Странно, что здесь есть отзывы на подготовленные машины для бездорожья, пусть одни более, другие менее, но про них пишут, а про маленькие тракторы, которые для бездорожья созданы ничего нет.
Кстати, вдохновил отзыв здесь же
https://travel.drom.ru/17950/ на таком же квадре.
Будет пять частей и несколько фото, это займет время, но гляньте.
«ГАВРЮША»
Intro
Вообще Гаврюша это китайский квадроцикл CF Moto X5. Черный на черном, хром-литуха, 500 кубов, 32л/с, вариатор, подключаемый передний привод, межосевая блокировка, одноцилиндровый с жидкостным охлаждением, с электро- и ручным стартером, передняя электро-лебедка, бак на 19 литров, грязевая резина низкого давления (примерно 0,3 бар) Больше ничего интересного.
.
Часть 1. Вкратце для тех, кто вообще не встречался с этим делом (из какой-то статьи).
Квадроциклы перестали быть для нашей страны диковинкой и тем не менее, многие по прежнему не могут ответить на вопрос, зачем же они нужны. Относятся ли они лишь к развлечению. Такая себе игрушка для взрослых мальчиков, или же имеют весьма практичное применение. Квадроциклы бывают разные и понятно, что прежде чем выбрать и купить квадроцикл, необходимо решить для чего вы собираетесь его использовать.
Квадроциклы относятся к транспортны средствам, созданным для передвижения по бездорожью. Большинство квадроциклов отличаются небольшими размерами. Квадроцикл не покажется чем-то новым с точки зрения посадки или управления для тех, кто уже имел дело с мотоциклом или скутером. Единственное отличие – большая стабильность на небольших скоростях, благодаря четырем колесам. Несмотря на то, что четырехколесный вариант это классика, вы можете встретить и трех и даже шестиколесные варианты. По объемам двигателя в продаже встречаются модели от 50 до 950 кубических сантиметров.
Большинство квадроциклов в силу своей природы одноместные. Хотя можно встретить и двухместные модели в которых посадка может быть как последовательно – друг за другом, так и параллельно – когда водитель и пассажир сидят рядом.
Хотя первое впечатление от квадроцикла у многих несерьезное – этакий мини джип для тех, кто не наигрался в детстве в машинки, применение себе они находят практически везде. Кроме спорта, где квадроциклы давно стали популярным гоночным транспортом, квадроциклы весьма практичны и в туризме, их любят рыболовы и охотники, да и просто любители загородных прогулок получат незабываемые впечатления, отправившись на них на квадроцикле. На самом деле, способ применения квадроциклов зависит и ограничивается исключительно возможностями модели.
Вот почему продажа квадроциклов, обычно начинается с вопроса, как вы планируете использовать квадроцикл. От вашего ответа будет зависеть, какие именно модели вам будут предложены. Квадроциклы можно разделить на два основные типа – спортивные и утилитарные модели. К спортивным относят более легкие модели с колесами небольшого диаметра. Привод на спортивной модели идет на два колеса. Они оснащаются ручной коробкой передач и могут развивать скорость до 150 километров в час.
Бытовые или утилитарные модели делаются более тяжелыми, полноприводными, они редко могут разгоняться быстрее 100 километров в час. Однако они более устойчивы и могут перевозить грузы, их можно оборудовать прицепами. Такие квадроциклы прекрасно подойдут для использования на садовом участке.
Существуют и квадроциклы для детей, представляющие собой уменьшенные копии стандартных квадроциклов. Если ваш ребенок души не чает в технике, а вы не против, чтобы он осваивал правила вождения с детства, такой квадроцикл станет отличным и безопасным вариантом. Они максимально упрощены в использовании и вождении, основной упор делается на безопасность аппарата, скорость ограничена 60 километрами в час.
Уже из выше написанного видно, что квадроциклы могут весьма отличаться по характеристикам и типам. Соответственно выбор будет делаться на основании поставленных вами задач и целей, ради которых и приобретается квадроцикл.
Часть 2. Зачем я купил.
Нравится месить грязину иногда. А в таком случае получается, что есть два основных выбора: подготовленная машина и квадроцикл.
Дело в том, что бюджет и того и иного варианта упирается главным образом в воображение, только у квадриков все же есть некоторый условный предел (примерно 1 млн), а у машины этот предел просто условный.
