Дни бегут, пролетают ночи, вот и осень уже наступила, а в тоннелях все так же... Темно, прохладно, и вечный, неистребимый запах креазота, пропитывающего шпалы... Запах из детства, запах железных дорог и путешествий к морю и не только.... Запах работы... Наверное, у пилотов самолетов те же ощущения от запаха авиационного керосина, пропитавшего весь воздух вокруг аэропортов и аэродромов - легкое чувство предвкушения.. Предвкушения очередного путешествия, очередного риска, проверки своих нервов на прочность и быстроту реакций, ожидания очередных новых впечатлений. Очередной рабочей смены. потихоньку, по мере получения опыта и втягивания в профессию, к этому запаху привыкаешь - им пропитана форменная одежда, тоннели, депо и наземные участки. Он становится частью тебя. А ты становишься его частью. Частью огромного, почти живого, дышащего вентиляционными шахтами и питающегося громоподобными киловаттами электричества, организма. Точнее, не частью, нет.. В масштабах метрополитена машинист - скорее клетка этого организма, важная и необходимая для жизнедеятельности, но - клетка.. Такая же, как и тысячи других клеточек - дежурных по станциям, диспетчеров, контролеров, кассиров и других работников... Иногда, отъездив около трех кругов, особенно если впереди еще один, уже не ощущаешь себя отдельно от поезда. Приходят на ум идиотские мысли о том, что ты навсегда заперт в кабине и являешься лишь приложением к контроллеру машиниста - передвигаешь в нужной последовательности рычаги, нажимаешь необходимые кнопки и переключаешь тумблеры, но ты - лишь часть машины, ее мозг, дающий команды с помощью электрических импульсов. Умная машина перерабатывает эти команды в механическое движение, и вот вы снова вместе несетесь в темноте трубы, распугивая вечную тьму тоннеля светом фар и прожекторов. Несетесь, чтобы снова вынырнуть на ярко освещенный островок жизни людей - очередную станцию. Всего лишь на 40 секунд вынырнуть - примерно столько длится остановка, высадка и посадка пасажиров, и снова - во тьму, в вечную тоннельную ночь, быстрее, быстрее, к следующему островку жизни... Недавно подсчитал, никогда об этом не задумывался, что средняя смена - 3 круга - это 126 перегонов. То есть ровно столько раз ты выныриваешь из тьмы в свет, глядя на сливающихся в одну пеструю полоску слева и иногда справа людей. Ровно столько же раз с грохотом уносишься в царство вечной темноты. А если смена длинная, количество ныряний увеличивается на 42... Это много, ровно настолько, чтобы к концу смены чувствовать себя механизмом, точным и безрассудным, иногда даже становится страшно - ты не помнишь, как ты останавливался на предыдущей станции, как открывал-закрывал двери (а открывал ли я их вообще??!!!!!), нажимал кнопку радиоинформатора... Но, слава Богу, в эфире тишина, диспетчер не кричит и не вызывает твой маршрут, значит, все в порядке, просто ты немного заездился, притупел от монотонного стука колес и гула мощных двигателей, пора снова собраться, прийти в себя, развеять густую, как утренний туман, магию подземного мира, ведь до конца смены - всего-то полкруга. итак, встряхнулись от полусонного состояния, пробежались по кабине на длинном перегоне, снова плюхнулись в кресло - за кривой станция... Чччерт, при торможении "автоматом" красным злобным взором уставилась на тебя с пульта лампа реле перегрузки - слава Богу, одна, значит, скорее всего, один вагон не собрал схему, то есть не хочет работать, едет, лентяй, прицепом к оставшимся семи работягам... Есть и другие причины загорания одной красной лампы, но о них лучше и думать не будем. Иначе геморрой обеспечен всем - и себе, и диспетчеру, и инструктору, дежурящему на линейном пункте. Проверяем при отправлении со станции накат - это когда поезд трогается, а через секунду с громким щелчком "сбрасывает тягу" - не раз, наверное, замечали при отправлении со станции, это делается для того, чтобы проверить, нет ли заклиненных колес в составе - накат есть, УРА!!! Значит, все-таки вагон один обленился вконец, гаденыш...
