Здравствуйте.Поразить никого в сердце стрелой цели не ставлю:),просто хочется чтобы народ не забывал наши советские мотоциклы.В своем отзыве,я поведу речь о советских тяжелых мотоциклах с приводом на коляску: Днепр 16 и МВ 650(расшифровывается как мотоцикл войсковой).
В подростковом возрасте было у меня довольно много техники: Рига 11-Ковровец- Восход 3м- ИжЮ4-и,наконец,был куплен Днепр 11(потом еще более 10 штук оппозитов в разном состоянии).Я любил тогда поездить по лесу, за грибами, на рыбалку, да и так покататься.Дороги у нас аховские и периодически приходилось преодолевать разные трудности.Была установлена мощная задняя покрышка, но положение она особо не спасала. Как -то я один и далеко поехал по глинистой дороге,мотоцикл соскользнул в лужу, брюхо коляски намертво приклеилось к вязкой глине...Чтобы оттуда выбраться потребовалось около 3 часов времени, продвижение по 20 см и напряжение всех нервов и сил.Потом я подумал, что была бы ведущая коляска, то мне было бы попроще-так как колесо коляски находилось на хорошем грунте, а в луже был только сам мотоцикл.И я начал просматривать старые советские журналы "За рулем" и обнаружил там 2 интересующие модели- Днепр 12 и 16.Главное поставить себе цель.Я подал объявление в местную газетку, обклеивал объявлениями стоянки гаражей, площади, столбы........Мне даже несколько человек позвонило, но хотели в районе 15 тыс р, для меня это был тогда космос (100р тогда можно было много чего купить).
Через какое-то время (по-моему года через 3) мне позвонила женщина,сказала, что от кого-то слышала,что я ищу мотоцикл и предложила Днепр за 6 т р, давно камнем стоявший в гараже и мешавший.Модель она не знала, потом нашла документы и, о чудо!!!, сказала, что там написана вожделенная цифра 16!!Я сразу же договорился к ней ехать и смотреть мотоцикл.
Приехав, я обнаружил Днепр 16,очень сильно измятый, с неработающим мотором,подгнивший и с небольшим количеством хлама к нему.Но привод был цел-и даже была блокировка диференциала, сделанная жутко кустарно (досталась им от МВ 750), вместо стопора рычага включения была примотана веревочка...Сделка века состоялась, мотоцикл был прицеплен к машине на трос и торжественно повезен в гараж.
Я находился в таком исступлени,что начал пытаться его заводить-и он завелся, правда через минуту он начал сильно пищать и заглох.Весеннее вскрытие показало, что двигатель перебирался, установлен новый КВ, а вкладыши стоят 1 ремонта- вот он и заклинил у хозяев...Между гитаркой и носиком коленвала был зазор миллиметра 2......Половина резьб была сорвана, видимо, хозяин был очень физически силен, либо закручивал любой болт, на вороток одевши метровую трубу как рычаг.
С грехом пополам двигатель был отремонтирован, все собрано,фара протерта, по колесам попинал...Все завелось.И начались увлекательные поездки.Такого кайфа я никогда еще не испытывал (может позднее в армии на различных вождениях гусеничной техники).Было дико наблюдать как отдельно вертится колесо коляски.А при заблокированом дифференциале мотоцикл уверенно прет, но абсолютно не слушался руля, ехал только прямо.Потом эта колхозно сделанная блокировка меня подвела-я то ли не завязал веревочку-стопор, то ли она ослабла..Как-то я тронулся, почувствовал сильный рывок-увидел включенную блокировку.ДУМАЮ, НИЧЕГО.Сколько-то проехал, остановился перевести дух. обошел мотоцикл и под редуктором увидел капельки масла на снегу.Я немножко похолодел, заглянул под редуктор и увидел дырку в корпусе и шестерни внутри.С упавшим сердцем медленно двинулся обратно, на месте включившейся блокировки нашел кусочек корпуса редуктора и какой-то зуб шестеренки.Заехал в гараж, начал разбирать мост. Оказалось предыдущие хозяева поставили убитую главную пару с выломанными зубами и абсолютно лысой ведущей шестерней.Из-за моей небрежности лопнул подшипник в средней крышке, выломало кусок этой крышки зубом сломавшейся паразитной шестерни.Диагноз был грустный.Начал по Питеру искать подшипник, купил на каком-то заводе сразу на весь мотоцикл, ездил со списком к ним (никогда так не делайте-я купил у них задний подшипник коленвала, перебрал еще раз двигатель поставил, поездил и тут треснул коленвал под маховиком.Потом так я еще запорол 2 коленвала хороших.Принес этот подшипник ребятам, оказалось там был дисбаланс((на ответственые узлы надо приобретать только качественные импортные подшипники.Скупой платит дважды))
Шестеренки мне сделал токарь новые, так как противоположная паразитка была также подубита.Начиналась весна, сердце пело и я поехал собирать этот несчастный редуктор.