В моем случае психологический барьер по стоимости 250 т.р. дороже бы даже не стал смотреть, а за эти деньги ничего даже неподготовленного внедорожного не купишь, хлам один.
Далекие экспедиции не совсем для меня, тут нужно быть каким-то фанатиком этой лирики или романтики таежного туризма, а нам офисным седокам подходит кратковременный, и зачастую, пьяный экшен на выходных.
Еще один камешек бросил в кузов квадрика потому, что я мало чего понимаю в железе, так сказать технический лох, как бы надменно не фыркнули «знатоки». Я не могу сказать, что горжусь собственной невежественностью, но зато могу сказать, как мало меня это расстраивает. А раз так, то стало быть, недельные туры по местам спаривания мамонтов под кратером тунгусского метеорита не для меня.
То, что мне и большинству обычных людей нужно, это некоторая долька адреналина промеж булок для увеселения жизни.
Выглядит все просто, вот смотрите. Пятница. Собираетесь на какую-нибудь дачу, поляну, озеро, лес, поле, плантации дикорастущего щавеля или еще куда. Заехали в магазин и …взяли так взяли, короче всего и с запасом. Сели, расчехлились, похмелились, и начинает хотеться впечатлений, да поярче. Тут кто-то вспоминает: «Э, ребята, у меня же, оказывается, всю дорогу сзади прицеп болтался!». Там небольшой кусок железа с пластиком весом в 350 кг.
И двухместный квадрик может запросто стать 5-ти местным, а проблема сгонять еще за литром вообще больше не стоит, куда бы гнать не пришлось. Еще одна радость квадра – он трактор, и ловит, проверяет, крепит и др. его только ростехнадзор, которого почти нет нигде, а ментам можно махать бутылкой.
И любая пьянка-посиделка обретает дополнительную «культурную программу». Мысли товарищей «а он может заехать по этой горе?», «а съехать по этой лестнице?», «Че, и в это болото можно?» получают однозначный и всегда однообразный ответ, и когда вы уже не раз сгоняли за белым и очень сухим, ВОТ ИМЕННО В ЭТО ВРЕМЯ начинает раскрываться истинный внедорожный потенциал квадроцикла. Ведь как можно понять чего может та или иная техника, как нащупать предел проходимости? Надо загнать ее в такое Г, что бы вариантов не осталось!
Часть 3. Мнения.
На земле существует четыре кита, так сказать, четыре основных божка в мире экстремальной техники.
Встречаем! Это Polaris, Arctic Cat, BRP (Can-Am), Yamaha.
Именно они представляют на рынок модели квадров, снегоходов, спайдеров стоимостью иногда и за 1млн рублей, а дешевле 360 т.р. за новый экземпляр, объемом начиная с 400 кубов, не имеют.
Ни для кого не секрет, что типичными покупателями такой техники являются люди хотя бы материально, но состоявшиеся. К сожалению, некоторые из таких людей имеют не очень тактичные суждения и полагают, что техника любого другого происхождения и производителя являет собой поганый мусор, не достойный даже грязи из под их привилегированного куска железа. Правда есть и некоторые ребята с протертыми жопами на поношенных джинсах, не имеющие ничего перемещающегося самостоятельно, но которые тоже считают неуместным двигаться на китайском квадрике. Жаль, что я тогда сдержался, да Сань?
Как уже стало понятно, мой Гаврюша плебей безродный.
Покупался он исключительно по объективным параметрам и исходя из максимально возможной для меня цены, напомню это было 250 т.р.
Дело в том, что если сравнивать аналогичные брендовые экземпляры, например BRP Outlander 500, то при схожих мощностных и внедорожных параметрах он стоит примерно 540 т.р., имеет такую же по продолжительности гарантию. Запчасти и аксессуары дороже пропорционально. Вот скажем, переднее пластиковое крыло на какую-нибудь модель БРП стоит как весь пластиковый «обвес» на моего низкобюджетного друга.
Гаврюша запросто может двигаться по слабопересеченной местности со скоростью 87 кмч, что бы вы могли представить насколько это экстремально, могу отметить, что мой РР Спорт там же ползет примерно 30-40 км/ч, иначе жалко.
Гаврюша может проехать брод в 1 метр, не имея шнорхеля. А когда месишь по-полной, да под горячительным в последнюю очередь задумываешься о сохранности коня. И стоимость возможных неполадок не так сильно расстроит, ведь у Гаврюши все относительно дешево.