- диспетчер.
- слушаю.
- прошу вызвать помощника машиниста на 85 маршрут на станции Пролетарская, восстановить автоматы защиты.
- понятно.
На Пролетарке встречает помощник.
- здорова, братан, что случилось?
- привет, третий вагон, посмотри на ход-тормоз...
- понял, бегу.
Ура, на перегоне помощник восстановил автомат защиты, красный глаз закрылся, снова едем всеми восемью вагонами, не забыв крикнуть помощнику "спасибо" по матюгальнику - он вышел на станции и поехал обратно, досиживать дежурство "в резерве", ждать таких же бедолаг, как и я.. Дай-то Бог, чтобы не дождался, пусть ни у кого ничего не ломается больше.
Тадам-тадам, тадам-тадам, стучат колеса. Тададададам, простучали колеса по стрелке. По точно такой же стрелке, по какой простучали колеса поезда на Парке Победы не так давно. А потом поезд сошел с рельс и врезался в тоннельное перекрытие. Погибли люди, машинист чудом выжил и... Нет, неправильно будет говорить об этом. В общем, плохо себя чувствует тот машинист. Идет судебный процесс, виновных ищут до сих пор, бывшего руками водителя Мосподземки Беседина сняли с полуторамиллионной официальной зарплаты. (в первой редакции отзыва был длиннющий абзац про мое мнение по этому поводу, но я его стер, уж простите. Не вижу смысла приплетать все это к отзыву, да и ничего это не изменит... Тададададам, простучала стрелка, перед которой, если я как машинист увижу, что она в неправильном положении, "не по маршруту", я обязан по действующей инструкции применить экстренное торможение. При этом немного не учитывается, что при минимальной скорости на этом участке в 50 км/ч (а в пик и 74 км/ч, не нарушая ни одной инструкции (!!!) носимся), и видимости стрелки около 50 метров, экстренно тормозить я буду от 220 до 380 метров в зависимости от скорости. При условии, что я на четвертом круге работы обладаю все тем же идеальным зрением и космической реакцией, не устал и не отвернулся от наблюдения за "дорогой" на долю секунды. То есть тормозного пути мне не хватит всего-то от 170 до 330 метров, делов-то... При этом поезд не войдет в стену (не сойдет с пути) при прохождении стрелки со скоростью лишь 35-40 км/ч, все что выше - опасно. То есть инструкция очень жизненная и нужная. Главное, применил экстренное. И вошел в перекрытие башкой. Тададададам, простучала стрелка под пятой точкой.... Тудумдум, простучали по ней сзади идущие вагоны. Пока, стрелка, до следующего круга..... Я скоро вернусь...... Завтра...
Здесь хочу отметить, что все не так уж страшно и ужасно, не стоит сгущать краски, все стрелки электрифицированы, находятся под неусыпным контролем людей и автоматики, перевод стрелки не по маршруту - вопиющий случай, примерно как провал покрытия взлетно-посадочной полосы перед идущим по глиссаде боингом. Но все равно - страшновато пролетать их каждый раз с набитыми битком вагонами с большой скоростью. НЕ ДАЙ БОГ, там ночью проволоку накрутили вместо приводов.....
