Отзыв про "номер", или вагоны типа "81-717 и 81-714", по-научному.
Всем большие приветы и огромный респект!!! Как и обещал, подготовил потихоньку статейку-отзыв про очередную разновидность подземного транспорта столицы России - поезд метро, называемый "номерным". Текста будет МНОГО, прошу простить...)) Ввиду того, что пока пользуюсь эксклюзивным авторством машиниста метро на любимом Дроме, буду писать в повествовательном стиле обычных отзывов, похожих на автомобильные, а сравнивать, естественно, с предыдущим отзывом про поезда метро типа "Еж" (см. отзыв про "Ежиков" в этом же разделе Xinkai..). Отзыв, как и предыдущий, полностью базируется на реальной работе машиниста , то есть, собственных ощущениях, с учетом работы на Таганско-Краснопресненской линии метро, где данные номерные составы появились не так уж и давно (около двух лет назад), хотя годы их (номерных) рождения не так уж и далеко убежали от описываемых ранее "Ежиков".
И, конечно, в начале не могу обойтись без Почтения памяти всех погибших в катастрофе на арбатско-покровской линии нашей подземки. Вечная память, искренние соболезнования родным и близким... Поверьте, уважаемые читатели и пассажиры, машинисты делают все, чтобы доставить вас к месту назначения быстро и вовремя. Это и в наших, машинистов, интересах. В том числе и в плане профессиональной гордости. Не буду обсуждать, что там произошло, не место и не время, одно скажу: подобные неприятные тенденции отношения к такому опасному виду транспорта как железная дорога, имеют место быть и в авиации, и в наземном автотранспорте... Это общая беда и боль нас, современных россиян. Не хотел писать про политику, но немножко накипело. Распиливание и мздоимство на каждом шагу, неимоверное раздувание штатов всевозможных начальников и ревизоров неминуемо ведет к коррупуционным схемам и казнокрадству. Вроде, нынешнее руководство государства умно и человечно. Вроде, красиво и умно говорят, принимают меры, увольняют казнокрадов и наказывают мздоимцев... Вроде..... Но на выходе мы снова и снова получаем то, что получаем. Человеческие жертвы, плач матерей и жен, груды искореженного металла и жаркие комментарии охочих до падали журналистов-стервятников. Я не оппозиционер, не лидер партии ненавистников режима и не упертый брюзга. Я всю жизнь работал и работать буду, пока руки и ноги не отсохли. Просто иногда становится страшно. Страшно за завтра, за будущее детишек. Куда, в какую сторону мне их завтра направлять??? Тащить за собой, машинюгой в метро, или корячиться и оплачивать им юридический ВУЗ??? А может, завтра стране действительно понадобятся толковые инженеры вместо тупорылых менеджеров? Или, наконец, моим коллегам, не пьющим и проводящим по 15 часов за контроллером тяжеленного электровоза, от которых уходят жены из-за нищеты и вечного отстутствия отца дома, наконец начнут платить не 45 тыр, а хотя бы 100???? Ведь бензин то все льем в баки, углем греемся, хлебушек кушаем.. А доставщик этого всего, ночами не спящий и ведущий многотонный состав по ночным железным дорогам, потрескавшимися глазами вылупившийся в локомотивный указатель скорости,получает столько же, сколько охранник в подмосковной школе, у которого черные форменные штаны на ж..пе стали прозрачными от работы...... Умом Россию не понять, нет... И не мне все это изменить, рангом не вышел... Просто накипело немного, просто надоело видеть ушлепков двадцатилетних на кайеннах и платить ипотеку.... Просто надоело зубами вырывать свое и трястись за каждую копейку... Я не жалуюсь, я нормально живу по меркам большинства населения нашей страны. У меня любимая жена, дети, хорошая машина и квартира. Но что, что будет завтра????.... А завтра снова будет будний день машиниста московского метрополитена, вот что.....