Гаврюшу не страшно дать развеселенным товарищам на тест-драйв в жиденьком или каменистом ландшафте.
А еще ведь есть сопутствующая эксплуатация. Вот например, едешь ты куда-нибудь «на мясо» за много километров, а длина машины с прицепом в моем случае примерно 11 метров.
Это и движение в забитом городе с его «ночными гоночными пацанами» на качественном автопроме, и злые водители маршруток, и сонные дальнобои, а еще говорят, что на дорогах можно встретить нетрезных водителей или слегка подубитых любителей Кровостока или Розовых очков от Феррэ, но я что-то в это мало верю, а вы?
Ну или остановился ты где-то наполнить верх живота, либо разгрузить низ, а твой автопоезд аккуратненько стоит в отдалении, т.к. мне так же рассказывали, что в некоторых дворах крупных городов да и просто на дорогах иногда так ставятся, что неплохо было бы там грейдером пройтись, но я тоже че-то сомневаюсь, наверное преувеличивают, да ведь?
Когда квадрик стоит в прицепе, то единственное что его отделяет от рук похитителей, это их собственное невежество или стеснительность, ведь к прицепу его крепят стяжками. Стяжки это такие веревки с железками, которые могут затягиваться под усилием катушки и вытягиваться обратно, когда распускаешь запорный механизм. Короче, никаких замков, кодов, сигналок и др.
А вы бы переживали, оставляя своего литрового side by side за миллион во дворе вот таким незащищенным пусть и на полчаса-час?
Кроме того, за Гаврюшу не сильно-то переживаешь, когда он просто стоит в прицепе на парковке рядом с машиной в течение нескольких недель, а у меня именно так он и хранится. Конечно, есть замки на дышле прицепа, но там все очень просто и это может помочь только в противостоянии с очень жадным вором, который не согласится просто выгнать квадра из прицепа, а будет пыжиться, что бы утащить все кучей.
Еще можно отметить кажущуюся беспроблемность использования квадров «левых», т.к. большая часть легальной техники не ставится на учет толи из-за налога, толи от лени. У меня и то, и другое. К тому же, квадриков на собственном ходу не имеют права останавливать гаишники, а когда те на прицепе, то и вообще никто их не проверяет, ведь в это время они просто набор железок. Да и в местах, где зачастую ездят квадрики, проверяющим тупо не на чем их догонять.
Однако, лично мне не известны случаи угона квадриков. Странно, ведь большая их часть стоит дороже хэд-лайнеров «угонческих» хит-парадов.
Но вернемся обратно к характеристикам самих машин. Мой Гаврюша карбюраторный, а «брендовые» инжекторные. Даже мне понятно, что разница во впрыске топлива, говорят, инжекторные моторы расходуют меньше топлива. У моего бак на 19 литров, хватает примерно на 70-80 километров при 1 ездоке, т.е. расход 23-27 литров на 100 км (19 : 70 х 100 = 27; 19 : 80 х 100 = 23 ). И это при легком бездорожье и заднем приводе, а в жесткой грязи + пониженная + подключенный передок + межосевая блокировка = расход можно запросто умножать на два.
Получается, что расход топлива-то зверский для тракторчика весом в 350 кг + вес одного человека. Видимо, не врут про карбюраторную неэффективность.
Однако главным недостатком моего Гаврюши является отсутствие усилителя руля. Кто бы думал, что этот маленький руль и эти небольшие колеса на этом маленьком кузнечике ТАК сложно вертеть. В среднем, за полтора часа упорного катания можно не дробя отстегивать и менять обе руки, ибо забьются в камень, и это если у вас руки более-менее живые. Девчонкам ездить еще сложнее. Если кто ездил на машинах ВАЗа и др., поверьте, вы вообще не понимаете, что такое устать за рулем.
Но квинтесенцией «рулевой жести» будет езда слякотной осенью в гору уклоном градусов 45 по какой-нибудь лесосеке с бревнами, лужами и колеей глубиной сантиметров в 30-40. Рисуете себе картинку? Вот где вы вваливаете, и поражаетесь, как эта маленькая хрень под вами может туда ехать, а еще радуетесь за себя, что не пожалели 12 тыщ на стальную 4-х миллиметровую защиту днища.