На Баррикадной, после положенного объявления о закрытии дверей, и начавшемся, собственно, процессе их закрытия, в них залетает молодая женщина. И ладно бы, одна, так за (!!!!!!) собой, а даже не перед собой, сия мамзель затаскивает девочку лет четырех-пяти в белом платьице!!! Таких случаев не так уж и мало, к моему ужасу, как отца двоих детей, но каждый раз я прихожу в бешенство и шок по этому поводу. Какого хрена, спрашивается, ты ручонку ребенка, тоненькую, как карандаш, подвергаешь риску удара железными дверьми, захлопывающимися под давлением в 3,5 атмосферы???!!!! Ты свою руку туда сунь, обезьяна, а лучше голову, а я с удовольствием пару раз дверьми "переиграю"!!!! Так мало того, так же и коляски с малышами впереди себя в закрывающиеся двери суют, про рюкзаки и сумки вообще молчу - один тут на днях барсетку засунул и думал, что победил всех и остановил крутейший автобус.. Хрена, я "переигрывать" дверьми не стал. Надоели такие вот наглецы, которые в вагон как к в такси бизнес-класса медленно заплывают через секунд пять после объявления о закрытии. Типа, информатор не для него объявлял, он тут белая кость-крутой перец, поезд и подождет мальца, не обломится... Стоим и смотрим друг на друга - через станционное зеркало. Тронуться я не имею права, хотя, теоретически, могу при желании, потаскать его мальца по платформе - барсеточку-то он вряд ли выпустит. Но - нельзя, да и не стал бы я, даже если б и можно было.. Его еще жизнь сама научит не раз. ну, подождем. Выдернул барсетку мой друг, злобно уставился вслед... Ну, извини, брат, наглеть нужно в меру, у меня тоже график и зарплата...
"Полежаевская". Один перегон до конца смены. До бутылки пива, до ужина, до сна, до перерыва перед следующей сменой, который составит аж 16 часов! Последний перегон. "Ежик", звонко лязгая сочленениями, несется в вечной ночи, освещая уставшими глазами-фарами бетон тюбингов.. Он тоже устал, он ведь даже старше меня, мой друг-Еж. Потерпи, брат, через два круга тебя коллега загонит в депо, хоть до утра отдохнешь, остынешь от вечной погони за графиком, толп людей, пронзительно-зелено-желто-красно-белых глаз встречных светофоров... Потерпи, брат Ежик. Еще увидимся, и не раз...
"Октябрьское поле". Сменяющий машинист меланхолично забредает в кабину. Короткими дежурными фразами соблюдаем инструкцию, а дальше все, как всегда:
- как машина?
- нормально в целом, подергивается при торможении, один вагон на "ход-тормоз" вырубался...
- понял, ну давай, удачи.
- хорошей смены, счастливо.
Закрываю дверь кабины уже с другой стороны, со стороны платформы, мира людей и люминсцентного света, отсекая себя от уютного желтоватого света ламп накаливания, освещающих рабочее место машиниста. Ежик, уже с новым седоком, водилой, машинистом, другом, эксплуататором, уносится в тоннель... В такие моменты иногда даже возникает абсурдное легкое чувство ревности к другу-Ежу - "вот, мол, променял старого друга"... Но еще на круг неохота, хотя сменяющий легко бы согласился посидеть пару часов на линейном, пока я "наобщаюсь" со своим цельносварным товарищем..))))))) завтра, все завтра..
Линейный. захожу в комнату, где сидит женщина-оператор и инструктор, сдаю маршрутный лист. "у тебя изменение смены", говорит оператор, и все внутри приходит в легкую тоску... Скорее всего, кто-то заболел, и заберут выходной послезавтра. Обратный эффект (когда забирают смену и дают вместо нее выходной), почему-то, бывает намного реже.... На ум сразу лезет избитый старый вирш неизвестного миру стихоплета:
- я не поэт, но я скажу стихами...
- скажу вам больше, вы почти мне как родные...
- но я уверен, я пошлю вас на х е р
- на предложенье поработать в выходные...
Но, так как хамить, тем более дамам, все же не приучены-с, молча расписываюсь в квитке изменения смены, с благоговейной радостью и замиранием сердца узнав, что вместо законного выходного с коньячком и лимончиком мне всего-то предстоит покататься 4 круга по милым сердцу бетонным артериям московского подземного мирка... Как мило, право, хочется плакать от счастья...
- всем всего доброго, я ушел.
- счастливо, до завтра...
Все, домой. За пивком себе любимому, чупа-чупсами и киндерами мелким, и - домой. Целых 16 часов отдыха. Так мало и так много. А завтра - снова гул движков, свист ветра в трубе, крики диспетчера, "двери открыты, зеленый", и много-много жизней-перегонов на моем пути.... Завтра..завтра...все это - завтра......