Понедельник, около полудня. На улице около 30 (по состоянию на май 2014 года))), в тоннеле и на станциях пока еще примерно 20, прохлада, ближе к августу станет горячее... Мановением пальца правой руки нажат радиоинформатор, приятный женский голос сообщил, что двери закрываются, следующая станция "Китай-город", заблокирован выключатель закрытия дверей, дверные воздухораспределители с тихим шипием подали воздух в соответствующие цилиндры, и двери с привычным легким грохотом отсекли мир станции от внутренностей поезда, наполненных запахами пота, духов, перегара, фаст и слоу фуда, людских переживаний и радостей, разбавленных легким приятным запахом креазота от пропитанных шпал и немного спертым, но мягким и прохладным воздухом тоннеля. Выходной светофор зеленый, а иначе трогаться запрещено, взгляд в огромное станционное зеркало, в монитор наблюдения за хвостом состава, главную рукоятку контроллера машиниста в "Ход-1", затем сразу в "Ход-3", поехали, уважаемые пассажиры. Последний взгляд в маленькое, как обычно не пойми как настроенное левое зеркало заднего вида, и наш номерной, с ускорением примерно 1.2 метра/секунду в квадрате весьма себе быстро уходит в темное чрево тоннеля, чтобы через примерно 45-50 секунд вынырнуть из трубы на ярко освещенный плацдарм следующей станции. Издалека видна маленькая точка света, по мере приближения к станции потихоньку превращающаяся в арку. Вот уже видны силуэты, маленькие человеческие фигурки, стоящие за ограничительной линией. Кто-то, нагнувшись, заглядывает в тоннель, встречает глазами приближающийся поезд. Въезд на станцию с большой горки (уклона по-научному), поэтому тормозим заранее, совершенно нет желания вылететь с любимой работы из-за глупого проезда платформы... Человеческие фигурки растут, одна из них упорно не желает отойти за ограничительную линию - какая расточительность собственным здоровьем, право! Ну сколько уже раз зеркалом получали люди травмы, едва совместимые с жизнью - ан нет, продолжают игнорировать правила, написанные кровью, что твой Общевоинский Устав нерадивый боец... Длинный сигнал, называемый оповестительным, отгоняет любопытца подальше от края платформы. Ручку в "тормоз-1", затем почти сразу во второе тормозное положение, скорость к середине платформы не должна быть более 40 км/ч... Теперь из второго тормозного положения несколько раз переводим в третье - "даем автоматы". Номерной мягко останавливается... И еще раз.. И еще... И тяжеленный поезд "плывет на вентилях", а, если по-русски, в конце торможения ведет себя что твой "Жигуль" после глубокой лужи или долгих и резких покатушек на сильной жаре - ты, типа, уже затормозил, но все еще "плывешь" на мокрых тормозных дисках. На самом деле колодки и колеса ни при чем, просто поезд тяжелее "Ежика" на 8 тонн (по тонне на вагон), и при этом конструкторы зачем-то модернизировали тормозную систему таким образом, что при большей массе в целом тормоза сделали менее эффективными. Русский тюнинг, не иначе... "Двери открыты", тихо бормочу сам себе согласно инструкции и вновь наблюдаю за людскими потоками в зеркала и монитор. Выходной зеленый, и все повторяется вновь. До автоматизма, до легкого отупения от механических действий к концу 8-часовой смены. Ровно двадцать перегонов в один конец, быстрым шагом по платформе на другую сторону, столько же обратно. И так 3 или 4 раза, в зависимости от смены. Сегодня смена ночная, "паровоз" будет ночевать в тоннеле. В 0.50 в последний раз за сегодняшний рабочий день сам оборачиваю поезд на конечной, в "Жулебино". У маневровых машинистов, тех, что загоняют поезда в тупики и выгоняют их весь день, работая "тянитолкаями", смена уже давно закончена. Быстро перехожу по специальному мостику в хвостовую кабину, светофор еще красный, включаю кнопку компрессоров - пневмомагистрали должны быть в полной боевой готовности к открытию светофора. Наконец показание светофора меняется на разрешающее, вставляю рукоятку в контроллер, шестиглазый номерной монстр