В подобные моменты проходимость квадрика ограничивает трезвый психологический барьер возможного в голове, благо снять его не сложно. Достаточно 300 грамм белого и очень сухого. А чего думает пассажир, который сидит сзади, вцепившись обеими руками в поручни, и крича, мол, давай помедленнее – он еще не знает, что вскоре вы развернетесь и с этой же горы дунете обратно, с ходу подлетая на тех же бревнах!
Все это весело, но на дорогой технике есть этот вожделенный усилитель руля, а кое-где он имеет несколько режимов усиления.
На некоторых экземплярах имеется так же пневмоподвеска с режимами!
Чего и говорить, хотелось бы всего этого и мне, да вот не дорос еще до лучшего, но так и не интересно, когда все и сразу.
Идя снизу вверх, имеешь возможность сравнивать, оценивать собственные усилия и успехи, учишься ценить то, чего достиг, беречь это и понимаешь, чего стоит успех. Это сладкое чувство.
Часть 4. Почему квадрик внедорожнее любого легкового внедорожника в стоке. Моя версия.
Сказать, что есть какая-то единственная фундаментальная причина, не получится. Думается, влияет ряд факторов таких как:
1. Короткая база, т.е. расстояние от передней оси до задней. В журнале я читал, что одноместные от двухместных квадров отличает именно длина базы, так вот у двухместных (в том числе у Гаврюши) она начинается от 140 см, у одноместных она примерно 115-120 см.;
2. Диаметр колеса. Его тут измеряют так же как у иной внедорожной техники в дюймах (равен 2,5 см) по радиусу покрышки, а не диска. У моего это 22. На злючих дорогих моделях может быть 28;
3. Клиренс, т.е. расстояние от плоской перпендикулярной поверхности до нижней точки днища. У моего это примерно 27 см. Показатель для квадров скромный, опять же в силу бюджетного сегмента моего Гаврюши;
4. Грязевой рисунок протектора с грунтозацепами. У Гаврюши здесь шины по 7-бальной шкале на 4. Они имеют выраженные зацепы, однако и они, бывало, забивались в жидкой липкой глине до ровности сликов. Шины разноширокие, точные цифры не помню, но задние примерно в два раза шире передних. Кстати, сюда же можно отнести и низкое давление в шинах. Сейчас у меня давление стоит примерно 0,5 бар. Шины как бы обнимают препятствия, и их сложно проколоть/пробить. Я однажды засадил гвоздь сантиметров на 12 длинной и так и ездил с ним, пока случайно не заметил. Утечка давления в данном случае почти не заметна, а некоторые манометры имеют чувствительность ниже нормального давления в шине и при проверке давления показываю ноль;
5. Устройство привода и блокировки. Точно не могу описать, не хватает познаний, но могу лишь сказать, что задние колеса всегда крутятся вместе, хотя подвеска полностью независимая, отдельные приводы на каждое колесо. Межосевой дифференциал замыкается кнопочкой. Передний привод подключается так же кнопочкой. В дорогих квадрах замыкается и перед;
6. Малый вес. У Гаврюши примерно 350 кг. Если кто-нибудь умеет рассчитывать удельное давление на поверхность, то он молодец, я не умею. Зато могу сказать, что эта величина меньше, чем у человека, т.е. в заболоченной местности, человек проваливается, а квадрик едет. Причем чел не просто проваливается, его классически затягивает, а на квадрике можно сидеть – отношение площади контакта его шин к его массе это позволяет. Лично проверено. Правда если поездить туда-сюда по этой же местности, то начинает проваливаться и квадрик, лебедка очень пригодится.
Кстати, некоторые думают, что раз он достаточно легок, то в случае чего, его можно запросто вытолкнуть или вытащить самому или хотя бы вдвоем. Заблуждение жесткое.
Дело в том, что уж если квадрик где-то и засядет, то это будет очень непростая местность, скорее всего зыбкая, вязкая и глубокая, а сядет он на днище. Так вот, вытолкуть или вытащить его голыми руками будет супер сложно, поскольку сам будешь проваливаться в той грязи, да к тому же у квадриков значительный ход подвески, и что бы вытащить его из пробитой им же колеи вам придется поднять его почти на 50 см (27 клиренс + 23 ход задней подвески. Это как на домкрате поднимать машину: что бы вывесить колесо, ее нужно задрать выше высоты вывешивания колеса). На практике проверено, что в подобных ситуациях это почти невозможно сделать вчетвером. Так что, не тешьте себя иллюзиями.
