Хочеться рассказать о вымирающем виде сельского малотоннажного грузовика ГАЗ-52. Так получилось, что воспитывали меня больше дедушка с бабушкой. Деду я очень благодарен за все то, чему он научил меня и как воспитал. Его потерю я перенес тяжело. Дед был по образованию инженер-механик автомобильного транспорта, до пенсии был директором автотранспортного предприятия. Так вот, мысль о транспортно-грузовой независимости для своего подворья дед вынашивал с начала 80-х. Не хотел разговоров и сплетен в поселке, поэтому возможность купить грузовичок со своего предприятия не использовал. А можно было, используя производственные возможности РММ хорошую предпродажную подготовку провести.
В 90-м году дед купил ГАЗ-52-02, в соседнем районе используя возможности свояка. Пол ста вторые выпускали с двумя размерами колесной базы 3300 и 3700 мм, куплен был длиннобазный вариант. Автомобиль был хлебовозом, насколько я помню с газовыми баллонами. Но их сразу после покупки демонтировали ввиду не распространенности газовых заправочных станций. Фургон хлебовоза остался также на территории предприятия продавца. Газончик встал во двор в смешном виде, как маломощный седельный тягач, только кабина, за кабиной скелет рамы.
Приобретая хлебовозку естественно в планах было на эту раму установить бортовой кузов. Грузовик был нужен для вывоза ульев на пасеку, заготовки дров, сена в небольших объемах. Дед был очень бодрым пенсионером, продолжая работать, он завел пасеку, развел ее до двух десятков ульев. Держал кроликов, для кого и нужно было заготавливать сено, свиней и уток. Для частного дома нужны были дрова для отопления, иногда была потребность подвести пиломатериалы, навоз для огуречной гряды или для удобрения, песок дорожки подсыпать или раствор замешать, картошку с поля вывезти и опять же весной семена для посадки до поля довезти. Было у него еще желание купить трактор Т-25, ладно что не сильно хотел а то могло дойти до возделывания пашни.
Для исполнения задачи по превращению хлебовозки в бортовой грузовик начались поиски кузова. Кузова выпускались деревянными и только уже на ГАЗ-53 выпускались металлические самосвальные кузова. Удалось найти полусгнивший кузов, он интересовал из-за наличия всех серийных металлических элементов, начиная от стремянок крепления к раме и заканчивая крюками для увязывания груза или подвязки полога. Все деревянные части легко можно было восстановить, не в степи живем, на Горьковском автомобильном заводе такая же сосна используеться. Восстановили за пару недель. Я тогда учился в третьем классе и после занятий помогал строгать сосновые доски электрорубанком а потом красить кузов масляной зеленой краской. Даже помню не получил двойку от строгой Варвары Ивановны- моей первой учительницы за не выученный стих только из-за того что рассказал о причине занятости по вечерам. Из того что потребовалось еще заменить так это задние баллоны, они сдвоенные и на замену потребовалось 4 штуки, аккумулятор 75 А/ч. Как их дед доставал не знаю, думаю для него это было не совсем сложно. Долго тряпкой, смоченной в ацетоне, стирали эмблему предприятия с двери. Надпись «Перевозка людей запрещена» трогать не стали. В те времена не было наклеек и на ведомственных автомобилях эмблему принадлежности к какому-либо предприятию наносили через трафарет. Задние фонари поставили Камазовские. Брызговики из транспортерной ленты.
Газик хорошо отложился в памяти т.к. был моей второй учебной машиной. Дед учил меня вождению на служебном УАЗе и на ГАЗ-52, свой Жигуль не давал. Как по комфорту, как советский грузовой автомобиль. Собирая все воспоминания его эксплуатации, а ездил я на нем время от времени до окончания школы, остались в основном хорошие воспоминания. В кабине нормально сесть и ехать могут только двое, то что сиденье диван это только для выхода из ситуации. Инспектора ГАИ останавливали и штрафовали за езду втроем в кабинах ГАЗ-52 и ГАЗ-53. Если требовали обстоятельства взять с собой два пассажира, то нужно было садиться боком, лицом в сторону водителя, в таком положении нужно еще было отставлять ноги от рукоятки КПП во время переключений. Анекдоты про пьяных пятерых в кабине и с баяном не беспочвенны. В нетрезвом состоянии людям удавалось садиться в такие кабины более чем втроем, мне рассказывали, что особо удачно скомплектованные экипажи при этом играли на баяне в движении и пели.
