Приветствую всех читателей данного сайта.
Пишу о легендарном мотоцикле М-72 если мне не изменяет память аналог БМВ Р-71.
Хочу сразу уточнить что цель восстановления данного экземпляра не носило придание ему исторической достоверности.
Загорелся данной техникой давно, лет 10 назад, но все как то не было возможности его приобретения. И вот в один из зимних вечеров позвонил мне приятель и предложил приобрести мотоцикл К750 75г.в пылившегося в гараже уже много лет у одного деда (следующая модель после м-72 «Киевского мотоциклетного завода») в реале оказалось что это был гибрид мотоцикла м-72 (рама как показалась на первый взгляд, крылья, документы) и К750 (двигатель, коробка).
Задумавшись над этим агрегатом я все таки решил пробрести это чудо немецко – совецкой инженерной мысли.
Данный мотоцикл, в прошлом служил в ГИБДД и был желтого цвета в последствии перекрашенный хозяином в зеленый.
Началась эпопея регистрации в ГИБДД. Возил этот мотоцикл на осмотр доблестным сотрудникам 2 раза, в базе его нет, ПТС старого образца, не захотели регистрировать мотоцикл без «коляски», а мне нужно было без, так как не имею лишнего места в гараже и ряде других причин…. Но своего я так и не добился пришлось регистрировать с боковым прицепом. Без бокового прицепа это изменение конструкции ТС, хотя были же УРАЛы без бокового прицепа у той же ГАИ. Выдали новое ПТС М-72 75 г.в. Правда выпуск закончился в 1960г. Хорошо, что хоть без регистрации в военкомате обошлось.
Пришла весна за ней и лето. На восстановление у меня ушло если отбросить перерывы в работе 1 месяц, а так к концу лета он был готов.
В процессе разборки столкнулся с препятствием, выяснялось, что рама на мотоцикле была переварена в основании рулевой колонки, скорей всего в следствии мощного удара о препятствие типа стена. Но как заправский зажиточный мотоциклист у меня оказалась в подвале оригинальная рама от М-72. Процесс пошел дальше. Заднее крыло пришлось изготовить заново если быть точнее собрать из других крыльев.
Раскидать мот было самое простое в этой эпопее. Предстояло самое грязное дело: ошкурить, загрунтовать, покрасить. Не являюсь моляром, красил в первый раз, да и условия были не ахти, обыкновенный гараж. Из оборудования был компрессор с ресивером на 25л (маловато конечно), пистолет купил за 1500р особо не вдаваясь в подробности его характеристик, да и какие там характеристики. Цвет в документах был установлен «Зеленый», краску выбрал MOBIHEL Хаки 303 акрил, той же фирмы была и грунтовка.
В процессе сборки выяснилась одна особенность, оказывается длина задних амортизаторов свечной подвески К750 отлична от М72 (у М-72 длине) и тут мне помогли мои запасы (Запасы громко сказано, лет 15 назад была найдена рама, бак…. М-72).
Была попытка заново оспицивать свежеокрашенные обода но цвет окраски не очень мне приглянулся для колес и вместо зеленых было решено установить черные. Двигатель был разобран, отдраен, произведен мелкий ремонт (Прокладки были вырезаны из поранита, что то посажено на герметик, поменяны кольца). Отремонтирована главная передача, заменена креставина.
Бензиновый оппозитный двигатель КМЗ нижнеклапанный.
Рабочий объем, см3 750
Диаметр цилиндра, мм 78
Ход поршня, мм 78
Степень сжатия 6
Максимальная мощность, л.с. 26
Максимальная мощность, кВт 19,1
Частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности, об/мин. 4600-4800
И вот настал тот день когда все уже собрано, масло залито (20W50), ключ на старт и тишина….попытка вторая……..опять тишина…….ЁЁЁ вот же причина (ошибка в эл. Схеме, кто то скажет что там путать, там 2 провода) всякое бывает…….ногу на кик стартер……ееееесть контакт. Звук я вам скажу очуметь.
В управлении мотоцикл без коляски относительно легок (200кг), конечно не сравнить с ИЖ тот вообще пушинка, но и есть в этом определенные плюсы. Скорость набирает резво коробка хоть и «современная» стаит 1982г но совецкая промышленность не ушла далеко и передаточные отношения в ней не изменились с 1940 по наши дни, так что можно с уверенность сказать, что с оригинальной он будет вести себя также. Задняя скорость помогает выехать из довольно сложных ситуаций (в горку его все таки нелегко катить задом). Подвеска жестковата, подпружиненное седло исправляет ситуацию но несильно. Ручки управления (сцепления, тормоз) обращены в обратную сторону. Хочу отметить ручку газа довольно удобная конструкция. Почему ушли от неё непонятно. Тормоза конечно не как на современных, но вполне способны эффективно тормозить.
Наступила осень. Страховку делать уже не имеет смысла, техосмотр тоже. Мот после непродолжительных покатушек был законсервирован на зиму.
Для придания мотоциклу более точного исторического вида будет установлена: Оригинальная коробка передач, бензобак, выхлопная система с глушителями в виде рыбьего хвоста да и так по мелочи, попробую найти оригинальную фару.
Повторюсь, я не хотел, да и не было такой цели добиться абсолютной исторической точности.
Спасибо всем за внимание. Это только начало отзыва. Отзыв о эксплуатации будет при самой эксплуатации))).
Огромное спасибо хочу выразить Аргунову Андрею за помощь оказанную им в ходе приведения мотоцикла в божеский вид.