7. Наличие лебедки. Основное ее действие – успокоение. Когда она есть, тот самый психологический барьер проходимости так же снижается. Хотя полезно и ее прямое назначение. Длина штатной лебедки у Гаврюши около 15 метров, тяговое усилие не могу указать, но стоит отметить, что если ее размотать полностью и прицепить к крепкому забору, то она может притянуть квадрика по сухому асфальту с заблокированными колесами. Сам проверял.
Часть 5. Эксплуатационные моменты.
Я покупал Гаврюшу новым. Кажется я уже писал, что гарантия на него два года.
У нового квадрика мотор несколько задушен, примерно на 15-20%, ограничение снимается после обкатки на первом ТО.
В первый же день использования во время тестового полета по лесу заглючила лебедка, дилер устранил без проблем.
Первое ТО проходят через 300 км. Обошлось оно примерно в 4200 рублей.
Второе ТО проходят через 600 км. Обошлось в 2200 рублей.
Еще я менял передние тормозные колодки – 2400 рублей.
Ставил на заказ защиту дна. Та, что предлагается дилером, сделана из алюминия и стоит 21000 рублей с установкой. Я сделал за 12 т.р. из 4-х мм стали.
Остальные расходы на него составляет бензин. Сейчас пробег где-то 760 км, следующее ТО на 1000 км.
Кстати, механики в Крабе говорят, что моторы у них квадриков вообще ходят порядка 7000-8000 км.
Есть еще вопрос экипировки. По телевизору показывают как красочные парни в цветастых костюмах, раскрашенных шлемах, в красивых ботинках и на обклеенных квадриках месят где-то на трассе. Я слышал, что таких гонщиков называют «дилерскими», их снаряжают за счет продавца соответствующей техники и этим же рекламируют сами себя. Такое фирменное снаряжение включает разную защиту (шлем, ошейник, очки, черепаха, налокотники, наколенники, перчатки сапоги), собственно костюм с вентиляцией из спец тканей. Все это может запросто стоить 100-150 т.р. Вот и подумайте насколько оно вам надо. Ведь после каждой каталки ты весь потный, мокрый, очень-очень грязный.
Интересует ли вопрос травм? Я не спортивный катальщик, мой квадрик не может ездить на скоростях за 100 км/ч, не может прыгать по трамплинам на 10 метров, не имеет спортивной подвески для лихих поворотов и бешенного мотора для старта на дыбах, короче все средненькое и риск травматизма так же средненький, хотя техника сама по себе экстремальная.
Я ни разу не падал, ни разу не врезался в деревья или еще куда-нибудь. Никто из пьяных и веселых друзей пока не влипал в аварию на нем в каком бы состоянии не ездил. Может, везло. Ребята в Крабе говорили, что каждый сезон кто-то разбивается, ломается и др., но это не типично.
На мой взгляд, для обычных простых катальщиков типа меня достаточно шлема, хотя я его очень редко использую, так валяется в багажнике. Из личного опыта, если использовать только один шлем, то на резких кочках или ухабах, можно повредить шею, т.к. голова и без него тяжелая, а общая конструкция (голова, шлем, очки) добавляют инерционности и шея может не выдержать.
Но «Господа используйте защиту по-максимуму» – говорят продавцы этой защиты, присоединюсь и я, ведь раз на раз не приходится. Хотя я фаталист, считаю, что уж раз суждено утонуть, то ружья можно не бояться. Вот кто бы только сказал когда и от чего…в любом случае лучше 20 лет экшена, чем 60 киселя, но кому че.
Можно еще сказать про применения квадрика в охоте. Штука хорошая, упрощает значительно мытарства по лесу. Машина далеко не везде пролезет, а эта штука в самый раз. И обзор максимальный и спрыгивать можно быстро и беззвучно. Короче, добавляет удобств. Вот, например, на уточку если идти, то можно заехать в болотце поглубже в камыши, заглушиться, и сидеть тихонько на сиденье: и удобно, и не заметно. Так что, советую.
Outro.
Или по-русски, в заключение, хотел бы отметить, что квадрик отличная штука. Выбирайте себе то, что по духу, а потом уж по карману. Если устраивает просто удочка со спиннингом, круто!
Не дробите лишнего, и не беситесь через край. Удачи.
С уважением, Ананьев А.А.