оживает. За пару секунд включены все необходимые тумблеры, ручку в "Ход", поехали... В своей профессии я очень люблю ездить на "ночную расстановку" одним из последних. Есть в этом какая-то подземная романтика - тишина, пассажиров уже нет, на платформах обитают только редкие полицейские (ужасно звучит все-таки для русского человека) и немногочисленные ночные работники метро в оранжевых жилетах, в тоннелях включено освещение и поезд летит, словно машина времени, в частых сполохах тоннельных светильников. Если "на нейтралке" (у нас это называется "на выбеге") встать с рабочего места и открыть дверь в салон, пассажиров-то уже нет, охватывает чувство некой нереальности происходящего, мистическое ощущение того, что ты один, в этом железном 8-вагонном монстре, один во всем мире, громыхая и лязгая сочленениями поезда-призрака, куда-то летишь сквозь ночь и время.... красиво ночью и на открытых наземных участках линии - тихо и прохладно, яркие зеленые и красные огни светофоров, сквозь открытую форточку в кабину врывается свежий ночной ветер и возвращает к реальности, напоминает, что мы все еще здесь, на нашей грешной и полной проблем Земле.... А вот и последний перегон перед расстановкой, доклад диспетчеру.
"Диспетчер"..
- "Слушаю"..
" Поезд номер пять тысяч сотый, пятидесятый маршрут, следую до станции Сходненская, далее на ночную расстановку к третьему указателю перегона "Сходненская-Планерная" второй главный занятый путь".
-"Верно".
Вот и все, от Сходненской трогаемся тихонько, впереди уже стоит два состава, коллеги бегают по вагонам и готовят наших цельносварных чудищ ко сну, отключая все необходимое. Пробираемся, на мягких лапах, к специальному указателю, установленному в тоннеле на стене. Мягко но уверенно останавливаем железного зверя так, чтобы железный прямоугольник оказался четко в середине окна. Теперь быстро, но четко, передо мной ребята уже заканчивают и будут ожидать, пока я, нерадивый, все сделаю и прибегу к ним.. Непереводимую игру слов в отзыв включать не буду, все укладывается в несколько минут. Хотя почему, попробуем..))))) ЭТ, перекрыли ЭПВ, выключили АЛС-АРС, информатор, МК, радио, ВБ, закрутили РТ или включили СТ.... Хорош, наверное. Это примерно десятая часть профессионализмов, да и то, относящихся только к одному из множества действий машиниста - приведению состава в нерабочее состояние..))))))))) В общем, все выключили, включили стояночный тормоз (в отличие от "штурвала" Ежика с его 23 оборотами здесь всего лишь закрыли соответствующий пневмокран), и активненько потопали отключать все вагоны. Отключили, вернулись, еще раз все проверили, одели оранжевый жилет, закрыли кабину на ключ, и побежали к впереди ждущим в тихом тоннеле товарищам, проделавшим все то же самое пару-тройку минут назад. А теперь - по шпалам, опять по шпалам..) Вышли на станцию, расписались в журнале, пожелали дежурной спокойной ночи, побежали спать неспокойным быстрым мимолетным сном.. Сна того - около двух часов, если убрать умывание чай и, простите, туалет... А утром - снова ровно сорок перегонов, сорок жизней, сорок лучей света в конце тоннеля.. И - домой, домой, досыпать хоть пару часов, вечером еще куча домашних дел...
Пока ваял отзыв, на днях произошла смешная история. После оборота состава в Жулебино в утренний час пик, посадив толпу народа на Выхино, влетаю на станцию Рязанский проспект. Включаю тормозной режим, и рядом со мной оказывается миловидная девушка, влетевшая при торможении в незакрытую на замок дверь кабины. (причина - маневровые машинисты в Жулебино по запарке не защелкнули или плохо защелкнули щеколду из салона в кабину). Немая сцена. Быстро опомнившись, предлагаю, показав глазами на сиденье помощника машиниста сбоку: "присаживайтесь, там такая толпа, понимаю..." С перепуганными глазами фемина под ржач стоящих рядом с дверью пассажиров захлопывает дверь в кабину.. Финал... Не знаю, то ли я такой страшный, то ли девка просто сконфузилась сильно от неожиданности...))))))
