воде со скоростью до 8 км/ч! Свертывание парома происходит в обратном порядке и может происходить как на суше, так и на воде. Набежала водичка внутрь корпуса - не беда – на берегу открыли кингстон, освободились от балласта)))
В общем, управление этой машиной вызвало у меня самые неизгладимые впечатления, я нисколько не жалею о потраченных годах в армии – она реально делает из пацанят мужиков!
Учебку я закончил в звании младшего сержанта по специальности механик-водитель ГСП и в должности командира парома ГСП, службу продолжил уже в другом месте, занимаясь вопросами связи, но до сих пор с теплотой вспоминаю и паром, и наши занятия…
К сожалению, у меня нет армейских фото с этой машиной, поэтому взял всё из нета. Фото 1-6 – внешний вид машины, фото 7 – ГСП в боевом развёртывании.