Собралось все неплохо,нашел старую ведущую шестерню главной пары-новую найти не удалось.Подошло неплохо, правда зазор получился немного больше необходимого.Крышку заклеил на поксипол, надо было еще промазать сверху бакелитовым лаком, но его я тоже нигде не нашел.
Собрал и начал ездить, все было хорошо за исключением отпотевания масла в том месте где картер был заклеен,подтекало несколько капель в неделю.
Я на нем много где ездил, много что переделал (под нагрузкой все время вылетала 1 скорость), а дальше перебрал двигатель-и начались описанные неясные муки с коленвалами из-за плохого подшипника.
Тут во Пскове мне предложили Днепр 16 1993 года за 10 т рублей и я его купил.Ходовая была не в лучшей форме, мотор же радовал.Была жутко убитая ходовая (хозяин был пожилой, со своим неважным зрением ловил все ямы) спицы все шатались,колеса пришлось менять и перебирать амортизаторы.Поражало ужасное качество, точнее его полное отсутствие, покраски.Краска сдиралась огромными кусками и под ней не было грунта.Появлялось большое количество трещин на раме.Видимо, было это из-за развала завода в то печальное для всех время.
И тут произошло главное событие во всей моей мотокарьере.на соседней улице проживал дед,бывший прапорщик,так у него был купленый с армейской консервации мотоцикл МВ 650 1979 года.Ему он достался от полковника, контролировавшего качество военной продукции на Кировском заводе,которыйиз-за покупки автомобиля и отсутствия места в гараже был вынужден продать мотоцикл.
И оказалось,что он его хочет продать за 10 т рублей из-за того, что пропало давление масла.Ходовая была в неплохом состоянии, нигде не было трещин металла.Местами была ржавчина, но что поделаешь, время...
Я купил этот мотоцикл.Со второго Днепра и с первого снял редуктора и собрал один хороший с приводом блокировки.Собрал мост похуже, поставил на второй псковский Днепр и продал его.Первый же мотоцикл разобрал и пока убрал в гараж на худшие времена.
Ездил я на нем лет 6.Было много проблем:раз 7 перебирался двигатель, несколько раз перебирались амортизаторы и другое огромное количество работы. Замазал я низ крыльев и низ коляски автомобильным битумом и решил, что ржавчина не пройдет.Но я ошибся.Через пару лет в коляске появились сквозные дыры (я, идиот, не вынимал коврик и не протирал корыто после поездок).Оказалось, что под этим битумом все замечательно гниет, а отодрать его проблема.В итоге я его грел феном, тер бензтном, скреб скребком...Что делать, сам дурак.Отвез корыто коляски в автомастерскую и там, спасибо ребятам, душевно отнеслись ко мне, все сделали качественно, особо и не отличишь. Дальше начались муки с покраской-мастерские браться не хотели-у них полно летом машин.Я хотел сделать в оригинале, поэтому купил танковую краску у солдат, грунт и начал пробовать.
Сначала было все ужасно, электрический краскопульт расплавился (краска на основе растворителя Р4), пришлось купить компрессор-отступать было уже некуда. Мешал эту краску ХВ 518 хаки с черной, красил маленькой пятно, сушил техническим феном и смотрел что выходит-при высыхани оттенок сильно меняется.Наконец-то и цвет подобрал.
Немного отступлю.Мне всегда очень нравился мотоцикл МВ 750, настоящий ретро, но достать его не представлялось возможным (за 50 т рублей самое дешевое, что я видел, да и то где-то за Уралом).Поэтому решил я сделать МВ 750 из имеющегося.Достал крыло коляски от К 750 боевое и мятое, но не гнилое. С задним было тяжело, но и это преодолел, случайно достал. Задние фонарики тяжело было найти и дорого стоило, бензобак также такой довольно редко встретишь. Но было бы желание. Наконец-таки все было отпескоструено, загрунтовано,(перед покраской я прошел все швы в крыльях и коляске кузовным герметиком), покрашено, выяснилось только, что очень легко краска царапается, отправился в автомагазин, купил автомобильный лак и вроде стало получше, только, к сожалению, появился глянец мне не нужный.