Ну что, а теперь, коротенечко, сравнительный отзыв номерных вагонов с вагонами типа "Еж-3", или Ежиками...)))) Это такое легкое лирическое отступление было - не пихать же уважаемых читателей тупыми цифрами и данными, право слово!!)
Ну что, кузов?)))
Все то же самое, что и у вагонов типа ЕЖ, все уставшее и старенькое, за исключением глубокого фейслифтинга. Все видно на фото, собственно. База вагона та же, почти вся механика и электрика сохранена, сильно отличается, пожалуй, лишь мордаха с шестью фарами головного света, верхние прожектора на наших модификациях отсутствуют. Есть и другие варианты - с прожекторами наверху и четырьмя глазами, но на нашу линию их не поставляют. Такая же, как и на Ежиках, приточно-вытяжная вентиляция. Правда, есть и принудительная, но ее никто не использует. В московском метро, во всяком случае. Да и смысл, если честно? Представьте себя в Вазовской девятке в пробке в 6-километровом тоннеле. На улице +30, в тоннеле, с учетом надичия кучи автомобилей, +50 примерно. Сильно ли поможет вам вентилятор печки, хотя бы и выставленный на самый синенький краешек?? Вот и тут примерно та же история. Кузова в целом выглядят получше Ежиковых, краска облетает не такими огромными кусками по пол-метра квадратных. Но это как сравнивать ауди- бочку последних лет выпуска а А4 первых лет выпуска. Разница есть, но не особенная. По кузову, имеется ввиду. Та же, как и на Ежиках, рама, окна, двери - все то же самое. Окрас другой чуть-чуть. Двери окрашены в полосы, что разительно отличает номерные вагоны от Ежей. Работая машинистом только недавно узнал, что эти загибающиеся вниз полосы разработаны давно и с определенной целью - сосредоточивать внимание пассажиров на раздвижных дверях вагонов. Типа, движущийся поезд этими магическими полосами приковывает взгляд пассажиров и они активненько бегут именно к входным дверям вагона. Не знаю, мое личное мнение, что какой-то советский психолог просто защитил в свое время нехилую диссертацию типа "влияние визуальной разметки вагонов метрополитена на субъективное восприятие роговицей глаза среднестатистического пассажира метрополитена столицы"..))) ну или что-то похожее... Когда я, как пассажир, еду домой, мне лично плевать - Ежик подъедет, номер, Яуза или Русич. Я автоматически, играя в телефоне в любимую "Гелэкси он файр", зайду в любую дверь любого вагона. Потом по платформе спокойно дотопаю в нужную сторону. При самом неудачном выборе вагона потеряю примерно секунд 15-20. Поэтому, особенно как профессионалу, мне одновременно смешны и нелюбимы пассажиры, несущиеся от последнего вагона к середине, и печально всплескивающие руками, когда через пять (!!!!!) секунд после объявления следующей станции двери закрываются прямо перед их носом. Сорри, брат, ты сам затупил. А мы поехали. В общем, за кузовной окрас на нашей именно линии номерные имеют четко устоявшееся прозвище - "Полосатые". Особо глумливые переделали их в "Волосатых".))) Длина кузова, чтобы уж совсем не обходиться без цифр - 19 метров 21 сантиметр. Ширина - 280 см. Вместительность - 330 пассажиров на вагон, в пиковое время, мне кажется, поболее. Но и этого хватает, 2600 пассажиров, несущихся под землей, что твои кильки в банках - уже нехило, не правда ли??? А с интервалом 45-50 секунд летят следующие две с половиной тысячи. А за ними - еще... И так - около 80 поездов одновременно. Это только на одной линии, на нашей. А сколько всего??? Дальше множить не будем, приходят мысли о вечном..)))) переходим к следующему разделу.
Движок.