За период эксплуатации Газончик увидел многое, после белой работы по доставке хлебобулочных изделий его макнули в грязь. Березовые дровяные деляны отличаются от делян делового леса отсутствием глубокой колее выбитой Уралами. В перевозке дров Газончик трудился ежегодно, вывозя до 40-60 кубов березовых дров из делянок, все для подворья. Грузить нужно посматривая на рессоры, примерно до сравнения с горизонтальной линией, не возить же воздух. Итого около 4 кубометров свежеспиленной березы. Был опыт перевозка сруба бани на 200 км, этакий не габарит. Перевозка пшеницы, прочих зерновых для корма скота в пределах возможности автомобиля, до 2,5 тонн. Прочие хозяйственные грузы.
Иногда и на рыбалку или охоту ездили. В кузове удобно палатку ставить, поздней осенью или ранней весной это особенно актуально. На дно кузова можно настелить сена или соломы, сверху палатку и укрыть все пологом. Ночь с заморозком легко переноситься. На одной из охот по дороге до места стоянки подстрелил куропатку, прямо в движении стреляя сидя в кузове. Спать в кабине я не пробовал, думаю совсем не комфортно, кабина узкая. Водители при необходимости ночлега, если позволяла погода, снимали сиденье и устраивались в пустом кузове.
Автомобиль простой как валенок. Гидроусилитель отсутствует, компрессора нет, все по минимуму. Двигатель ГАЗ-52-27, они еще шли как ЗМЗ, шестицилиндровый рядный карбюраторный мощностью 65 л.с. Кушает этот двигатель до 30 литров на 100 км низкооктанового бензина, какого именно и не важно. Максимальная скорость 70 км/ час, на порожнем разгонялся до 80 км/час. А вообще скучно, едешь и заняться не чем, если груженный то более 60 км/час и не бежит. Аккумулятор под сиденьем, что бы отключить «массу» нужно отодвинуть спинку. На случай если аккумулятор сел или совсем стар есть рукоятка, или как ее называют «кривой стартер». У деда аккумулятор прослужил 7 лет, но это еще старое шоферское воспитание, следить он за техникой умел. В сарай дед по малу складывал и запасал запасные части, завез все для ремонта двигателя, потом крылья, морду, фары, что-то по сцеплению, что-то по коробке. Собрался такой ЗИП что можно было долго не задумываться о покупке запасных частей. Был произведен капитальный ремонт двигателя, просто потому, что было чем это выполнить и было кому это доверить. Заменены крылья и перед кабины, хотя тоже было не критично.
С собой из обязательного для езды по сельской местности нужно иметь: домкрат, баллонный ключ, кусок трубы для удлинения рычага ключа (гайки прикисают), лопата, трос, хороший топор. Топор пожалуй самое важное, если хорошо сесть самостоятельно бывает можно выбраться благодаря только топору и околку рядом. Необходимо вырубить лагу с пазом под ступицу, опорные подкладки под лагу и подкладки под баллоны. Автомобиль благодаря длине лаги приподнимаеться с одного из краев одним человеком, под баллоны подкладываються жерди, можно помочь лопатой. Я таким же образом не раз выезжал на УАЗке с посадки на мосты, лебедки нет а ходить или ждать помощь совсем не хочеться. Доводилось ездить пассажиром на аналогичном ГАЗ-52 на рыбалку ранней весной. Из внедорожной подготовки хозяин этого Газона поставил 2 баллона тракторной резины «елочка» на задний мост на внешние места. Автомобиль преобразился в движении по весенней грунтовке, но и что такое его подваживать так же было испытано на размокших весенних солончаках.
Зимой для того что бы завести неделю стоявший на морозе шестицилинровый карбюраторный рядник на минеральном масле М-8 хорошего аккумулятора мало. В радиатор наливается кипяток или по крайней мере достаточно теплая вода, первые пять литров лучше потратить на проливку, затем закрыть сливные краны и заправить систему охлаждения. Паяльной лампой грееться масло в картере, рукояткой прокручиваеться коленчатый вал на несколько оборотов. Далее прокрутка стартером и в -30 двигатель заводиться на первых оборотах вращения коленчатого вала. Решетку радиатора на зиму закрывают намордником, при эксплуатации на воде термостат должен быть вообще удален.
В целом ГАЗ-52 это классика рабочего малотоннажного грузовика для народного хозяйства. От ГАЗ-51 отличается по сути лишь кабиной, от «Полуторки» не так уж и далеко ушли. Я думаю, он как и произведения АвтоВаза морально устарел в 70-е годы и давно уже годиться лишь для частного подворья. Хотя в начале 90-х мой дядя на этом же Газоне иногда зарабатывал подвозя товар по заказам новоиспеченных коммерсантов, и на совсем не коммерческой топливной экономичности удавалось кое что зарабатывать.
Машина была продана за не надобностью, когда у деда уже не хватало сил и здоровья на пасеку, разведения скота и самостоятельную заготовку дров. Купил ее такой же селянин для своего подворья и укатил довольный, что купил такой ухоженный газончик, ему осталось только кабину и кузов покрасить. А дед купил УАЗ для выездов на рыбалку.