Потом вооружился сварочным аппаратом и приварил детали включения блокировки, стопор родной сделать не удалось, пришлось искать замену.Зделал надежно, но неудачно, сразу включить невозможно-надо выкручивать стопроный болт.Потом что-нибудь придумаю.
Собрал все это дело.Сигнал пришлось поставит под сидение, между половин бака он не пролезает.Кожухи амортизаторов взял от Урала М 63, без проблем оделись на родные днепрячие амортизаторы.Ящик ЗИП пришлось покупать в Москве (Петр КМЗ, спасибо!), родной найти практически нереально.
К сожалению,фотографий самого процесса не сделал, так как фотоаппарата на тот момент не было,да и подступало отчаяние-так как делал подобное в жизни первый раз.Было сделано много ошибок,но в итоге все-таки получилось.Качество окраски,конечно, на троечку-но ничего.Со временем соберусь с силами и деньгами и лучше на зиму отдам в нормальную покраску.Понятно,что он теперь абсолютно не аутентичен(чего только стоит бумажный фильтр с крылом-калиткой и другой рамой коляски:) ), но мне наплевать-главное нравится.
Теперь осталось поставить двигатель от СД -57 (почти К 750), переделать его на 12 вольт.Еще необходимо поставить туда автомобильный масляный фильтр, дабы продлить ресурс двигателя.все почти сделано уже,надеюсь скоро начну потихонечку обкатывать.
А далее начались совсем чудеса,когда чего-то не ждешь,оно обязательно происходит:
Не верил я, что это возможно, но тем не менее свершилось- купил я МВ -750.
Началось с того,что довольно давно хотел я себе этот мотоцикл, но раньше не позволяли финансы, а потом не удавалось найти его.Бросил я эту идею, тем более,что имел уже МВ 650.Но мне все время хотелось одиночку К 750 и я подал объявление в местную газетку.Звонков никаких не было (видимо большинство уже посдавали в утиль).И тут все-таки позвонили.Поехал я в эту деревню, и неожиданно увидел я МВ 750 (хозяин не знал марку). Железо крепчайшее, пробег 8500, в нагрузку новый двигатель К 750.Просил недешево-35 000, без документов.Я согласился, так как когда еще найдешь такое чудо техники и в таком, в общем-то, хорошем состоянии.Не радовал сломанный кик-стартер, и перекрас мотоцикла веником вместе с некоторыми агрегатами (хозяин хотел избавиться от уродливого, по его мнению, цвета хаки).Сделка века состоялась,техника завелась с толкача,но через км 5 заглох (я ехал с закрытой заслонокй воздуха на коробке,ибо отвык уже от такого))).В итоге, притащил я его домой на галстуке.сейчас стоит в гараже,ожидает реставрации,почти все недостающее я уже укомплектовал.
А дальше-разборка,пескоструйка и окраска.Но это,как говорится, уже совсем другая история)))Да и денег надо много заработать на это.
А потом позвонили и я купил еще К 750 1962 года в жутком состоянии, но за копейки(он черного цвета).Я почти его доделал,когда соберу все,то фото выложу.
А больше никто так и не позвонил.Чудеса:)
Описывать вождение думаю особого смысла нет-кто ездил на велосипеде,то сможет и на мотоцикле.Только у приводного колясочника одна особенность-его не тянет в сторону.
мое субъективное мнение-резину бы пошире(на Цундаппе КС 750-красота!))) из-за этого возникает много трудностей на плохих участках.И неплохо было бы дорожный просвет побольше-частенько поддоном или еще чем-то скребешь.Но это уже не исправить.ходовая неплохая-на МВ было хорошее качество приемки,так что подваривать косынки рамы, как на обычных днепрах,необходимости не возникало.Все резьбы были мелкие,начиная с М8,как и на всей военной технике.Многим не нравятся сайлентблоки маятников мотоцикла и коляски-их меняют на капролоновые или вообще ставят подшипники.Я ничего не делал,хотя пробег уже в районе 50 тысяч.Может,мотоциклу повезло-ему достались все 3 аккуратных владельца.
Руль широкий и удобный.Сидение довольно специфическое,амортизирует не очень.Зато,попа будет железная)))
Коробка хорошая,четкая.наблюдается отпотевание масла по прокладкам,и начало разбрызгивать вилкой кардана-там уже подослабли шлицы,замена сальников не помогает.
Если кому-то доведется ездить на МВ 750 (редкий ныне агрегат), то при включенной блокировке не пытайтесь резко поворачивать-ее можно сломать.Да он и прет только прямо при включенной блокировке.