В отличие от описанного ранее типа "Еж-3", мощность составляет 114 киловатт на движок против 72-х. Очень, доложу я Вам, огромная разница. Если поставить на двух параллельных путях Ежика и Номерного и устроить нереальный такой драг-андеграунд-рейсинг, при всей искренней любви к вагонам типа "Еж", Номер просто уйдет в точку. Он реально мощнее, скажу как практик. Особенно это чувствуется при езде в горку (подъем). К примеру, если Ежик на затяжном подъеме 40/1000 (это изменение рельефа тоннеля на 40 метров по высоте на километр протяженности) еле-еле взбирается на максимальном положении ручки со скоростью 58-60 км/ч, то "Номерок" будет на том же положении ручки ехать и набирать скорость. Вплоть до срабатывания ограничителя на 80 км/ч. Отклик на переключение контроллера происходит в разы быстрее вагонов типа "Еж" - причиной тому измененная электросхема и ряд нововведений. Как и вагоны "Е", да и любого другого типа, оснащенные двигателями, номера склонны к юзу в дождь и снег, а с учетом повышенной мощности на открытых участках линии в плохую погоду нужно быть вдвойне осторожным. В общем, машина на порядок мощнее "Еж", но, как и любая мощная машина, требует привыкания - все-таки Ежиков на линии большинство, и работать на "Номерах" приходится реже.
Тормозная система.
Все такая же, как и на предыдущем типе подвижного состава. То есть электрический и пневматический тормоза. Кое-что добавлено мудрыми инженерами, но в результате более тяжелый "Номер" тормозит примерно раза в два хуже, чем проверенные "Ежики". Нет, конечно, по паспорту его тормозной путь всего лишь на несколько метров длиннее "ежового", но в жизни это чувствуется совсем иначе, да и 10-20 метров в условиях метро - это, сами понимаете. Например, если, не дай Бог, кто-то упал с платформы, а станция находится за поворотом (кривой) и машинист до последнего момента упавшего не видит... В общем, машинисты нашей линии за тормоза номера особенно недолюбливают. И не только за тормоза, к сожалению..))) Остальное в принципе все можно прочитать в моем предыдущем отзыве за одним исключением - в номерных составах нет ручного тормоза (того самого штурвала, о котором спрашивали в комментах). Здесь в каждом вагоне есть специальный рычаг - стояночный тормоз, который с помощью пневматики наполняет тормозные цилиндры воздухом (а не механически прижимает колодки, как на Ежах). При этом плюсом такой системы является автоматическая остановка поезда при падении давления в одной из пневмомагистралей, а минусом - не всегда четкая фиксация колодок в заторможенном состоянии (все-таки механика есть механика). Все прочие приблуды аналогичны дедушкам "Ежам".
Ходовая и подвеска.
Ну, в сравнении с Ежиками, Номерные поезда потише. Во всяком случае, в кабине точно. Когда езжу пассажиром, кажется, что и в салоне тоже, но Вам лучше знать.)) Немного изменено подвешивание двигателей, еще ряда узлов, уменьшено лязганье некоторых элементов тормозной системы за счет антивибрационного устройства, часть вагонов имеет несколько другое подрессоривание относительно "Ежей". Часть - потому что где-то половина на половину, комплектуется
Таким же, как и у предков, типом подвески. А так - тоже громко и звонко, как и положено железному и грозному повелителю тоннелей. Здесь, наверное, все.
Эргономика и салон.
Салон пассажиров практически вообще ничем не отличается от "Еж" - давно канули в Лету ходившие по Арбатско-Покровской линии вагоны типа "Е" с мягкими диванами, похожими на суперское домашнее кресло по ощущениям, и приятными плафонами с уютным светом ламп накаливания. Модернизация и удешевление, обосновываемое в том числе улучшением пожарной безопасности, привели к холодному люминсцентному свету и жутким антивандальным сидушкам, от которых через 10 минут посиделок уже начинает болеть пятая точка. В этом плане я лично ярый поклонник старого подхода к комфорту пассажиров. Кстати, и в автопроме также!!)))) Окна те же, двери тем более.... В общем, особо похвастать номерному против Ежика-то и не чем... В кабине же машиниста отличия есть, и немалые. К примеру, ручка-контроллер, управляющая электрическими режимами, стала напоминать классический автомат какого-нибудь шведа или немца года так, 93-97 выпуска. Фиксация положений, защелка-фиксатор при переключении с тормозного на ходовые режимы... В общем, фантастика, только раз...ио...банная...))) приборов-подсказок машинисту ощутимо больше (и это видно даже на фото), но срабатывает это иногда в обратную сторону: при нештатной ситуации у машиниста, много лет проездившего на составе типа "Е", тупо глаза разбегаются и мозг переклинивает. Ну типа как с приборки "копейки" пересесть на приборку какого-нибудь "додж-караван" современных лет... Все вроде понятно, но без ста грамм сразу и не разобраться... А с учетом того, что среднестатистический машинист на нашей ветке недели 3 подряд ездит на Ежах, а потом вдруг -рррраз и 4 круга назавтра на номерном, то сами понимаете.… нет-нет, не волнуйтесь, в реальности при нештатной ситуации пассажирам подобные несрастухи обойдутся секунд в 20 времени затупа машиниста... А вот машинист, простите, несколько литров пота больше спустит в одежду и от диспетчера выслушает раза в три больше, чем обычно... Составы-то, по сути, почти одинаковые. Номер просто по-советски так, с размахом, модернизировали, воткнув в свое время на пульт кучу нужных и ненужных (и их не меньше) кнопок и лампочек. Кресло машиниста также убого, просижено и перекошено, как и на предыдущих типах, единственное отличие - сидишь не справа в кабине, как на "Е", а посередине, что твой орел, какающий в гнезде, сурово взирая на стоящих на платформе пассажиров. Капитан голубого экспресса, не меньше, короче... Лампа освещения кабины, если неожиданно работает, красиво высвечивает наполированную лысину, и в темном тоннеле можно довольно быстро схватить приступ нарциссизма, наблюдая за собой в отражение в лобовом стекле... В общем, сплошная романтика! Зеркала все те же, кран машиниста - тот же, также расположен под правую руку. Да, есть обалденный принудительный штатный вентилятор кабины - такие два дефлектора как в ВАЗ-2106, крутятся иногда, если не расхреначили, и дуют двумя режимами забортным воздухом. Пользы - почти ноль, естественно. Огромное неудобное отличие номерной эргономики от "ежовой" - отсутствие торцевой дверцы и теснота кабины. Зачем это все было замудривать - вопросы к мытищинским инженерам и тем, кто получал за это откаты... Вообще, многие машинисты во всяком случае нашего депо склоняются к мнению, что вместо всех новомодных суперпоездов достаточно было просто усовершенствовать наши "Ежики", оснастив их хорошей шумкой и кондиционерами, благо нынешние материалы и технологии позволяют все это провернуть без особого гемора. Но это, конечно, риторика.... Итог: эргономика на высоте, как всегда на железке, салон пассажиров как салон пассажиров, ничего особенного. Сами ездили много раз, все видели.
Навороты.
А наворотов то, почитав свой предыдущий отзыв, по сравнению с Ежами, я и не нашел. Все то же самое, хоть абзац переписывай. Но не буду, глупо это..)) есть пару добавочных диодов-лампочек, помогающих машинисту в нештатной ситуации, но это все не интересно обычному читателю. Так что все ручное, железное и старое, как и положено составам 80-х годов рождения.
Долго готовился этот отзыв, букв получилось просто неимоверное количество, кто осилил - всем пятерки...)))))
По мере появления новых историй и фотографий постараюсь дополнять оба отзыва - и про Ежики, и про Номерные составы... А может, чем Провидение не шутит, когда-нибудь Вам и про какой-нибудь Сименс или Русич-Витязь-Яузу наваяю.... Если заменят наших трудяг-стариков раньше моей пенсии...))
Всем желаю успехов и удачи на дорогах и в жизни, спрашивайте, оценивайте, напишемся.....)