Досаждает плохое качество крестовин кардана-у него их 3 штуки.Покупайте только хорошие и дорогие аналоги,не придется каждый год их перепрессовывать,делать эту долгую и грязную работу.А так,шприцуйте их каждый год, не ленитесь,мотоцикл за это вас только отблагодарит.Также периодически шприцуйте подшипники руля через пресс-масленки,подшипники колес и регулируйте их затяжку.
Про моторное масло писал-не экономьте.Можно и камазовское лить))) (слышал от многих советы),давление будет побольше от дизельного масла-но у него другие присадки,потом возникнут проблемы.В трансмиссии я лил ТАД 17,периодически менял-ибо при преодолении больших луж,через сапуны попадала вода,масло превращалось в эссенцию.Следите за этим.
На нем в дорогу надо брать в запчасти,что позволяет объем-лишним не будет.Возите с собой трос всегда.
По мотору-днепровский не выдерживает никакой критики:недоработанная система смазки его главная беда(хотя он намного более тяговитее ураловского собрата).Если добавить автомобильный масляный фильтр,то будет получше.И не лейте то,что пишут в мануале-М8в.Я погубил так не один двигатель.Сейчас лью дорогую минералку(мне нравится шелл-не реклама:))) и проблемы перегрева,жуткой грязи при разборке практически исчезли.
Если ползать по лесу-оптимальнее нет мотора чем К 750.Надежный и очень тяговитый двигатель.Из минусов-6 вольтовый генератор,желательно переделать под 12 вольтовый генератор если собираешься на большие дороги (в идеале к токарю,чтобы новый генератор расположить в соосности с шестерней распредвала). И пресловутая система смазки-масло очищается под действием центробежной силы,мотоцикл делался для войны,никто не рассчитывал,что он там долго проживет.Наверное,поэтому и ввели 2 карбюратора,если осколками где-то что-то посечет,чтобы на одном цилиндре кое-как утащить ноги.Желательно,тоже сделать масляный фильтр.Ну и дорого и тяжело найти коленвал к этому мотору-его главная деталь)))А остальное ерунда,встречается в больших количествах.
Молодым ребятам-путешествие на колясыче по дороге общего пользования штука опасная,особенно в нашем Богом спасаемом королевстве,где в одну сторону почти везде по одной полосе.вас будут обгонять с каменными лицами,когда вы соберете за собой хороший длинный хвост,ибо машины,в среднем,движутся километров 100 в час по дорогам.Особенно опасны обгоняющие и вклинивающиеся перед вами-барабанные тормоза не спасут...((((
Я предпочитаю ездить поздно вечером-ночью-рано утром на далекие расстояния по шоссе,предварительно прикрепив на коляску знак аварийной остановки-его хорошо видно.А если едите днем, то периодически останавливайтесь и пропускайте пробку-целее будете.Эти мотоциклы большой скорости не любят долго,да и не рассчитаны.Кто-то начнет кричать,что на Днепре-одиночке дергал Мерседес ЦЛ 500(если только у обочины стоящий)))-флаг ему в руки)))Эта техника не для скорости.
И тем,кто решил "Сделать чопппрэ":пожалейте старичков,уберите приготовленные сварку и болгарку,потом будете горько жалеть загубленный мотоцикл.Проверено. Возьмите лучше Днепр 11 или Урал 8.103-их еще море разливанное и упражняйтесь на них.А старичка лучше чем в оригинале все равно не сделать.Красивый оригинал,пусть царапанный,намного благороднее любого колхоза,будете ловить удивленные взгляды прохожих,где застыл вопрос: "как оно еще и ездит?"))))
Хочется,чтобы народ не забывал наши родные агрегаты (пусть и купленные по лицензии у немцев:)))при случае объясняли ребятишкам, что к чему.А то "фошицкие" Днипро с алюминевыми ступицами колес в военном кинематографе , наводят грусть:(взяли бы М72 хоть,не такой раритетный мотоцикл(выпущено вроде в районе 200 тысяч?,а похож намного больше на немцев,да и в Великой Отечественной принимал участие...Хотя видел,в некоторых фильмах, на МТЛБ делают из фанеры башню-и,типа,фрицевский танк))))
Сейчас,к сожалению,мотоциклы с коляской не пользуются популярностью в силу многих причин (Урал новый в районе 300 тысяч стоит,ВАЗ 2115 примерно столько же).Но для души занятие хорошее,пусть и довольно дорогое,если подходить педантично. Да и со своей душой они каждый...В отличии от многой техники,делаемой в наш век ширпотреба...
Вот еще о них: http://vk.com/clubmotomv750mv650
Так что всем удачи с техникой,любимыми и в жизни!